Часть 1 - Евгений Онегин - Тайны Истории
Хочу сразу сказать, чтобы очистить доброе имя Пушкина от любых подозрений, что его план не предполагал ни насилия, ни убийства или свержения царя, ни замену общественного строя, ни вооружённого восстания, ни вообще ничего такого за что можно хоть как-то осудить человека. Его идея была чиста от всех форм террора, как то самое светлое будущее России, которого он желал всей своей страстной душой! И хотя его план был прост, как всё гениальное, но так как мы знаем что те идеи, которые уже заранее кем-то прожёванные готовыми кладутся к нам в рот, хорошо не усваиваются, я проведу вас по этапам через все ступени познания.
Началось всё одной ночью собственно с ничего. Просыпаюсь я и крутится у меня в голове сквозь сон : " Созданье ада иль небес сей ангел, сей надменный бес...кто он, кто он, кто он?" И хотя я конечно узнала строчку из известной поэмы, но показалось мне, что это слишком сильно сказано, если речь идет просто об Онегине, как нам известно из школьной программы самом "типичном представителе" рyсского общества. Тогда может я чего-то не поняла? Может в нём есть какой-то другой, "божественный" смысл. И перечитала я эти строки, но Пушкин в них не даёт точный ответ. Он только рассказывает о том как Татьяна роется в библиотеке Евгения, читает его книги, и начинает понемногу понимать его. И он спрашивает её: "Уже ли слово найдено?". Но он не говорит это слово. И вот подумала я несколько минут об Онегине, и о том слове которым его можно оxарактеризовать и показалось мне что скоpей всего слово это должно быть нецензурное (боже как я ошибалась!) Но поймите меня, каким же словом может добропорядочная женщина обозвать человека, который весь pоман только и делал, что бездельничал и занимался развратом юных дев? А в добавок он разочаровал хорошую девушку Таню, хладнокровно пристрелил своего друга и в конце концов начал преследовать замужнюю даму. Ну сами подумайте, достоин ли этот человек ну хоть одного цензурного слова из cловаря нашего великого и могучего языка! На этом простом примере я поняла одну истину: "не торопись осуждать, потрyдись понять, и ты можешь открыть для себя великую тайну!" Но об этой самой “великой тайне” я расскажу в следующей части, а пока я просто решила забыть про этого недостойного моего дальнейшего внимания Евгения и пошла спать.
На следующую ночь, однако, меня опять разбудил какой-то внутренний голос. И вот начинаю я просыпаться и слышу изнутри моего подсознания, ещё сквозь сон: "Его нет, он был убит!"
-Кто был убит? - в ужасе спрашиваю я, и голос всё ещё сквозь сон подсказывает:"Он барщину налогом легким заменил...и был глубокий эконом..." И тут я окончательно просыпаюсь и меня осеняет мысль. А возможо ли такое что ещё во времена Пушкина был убит тот самый прогрессивный экономист, который мог провести все нужные реформы, расставить всю жизнь после войны с Наполеоном по своим местам, и его смерть повергла Россию в тот самый мрак, который закончился революцией? И сразу же понимаю что это вполне возможно. Но кто такой он мог быть, этот экономист? И осознав к своему стыду, что я не знаю ни одного русского экономиста времени Пушкина я отыскиваю статью в интернете испольуя ключевые слова "Русский", "Экономист", "ХIХ", подобно Татьяне которая копалась в спавочнике Мартына Задеке, чтобы истолковать свой сон про Евгения. И тут же нахожу я статью амеpиканских авторов об экономике России ХIХ века. Статья была написана эконоистами Рашель Дуглас и Барбарой Фразиер и опубликована в журнале Executive Intelligence Review в январе 1992-го года. Она называлась "Менделеев и Витте, борьба за установление "Американской Системы" в России девятнадцатого века. И вот что там было написана про экономистов времени Пушкина (это мой перевод с английского, дословно):
Особенно после убийства в 1837 году выпускника лицея Царское Село, Александра Пушкина, кототрый пытался приспособить Русский язык к выражению общечеловеческих идей, культура Россия погрузилась в мрак. Невозможно было вытеснить знания о недостатках Британской экономичской модели. Пушкинский роман в стихах, Евгений Онегин, показывает как это было общим знанием:
Бранил Гомера, Феокрита,
Зато читал Адама Смита
И был глубокий эконом...
Я не совсем поняла!? Я ведь искала материал про реальных экономистов того времени, и статья ведь про экономическое развитие России, и журнал ведь не литературный журнал...почему тут опять про Пушкина и его Онегина? И почему вдруг убийство Пушкина сыграло какую-то роль? Разве же не было других прогрессивных идей в Русской экономике? Но потом я поняла что возможно Пушкин сам и был тот экономист с прогрессивными идеями, который мог чем-то помочь стране. Для того чтобы проверить эту идею я пересмотрела ещё несколько pусскоязычных статей. И вот какую оценку даёт Пушкину, как экономисту профессор политэкономии. Привожу здесь всю статью без каких-либо издержек.
2001/05/07
Интимизация экономики
До Пушкина политэкономы считали себя почти что кастой, наподобие каст древнеегипетских жрецов, которые держали за семью печатями сухие экономические абстракции - общие законы и универсальные категории. Политэкономы от Ксенофонта до Смита и Рикардо считали себя особыми людьми и высокомерно смотрели на представителей других специальностей.
Пушкин разбил это высокомерное самомнение тем, что он сам как "неспециалист" в области политэкономии давал правильные оценки ошибкам экономистов по специальности - М.Ф.Орлова и Н.И.Тургенева - и в некотором смысле даже поправлял или дополнял постулаты отца всех экономистов А.Смита.
Тем, кто не верит в то, что Пушкин был замечательным экономистом-смитианцем оптимистического направления, искренне советуем еще раз почитать (пишем "еще раз", ибо верим, что все в детстве и юношестве читали Пушкина. - И.У.) следующие произведения: "Евгений Онегин", "Скупой рыцарь", "Дубровский", "Пиковая дама", "Повести Белкина", "Барышня-крестьянка", "Село Горюхино", "История Петра I", "История Пугачева", "Капитанская дочка", "Сказка о рыбаке и рыбке" и др. В этих произведениях пульсирует пушкинская экономическая теоретическая мысль, привитая на подвое экономических постулатов А.Смита, его учеников и друзей - Сэя, Сисмонди, Мирабо, Неккера, Бентама, а также Ломоносова, Радищева, Татищева, прямых учеников Смита - Десницкого и Третькова, Петра I, Орлова, Н.Тургенева, Пестеля, Рылеева, Муравьева-Апостола и других. Все эти имена являются прямыми или опосредованными "птенцами гнезда Петрова". И величие Пушкина состоит в том, что он обратился к преобразовательным реформам Петра I, которые сообщили России чисто европейское ускорение в областях экономического и социального развития.
Политико-экономическое образование Пушкина началось в библиотеке его отца, затем продолжалось в Царскосельском лицее, а с 1817 года - постоянное самообразование в течение всей его сознательной жизни. В США после второй мировой войны вышла книга историка экономической мысли Нормано с названием "Дух русской экономической мысли", где имя Пушкина - на первом месте как одного из самых значительных политэкономов и историков экономической мысли России 20-30 годов XIX века. Пушкин, как и Байрон, учил книгу Адама Смита "Богатство народов". Кроме того, там же он осваивал родственные с политэкономией дисциплины: историю одного хозяйства по системе академика Шторха, статистику, экономическую социологию, бухгалтерский учет, финансы, агрономию с элементами аграрной экономики и наконец - политические науки, которые в то время содержали в себе элементы социально-экономического управления.
20 сентября 1820 года Пушкин приехал в Бессарабию. Здесь он познакомился с генералом М.Ф.Орловым и Охотниковым, имевшими, помимо военного, политэкономическое образование. Орлов затем станет автором специальной работы о кредите, которую высоко оценит Пушкин. Но это в будущем. А в 1823 году Пушкин, в Кишиневе, почти закончил I главу "Евгения Онегина", с седьмой "Экономической строфой", в которой в сконцентрированном виде дает всю сущность экономической теории А.Смита. Онегин
...читал Адама Смита,
И был глубокий эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему
Когда простой продукт имеет,
Отец понять его не мог
И земли отдавал в залог.
Слова простой продукт выделены Пушкиным курсивом: тем самым отмечено, что золото - рядовой товар, на котором можно приобретать все остальные товары для потребления, но если последние находятся в наличии, то действительно - золото (деньги) не нужно. Эта мысль - по Смиту: основа стоимости (цены) всех товаров - производительный труд в материальной сфере производства, и истинное богатство состоит из массы товаров, пригодных для потребления; если они есть, то они потребляются, и никому не приходит в голову мысль о том, что надо искать деньги (золото) для их покупки.
Пушкин в "Онегине" выступает и как экономист-практик, реформатор. Поэтому здесь он дает еще и вторую экономическую строфу, касающуюся освобождения крестьян и аграрной реформы:
В своей глуши мудрец пустынный
Ярем от барщины старинной
Оброком легким заменил,
И раб судьбу благословил.
Как известно, барщина была тяжелым бременем для крестьян, ибо они бесплатно 5 дней в неделю из 7 работали на полях барина, а свое хозяйство запускали. Стоило Онегину заменить барщину оброком, собираемым один раз в год - или в натуре, или деньгами,- как крестьяне стали более свободными и могли заниматься и своим хозяйством, и дополнительными заработками вдали от дома, что стимулировало и другие отрасли - ремесла, нарождающуюся промышленность, торговлю, транспорт, а это тянуло за собой и строительство дорог с твердым покрытием между крупными жизненно важными центрами, городами и губерниями.
Пушкин, в отличие от декабриста Тургенева (тот требовал платы), предлагал освободить крестьян бесплатно, с предоставлением им земли в частное пользование - тоже бесплатно, с правом наследования. Но это было до 1825 года, а после 1826 года, когда Пушкин стал на платформу экономического реформизма, он стал вынашивать другие варианты: хотел освободить крестьян от крепостного права, но в то же время мечтал об укреплении потомственного дворянства как надежной опоры страны. Но как он мыслил осуществить две противоречивые реформы, мы так и не узнаем.
Более того, он предлагал совмещать освобождение крестьян с просвещением всего народа. Об этом он осмелился написать царю в записке "О народном просвещении". В ней просил разрешить включение в программах всех университетов России политической экономии по системе Сэя, Сисмонди, Тургенева и Карамзина. Возникает вопрос: почему Пушкин упустил в записке имя Смита? Дело в том, что либеральные постулаты рыночной экономики Смита били по феодальной системе и по земельным собственникам. А это сильно раздражало царский двор. Имя последователя Смита он назвал по той простой причине, что "Трактат о политической экономии" Сэя изучался в европейских университетах, а высшие царские сановники благоволили к автору по той простой причине, что он, в отличие от Смита, объявил капиталиста - производительным работником, а прибыль назвал зарплатой (вознаграждением) капиталиста. А раз так, то капиталист - друг рабочих (компаньон, как потом, в начале XX века, скажет Г.Форд-старший. - И.У.). Сисмонди - швейцарский экономист, выступающий за соединение экономической эффективности с принципами социальной справедливости, поставивший вопрос о социальном аспекте рыночной экономики. Но не это было главным в расчетах Пушкина. Главным было то, что Сисмонди был известен в России не только и не столько как экономист, а как автор 36-томной истории Франции и Италии. Сперанский одно время вынашивал идею пригласить его для преподавания в Царскосельском лицее. Но неблаговидная информация австрийского канцлера Меттерниха Адександру - о том, что в Царскосельском лицее собрано много революционно настроенных преподавателей, - сделала свое черное дело: Сисмонди было отказано в приглашении читать экономику. Имя Тургенева - автора работы о налогах - было вставлено Пушкиным не только потому, что Тургенев был талантливым экономистом, но и в расчете на то, что царь простит ему декабристские заблуждения. И последнее имя - российского историка Карамзина, автора "Истории Российского государства", главного советника царя, было указано последним в записке в расчете на то, что царь обратит внимание на фамилию своего любимца и даст ход тем идеям, которые были поставлены Пушкиным в его "Записке"... Но царь просто никак не отреагировал на это обращение поэта.
В рамках небольшой статьи невозможно раскрыть весь экономический теоретический потенциал Пушкина. Скажем только, что он по поручению царя изучил 3500 документов о Пугачевском восстании, систематизировал экономические корни восстания и выделил "Экономическую программу" Пугачева, которая подкупила не только крестьянство и бедные слои, но и купцов, мелких государственных служащих, купечество и даже часть духовенства. Это было отражено в "Истории Пугачева" и "Капитанской дочке".
Пушкин выступил как первый основатель истории в экономической мысли и экономической истории России в "Истории Петра I Великого". Заметил противоречия внутри единства - внутри дворянства и описал их талантливо в повести "Дубровский". Пушкина можно счесть экономистом-смитианцем, далеким от догм профессорских и от практической смекалки чисто менеджерского характера. Но, конечно же, для всех нас он в первую очередь остается гениальным поэтом, вошедшим в историю мировой культуры через парадную дверь, открытую великими предшественниками: Гомером, Данте, Шекспиром, Гете, Вольтером, Байроном. А мы идем к нему, чтобы согреть душу.
И.УСТИЯН, доктор экономики, преподаватель кафедры политической экономии и экономических доктрин Молдавской экономической академии.
Я могла бы привести здесь ещё множество подобных статей, но думаю вам уже есть достаточно материала чтобы убедиться в том что Пушкин был не просто великий поэт, но поэт с исторической загадкой...А о том, что он так старательно описывал в романе Евгений Онегин, и чем можно объяснить такое "непохвальное" поведение его героя я расскажу в следующей главе.
Свидетельство о публикации №109081900987
Виталий Алтухов 21.01.2010 17:05 Заявить о нарушении
Нина Милова 21.01.2010 17:38 Заявить о нарушении