Фрагменты из сборника Родник-2008г. г. Баку
ИЗБРАННОЕ
Из альманаха поэзии и прозы
Баку из-во «Мутарджим»
ХУДОЖНИК СЛОВА
Первого марта 2008 года общественно-политической га-зете «Вышка» исполнилось 80 лет. Главным редактором газеты является: лауреат премии «Золотое перо», заслуженный журналист Медина Гасанова.
К юбилею готовились журналисты, ра-ботники издательства, и родниковцы. В подборке юбилейного номера газеты вышли стихи: Марьям Джа-ли-ловой, Геннадия Салаева, Валерия Макаренко, Алек-сандра Ракова, Людмилы Дудко.
За сорок пять лет существования «Род-ника», в нём произошли большие изменения. Из молодых стихотворцев, многие выросли в профессиональных поэтов и прозаиков, как например: Экрам Меликов, Алина Талыбова, Севиндж Гейдарова, Заур Мехтиев, Раиса Калашникова, Сергей Стука-лов, Эмиль Бабаев, Галина Бабаева, Елена Андреева, Александр Хакимов, Яна Кандова, Лачин, Сахиб Мамедов, Свет-лана Сы-ромятникова, Александр Раков, Марина Янаева, Людмила Дудко, Геннадий Салаев, Валерий Макаренко, Нина Скворцова и Ясмина Экрам кызы. Современные молодые люди, недавно вступившие в члены литературного объединения «Родник», равняются на опытных поэтов и прозаиков.
Журналисты не раз называли имена, на строках газеты Вышка», ведущих поэтов и прозаиков города Баку, и с гордостью радовались за успехи родниковцев, участвовавших в городских и в международных конкурсах.
Литературное объединение «Родник» решило приурочить вы-пуск альманаха к «юбилейному году» газеты «Вышка».
К альманаху подключились не только родниковцы, но и ав-то-ры, входящие в Союз Духовных Миров, - прозаики, поэты, из-вест-ные своими произведениями у нас в Азербайджане и в России.
Совет глав государств СНГ решил объявить 2008 год го-дом «Литературы и чтения» в Содружестве Независимых Госу-дарств. Документ подписали: от Азербайджанской Республики И.Алиев, от Беларусской Республики А. Лукошенко, от Российской Федерации В.Путин и т.д.
Каждый из выше названных поэтов и прозаиков, обла-дают собственным почерком и самобытным видением реалий окру-жающего нас мира, и как говорил В.Маяковский: «Я поэт, и этим интеремен!»
Уместно вспомнить цитату из Корана: «Чернила учёного и кровь мученика имеют перед небом одинаковую ценность».
«… И даже, если они в дальнейшем отойдут от стихов (лучше бы этого
не было), будут больше читать прозу, всё равно свет юности, чудесный свет
поэзии будет озарять всю их жизнь». ( Из заметок Константина Ваншенкина).
Валентина Эфендиева,
руководитель литобъединения «Родник»,
член Союза писателей Азербайджана.
ФРАГМЕНТЫ ИЗ СБОРНИКА
ЛИТОБЪЕДИНЕНИЯ «РОДНИК»
ВАЛЕНТИНА ЭФЕНДИЕВА
Валентина Георгиевна Эфендиева родилась и выросла в г. Баку.
Публиковалась в республиканских газетах, в журнале «Литературный
Азербайджан», в сборниках литературных объединений: «Родник»
при общественно-политической газете «Вышка», «Содружество»,
«Луч», «НЛО» (в Новомосковском литературном объединении), других
СМИ.
В данное время является руководителем литобъединения «Родник»
при Республиканской общественно-политической газете «Вышка».
Член Союза писателей Азербайджана.
ОДА ЛЕТУ
Воздух с запахом нефти и гари,
Обособленных вышек каскад.
Апшеронское лето в разгаре.
Словно ломоть арбуза закат.
А над волнами протуберанцы
Из мерцающих солнечных искр,
И купальщиков жаркие танцы,
И у берега оторопь брызг.
Но когда наступает затишье,
В фиолетовом цвете небес
Отражаются тёмные вышки,
Что похожи на зубчатый лес.
И степей золотая короста,
В набегающем крупном песке.
Словно нарды, рассыпаны звёзды
По двустворчатой жёлтой доске!
Пусть ликующих дачников племя,
Мельтешит у роскошных веранд.
Тёплый вечер звучит, как поэма, -
Каждой буквы и звука гарант!
И создавшему вечную песню
О бакинской поре золотой,
Никуда из стихов не исчезнуть,
А сиять над любой запятой!
СТУК КАПЕЛИ
Рассвет росой стучится в окна
И свежий ветер у порога.
Природа значит очень много,
Ведь каждый лучик ею соткан.
Сгустилась облачная стая
И кажется, что дождик брызнет,
А ветер – тот, походкой гризли,
Уходит вдаль, листву листая.
Как он прекрасен, воздух травный,
И я его пером означу!
А стук росинок, не иначе,
Стиха хозяин полноправный!
РАИСА КАЛАШНИКОВА
Калашникова Раиса Павловна родилась в Баку. Член литобъединения «Родник». По профессии – педагог. Образова-ние высшее. Имеет звание «Заслуженный учитель», награждена медалью «Ветеран труда». В данное время ушла на заслужен-ный отдых. Стихи пишет давно. Печаталась в журнале «Лите-ра-тур-ный Азербайджан», «Мутарджим». Её стихи печатаются в газете «Вышка», в сборниках «Родник» при газете «Вышка», во многих альманахах. Вышли две её книги: «С душой наедине», «Я буду всегда».
ПОСЛЕДНЯЯ ПЕСНЯ
Нежданно осень лёгкою походкой,
Подкравшись, заглянула мне в окно.
Махнув багряной веткой, как находкой,
Позолотила кустик заодно.
Пускает феей в силу свои чары,
Затеяв дивных листьев перепляс.
Любуясь красотой влюблённой пары,
Как и весна, их манит синью глаз.
А «бабье лето» любо же ей очень
Обильно в воздухе теплынью разливать…
Из всех времён подвластно только осени
Внезапно нас так мыслью осенять.
Ко всем подступит осень, как в природе,
Она вошла подругой в жизнь мою.
Побольше б встреч мне с ясною погодой,
Последней песней я осень пропою.
О, ВЕСНА!
Снова пробуждается природа,
Разжигая буйство чувств в груди.
Ей, весне, поэт слагает оды.
Мнится море счастья впереди.
Вон, в саду, любимая черешня,
Будто нежась в соке молодом,
Не сегодня – завтра брызнет спешно
Ароматным вешним молоком.
Облачко в лазурной дымке тает,
Неохватен вкруг простор, широк!
Внемля нежным трелям, щебетанью,
Ты, как гостья, ступишь на порог.
Я тебя с восторгом принимаю,
Щедро жизнь дарящую, любовь.
О весна! Как в сорок пятом, в мае,
Принеси нам мир желанный вновь!
МАРЬЯМ ДЖАЛИЛОВА
Марьям Джалилова родилась в городе Баку. Сейчас ей 14 лет. Учится в лицее «Интеллект» при школе № 6.
Она пишет не только стихи, но и пьесы, небольшие рас-сказы, сказки. Первая её книжка «Давайте знакомиться» вышла в 2005 году.
Является членом литобъединения «Родник». Марьяша не впервые участвует в родниковском сборнике.
ПЕРВЫЙ ЭКЗАМЕН
Вот оделись деревья листвой.
Май проходит лугами, лесами.
У лицейских ребят завтра смотр боевой
Здравствуй первый весенний экзамен!
Как светло на тетрадке гладкой –
Солнца луч появился на ней.
Будет отдых особенно сладким
После этих взволнованных дней.
Если с книгой мы вправду дружны,
«Несчастливых» не будет билетов,
А сейчас поработать должны –
Отдохнуть мы успеем за лето.
Встань же утром спокойный, весёлый.
Разверни ты без боязни билет.
Ты сейчас перед классом и школой,
Перед Родиной держишь ответ.
ЖАРКИМ ЛЕТОМ…
Жарким летом хороши
Берега родного моря.
Колокольчики в лугах
С тёплым ветром спорят.
Раскачав качели волн
Ветер вдруг уляжется.
Вдалеке малютка чёлн
Чёрной точкой кажется.
Вышли в море просто так,
Но может быть на счастье
Попадётся им судак –
Длинный и глазастый.
Коршун в небе высоко.
Он, как змей бумажный,
А туман, как молоко
Над лугами влажными.
А когда заблещут звёзды
Серебром и золотом,
И взойдя на звёздный мост,
Месяц глянет молодо,
Вот тогда в кружок мы сядем
И проводим выходной,
Рано утром встретим зорьку
И пойдём в поход другой.
СЕРГЕЙ СТУКАЛОВ
Стукалов Сергей Владимирович родился в 1963 г. в Баку. Образование среднее. Автор единственного сборника «Выезд» - 2005 г. Член литобъединения «Родник» с более чем десяти-лет-ним стажем. Стихи начал писать с двадцати одного года. Пуб-ликовался на страницах газеты «Вышка». В 2005 году де-бю-ти-ровал в журнале «Мутарджим». В 2005 году вступил в лито-б-ъе--ди-нение «Содружество». Является членом поэти-че-ско-го сайта СТИХИ. РУ. Прозу пишет по принципу «проверь себя».
ЛЕТОИСЧИСЛЕНИЯ
Жизнь идёт. Всё меняется в мире.
А мне скоро двадцать четыре.
В сфере благ, передряг, неудач
« Я живу без гарантий и сдач ».
В счёте лет лишь гарантия есть.
Верность Вам. Постоянство, как честь.
Я от бед и забот не бегу,
Позабыть Вас пока не могу.
Легче гору лопатой изрыть,
Чем такое оно…»позабыть».
Беспросветные дни мои серы.
Мои мысли просты. И – химеры.
Коль лицом я улыбки не прячу,
То душою, случается, плачу.
Но неслышен тот плач никому.
Смысла нет объяснять, почему.
……………………………………..
Разве поиск всегда ненапрасный?
И не каждый – удачлив, не ясно?
Неудач я почти не боюсь
И к превратностям как-то притрусь.
Значит, жизнь продолжается. В путь!
Я дойду до конца как-нибудь.
Ваше солнце мне дарит тепло.
И на сердце не так тяжело.
ГЮЛЬНАРА САФАРАЛИЕВА
Гюльнара Сафаралиева – поэтесса, педагог, певица и композитор. Родилась 4.05.1961г в г. Баку. Печатается в газете «Вышка». Является членом литературных объединений «Ха-зар», «Луч», «Содружество», «Родник».
МУДРОСТИ РОДНИК
(посвящ. Новруз - байрамы)
Новруз весной встречаем мы,
Когда любви сердца полны,
Когда природа, наконец,
Ведёт погоду под венец!
Встречаем мы Новруз весной,
И что за праздник ты такой?
Из глубины веков возник.
Бьёт мудрости в тебе родник!
Весна идёт! Весна идёт!
Весна стучится у ворот!
Весной природа просыпается,
И день весной удлиняется.
Весной все люди улыбаются,
И открываем мы сердца
Любви и счастью без конца!
ОДИНОЧЕСТВО
Я хотела, а ты не пришёл,
Я мечтала, а ты не дошёл,
Говорил, что ко мне ты придёшь,
Оказалось, что всё это ложь.
Я готовила лучший сюрприз,
Получила в ответ только: «брысь»,
Только «брысь» от работы твоей.
Я надеюсь, что в наш юбилей
Вспомнишь ты о подруге своей
И захочешь меня пригласить?
Я не знаю, о чём говорить
С тобой можно? О чём нельзя?
Я запуталась, кто мы: друзья?
Или больше? Тогда почему
Ничего я, увы, не пойму!
Я хотела, а ты не пришёл,
Я мечтала, а ты не дошёл.
Столько дней ты где пропадал?
Говоришь, на работе аврал?
Я прошу ведь простого участья,
Я сижу и мечтаю о счастье.
Как же так: тело ждёт и горит!
«Как же так?» - сердце мне говорит.
Успокою я тело своё,
Успокою я сердце своё,
Я закрылась опять для тебя,
И опять я люблю лишь себя.
САХИБ МАМЕДОВ
Мамедов Сахиб Азиз оглы родился (21 октября 1986-го года) и вырос в столице Азербайджана, городе Баку.
В 2002 году окончил среднюю образовательную школу в поселке Баладжары, где и живет поныне. В 2006 году окончил Азербайджанский Государственный Экономический Универ-си-тет. В 2008 году окончил отдел магистратуры того же универ-ситета. С 1996 - 2006 гг. профессионально занимался боксом.
К стихам пришел в 2006 году... И первые пробы пера разместил позднее в интернете на сервере современной поэзии www.stihi.ru
Многократно печатался в газете "Вышка", в альманахах литературных объединений Азербайджана, а так же в подборке лучших произведений в журнале "Литературный Азербайджан"
Опубликован в альманахе "НЛО" (Новомосковское Ли-те-ра-турное Объединение).
Член лит. объединений "Хазар", "Родник", Республи-кан-ско-го общества солидарности народов Азербайджана "Содру-жество". Лауреат премии "Пушкинианы" среди учащихся в 2008 году.
Публикуется в периодической печати.
* * *
Вот опять все печально сложилось…
И в душе моей пенится кровь.
Так скажи, дорогая, на милость –
Ну зачем нам такая любовь?
Трудно видеть кончину заката
В освоении Обжитых мест.
Уж не вздымутся стаей крылатой
Чувства к синему шелку небес.
Мне любовью уже не согреться.
Глупо память о прошлом беречь.
Не замерзнет холодное сердце,
А что в пепле, того не поджечь.
Да и жить у отвесного края
Над обрывом растраченных лет
Нелегко. Так смеясь и играя
Отлюбил я свой юный рассвет.
Все тузы разменялись на крести…,
Позабылась червовая связь.
И все то, во что верили вместе
Обращается в копоть и грязь.
Ты прости, что все так получилось,
Не сутуля печальную бровь.
Все уходит, когда б ни родилось…
А сердца покидает любовь…
ИСКУССТВО РЕЧИ…
Поистине, искусство речи в том,
Когда следишь за словом – есть причина –
Не плакать, чтоб, как женщина потом,
За что не смог ответить, как мужчина..!
* * *
Кто-то любит, а кто-то страдает.
Только я возвышаю сонет.
Если зрение тьмой увядает,
Разве должен исчезнуть и свет?
Не грущу и не плачу словами,
Хотя боли в душе не унять.
Этот мир был придуман не нами,
И не нам уж его изменять.
От потерь догорают надежды,
От потерь умирают мечты,
Как под грубой рукою невежды,
Кровоточат в досаде цветы.
Пусть во мгле заросла лебедою
Этой жизни кривая стезя…
Но все то, что пугает бедою,
В этом мире бояться нельзя.
Что утрачено в дым без возврата,
К нам придет на обочину лет.
Если что и уходит с закатом,
То всегда возвращает рассвет.
ЛЮДМИЛА ДУДКО
Родилась в г. Баку в 1958 году. После учёбы в Львовском по-лиграфическом институте вышла замуж. Итогом этого союза ста-ло рождение трёх чудесных детей. Надеюсь, словом прив-лечь людей к Богу. Работаю в храме. Член литературного объ-еди--нения «Родник». Публиковалась в газетах, сборниках и т.д.
ДЕТЯМ - ВСЕМ
Бог даровал пройти
По жизненному полю,
Дай не сойти с пути,
В Твоей спасаться воле.
Ведь эта жизнь дана,
Как повод убедиться –
Наиглавнейший враг
Во мне самой гнездится.
Господь - моя защита,
Надежда, сила, честь.
Душой царя Давида
Направь Псалтырь прочесть.
И что тогда такое
Все трудности в пути?!
С окрепшею душою
Вели мне путь пройти.
ВЕЛИКИЙ ПОСТ
Что за капли падают?-
То секунды капают,
Да в одну всё реченьку,
Лету быстротечную.
У кого их пруд пруди,
А кому – печалиться,
Живо тает времечко!
Пульс- секундомер
Вроде ты играючи
Кровушку – кровинушку
Да в одну всё реченьку.
Глазом не сморгнёшь,
А в глазах заблудишься,
И куда всё делося?-
Кануло всё в реченьку…
Окаянной душеньке
Как держать ответ?…
СЫРОМЯТНИКОВА
СВЕТЛАНА ГАВРИЛОВНА
Светлана Гавриловна Сыромятникова родилась в Баку.
По образованию она инженер, занимается литературным твор-чеством давно. Член литобъединения «Родник». Печатается в "Вышке" с 1994 года. Её стихотворения публи-ко-вались на страницах газеты «Вышка», журнала "Литературный Азербайджан". Кроме стихов пи-шет рассказы, басни, сказки. Её произведения включены в сборники «Родник», «Хазар», «Содружество».
МИЛИЯ
Далеко-далеко, за лесом дремучим, подагрою мучим, жил сравнительно молодой человек по имени N. Ничем он среди других смертных особенным не выделялся, и, казалось, Богом был забыт. Но вот однажды с ним случилось приключение, которое нельзя было назвать обычным, а скорее из ряда вон выходящим.
Шел он в тот день по улице, даже не по своей, а по сосед-ней, одет был не по-праздничному, а скорее по-будничному, очень занят был своими мыслями, и ни до кого, как говорится, ему дела не было. И, странное дело, вдруг ему показалось, что он не один идет, а кто-то рядом, можно даже сказать, нога в но-гу идет, чуть ли не сопит в ухо. Итак, наш N оглянулся, но ни-кого не увидел – ни сзади, ни впереди. Даже в пот его бросило, что за ерунда, вроде бы и не пил ничего, и галлюцинаций нет, а вот ощущение, что не один он на дороге, и даже кто-то то от-ста-нет, то вперед забежит. Только разговору с ним никакого не ведет. К тому же сухая погода была, следов на дороге ника-ких не оставалось, и понять сразу нельзя, что за невидимка такой следует за ним. Ну, не утерпел наш герой, да и спрашивает:
- Кто ты такой? – И даже не ожидал, что получит ответ.
- Я Милия. – А голос такой мелодичный, очень приятный.
- А сколько тебе лет?
- Мне двадцать.
- Значит, ты девушка?
- Да, - отвечает Милия.
- А почему ты за мной идешь?
- А ты мне понравился. Лицо у тебя доброе.
- А ты человек?
- Нет, я не человек.
- А кто ты тогда?
- Я – Мечта.
- Что же ты хочешь сказать, что мечта бывает телесная?
- Да.
- А увидеть тебя можно?
- Конечно, но только это очень трудно.
- Что же для этого нужно сделать?
- А ничего особенного, просто полюбить меня надо.
- Но как же полюбить тебя, если тебя не видно?
- Но ты ведь слышишь меня?
- Да, слышу.
- И голос тебе мой нравится?
- Да, нравиться. Но этого мало.
- Ошибаешься, иногда достаточно голоса, и человек влюб-ляется.
- Ну и что, а потом мучается. Потому, что этого не достаточно, чтобы любить все время.
- Никто не знает заранее, навсегда он полюбит или это у него временно. И здесь естественны ошибки.
- Да, но не хочется ошибаться.
- А ведь жизнь состоит из проб и ошибок. По-моему, нет никого, кто бы хотел заранее ошибиться, а все хотят выигрывать. Ведь не зря в песне поется: « кто-то теряет, а кто-то находит».
- Но я лично тоже не хотел бы ошибиться.
- А ты и не ошибешься.
- Ты что, гарантию даешь?
- Гарантию ни на что дать нельзя. Вот сейчас мы идем по до-роге, и нет гарантии, что дойдем до твоего дома. Вдруг что-то случится.
N испуганно воскликнул:
- Что ты такое говоришь?
- Я тебя испугала?
- Конечно, разве не знаешь, что человек всего боится. Он в душе консерватор. Ему хочется, чтобы все оставалось неиз-менным. А если что меняется, возникают лишние волнения.
- Да, но жизнь заключается в этом. Когда ты чего-то добиваешься, к чему-то стремишься, а не стоишь на месте. Стоять на месте – удел памятников.
N стал переходить с теневой стороны улицы на солнеч-ную. Солнце охватило его фигуру теплом, заблестело в кур-ча-вых волосах, утешило приступ подагры. На солнце его спут-ница вдруг явственно проступила, стала зримой. Формы ее ока-зались приятными и настолько вдруг мучительно близкими, что он изумился.
- А ты ничего! – воскликнул N, внезапно остановившись.
- Ты что же, влюбился? – насмешливо спросила Мечта.
- Нет еще, - поторопился ответить он, - но уже идет к тому.
- Смотри, сначала все обдумай, обмозгуй, - предупредила она. – А вдруг опять влипнешь?
- Зачем так говоришь, Милия? На миг показалась и уже исчезнуть хочешь?
- Пока не время. Ты еще колеблешься. Мечту лелеять надо – знаешь такое выражение? А то схватить хочешь – так мож-но только пустоту ощутить, и ничего более. Любят ведь без ог-ляд-ки, как по нехоженой степи, напрямик. А там и осту-питься можно, всякое бывает. Пока! – нежно произнесла Мечта.
- Куда ты? Постой! – крикнул вслед N.
- До скорого! До скорого! До скорого! - медленно растворяясь в воздухе, сладко повторяла Мечта.
НАТАЛИЯ ТУРОВСКАЯ - ШЛЯХТИНА
Туровская-Шляхтина Наталия Васильевна, родилась 27.04.1958 года, в городе Баку. В 1976 году ей было прис-воено звание «Мастер спорта» по художественной гимнастике.
В 1976 году с красным дипломом закончила музыкальное училище им. Асафа Зейналова по классу фортепианно.
С 1976-1981гг. училась в АЗИ на нефте-механическом факультете. Закончила институт с красным дипломом.
С 1978-1993гг. работала в ОТК на нефтяном приборо-строи-тельном заводе им. Калинина.
С 1981-1983гг. окончила Московский филиал, с красным дипломом институт патентоведения ВОИР.
В 1983 году вышла замуж.
Имею сына 1985 года рождения
С 1990-1994 г. окончила с красным дипломом Народную консерваторию им. Узеира Гаджибекова, по классу фортепиано
В 1993 году перешла с завода Калинина, работать в Азербайджанскую Государственную Консерваторию, лаборан-том при Музыкальной школе-студии.
В 1994 году из консерватории перешла работать в Азер-байджанский Государственный Академический Театр Оперы и Балета артисткой хора.
В 1998 году была переведена на должность начальника костюмерного отдела Театра Оперы и Балета
С 1999-2001г. закончила библейскую школу «Собор Хва-лы» на отлично.
Заниматься литературной деятельностью начала со школь-ных лет. Сочиняла стихи и песни. Начала издаваться толь-ко с 2006 года. Состоит в литературных объединениях «Ха-зар» при Союзе писателей Азербайджана, «Содружество» с 2005- года. А в объединении «Родник» с 2006 года.
ДУХОВНЫЕ СТИХИ
ОБРАЩЕНИЕ
Горда Душа, поднявшись по спирали.
Но гордость эта не возвысит никого.
Душа по Вере вверх стремится
В звуках вальса,
А в этом случае Она взметнётся высоко.
И Кто-то наблюдает тщательно за нами.
И так проникновенен Глаз ЕГО,
А люди всё страдают, да бунтуют
И не хотят взлететь с ним так легко.
Но люди! Будьте же разумней!
Он дарит вам благословение своё.
И обращается к вам искренно, с доверьем.
Дух рядом. Вся Вселенная ЕГО.
БЛАГОДАРНОСТЬ
Великий Бог-Отец!
Ты дал мне дар.
И этот дар-
Твоё благословенье.
Прошу тебя!
Мне помоги!
И в помощи твоей
Я проявлю терпенье
Ты знаешь,
Что терпеньем я богата.
И в руки Ты мои
Всё лучшее вложил:
Искусство, мастерство
И Лиру с Музой вечной,
Что многие, страдая,
Не могут получить.
Благодарю Тебя, Отец,
За все те чудеса,
Что проявляются
В тяжёлой нашей жизни!
Но знаю я,
Что это ТЫ-
ГОСПОДЬ-ОТЕЦ,
ГОСПОДЬ-ИИСУС,
ГОСПОДЬ- наш ДУХ СВЯТОЙ.
ВАГИФ АЛЕКПЕРОВ
Вагиф Алекперов родился в г. Киеве. По образованию – физик. В 1980 году окончил Азербайджанский Политехни-че-ский институт. Член литобъединения «Родник». Его стихотворения включены в сборник «Родник – 2005», печатался на страницах газеты «Вышка» и других СМИ.
ЧЕРНО-БЕЛАЯ БЫЛЬ
В ночь с 16 на 17 октября 1985 года Джуна
Давиташвили написала стихотворение,
которое, в сочетании с ее видениями, явилось
предсказанием Чернобыльской катастрофы.
Отрывок мз книги Е. Мулярова "Джуна":
"Тайные механизмы подсознания заработали. С 16 на 17 октября ее одолевало странно видение. Началось все в 23 часа и закончилось в 1 час 17 минут. Время и обстоятельства, при которых возникло видение, так хорошо запомнились не только из-за того, что Джуна увидела страшные, чудовищные вещи и картины, которые впоследствии подтвердились жизнью. Рядом находились ее друзья Виктор Легентов, Александр Шере-метьев, Алексей Самойлов и Владимир Чаракчан. Все проис-хо-дило на их глазах.
Тревога, тяжкая, невыносимая, безысходная. Попавшийся под руку блокнот стал заполняться линиями, постепенно соеди-няющимися в единое целое. Прочерк, новый прочерк, ломаные, образующие какой-то странный пучок. Шариковая авторучка двигалась по белому листу, и постепенно возникала фигура, охваченная пламенем, «не то женщины не то богини», по определению самой Джуны. Если богиня, тревожная мысль пы-талась найти зацепку для успокоения, тогда – не охвачена пла-менем, а исторгает его? Все равно огромная тревога не покидала.
И как свидетельство о том, что рисунок не прихоть ху-дож-ника, не разминка для его мастеровитой руки, а свиде-тель-ствует о важном, пока не прочитываемом, возникали стихи. Про-рочество облекалось и в наглядные, и в словесные образы, оставаясь пророчеством, значит, зашифрованным посланием, которое следует прочитать, истолковать, ужаснуться.
Как быстро машина мчалась,
Как лес был приветлив, ласков,
Кто знал, что дорога эта –
Не в сказку, а прочь из сказки.
Что ожидания холод
Подрежет надежде крылья,
Кто ведал, что сказка может
Вдруг стать черно-белой былью.
А вслед за рисунком на белом блокнотом листе стали одна за другой возникать формулы, значения которых было неведомо Джуне. Наиболее частые сочетания АС, АС-4, RAD . Что это, в сочетании с нарисованной рядом розой ветров? Чудовищная роза-мутант. Что воздействовало на нее, если она неравномерно вспухла на северо-западе и юго-востоке? Крыло какой беды ее коснулось? Пока неведомо. Джуна погружалась все глубже в себя, но казалось, что она погружается в странные граненые шахты, напоминающие граненые стаканы. Шахт было четыре, и сигналы самой большой опасности исходили со стороны четвертой шахты. Сетка, огненные шары. Женщины, чьи рты были разорваны криком, а лица искажены болью и страданием. Бегущие солдаты.
Представшее Джуне, на новую войну не походило. Загадочные, не толкуемые детали: кресло, белое покрывало, человеческая голова, лишенная волос, гладкая, словно шар.
А вот женщины, которую окружила толпа людей с обожженными лицами. На женщине огромные очки, за ними серые глаза.
В формулах, заполнивших блокнотный лист, преобладает сочетание АС. Что оно значит, также неизвестно. Но беда грядет, страшная, неизбывная беда. Из-под земли извергнется какая-то масса, – сказала Джуна присутствующим при внезап-ном сеансе предсказания друзьям.
Нет, ни на следующее утро, ни через день, ни даже через месяц ничего похожего не случилось. А 26 апреля следующего, 1986 года, произошел взрыв на Чернобыльской атомной электростанции...
Джуна почувствовала грядущую беду еще до страшных событий. Но и она не в силах была прочитать явившиеся ей образы и картины, интерпретировать их. Лишь после взрыва она поняла: механизм предвидения диктовал ей не «АС», он диктовал «АЭС».
Следовало буквенные обозначения перевести в звуки. Разгадывать предсказания – наука не менее сложная, чем сложное искусство предсказывать".
Мои комментарии к стихотворению.
Последняя строка явно указывает на
Чернобыль:
"Вдруг стать ЧЕРНО-белой БЫЛЬЮ"
Отличительная особенность стиха - в нем рифмуются только четные строки: 2-я с 4-ой,
6-я с 8-ой.
Дата Чернобыля: 26. 4. 86.
Цифры те же.
ЯСМИНА ЭКРАМ КЫЗЫ
Родилась в г. Баку в 1981 году. Закончила Гимназию Искусств в 1998 году. По окончании учёбы в Университете «Кавказ» защитила магистраторскую диссертацию. Театровед, работала в Государственном Иреванском Драматическом Театре им. Дж.Джабарлы, в должности ассистента режисёра. В данное время работает заведующей литературной частью Государственного молодёжногого театра. Стихи пишет с детства.
Публиковалась в сборнике «Родник» и в газете «Вышка».
ОЖИДАНИЕ
Опушки подёрнуты сыпью
Подснежника. Ветренно.
Краснее, чем лисьи хвосты,
Алеет закат за липами.
Уверенно и заливисто
Зализывая луга
Река несётся нелепо,
А кажется, что застыв.
И в ожидании листьев
Влажно стынут кусты.
Весна. И холодное небо
Засыпано облаками.
Множество белых охапок,
Но вербы тревожный запах.
ЗАРИСОВКА
Не движется луна в весенней роздыми,
Напоминая шляпку от гвоздя.
Мои стихи птенцами желторотыми
Из сердца падают, как из гнезда.
Пускай луна отражается в окнах.
Забыты – взъерошены и нахальны,
Стихи пищат под вашими ногами.
Зачем вы убиваете животных?
НЕМАЯ ЛЮБОВЬ
Живёт во мне любовь немая.
Немое слово, в каждый звук вникая,
И беспредельности внимая,
Немые вихри обнимая,
Меня тревожит, занимая…
Звезда немая, в виде Лиры.
Немая лошадь машет гривой.
Немой рассвет встаёт над миром,
Где всё так немо, так игриво…
Природой суждено любить,
Но правды нет в любви. Прожить,
Играть немого, как актёр,
Чей взгляд безумен и остёр.
Пока горит огонь в лампаде,
Пока взлетают журавли
Над пропастью, над морем впадин
На теле пасмурной земли,
Играть в любовь… Любить, играя,
Немую завесь поднимая.
НИНА СКВОРЦОВА
Ее избранные стихотворения были включены в сборник «Род-ника» –2005 г., 2006 г., в альманах «Хазар» –2004 г., 2005 г., в сборнике стихов «С любовью к людям» - «Луч» - Баку – 2005 г. Принимала участие в конкурсе: «Растёт берёза средь Кав-казских гор» - «Содружество», посвящённый году России в Азербайджане – Баку –2006г. Периодически печаталась на страницах общественно-политической газеты Азербайджана «Вышка», откуда взято её стихотворение «Мой ответ», взамен последнего стихотворения «Моменты» в сборнике «Родник»- 2007 которое вышло всего одной строфой.
МОЙ ОТВЕТ
В любви неверность отвергаю,
Хоть мне по нраву наш союз.
Я за собой все двери закрываю,
Хоть одиночества боюсь.
Любовь не значится любовью,
Коль в ней основы твёрдой нет.
Я остаюсь сама собою –
И в том найдёшь ты мой ответ.
СОЮЗ ДУХОВНЫХ МИРОВ
ЛАЛА АХВЕРДИЕВА
Лала Машук кызы Ахвердиева – поэтесса, коренная ба-кин-ка (род.1966 г.). В данное время живёт в Тульской области, г. Узловая, но продолжает поддерживать связь с литературным объе--динением «Родник», активно пропагандирует азер-бай-джан--ских поэтов в России. Пишет стихи с детства. С десятого клас-са начала печататься в журналах «Комсомольская жизнь», «Ли-тературный Азербайджан», «Гюняш», в газетах «Вышка», «Ежедневные новости» и др. Имеет конкурсные награды. В сентябре 2003 года в Азербайджанском Государственном теат-ре Кукол им. А.Шаига состоялась премьера спектакля «Де-вичья башня», поставленная по мотивам сказки Л. Ахвер-дие-вой «Легенда о Девичьей башне». Выпустила первую книгу в 2004г. в Баку «Дис Манибус», вторую – в том же издательстве «Му-тарджим» –«Караван». Трижды печаталась в сборниках НЛО (Новомосковское Литературное Объединение).
ФАЭТОН ЛЮБВИ
В пурпурной бархатной попоне
Бежит четвёрка лошадей
В плену желаний и страстей.
То фаэтон любви моей
И я сижу в том фаэтоне.
Намокла чудная попона
Под злым и радостным дождём,
Под серым грозовым плащём.
Но мне невзгоды нипочём
И не сойду я с фаэтона.
Гроза грохочет в небе громом.
Бежит четвёрка лошадей,
В плену желаний и страстей.
То фаэтон любви моей
И чувства правят фаэтоном.
ГЕЙША
Вспорхнула в струящийся шёлк кимоно
И веки сурьмой подвела.
Я гейша твоя. Молодое вино
В хрустальный стакан налила.
Сверкающей змейкой браслет золотой
Блестит на лодыжке моей.
Прошу тебя, милый, отпей же глоток –
Глоток из бокала страстей.
И разве тебе эта страсть так чужда?
Вчера ты был ей опьянён.
Блуждала улыбка на тонких струнах
И слышался сладостный стон.
Но видно забыл и сегодня, как снег
Холодный. Не вижу огня.
Тогда я спою. Это вовсе не грех.
И танцы мои для тебя!
Взмахнула рукой. Пируэты и па…
Танцую под бубен любви.
Хоть в мыслях твержу:
«Ах, любовь, ты слепа!»
Но в такт говорю: «Раз, два, три…»
ЕЛЕНА КИСЕЛЁВА
Родилась в г. Серпухов Московской области. С 1974 года про-живает в г. Узловая.
В настояще6е время место работы РДКиК и «Юность». За-мужем, имеет двух взрослых дочерей.
Человек творческий, пишет картины маслом, занимается де-коративно-прикладным творчеством, принимала участие в го-родских и областных выставках. Увлечена философией, пси-хо--логией, восточной поэзией. С 1998 года пишет стихи…
* * *
Ты держал мою душу в ладонях,
Так была беззащитна она,
Так кристальна в глубинах бездонных,
Так ранима и обнажена…
Наглядеться не мог восхищённый
Откровенной её наготой,
И покоя напрочь лишённый
Объясниться решил с другой.
Вкруг себя ничего не видя,
Отступился, домой торопясь,
Даже в мыслях не смея обидеть,
Обронил мою душеньку в грязь.
Спохватился, отёр несмело,
Продолжая намеченный путь,
И, что вид она жалкий имела,
Не смутило тебя ничуть.
А душа-то моя, бедолага,
Что в тепле твоих рук приютилась,
От тебя - всё сочтя за благо,
Не поверила в то, что случилось.
Просто сжалась в комок и застыла,
Превозмочь эту боль не смогла,
Отстрадала своё, отлюбила
И в ладонях твоих умерла…
ОРЁЛ И РЕШКА
Две стороны одной манеты,
Хоть под каким гляди углом,
Несовместимы мы при этом
Живу я решкой, ты – орлом.
Играет нами на удачу
Рука судьбы, и в суете
То так подбросит, то иначе,
А то завертит на гурте…
Смотрю на юг, а ты на север,
И от того больней вдвойне,
Я - аверс твой, а ты – мой реверс,
Так и живём, спиной к спине…
ВАЛЕНТИН КИРЕЕВ
Валентин Викторович Киреев член Союза писателей Рос-сии, руководитель Новомосковского литературного объеди-не-ния «НЛО», Богородицкого литературного объединения-клуба «БЛОК», Новомосковской городской Школы молодого поэта. Ав-тор гимнов Новомосковска и Богородицка. Лауреат нес-коль-ких Тульских областных литературных и музыкальных кон--кур-сов и фестивалей, автор шести поэтических сборников и сбор--ни-ка песен «Приходи», «Дороги», «Начало отсчёта», «Спа-сибо Жизнь!»…, редактор альманахов «НЛО», «БЛОК» и др. Лауреат первой премии «Человек года» в области литера-ту-ры и журналистики за 2001 год по городу Новомосковску.
ВЕСЕННИЕ ЦВЕТЫ
Ты хочешь – я верну весну из лета?
А хочешь – снова оживлю мечты –
Войду тихонько в тишину рассвета
И на подушку положу цветы?
Они коснутся ласковым туманом
Твоих волос, и из объятий сна
На запах роз, волнующий и пряный,
Из прошлого шагнёт твоя весна.
Из глаз исчезнет давняя тревога,
Появятся веснушки на носу.
И на руках я, прямо от порога,
Тебя в цветенье яблонь унесу.
АХ, ЭТИ ПРЕДКИ!
Когда из чащи сумрачных лесов
Наш древний предок выбрался в долину,
В ответ на шум враждебных голосов
Он поднял суковатую дубину.
Как всякий властелин, в борьбе за власть,
Он был нетрезвым и немножко грубым,
И потому порвал гиене пасть,
А тиграм саблезубым выбил зубы.
На грудь повесил жуткий амулет,
Нашёл осколок мраморного лома,
Изобразил на камне свой скелет
И подписал навечно имя: «НОМО!»
С тех пор не раз сползали ледники,
Спускаясь с гор в неистовые воды,
Но так же пьяные буянят мужики
Во славу человеческого рода!
НИНА СТУКАЛОВА
Нина Ивановна Стукалова родилась в г. Баку в 1934 году. Училась в двух школах (Аз.ССР и У.ССР). Окончила ДИИТ (Днепропетровск). По специальности не работала. В последнее время работала в Минцветмете. Стихи пишет с 60-ти лет.
НА МОТИВ ПЕСНИ «БЕЛОВЕЖСКАЯ ПУЩА»
Утопая ногой в мягкой, сочной траве,
Я иду и пою… и смотрю в восхищеньи…
Как прекрасны цветы, как прекрасны луга…
Как прекрасно всё то, что Ты создал, Создатель!
Как прекрасны поля, как прекрасна земля,
Как прекрасен твой мир, что Ты создал, Создатель!
На кусты и цветы льётся солнечный свет…
Птицы песни поют, их хвала непрестанна…
Купол неба высок, там плывут облака,
Дарят миру покой красотою своею…
И с хвалою Тебе, и с мольбою к Тебе –
К голубым небесам поднимаем мы взоры.
* * *
Забывши о Боге, но вспомнив о шпаге,
Рождаемся мы для борьбы, для отваги.
Одних – притесняя, других – презирая,
Богатство и славу - себе добывая.
Гоняясь за счастьем, в заботах, тревогах,
Бесследно пройдём мы по многим дорогам,
Суетные дни, не скупясь, не считая,
В дорожную пыль на попранье бросая.
Да что их считать, коль в запасе – без счёта?
И всё впереди…. И к чему нам забота?
Зачем нам духовность? И вера – на что?
От их недостоинств не умер никто!…
И должность добудем! И денег добудем!
О боли других равнодушно забудем.
Хотеть и иметь – ни за что не платя,
Вот цель нашей жизни, вот смысл бытия.
Вот дом, вот богатство, вот – счастья венец!
Но… путь наш окончен… и вот он – конец…
И только тогда, на предвечном пороге
Не вспомним о шпаге, но вспомним о Боге!
ЕЛЕНА АНДРЕЕВА
Родилась в год Огненной Лошади под созвездием Льва. По специальности – библиотекарь.
Стихи пишет с детства. Начала публиковаться с 2001 го-да. На первом открытом фестивале «Поэтический Баку – 2002», организованном Республиканским обществом солидарности народов Азербайджана «Содружество», Елена Андреева заняла второе место в номинации «Сатира и юмор».
Стихи Елены Андреевой издавались в Азербайджане и Рос-сии, некоторые из них можно найти на различных сайтах в Интернете.
РОМАНС СТАРОЙ ИГОЛКИ
«… Я по добру
не алчу зла
себе в убыток.
Я – чуть прогнутая игла
для всяких ниток».
Сергей Стукалов
Я – ведьма с помелом,
Оранжевый прикид.
И пусть судьба на слом –
Держу я прочно нить.
Ныряю и ввожу,
Стегаю и вяжу,
Грешна я только в том,
Что часто ворожу.
И сколько вам не спать –
Мне столько же работать,
Распутывать, нырять
В петельные ворота.
И мне так ярок свет,
И мой так зорок глаз,
Вплетая в амулет
Оранжевый экстаз,
Цветных нашивку пуговиц
На яркую тесьму
Мне не заменит мудрость
Полетов на Луну.
Но будет пройден путь,
Когда я вдруг сумею
Случайно затянуть
Петлю на тонкой шее.
Обломится ушко,
Рассыплется на части,
Несчастное брюшко
Закинут в темный ящик.
Коль мне не ворожить –
Я нашепчу собратьям,
Как можно дальше жить
Во время кройки платьев,
Вонзаться, отдыхать,
Пульс – острием в подушки,
Резвиться, вовлекать
В игру своих подружек.
Лишь иногда забыться
Сном сладким на рассвете –
Внезапно провалиться
В щель узкую в паркете.
Но чьи-то пальцы целятся,
Царапают, скребут,
Мое стальное тельце
В испуге достают,
И плачут над бедою;
Я невиновна в том,
Что черною «джадою»
Заброшена в ваш дом.
Меж всяких кривотолков
Суть только лишь одна:
Я – ведьмина иголка,
Клубочная жена.
АЛЕКСАНДР ХАКИМОВ
Родился в 1960 году. Живет и работает в Баку.
По образованию – биолог, сотрудник Центра Генети-че-ских ресурсов Национальной Академии Наук. Но более извес-тен как журналист, публицист, писатель.
Постоянный автор журнала «Литературный Азербай-джан».
Член Союза Писателей Азербайджана.
Действительный член Семинара писателей-фантастов под ру-ководством Бориса Стругацкого (Санкт-Петербург) высту-пает как автор стихов в сборниках «Родник», при общественно-политической газете «Вышка», В сборниках литературного объе-динения «Луч». В сборнике Новомосковского литератур-но-го объединения (НЛО).
МЛАДЕНЦЫ-МУДРЕЦЫ
Посвящается Тамаре Черкезишвили
Я наблюдал за двумя младенцами,
каждому из которых было месяцев по восемь
примерно;
они сидели на полу,
голенькие,
в одних лишь памперсах,
и один ребенок передавал другому
погремушку.
Меня поразило выражение лиц младенцев
в это мгновенье –
у них были серьезные, сосредоточенные,
совсем недетские лица,
как у мудрецов,
размышляющих над каким-то
сверхъестественным
вопросом.
И вдруг страшная догадка
ожгла меня:
а ведь, скорее всего, так оно и есть!
Плавающие в утробах своих матерей дети
знают всё,
исключительно все
об этом мире:
все об атомах и о галактиках,
о растениях и о животных,
о живом и о неживом,
о словах и о числах,
о науках и об искусствах,
о философии и о политике,
о любви и о ненависти,
о смысле Жизни, наконец;
новорожденные появляются на свет
с готовым знанием
и кричат нам на своем языке,
кричат о том, что они – мудрецы,
но мы, взрослые, этого не понимаем
(вот дурни!)
и считаем их речь бессмысленным
лепетом.
С каждой прожитой минутой,
с каждым прожитым часом,
днем,
месяцем,
неотвратимо взрослея,
младенцы утрачивают свою мудрость,
и знание уходит из малюток,
как убывает песок
в песочных часах.
И к тому времени, как младенцы
произносят свои первые
слова,
они (младенцы, то есть)
превращаются в белый лист бумаги,
в tabula rasa – чистую доску…
…и вынуждены начинать все
сначала.
Баку, май 2007 г.
ВОСПОМИНАНИЕ О СИВУЧАХ
Посвящается Аннамарии Берту
Иногда,
когда я смотрю на родную бакинскую
бухту,
в памяти всплывает воспоминание
многолетней давности.
…Дальний Восток. Остров Сахалин.
Город Невельск, что на берегу Татарского пролива.
Теплый солнечный день. Весна.
После тяжелой работы мы с друзьями
всегда шли в пивную на набережной,
заведение под открытым
небом,
и, стоя за высокими круглыми столиками,
неспешно пили пиво из больших кружек,
закусывали сочными чебуреками
(складывая их вдвое или вчетверо),
и вели неторопливые мужские
разговоры.
Говорили большей частью, конечно, о женщинах,
но перед глазами нашими так и мелькали
всякие рыбы,
морские звезды и морские ежи,
раковины,
крабы и осьминоги,
густые заросли лентовидной ламинарии –
морской капусты,
и русалки, лукавые девы с рыбьими
хвостами
(все это мы встречали в прохладном сумраке
под водой,
кроме, конечно, русалок,
хотя кое-кто из нас клялся,
что видел и морских дев тоже;
но над такими рассказчиками мы
посмеивались,
и советовали им
не смешивать пиво с водкой –
это на жаргоне называется
«ёрш», –
ведь после «ерша»
можно увидеть все,
что угодно).
И, беседуя, мы поглядывали вдаль –
на длинный волнорез, вдающийся в залив.
А на волнорезе устроили свое лежбище
сивучи;
сотни и сотни сивучей загорали на каменном молу,
и ползали по нему,
то соскальзывая в воду,
то выбираясь из воды,
и издали доносился неумолчный рев
множества звериных глоток…
Этот волнорез с сивучами
был городской достопримечательностью,
и даже стал, кажется,
гербом Невельска.
А справа от нас находился
морской порт –
портовые краны, похожие на жирафов,
наклонили свои шеи,
и басовито гудели теплоходы,
выходящие из акватории,
и покачивались у причалов
сейнеры.
Как это было здорово –
пить пиво на самом краю света,
слушая рев сивучей
и ощущая на лице дуновение
соленого ветра
с просторов Тихого океана,
того самого ветра,
который когда-то надувал
паруса
кораблей Магеллана и Беринга,
Крузенштерна и Лаперуза,
Джеймса Кука,
Абеля Тасмана,
и капитана Невельского,
чьим именем назван город
на южном Сахалине…
…И вот – странно все-таки устроен
человек! –
т а м, глядя на сивучей,
я тосковал по Баку,
а сейчас, когда я смотрю
на бакинскую бухту,
меня тянет т у д а,
где солнце по утрам встает из-за сопок,
а вечером ныряет в Татарский пролив,
где по ночам сейнеры выходят в океан –
ловить кальмаров на голубой свет
электрических ламп,
и где весь день на волнорезе
ревут
сивучи.
Баку, май 2007 г.
АННА КУЗНЕЦОВА
Родилась в Смоленске в 1993 году. Живёт в городе Элект-ро-сталь, учится в 9 классе 22-ой средней школы.
Мама Ани коренная бакинка.
Аня в будущем мечтает стать литератором (поэтом, писа-телем и переводчиком) и иллюстратором.
ВЕСЕННИЙ РАССВЕТ
Май опьянил вишнёвым ароматом
Окрестные посёлки и леса;
Звезда рассыпалась осколками заката,
Ты пожелала: «Пусть закончится война!»
Победы ждёшь четыре горьких года,
Всё веришь, что вернётся он домой.
Гроза закончится, вновь ясная погода
Любуется родимой стороной.
Да, веришь ты! И та твоя надежда
Нас поднимает в битве за страну,
Воюем мы, а ты, совсем как прежде,
К распахнутому подбежишь окну.
Прошепчешь его имя, встрепенёшься,
И вновь заплачешь тихо над письмом…
Мы победим! Весна ещё вернётся
В уставшую от голода страну,
И он вернётся, только ты надейся,
Вернётся в майский, долгожданный день,
И соловей споёт всё те же песни,
Которые когда-то не допел.
Хрустальная нежность
За гранью тонкого стекла,
Меж параллельностью орбиты,
В изгибах лёгких лепестка
Самой весны дыханье скрыто.
И грёзы лишь Её одной
На нежные цветы похожи
Своей таинственной красой
Они мои стихи тревожат.
И в них одних заключены
Реальность, вечность и бессмертье!
Лишь в тайне девичьей мечты,
Лишь в хитростных переплетеньях
Того цветка…
ЯНА КАНДОВА
По специальности славист. Прозаик. Иногда пишет стихи.
Любит и уважает настоящую Литературу, но очень редко ее находит среди современных произведений. Увлекается мифологией.
С 2005 года – председатель бакинского клуба фантастов «Южный треугольник», хотя традиционную фантастику не пишет.
ИСТОРИЯ ЛИ ЛАНЯ
ВОЛШЕБНАЯ КИТАЙСКАЯ НОВЕЛЛА ЧУАНЬЦИ, СТИЛИЗАЦИЯ
Ли Лань был человек храбрый, принимающий к сердцу чу-жие страдания. Он только недавно успешно выдержал экза-мен и получил хорошую должность, а потому смог обзавестись собственным домом. У Ли Ланя был хороший друг по имени Ван Шан, он жил неподалеку, и они часто проводили время за ви-ном и чтением стихов. Надо сказать, что Ли Лань и Ван Шан бы-ли люди свободолюбивые и часто веселились без удержу.
Однажды Ли задержался у своего друга до поздней ночи и возвращался домой в подпитии. Вдруг он услышал громкий собачий лай и остановился. По полю навстречу Ли неслась собака, которая гнала перед собой лисицу. Лисица была ма-лень-кая и черная, она очень жалобно выла и, видимо, уже силь-но устала от преследования. Завидев человека, она в отчаянье мет-нулась к нему и, прижавшись к его ногам маленьким ком-ком, совсем горько завыла. Ли сжалился над ней и отогнал со-ба-ку. Затем взял лису на руки и осмотрел, как мог, при свете луны. Не найдя ран на теле, он выпустил ее обратно в поле. Лиса, прижавшись к земле, побежала, но прежде чем скрыться в темноте, оглянулась и задержала свой взгляд на Ли.
Весной Ли Лань решил починить свой дом – сделал при-стройку и обновил крышу. Но вот беда – одолела в тот же год его хворь. С каждым днем он начал слабеть и истощаться. Он уже перестал наносить визиты своему другу и пить вино, а спустя год и вовсе перестал выходить из дому. Часто навещал его Ван Шан, а также другие друзья и родственники, приво-ди-ли к нему целителей, но те всегда уходили в недоумении, по-то-му что никто не мог понять причины странной болезни.
– Такова, значит, судьба, небом мне отсчитанная, – говорил сам Ли, уже отчаявшись когда-нибудь излечиться.
Ли Ланю часто снился странный сон: молодая девушка, толь-ко начавшая делать прическу, смотрела на него заплакан-ными глазами и тянула в мольбе к нему руки. Ли не мог разга-дать этот сон, а сам продолжать сохнуть и таять. Просыпаясь в хо-лодном поту, он шептал: «Кому может помочь человек, сам уже едва остающийся на земле?».
Как-то раз, когда Ли уже совсем слег, к нему в дверь по-стучали. Мальчик-слуга сообщил, что у двери стоит какой-то ста-рик, который просит ночлега и предлагает за это деньги. Ли Лань передал через слугу, что если гостя не стеснит ночевать в до-ме смертельно больного человека, то тот может оставаться сколь-ко пожелает, денег же платить не надо. После этого Ли че-рез силу переоделся и привел себя в порядок для того, чтобы выйти к гостю.
Ли Лань и гость почтительно приветствовали друг друга. Гость оказался пожилым человеком в шапке ученого. Он наз-вался господином И, а затем сообщил, что странствует по Под-не-бесной в поисках знаний. Он поблагодарил Ли за госте-приимство и выразил свое сочувствие. Затем, когда они сидели вместе за трапезой, гость попросил Ли рассказать о своем не-ду-ге.
Ли очень обрадовался, что он может посоветоваться с та-ким ученым мужем, и потому начал свой рассказ. Ли держался во время разговора с большими усилиями, и голос его был слаб.
Старик, выслушав историю Ли, задумался на какое-то время, а затем произнес:
– Могу я помочь вам. Я много путешествовал и учился, есть у меня кое-какие догадки. Сегодня ночью я запрусь в своей комнате, и пусть меня никто не беспокоит, пока я сам не выйду.
После этого он раскланялся и, поблагодарив еще раз хо-зяина за оказанное гостеприимство, попросил проводить его в комнату. Ли Лань, окрыленный надеждой, удалился в опочи-валь-ню и всю ночь спал крепким сном без сновидений.
Едва забрезжил рассвет, старик вышел из комнаты. Ли Лань уже не спал и ожидал его в нетерпении. Старик И сказал следующее:
– Ремонтировали вы крышу более года назад?
Ли, выразив свое удивление, подтвердил.
– В этом причина вашей болезни. Ваши работники слу-чай-но прибили гвоздем змею, которая заползла на крышу пог-реть-ся. Она до сих пор жива, но освободиться не может. Ее дочь все это время ухаживает за ней и носит еду. Но змея очень силь-но мучается и медленно умирает. В этих муках она и ее дочь наслали на вас неизлечимую болезнь. От нее нет лекар-ства. Пока жива змея, живы и вы, но как она умрет – умрете и вы. Теперь вы с ней связаны одной судьбой. И силы змеи на исходе.
Ли Лань горько заплакал.
– Есть лишь один способ вас спасти: это поднять крышу и освободить змею. Тогда ее муки прервутся, и связь между вами прекратится.
Ли Лань тут же приказал поднять верхний слой крыши. И правда, когда сняли дранку, то под доской увидели маленькую белую змейку, почти иссохшую, но все еще живую. Люди осторожно вытащили гвоздь, положили змейку в корзинку и от-несли в дом.
– Теперь остается только ждать, чтобы змея выздоровела, – сказал старик.
Ли Лань был вне себя от радости. Он хотел подарить старику И деньги, но тот ни в какую не хотел их принимать. Он только напомнил Ли о том, что нужно выходить змейку и отпустить на волю, а после этого быстро засобирался и ушел так, что никто не успел его остановить.
С тех пор Ли Лань начал поправляться. Он строго-наст-ро-го наказал ухаживать за белой змейкой, кормить ее и поить. Змей-ка тоже очень быстро окрепла. Немного времени еще прош-ло, и змейку выпустили в поле. И с этого дня Ли Лань чув-ствовал себя совсем здоровым.
Он часто вспоминал об ученом старике И, который спас его жизнь, ничего не потребовав взамен.
Однажды Ли Ланю приснился сон. В нем он увидел зна-ко-мую молодую девушку, только начавшую делать прическу. Она весело и звонко смеялась. Девушка поклонилась ему и ска-зала:
«Господин спас мою матушку. В знак благодарности исполню любое ваше желание».
Ли Лань сильно подивился тому, что девушка оказалась дочерью змеи, но совсем не испугался. Он ответил так:
«Я не смею просить вас ни о чем. Спасением вашей ма-туш-ки вы обязаны только старику И. Я также обязан ему жизнью. Но он, как говорится, стер свои следы, скрыл свою тень. Меня это очень печалит».
«Не печальтесь, господин. В этом я могу вам помочь. Ста-рик И на самом деле не человек, а лис. Он явился в ваш дом, чтобы отблагодарить вас за то, что вы спасли ему в прошлом жизнь. У вас с ним давняя определенная судьба».
На этом сон Ли Ланя прекратился.
Ли Лань прожил долгую и праведную жизнь. Он часто рассказывал своим детям и внукам эту удивительную историю, и в его роду ее до сих пор знают.
ЛАЧИН
Литератор, искусствовед, преподаватель Бакинской Ака-де-мии художеств.
Автор двух сборников рассказов, вышедших в Баку.
ДАНТЕ-МЛАДШИЙ
соч. 62
Данте сходит по ада ступеням, ведомый Вергилием,
За ними же Данте второй, бегом поспевая.
Чинно беседуют первые двое –
О промысле божьем, воздаянии мудром,
О Дьявола лютости – беседуют тоже.
А младший собрат, запыхавшись, поведать спешит:
О чем толкуют бесы меж собой,
И души некрещенные младенцев,
Что Иисусу крикнул Капаней,
Когда тот в ад спустился ненадолго,
И монолог Иуды, без терцин,
Без рифмы звучной – в этом-то вся жуть,
Как будто лопнула струна виолончели.
Но Данте-старшему все это не с руки –
Он в строфы мерные те страсти заключает,
Чей вид не слишком разум возмущает.
И встрепанного брата оттолкнув,
Вослед Вергилию он бодро поспешает.
ГРЕЧЕСКАЯ ПЕСНЯ
соч. 67
Три храбреца из подземного царства Аида
Мыслят бежать. Умоляет их рыжая дева:
«Взять не забудьте меня, вольный воздух и солнце
Дайте узреть». – «Твое платье шуршит, твои туфли
Скрип издают, и свистит в волосах твоих ветер».
«Платье я скину, и косы обрежу, а туфли
Брошу на лестнице – только возьмите с собою!
Хочется мне увидать свою матерь, что плачет,
Дочь утерявши; и братьев, скорбящих с ней вместе».
«Дево «Девочка! Братья твои на пирах пропадают.
Мать же с любовником весело ночи проводит».
СВЕТЛАНА КУРОЧКИНА
Светлана Владимировна Курочкина. Живет и работает в Баку. Окончила Азербайджанский Государственный Универ-си-тет. Печаталась в журналах «Литературный Азербайджан», «Рус-ский язык и русская литература в Азербайджане». Автор кни-ги «Повесть об актрисе», которая была переведена в 2006 году на азербайджанский язык. Дипломант третьего Респуб-ли-кан-ского Открытого фестиваля Содружества «Литературный Баку - 2006». Печатается в газетах: «Азербайджанские Из-вес-тия», «Каспий», «Бакинский рабочий».
ОСЕННИЙ СОН И САКСОФОН
Зинаиде приснился страшный сон: будто в ее спальне находятся чужие люди. Темная и безликая толпа подстерегала ее с явно недобрыми намерениями, и некто из этой толпы бро-сился на Зинаиду с ножом. Спасаясь от убийцы, она понеслась через всю квартиру прямо на балкон (к счастью оказавшийся открытым), но убийца неумолимо настигал ее, и в отчаянии Зинаида вскочила на перила, но вместо того, чтобы рухнуть вниз с пятого этажа, неожиданно для себя воспарила ввысь, прямо в облака, позолоченные осенним солнцем.
В небесах было прекрасно. Все тревоги, волнения и стра-хи остались где-то там, внизу. Зинаида чувствовала себя воль-ной птицей: куда хочу, туда и лечу. Это была настоящая сво-бо-да, и душа ее пела от небывалого счастья. Но все хорошее быст-ротечно…
Внезапно она ощутила, что за нею следят. Да! Пред-ставь-те себе: на бескрайних небесных просторах находился кто-то еще, кто почему-то подсматривал за Зинаидой.
- Ну вот, - подумала она, раздражаясь, - и здесь покоя нет! В кои-то веки удалось полетать, и вот тебе!
Пролетев чуть-чуть в обратную сторону, Зинаида обна-ру-жила за пушистым облачком худого, остролицего муж-чину с на-румяненными как у матрешки щеками. Причем, одет он был в ее, Зинаидин, собственный плащ бирюзового цвета с фиоле-то-выми отворотами. Это уже была неслыханная наглость!
- И откуда, только он взялся, этот шут гороховый. И глав-ное, почему он шпионит за мною?
Увидев разгневанную женщину, остролицый испугался, или сделал вид, но в его маленьких блестящих глазенках явно про-сматривалась насмешка – мол, летай, летай, голубушка! По-смотрим до чего долетаешься!
Зинаида сразу сникла. Ушла, испарилась радость полета. К тому же стало темнеть, и в небесах повеяло космическим холо-дом.
И тут Зинаида проснулась. На всякий случай она потро-га-ла рукой одеяло, чтобы убедиться – дома. Что все на своих мес-тах, рядом спит родной муж в наушниках, а в соседней комнате дочь, которая, как обычно, забыла выключить настольную лам-пу. А за окном сияла лунная осенняя ночь, и вовсю гремел свод-ный хор каспийских лягушек. Их великое множество, раз-велось и выросло там, где море поднялось и затопило нижние аллеи бульвара.
Это была тревожная, после распада СССР, осень 1993 го-да. Время массовых отъездов, разлук и прощаний с близкими и до-рогими сердцу людьми. Казалось, нет тех, кого не затронуло это великое переселение. Все это бередило душу и невольно думалось: «А может и нам пора?»
Утром следующего дня, провожая мужа на работу, а дочь в институт, Зинаида все вспоминала свой ночной полет и ощущение счастья и свободы. Даже убийца, который гнался за ней, и тощий небесный шпион не могли отравить эту радость. На работу, в небольшую аптеку неподалеку от городского же-лез-нодорожного вокзала, Зинаида отправилась пешком, пре-бы-вая в состоянии душевного подъема. Осенний день то сиял про-ща-ль-ным солнцем, то хмурился тучами, обещая осадки. У вок-за-ла к ней пристала молодая цыганка. Она выросла перед ней, точ-но из-под земли с традиционным: «Дай погадаю, краса-ви-ца!» Зинаида опасалась цыганского племени и старалась об-хо-дить его стороной. На этот раз не вышло. Видно ушла в свои мыс-ли и упустила опасный момент.
- Не хочу я гадать, отстань! – раздраженно ответила Зи-наида, пытаясь обойти цыганку. Но не тут-то было. Черно-гла-зая красавица преградила ей путь.
- Не хочешь – не надо! Тогда дай три рубля!
- Сколько? – опешила Зинаида, у которой всего-то и было рублей пять. Наглость цыганки разозлила.
- Сейчас позову милиционера, - пригрозила она.
- Зови кого хочешь! Сегодня ты под землей увидишь ста-рого друга!
От такого предсказания Зинаида растерялась и встрево-жи-лась. Цыганка же, заметив ее смятение, решила восполь-зо-вать-ся ситуацией.
- Говорю тебе, дай погадаю!
Но Зинаида, оттолкнув в сторону наглую бабенку, рину-лась вперед с такой скоростью, что цыганка в своих длинных юб-ках вряд ли смогла бы ее догнать.
Весь день на работе Зинаида была «не в своей тарелке». То вспоминала странный сон, то, не менее странное про-ро-че-ство цыганки. На душе было неспокойно, и все валилось из рук. Когда же, наконец, рабочий день закончился, Зинаида за-то-ропилась домой. В момент душевного смятения требовалось теп-ло родного дома. У входа станции метро «28 Мая», как всегда толпились люди. На каждом шагу что-то продавали, ог-лу-шали своей продукцией продавцы аудиокассет. Под раз-мер-ный перестук колес, Зинаида в вагоне немного расслабилась и даже вздремнула. Но вот уже конечная. Эскалатор поднимал Зи-наиду наверх. И вдруг, с ошеломляющей ясностью, среди спу-скающихся вниз пассажиров, она увидела Вадима Петров-ского – свою первую романтическую школьную любовь.
Сначала Зинаиде захотелось заорать: «Вадька!». Мельк-ну-ла мысль даже попытаться перелезть через барьер, разде-ляю-щий эскалаторы. Но, отвергнув эту нелепую идею, Зинаида ре-шила доехать до конца, дать контролеру деньги за проезд и ри-нуть-ся вниз, вслед за Вадимом, чтобы перехватить его, пока он не сел в вагон. Но сколько Зинаида, ни шарила лихорадочно в сумке и по карманам, нужной мелочи не было, а разменивать в кассе - только терять время. А Вадим уже проплывал вниз, и Зинаида увидела его так близко от себя: грустного, поникшего, не замечающего никого вокруг.
- Не судьба, - подумала она, понимая, что, скорее всего, видит его в последний раз. Из метро она вышла точно во сне.
- Цыганка сказала правду, - вертелось в мозгу, - встреча состоялась под землей.
От бывших одноклассников она знала, что Вадим давно живет в Москве. Здесь в Баку оставалась его мать.
- Он приехал за матерью, - осенило Зинаиду, - и он прощается с родным городом. Это его последний приезд.
Сгущались осенние сумерки, и, кажется, собирался дождь. Спешить домой не хотелось. Медленно ступая по сухим листьям, она была во власти воспоминаний. Точно кадры не-мого кино, перед нею возникали события прошлых лет. Их 9«А», новогодний маскарад в школе, на котором они с Вадькой объяс-нились в любви. А потом была шальная весна. Ежедневно после уроков они шли на бульвар, к морю, к своей заветной скамеечке. Время останавливалось, и было только - влажный морской ветерок, запахи весеннего цветения и солнечные блики на асфальте. Их роман вызвал переполох в педаго-ги-че-ском коллективе, что было вполне в духе того времени. С ними беседовали о любви и дружбе классный руководитель завуч, но надоедливое жужжание голосов не доходило до влюбленных. Они были поглощены друг другом, и удивлялись непониманию ок-ружающих. Его же проявила и Вадькина мама. Ее враж-деб-ное отношение к Зинаиде, в конце концов, разрушило любовь. И вот сегодня судьба послала ей встречу, но возможность об-ще-ния была исключена. Может быть, это был знак – пришло вре-мя «собирать камни» и ставить точки.
Придя домой, Зинаида застала дочь, разговаривающей по те-ле-фону. Видно было, что разговор этот начат давно и завер-ше-ния не предвиделось. Мужа еще не было. Зинаида вышла на балкон, с которого стартовала в свой ночной полет, и подняла глаза к небу. Там осенние звезды сияли ярко и заманчиво.
- Вот бы сейчас полетать, - с тоской подумала Зинаида…
P.S. Прошли годы. Семья Зинаиды, уехавшая в дальнее зарубежье, пополнила ряды вынужденных эмигрантов. Их квар-тира, много раз переходила из рук в руки, пока ее не ку-пил англичанин. Он сделал большой ремонт. Соорудил в при-хо-жей винтовую лестницу и пробил в потолке ход на кры-шу, где построил для себя нечто вроде капитанской рубки. Иногда он там играет на саксофоне. И его печальные, чуть хри-пловатые звуки разносятся далеко по окрестным дво-рам, вызывая недоумение жильцов.
АВТОРЫ СБОРНИКА
ЛИТОБЪЕДИНЕНИЯ «РОДНИК»
ВАЛЕНТИНА ЭФЕНДИЕВА
РАИСА КАЛАШНИКОВА
МАРЬЯМ ДЖАЛИЛОВА
СЕРГЕЙ СТУКАЛОВ
ГЮЛЬНАРА САФАРАЛИЕВА
САХИБ МАМЕДОВ
ЛЮДМИЛА ДУДКО
СВЕТЛАНА СЫРОМЯТНИКОВА
НАТАЛИЯ ТУРОВСКАЯ
ВАГИФ АЛЕКПЕРОВ
ЯСМИНА ЭКРАМ КЫЗЫ
НИНА СКВОРЦОВА
СОЮЗ ДУХОВНЫХ МИРОВ (СДМ)
ЛАЛА АХВЕРДИЕВА
ЕЛЕНА КИСЕЛЁВА
ВАЛЕНТИН КАРЕЕВ
НИНА СТУКАЛОВА
ЕЛЕНА АНДРЕЕВА
АЛЕКСАНДР ХАКИМОВ
АННА КУЗНЕЦОВА
ЯНА КАНДОВА
ЛАЧИН
СВЕТЛАНА КУРОЧКИНА
Свидетельство о публикации №109081502470