Парк песочных скульптур

     Художники всегда казались мне кем-то вроде «песочных скульпторов» – тех, кто делает фигуры из песка. Потратить месяц и даже больше на картину, чтобы потом ее продать, расстаться с ней навсегда, – я не понимал, как можно заниматься таким делом. Простой каменщик, арматурщик – и тот может через год придти и посмотреть на дом, который он построил. А художник обычно даже не знает, где висит его картина.
     Еще меньше я понимал «песочных мастеров». Я думал: каково это, построить замок на берегу, а потом уехать, зная, что наступит сентябрь, пойдут дожди, и твой замок расползется, башни его обрушатся, стены рассыплются...
     Недавно я познакомился с одним таким мастером. И он уговорил меня съездить вместе с ним в Португалию. В южной части Португалии есть провинция Алгарве, а в ней – большой парк, где каждый год проводится фестиваль песочных скульптур.
     Мы приехали туда в мае. Погода стояла чудесная. Скульпторы усердно трудились: строили замки, лепили человеческие или звериные фигуры, создавали большие композиции на мифические и сказочные сюжеты. Вечером все отдыхали и развлекались.
     Я с грустью смотрел на растущий песочный городок. Позже, конечно, скульптуры сфотографируют; фотографии разместят в интернете, поместят в альбомы, но это будут только изображения, а сами замки и мифические герои исчезнут.
     Мне подумалось: вот, здесь каждое лето вырастает песочный город, а потом разрушается. И песок не помнит о тех зданиях и фигурах, которые строили из него. Он принимает любые формы, а потом забывает о них.
     И, по сути, вся эта парковая полоса – одно большое кладбище. Новые фигуры возникают на месте старых. И строят их из того же песка.
     Парк «Фиеса» казался мне символическим изображением жизни на планете – круговорот явлений, где ничто не задерживается надолго. И я не понимал, как можно находить удовольствие в создании таких недолговечных вещей.
     Но однажды друг пригласил меня посмотреть закат на море. Мы забрались на скалистый уступ метрах в десяти над водой. Внизу разбивались о камни волны. Их повторяющиеся удары не раздражали, а наоборот – успокаивали. Ветра не было. Облака сияли. И солнце быстро, но с достоинством, уходило в воду.
     Зеленого луча я так и не увидел, хотя друг уверял, что он был. Но я и без этого луча почувствовал то великое спокойствие, о котором раньше только читал в книгах, – спокойствие, при котором время теряет свое значение.
     Все возникает и исчезает – одно раньше, другое позже. И над всеми явлениями царит великий покой.
     Когда мы уходили с берега, я смотрел на недостроенные скульптуры и не понимал, почему раньше я их жалел. Сейчас я не чувствовал никакой жалости – только радость от того, что в мире существует такое замечательное место, куда съезжаются такие замечательные люди и создают замечательные скульптуры – сказочные фигуры, которые поздним летом или осенью размоют замечательные дожди.


Рецензии