Эмма в тексте и на рисунке

насколько Флобер своей манерой опередил время видно из отрывка где он описывает Эмму во время любовного свидания

«Она раздевалась резкими движениями, выдергивая тонкий шнур корсета, и он свистел на ее бедрах, как скользящая змея. Босиком, на цыпочках, она подходила к порогу проверить, заперта ли дверь, и вдруг одним жестом сбрасывала с себя все одежды и, бледнея, без слов, без улыбки, с долгим содроганием прижималась к груди Леона»

из самого текста это может быть и трудно понять ведь прошло уже полтораста лет но стоит сравнить отрывок с иллюстрацией Буальвэна сделанной в 1875 году и многое становится ясно

на рисунке гостиничный номер справа видна часть кровати под балдахином рядом с ней круглый столик с бутылкой вина и двумя бокалами на полу ковер на стене зеркало в котором отражается Эмма

Эмма подошла к двери и как будто еще делает последний шаг правой рукой она как бы притворяет дверь упираясь в нее левой поддерживает длинную пышную рубашку края которой стелятся по ковру корсет валяется рядом у двери

Эмма еще не распустила волосы они собраны у нее на макушке плечи и руки обнажены грудь приоткрыта глубоким вырезом видна босая ступня все остальное закрывает белая рубашка которая кажется чрезмерно длинной 

в изображении Эммы есть фривольность но нет эротичности можно сказать что настоящим центром картины оказывается именно рубашка с ее многочисленными складками и воланами она нарисована интересно хотя расположение складок кое-где и выглядит неестественным

рисунок выполнен в духе рококо это все на что осмелился иллюстратор и возможно это все на что имели право иллюстраторы в начале последней четверти XIX века

как же далек этот фривольный дух от лаконичного реализма Флобера в котором тоже нет эротики но нет и этих миленьких оборок

Флобер великий кутюрье литературы благодаря ему в моду вошли пусть не сразу простые фразы без рюшей и воланов


Рецензии