Моя Поэтика или Золотой век Поэзии
................И не бери без боя города,
................Чтоб наскоро написанные строки
................Не жечь потом, сгорая от стыда.
................................Расул Гамзатов
Поэтика – это наука;
Читать её времени нет –
Сплошная зевота и скука,
А скуки не любит поэт.
Усвоив грамматику в школе
(Безграмотным – стыд и позор),
Резвятся поэты на воле,
Их зоркий туманится взор.
Для творчества нету канонов,
Но знает ли каждый поэт
Секрет безударных ПЭОНОВ,
ОКТАВУ, КАТРЕН и ТЕРЦЕТ?
Стихи не кромсает цензура –
Ловите, поэты, свой шанс.
Но что же такое ЦЕЗУРА,
АНАКРУЗА и АССОНАНС?
Не бойтесь мудрёных названий,
А только поймите их суть.
Без азбучных истин и знаний
Заказан в поэзию путь.
Не будем мы главным калибром
Расстреливать утлый челнок.
За модным французским ВЕРЛИБРОМ
Скрывается русский РАЁК.
Как жаль: у иного поэта
К стихам притупляется слух –
Не слышит он звона СОНЕТА,
И к грусти ЭЛЕГИИ глух.
Ему полюбился УДАРНИК,
Простой дисметрический стих.
Он знает, что бравый пожарник
Набатом разбудит глухих.
Мы видим, что пошлость готова
С поэзией схватку начать.
Уже нецензурное слово,
Как червь, проникает в печать.
Воинственны горе-поэты,
Смешон их развязный кураж;
Но всё же их песенки спеты,
Иссяк их словарный багаж.
Язык – это наше богатство.
Почаще смотри в словари,
Моё многоликое братство.
Потом уж шедевры твори.
Вы пишете
.................лесенкой
.........................строчки,
Бумажный презрев дефицит;
Ваш стих чрез ухабы и кочки
Не к звёздам, а в пропасть летит.
Чрезмерна жажда новаций
И вас доведёт до греха:
Не вырази всех интонаций
Причудливость формы стиха.
ПУАНТ стиха, каким измену
Когда-то Лермонтов карал,
Никто ещё не разгадал:
"Такой души ты знала ль цену?
ТЫ ЗНАЛА – Я ТЕБЯ НЕ ЗНАЛ!"
Пускай я поэт старомодный –
Я званием этим горжусь.
На точные рифмы голодный,
Над ритмом, как пчёлка, тружусь.
К СИЛЛАБИКЕ нету возврата –
Противится русский язык.
Звон ЯМБА, как голос набата,
В мелодию сердца проник.
Наш бриг после рифов, утёсов –
В просторе морей, наконец;
И вывел его ЛОМОНОСОВ,
Поэзии русской отец.
Творенье ума исполина –
Российской науки чертог.
А "Ода на взятье Хотина" –
Поэзии новой исток.
Раздвинул былые границы
Чеканный ДЕРЖАВИНСКИЙ слог:
Хвалебная ода Фелице,
Вершина поэзии – "Бог".
Мой ПУШКИН, всегда ты со мною!
И в звёздную ночь нам темно,
Хоть много светил над Землёю,
Но Солнце на небе – одно.
Ты мудрый и щедрый даритель.
Твой дар – наш великий язык.
Ты наш незабвенный учитель,
Поэзии вечный родник.
Вот русской словесности слава,
Фундамент, основа основ:
"Евгений Онегин", "Полтава",
"Деревня", "Борис Годунов".
И ЛЕРМОНТОВ славы достоин.
Как "Дума" его высока!
Пусть жизнь прожигает Печорин,
Но "Мцыри" неволя горька.
О "Родине" песня пропета.
Но справится ль с бурею чёлн?
И мечется "Парус" поэта
Над бездной бушующих волн.
Он тайну искал мирозданья,
Пророческий выдал секрет:
Поэт написал "Предсказанье"
В шестнадцать мальчишеских лет.
НЕКРАСОВ. Знакомый по школе
Великий народный поэт:
"Как душно без счастья и воли…"
На тройке – "проезжий корнет".
Он с "музой печали и мести"
Проник в миллионы сердец,
Он с русским крестьянином вместе
И женщины русской певец.
Ты веришь поэту охотно, –
Тогда у него и спроси:
Кому хорошо и вольготно
Жилось на Великой Руси.
Стих ТЮТЧЕВА слился с природой
(Простите, нарушу размер,
Воспользуюсь ложной свободой
И я, рифмоплёт-старовер).
Нам не забыть стихов поэта:
"А воды уж весной шумят…
Какое лето, что за лето!..
Прохладой сонной дышит сад."
А философский думы взлёт
"Аршином общим не измерить:
О смертной мысли водомёт!..
В Россию можно только верить."
Спеши с АФАНАСИЕМ ФЕТОМ
Весеннее солнце встречать –
К тебе же "пришёл он с приветом"
О песне своей рассказать.
Вот МАЙКОВ на ниву взирает,
Где "мысли взошли семена":
Там запах "Емшана" летает,
Там "сад с каждым днём увядает",
Там "сыплет цветами весна".
Стихи АЛЕКСЕЯ ТОЛСТОГО!
В них музыка, мысли полёт.
Не знаю поэта другого,
В ком сердце, как птица, поёт.
Как "гусли звонка, многострунна
И просится выше душа",
Где светится ночью безлунной
Созвездие в форме ковша.
Поэт опечален, не зная
"В тревоге мирской суеты",
О чём "в день весёлого мая"
Звенят голубые цветы.
Двадцатого века невзгоды.
Кровавый сгущается мрак.
Зажгли для нас факел свободы
АХМАТОВА, БЛОК, ПАСТЕРНАК.
Мне нравится "Тёркина" автор,
И автор поэмы "ФукУ"…
Садились поэты на трактор,
И маузер был на боку.
Но разве их в этом призванье?
В наш век не теряйте лица:
Не жгите царей изваянья –
ГЛАГОЛОМ СЖИГАЙТЕ СЕРДЦА!
Шипят на меня: "Консерватор"
И клеят позорный ярлык.
Однако, в душе я – новатор,
Вот только ворчу, как старик.
Я тоже шажком черепахи
Вползаю на новый предел.
Вам нравится мой АМФИБРАХИЙ?
Наверно, мне ЯМБ надоел.
Я верю: Россия проснётся
Опять под счастливой звездой,
И к нашим потомкам вернётся
ПОЭЗИИ ВЕК ЗОЛОТОЙ.
Примечания:
ЦезУра – (лат. – рассечение) – в метрическом стопном стихе – словораздел на определённом
листе, расчленяющий стих на два полушария или (реже) на три части.
АнАкруза – (греч., буквально – отталкивание; предварение) – безударные слоги в начале
стиха до первого метрического акцента, на который обычно приходится ударный слог в строке.
Ассонанс – (франц. – созвучие) – неточная рифма, в которой совпадают ударные слоги,
концы же рифмуемых слов или равнозвучны, или приблизительно созвучны.
Пэон – (греч.) – сочетание ямба или хорея с пиррихием.
Пиррихий – (греч.) – два смежных безударных слога в ямбическом или хореическом стихе.
На фото - автор, Днепропетровск, Дом учёных, 2007 г.
Свидетельство о публикации №109072205729
С уважением,Любовь.
Любовь Чумаченко 03.01.2012 22:55 Заявить о нарушении
Пусть Ваще имя отринет все невзгоды Вашей жизни!
Целую руки,
Виктор Невский 11.01.2012 19:02 Заявить о нарушении