Две Венеры

 Сравнение картин «Венера Урбино» Тициана и «Спящая Венера»  Джорджоне



  Конец пятнадцатого века ознаменован в  искусстве живописи появлением на свет великих художников, таких как Леонардо да Винчи, Джорджоне, Тициан, Микеланджело, Рафаэль, Дюрер.

  Два величайших мастера эпохи венецианского  Возрождения: Тициан и Джорджоне вышли из мастерской Джованни Беллини .  Два таких похожих и таких разных мастера. Об авторстве многих их картин до сих пор идут споры, чьей рукой написан тот или иной шедевр, Джорджоне или Тициана? Сюжеты многих их картин очень схожи, но на этом, как мне кажется, и заканчивается их схожесть, дальше идут различия. Различия во всем: в судьбе, в творчестве, в манере письма.

          

     Итак, Тициан родился в Пьеве ди Кадоре, маленьком селении в горах провинции Беллуна. Он был вторым сыном Грегорио  Вечеллио, происходящего из известного рода адвокатов. Неполных десяти лет от роду он покинул родину, чтобы добраться до Венеции и изучить искусство живописи. С первых шагов по стезе живописи Тициан проявил себя как необычайно талантливый художник, умеющий соединить беллиниевское величие и степенность с натурализмом заальпийских художников, к которым он испытывал величайшее почтение.

   О долгой жизни Тициана (1488-1576) известно практически все: поразительная карьера, привязанности и приглашение к главнейшим дворам Италии и Европы, ревнивое внимание к собственному благосостоянию, предпринимательский подход  к управлению собственной школой. Документов, освещающих все эти аспекты жизни художника, которые еще при жизни его начали создавать вокруг него настоящий миф, существует великое множество. Тем возмутительнее исключение, которое являет неизвестность даты его рождения, порожденная противоречащими друг другу, расходящимися на добрых семнадцать лет,  фактами.

Запись о смерти 1576 г. гласит, что художник скончался в возрасте « ста и трех лет», таким образом, годом рождения должен быть 1473 год. Однако, биографы его времени, Людовико Дольче и Джордже Вазари, которые, похоже, наоборот, стремятся превознести раннее становление художника,  относят дату его рождения к периоду между 1488 и 1490 годами. Именно эта датировка принята в настоящее время большинством ученых. И это единственное темное место в его биографии.

«Божественный» Джорджоне (1477 – 1510), так назвал художника Сальвадор Дали. В отличие от Тициана в биографии этого художника, как и в сюжетах его картин, остается много неясного. Джорджоне прожил очень недолго, и еще при жизни был признан гением. Он коренным образом изменил представление о самой живописи, и о месте художника в обществе. Джорджоне родился близ Венеции, обучался в мастерской Беллини. Родом из бедной семьи, он был наделен острым умом, музыкальностью и пользовался успехом у женщин.

Сравним две картины  этих художников, картины очень похожие по сюжету. «Венера Урбино» Тициана и «Спящая Венера» Джорджоне. Созданная для Гвидобальдо, сына урбинского герцога, «Венера Урбино», один из шедевров тициановской классики, скорее всего, признана служить аллегорией супружества.  Эта Венера – богиня плотской любви, раскинувшаяся в алькове и предлагающая зрителю свою великолепную  наготу.  В руке она держит букет роз – традиционный атрибут богини, как и стоящий на подоконнике мирт. Однако, черты лица богини совершенно индивидуальны, взгляд ее не рассеян, она смотрит на зрителя открыто и призывно. Если сравнить картину сл «Спящей Венерой» Джорджоне становится очевидным, что Тициан исключил любой намек на идеализацию. Тициан изобразил свою Венеру во внутренних покоях богатого венецианского дворца,  со всеми атрибутами повседневной жизни: двумя горничными, вынимающими из сундука наряды госпожи.

На картине Джорджоне царит таинственность далекая от обыденной жизни. Созданию атмосферы таинственности, окутывающей полотно, способствует пустынный город на заднем плане. этот мотив возник сначала в его знаменитой «Грозе».

Когда наш взгляд скользит от фигуры к пейзажу и обратно, открывается своеобразие метода Джорджоне. Художник мыслил природу, человека и его создания в единстве, охватывал единым взором непрерывную целостность земли и ее растительного покрова, световоздушной среды, облаков, людей, мостов и городских построек. Такое восприятие было не менее важным завоеванием нового искусства, чем открытие перспективы.

Глаза богини закрыты, она спит или грезит, не подозревая, что за ней наблюдают. Нашему взору предстает богиня загадочная и прекрасная, мечтательный идеал, недостижимый в своей законченности.

Тициановская Венера воспринимается не как мифологический персонаж, а как дивный этюд реально существовавшей обнаженной женщины. Создавая образ античной богини любви, Тициан наполнил его новым жизненным смыслом. Запечатленная в реальной обстановке, Венера как бы отделена от пространства комнаты, благодаря чему она существует в своем особом мире, где граница идеального и реального оказывается зыбкой. Замкнутый контур ее фигуры, необычайная мягкость и плавность очертаний усиливают впечатление погруженности ее в свой мир, мир совершенной гармонии и высшей красоты. Создавая богатейшую колористическую гамму, построенную на соотношении звучных и глубоких тонов, Тициан своим мастерством приподнял реальность до уровня идеала.

Чувством гармонии, совершенством пропорций, линейным ритмом, мягкой светописью  одухотворенностью и психологической выразительностью своих образов и вместе с тем логичностью, рационализмом Джорджоне близок Леонардо, который, несомненно, оказал на него и непосредственное влияние, когда проездом из Милана в 1500 г. был в Венеции. Но Джорджоне более эмоционален, чем великий миланский мастер, и как типичный художник Венеции интересуется не столько линейной перспективой, сколько воздушной средой и главным образом проблемами колорита.

От Джорджоне Тициан воспринял тонкое чувство колорита, проникся поэтической атмосферой его произведений и после смерти Джорджоне в 1510 году  завершил работы учителя.

Своей «Венерой Урбино» Тициан разрушил границы традиционной мифологической картины, приблизил миф к своему времени, заставляя его служить вполне определенным целям: свидетельствовать о важности эротического аспекта брака.

Совместная работа над фресками фасада здания Немецкого подворья положила начало расхождению в живописной манере этих величайших художников. Контраст между «Справедливостью» Тициана и фрагментом фрески «Обнаженной» Джорджоне наглядно демонстрирует это различие.

Оба художника, без сомнения, талантливейшие мастера, но с моей точки зрения Венера Джорджоне вызывает большее восхищение. В женщине должна быть загадка. А здесь эта загадка присутствует. Почему обнаженная богиня лежит на фоне дикого пейзажа? Спит она или грезит? Отдыхает или ждет кого­ то? От прекрасного тела богини веет таинственностью, а загадка всегда притягивает больше, чем открытость и понятность.

В ноябре  2001 года тициановскую «Венеру Урбино» привозили в Москву, К сожалению, мне не удалось попасть на выставку и увидеть оригинал. Но на меня эта картина произвела глубокое впечатление (хотя, думаю, репродукция или фотография не способна передать всё мастерство автора), мне кажется, от джорджоновской Венеры впечатление было бы большее. У меня  дома висит очень хорошая копия Венеры Джорджоне. И даже от копии впечатление очень  сильное.

Считается, что смерть помешала Джорджоне закончить картину, и для завершения работы был приглашен Тициан. Действительно, пейзаж, как бы расслаивающийся по мере удаления, и синеватые горы на заднем плане напоминают манеру Тициана. Ранняя смерть Джорджоне способствовала тому, что звезда Тициана вспыхнула с необыкновенной яркостью.

Если еще раз сопоставить Венеру Урбинскую с Венерой Джорджоне, то могу сказать, что прекрасная женщина, изображенная Тицианом, представлена величавой, исполненной чувством собственного достоинства, но ее изображение уже не вызывает ощущения тайны, как в картине Джорджоне.

Позднее Тициан написал для Филиппа   Испанского несколько вариантов темы Венеры и Данаи. Серии мифологических сцен были посланы испанскому королю, известному религиозному фанатику. Эти картины уже относятся к позднему стилю Тициана, в них выразилось новое понимание мира эроса. за четвертым творческим десятилетием, которое истощило внутренние силы художника, вновь последовало время расслабленности. Как и в тридцатые годы, Тициан посвятил свое творчество главным образом прославлению женской красоты. В сопроводительных письмах при посылке мифологических картин Филиппу II Тициан назвал одну из своих картин "Поэзией", и в самом деле, все эти произведения в высшей мере поэтичны. Стареющий мастер придал всему изображенному красочный блеск высшего совершенства. Спокойствие и дистанция позволили выразить легкость и  просветленность этого мира красоты.


Рецензии
Спасибо! Словно мини экскурсия :))) Оч. Понравилось!
Вы правы, спящая Венера более загадочна, тут есть где разгуляться фантазии.

Сорванцова Виолетта   30.07.2009 11:49     Заявить о нарушении
Спасибо! Рада Вам!

Натали Никифорова   30.07.2009 22:06   Заявить о нарушении
Будете рады если я тоже выскажу свое мнение и наблюдение ещё с 70 годах!?

Кобылянский Иосиф   31.07.2009 23:06   Заявить о нарушении
Да, конечно!

Натали Никифорова   31.07.2009 23:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.