Разговоры - одним файлом
==========================================
ПЛАТОН О КРАСОТЕ
Все остальное, говорил Платон, существует ради чего-то другого, лишь прекрасное существует ради себя самого. В прекрасном, говорил Платон, таится порыв к бытию, жажда существования. Художник, к примеру, или резчик, в мгновенном озарении увидевший прекрасную фигуру, – разве он не чувствует себя обязанным привести ее к существованию, дать ей жизнь. Прекрасное, говорил Платон, – это жестокий тиран, вынуждающий нас добиваться расширения его владений. Следует знать, говорил Платон, что прекрасное делится на виды, и эти виды образуют ступени прекрасного. Чем выше положение вида в этом ряду, тем настойчивее стремится он к воплощению, тем громче звучит исходящий от него призыв. Само собой, говорил Платон, что высший вид прекрасного – это человек. Прекрасный человек – это такой человек, в котором гармонично соединяются все лучшие качества тела, ума и духа. Прекрасный человек прекраснее всех других прекрасных вещей. Ясный перец, говорил Платон, прекрасный человек должен быть воплощен. Создать прекрасного человека – вот наша цель, наш долг, наша обязанность. А вообще-то, говорил Платон, допивая вино и откидываясь на подушки, слова здесь излишни, все и так ясно, а кому не ясно, тот осел.
ЧТО В ЖИЗНИ ГЛАВНОЕ
Ко мне пришел президент Вальтер Затлерс и сказал:
– Уважаемый господин, главное в этой жизни – быть хорошим гражданином и патриотом своей страны.
Ко мне пришел генеральный директор Службы госдоходов Дзинтар Яканс и сказал:
– Уважаемый господин, главное в этой жизни – исправно платить налоги.
Ко мне пришел папа римский Бенедикт XVI и сказал:
– Сын мой, главное в этой жизни – быть хорошим католиком и подавать нищим.
Ко мне пришел американский художник Энди Уорхол и сказал:
– Парень, главное в этой жизни утром хорошо посрать.
Ко мне пришел американский писатель Чарльз Буковски и сказал:
– Я согласен с Энди, чувак.
Ко мне пришел Гаутама Сиддхарта, помолчал и ушел.
До утра было далеко, и я ждал, что кто-нибудь еще заглянет и объяснит мне, что в жизни главное.
Но больше никто не пришел.
УТРЕННИЙ ГОСТЬ
Утром ко мне пришел Платон, а может быть Сократ, – спросонья было нелегко разобрать. И говорил мне Платон-Сократ что-то мудрое, но невразумительное. О том, что жизнь предполагает волю к жизни, а воля к жизни предполагает цель, что никакой заданной цели у человека нет, поэтому человек должен сам выбрать цель, задача эта, однако, невыполнима, ибо как можно стремиться к тому, что сам назначаешь целью, цель не выбирают, а то, что выбрано уже не цель, поэтому среди сущего необходимо найти нечто такое, что зачаровывает нас, манит, влечет, подобно сиренам, нечто, что усыпляет наш ум, но возбуждает чувства, стремления, и я, сказал мне утренний гость, знаю такое нечто.
– Что же это? Скажи скорее! – воскликнул я и проснулся.
Кто-то хлопнул дверью в подъезде. За окном было пасмурно. Шел мелкий дождь. Будильник отзвонил час назад. Я проспал утреннюю трансляцию US Open, и по ящику уже показывали прогревочный заезд Touring Car в Германии.
БЕСЕДА О ЖИЗНИ
Как-то раз мы сидели с Фомой Кемпийским и йогином Минапой в кафушке и говорили о том, как придать этой жизни смысл.
Фома говорил: если хотите наполнить жизнь смыслом, подражайте во всем Христу. Минапа рассказывал о правильном дыхании и медитации.
Я чувствовал, что Минапа ближе к современной жизни, что он лучше понимает ее потребности, но не мог объяснить себе, почему. Наконец я понял. В былые времена люди презирали тело, считая что тело мешает спасению души; теперь они занимаются душой только для того, чтобы укрепить тело.
У Фомы не было шансов, а на Минапу я бы поставил девять к одному.
Самому мне было наплевать и на душу, и на тело, и я готов был обменять то и другое на хороший роман в шестнадцать тысяч строк.
РАЗГОВОР О ТОЛСТОМ
Ко мне пришел Чехов Антон Палыч и сказал:
– Поговорим о Толстом.
– Ну, не знаю, – сказал я. – У меня и мыслей-то о нем никаких нет.
– А я вот о нем часто думаю, – сказал Антон Палыч. – Замечательный в своем роде человек был и замечательный писатель.
– Чем же он замечателен как человек? – спросил я.
– Прежде всего тем, что оставил много документальных и литературных свидетельств, позволяющих проникнуть в суть его характера и его отношения к людям и Богу.
– Вы не первый Антон Палыч, – сказал я, – кто интересуется характером Льва Толстого. На днях у меня был Горький и тоже говорил о Толстом.
– Что же он вам наговорил? – спросил Чехов.
– По его мнению Толстой очень боялся смерти. Этот страх и был сутью его характера.
– Очень проницательно для Максимыча, – сказал Чехов. – Не ожидал от него такой прозорливости.
– Путаетесь, Антон Палыч, – сказал я. – Прозорливость есть способность предвидеть будущее, а проницать в суть характера – это совсем другое.
– Не ловите на слове, – сказал Антон Палыч. – Все равно не поймаете. Тот, кто проницает в суть характера имярек, предвидит поступки, которые тот будет совершать, и наоборот: предвидеть поступки имярек – значит понимать его характер.
– Согласен с вами. А вы согласны с Горьким? – спросил я Чехова.
– Отчасти, – сказал Чехов. – Потому что страх смерти в Толстом был эффектом производным, а изначальным эффектом, или, лучше сказать, аффектом, была его тревожность, неуверенность в себе. Отсюда и желание доказать свою смелость и стремление добиться расположения других, завоевать их любовь. Ведь что такое желание славы, о котором он так много писал? Это желание всеобщей любви. Отсюда же такая острая его реакция на «нелюбовное» отношение со стороны крестьян и лакеев. Ему хотелось бы, чтобы его все любили, даже сапожники, потому что он не чувствовал в себе права на существования – естественное чувство любого уверенного в себе человека.
– Интересно, – сказал я. – Не отсюда ли и его постоянное стремление к самосовершенствованию?
– Именно так. Он как будто все время чувствовал себя виноватым и хотел исправиться. И обратите внимание, с какой настойчивостью он стремился воспитать в себе равнодушие к тому, что думают о нем окружающие. Это потому, что его крайне заботило мнение о нем других людей.
– Антон Палыч, – сказал я, – вы – великий диагност.
– Я бы предпочел быть великим писателем, вроде Толстого, – сказал Чехов. – Но, как говорится, каждому свое.
– А что вы скажете об отношении Толстого к Богу?
– Оно соответствует всему, что я уже говорил. Не в силах добиться безусловной любви всех людей на планете, Толстой обратился к Богу и попытался добиться Его любви. Ведь такая любовь по определению была бы бесконечной и превзошла бы людскую любовь, и Толстому не нужно было бы думать о людях и их отношении к нему.
– Антон Палыч, – сказал , – почему бы вам не изложить эти мысли в большом биографическом труде о Толстом? Вы сравняетесь тогда с Радзинским и Быковым.
– Я – вроде Сократа, – сказал Чехов. – Предпочитаю устное слово письменному. К тому же мне мешает мой скептицизм: я никогда не уверен полностью в том, что говорю.
– Значит, и вам не хватает уверенности, – сказал я. – Ну что ж, у меня есть отличное лекарство от неуверенности.
– Неужто шампанское? – глаза Чехова заблестели.
– Да, – сказал я, – Veuve Clicquot. Вчера привезли из Франции.
– Так что же вы сразу не сказали! – воскликнул Чехов. – Столько времени потеряли.
– Почему же, – сказал я. – Мне ваши мысли показались занятными.
– Скорее звоните Максимычу, – сказал Чехов. – Пусть принесет икры и лимонов.
– Можно и Радзинскому позвонить, – сказал я, – или Быкову.
– Ну, это уж перебор будет, – сказал Чехов. – На троих – в самый раз.
Свидетельство о публикации №109081802470