1. В Чечню по распределению
По камням струится Терек,
Плещет мутный вал;
Злой чечен ползет на берег,
Точит свой кинжал.
В марте декан физического факультета Г.В. Комаров собирает выпускников и зачитывает список городов и поселков Ленинградской области, откуда пришли запросы на учителей физики. Остаться в Ленинграде или получить открепление могут единицы. Напоследок декан улыбнулся и сказал: "Впервые мы получили заявку из Чечено-Ингушской АССР. Неизвестно, какие условия ожидают там наших выпускников, так что не волнуйтесь, вы все будете работать недалеко от Ленинграда".
Весь вечер и всю ночь я думала о том, как было бы замечательно отправиться на Кавказ, своими глазами увидеть горные реки, ущелья и грозных чеченцев в папахах, а не прозябать в болотистой, комариной Ленобласти.
Утром я отправилась к декану с конкретным предложением:
"Хочу полететь в Чечено-Ингушетию и узнать, что за условия предлагают там нашим выпускникам".
Комаров посмотрел на меня с интересом и вручил список с адресами девяти чеченских школ. Я получила официальное освобождение от занятий на 3 дня.
Сборы были недолгими. Стипендии с лихвой хватило, чтобы купить билет на самолет туда и обратно – по студенческому билету 35 рублей. Через два дня я должна вернуться в Питер.
И вот я в Грозном. Всего пару часов назад я заслонялась зонтиком от ветра и мокрого снега, а сейчас подставляю лицо солнцу и пьянею от весенних ароматов.
Изучаю список школ. Ближайшая к столице – в посёлке Новогрозненском. На рейсовом автобусе еду в Гудермес, потом пересаживаюсь в автобус поменьше. Все сидячие места заняты мужчинами, впереди расположилась старая чеченка. Женщинам, нескольким парням и мне сидячих мест не хватило. Русской речи не слышно.
Рядом со мной стоит очень красивый парень. Мне радостно, что он тоже выходит в Новогрозном. Хороший знак, подумала я. Хотела обратиться к нему, чтобы узнать дорогу к школе, но постеснялась.
(Забегая вперед, скажу, что 1 сентября я пришла на урок в девятый класс и увидела этого парня среди своих учеников! Он был молчаливым, в школе появлялся редко, учеба его не интересовала. И мне он уже не казался таким красивым.)
Обращаюсь с вопросом к двум чеченским женщинам. Они похожи на цыганок. Волосы закручены в пучок, вокруг пучка – косынка.
Чеченки обрадовались, что приехала будущая учительница, повели меня в школу и по дороге задавали много вопросов. Женщины называли меня "ты" и "девочка".
Завуч оказался учителем математики, русским. Он был удивлен моему приезду. Поводил меня по школе, познакомил с директором – приветливым улыбчивым чеченцем. У директора был вид простоватого добродушного дядьки (фамилия его Мацаев, имени не помню). И завуч, и директор утверждали, что Новогрозненская школа №2 – лучшая в моем списке.
Я решила – это моя школа! Поехать в Гвардейское, Суворов-Юрт или в Аргун уже не было времени.
Вернувшись в Ленинград, я восторженно рассказывала друзьям о своей поездке. Вскоре список желающих получить распределение в Чечню был составлен.
Этой поездкой я решила свою судьбу и судьбу еще восьми своих однокурсников…
Свидетельство о публикации №109080506503
Конечно, очень хотелось бы знать продолжение, но это Вам решать.
Спасибо вам.
Olga Kardash Gorelik 29.03.2012 21:07 Заявить о нарушении
Зоя Лаут 30.03.2012 20:21 Заявить о нарушении
В любом случае, Вы молодец.
http://stihi.ru/2011/06/11/4877
Olga Kardash Gorelik 31.03.2012 22:51 Заявить о нарушении
...как реки...двух планет ..чужие...
...и в каждой жизнь..и в каждой есть душа...
...и хорошо что наши воды разделили...
...меж нами воздух полон звуком гроз...
...нас разделяют центры притяженья...
...опасность! Вот что чуствуем всерьез...
...опасность..стой..большое напряженье...
...на уровне инстинкта
Лезвие Случая 15.10.2018 16:40 Заявить о нарушении