22. Останки родового гнезда
Тогда её захлестнули и радость - вот она снова на родине, и горечь утраты - здесь она до войны вышла замуж, родила двоих детей и будучи изгнанной в Казахстан потеряла детей и мужа. Её дети – маленькие Ewald и Augustin также как и мой старший брат Viktor похоронены даже без гробиков в мерзлой земле Казахстана зимой 1941года. Итак, на том месте, где ранее стояли капитальные кирпичные дома* мы увидели скошенное пшеничное поле. Возле балочки, которая затапливалась весенними талыми водами, лежали только обломки черепицы и несколько кусков хорошо обожженного кирпича. В лесополосе, что находилась на северо-восточной стороне от деревни, небольшая пасека от совхоза «Новый», где мы встретили пожилого пасечника. Он подтвердил, что здесь до войны жили немцы, и указав на лесок за лесополосой сказал, что там было кладбище. Мы проехали на машине прямо по стерне к лесочку. Я долго бродил по нему, пытаясь найти надгробия или хотя бы какие-то следы их. На западной окраине я обнаружил одно украинское захоронение деда Лепеха от 1964 года. И еще на этом кладбище 2 послевоенных захоронения жителей Мариновки(Гроссвердер). В средней части кладбища я увидел два красных гранитных камня. Они лежали друг около друга, и очевидно были частями одного гранитного камня**. Моя тётя сказала, что надгробный камень в те времена (до разрушения католических церквей) ставили только на могилу пастора и никаких надписей на камне не делали. И добавила, что все остальные могилы обкладывали дёрном и ставили деревянные кресты. Правда из рассказа историка и краеведа С. П. Шевчука следует, что на этом кладбище были и металлические кресты, которые впоследствие вандалы рарушающие могилы украли и сдали в металлолом в лихие 90-е годы. Поэтому я никаких следов захоронений не нашёл, но я ходил очень осторожно, боясь наступить на их могилы и невольно причинить боль останкам предков.
***
Я был у прадеда Вильгельма, стоял в ногах, смотрел вперёд
Сжималось сердце, было больно за мой истерзанный народ
У всех на родине остались не дом, так хилая изба
А нашим предкам всем досталась не так завидная судьба
Село стоит, дома , сараи, скотина ходит во дворах
Всё было так, теперь лишь память и ветер носится в кустах
Они лежат на Украине объяты мёртвой тишиной
Нет памятников, их могилы позаросли травой густой
Я был у прадеда Вильгельма,стоял в ногах, смотрел вперёд
Душили слёзы, было больно за мой истерзанный народ.
Эти стихи я написал в 1997 в Германии, где проживаю с 1992 года.
Перемещения наших предков и моей семьи по
Eвроазии (1767-1994)
По призыву Екатерины Второй:
Гессен- Любек 496 км.***
Любек- Санкт Петербург 1.356 км.
Санкт Петербург- Москва 635 км.
Москва- Werder(Belowesch) 617 км.
Werder(Belowesch)- Grosswerder(Grunau) 521 км.
Grosswerder(Grunau)-Сладководное(Форойс) 40 км
Сладководное(Форойс)-Мариуполь 45 км.
3.710 км.
Насильственное в лагеря НКВД СССР
(1929 - сентябрь1941-февраль1956):
Grosswerder(Grunau)- Кобыльное(Форойс) 29 км.
Мариуполь- Гурьев 1.081 км.
Гурьев- Кызылсу 909 км.
Кызылсу- Широклаг, Югокамсклаг 645 км.
Широклаг(Широкстрой)-Камгэслаг (Усть Гайва) 114 км.
2.778 км.
Полудобровольное и добровольное после отмены комендатуры:
Камгэслаг(Усть Гайва)- Чайковский 200 км.
Чайковский- Москва 1.026 км.
Москва- Kaiserslautern 2.122 км.
3.348 км.
* Последние дома семей Knorr в Мариновке (Grosswerder) строили мой прадед Wilhelm Knorr(cтихи на странице выше написаны о нем), Philipp Knorr, Valentin Knorr.
** По всей вероятности этот камень был на могиле пастора .
Справка из книги J.A.Malinowsky - Пастор в Grosswerder появился в 1842 году. Кто был первым пастором неизвестно. В 1890-1905 годах пастором был Peter Mueller, при котором на месте бывшего молельного дома (Bethaus) в 1898 году построили католическую церковь. Интересна история появления церкви. В Манифесте Екатерины Второй одним из пунктов было записано свободное вероисповедание, и имелось разрешение на строительство церквей в населённых пунктах в соответствии с вероисповеданием жителей. На деле же местные власти чинили всякие препятствия в строительстве новых католических и протестантских церквей. После многочисленных ходатайств от местного пристава (полицейский чиновник) было получено разрешение на постройку церкви, но без полагающегося обычно шпиля-колокольни. По соседству жили православные, и пристав посчитал, что могут быть ущемлены их религиозные чувства. На строительство церкви каждая семья сёл Grosswerder, Kleinwerder и близлежащих русских деревень,где жили поляки-католики, жертвовала по 30 рублей.
B 1911-1914 годах пастором был August Gabel.
*** Все расстояния взяты по воздушной линии.
Фото: Каменные горы близ Гроссвердер.
Продолжение следует.
Свидетельство о публикации №109080105508
У многих народов столько боли незаслуженной на душе.
Фактологию Вы хорошо преподносите, и описываете все с трепетом и пониманием.
Успехов!
С уважением,
Оксана Щербатая 13.08.2009 16:53 Заявить о нарушении
Я возможно подхожу с предубеждением к описанию
жизни немцев в России, но иначе не получается.
Во многом я пишу по рассказам бабушки, моих родителей,
родственников и знакомых.
Спаси вам за теплые отзывы.
Юрий Кнорр 13.08.2009 17:32 Заявить о нарушении