Запасной аэродром?! Эфиопский дневник 43
«Отпускник» посматривал в иллюминатор самолёта. Он объяснял мне особенность Абиссинских гор, как правило не имеющих сквозных ущелий и долин, по которым обычно можно пройти «сквозь» горы других регионов Мира. Поэтому завоеватели с трудом проникали вглубь гор, а эфиопы успешно им противостояли и нередко уничтожали целые армии лучше вооружённых врагов.
Так, эфиопы вооружённые лишь ружьями, даже старинными, уничтожили в битве при Адуа большую вооружённую до зубов итальянскую армию, имевшую пулемёты, артиллерию, авиацию! Итальянские агрессоры применили против эфиопов даже ядовитые газы! Они загружали пленных эфиопов в самолёты, сбрасывали их над Аддис Абебой - люди падали на землю и разбивались! Такими варварскими методами они старались устрашить население.
«Отпускник» показал мне ниточку серпантина дороги и обратил внимание на её особенность. Дорога извилисто шла по краю ущелья вокруг горы, почти полностью её обогнула, затем перешла на другую сторону ущелья и вернулась по ней почти полностью обратно, лишь незначительно продвинувшись вперёд. Затем дорога вдоль другого ущелья делала петлю вокруг следующей горы. Таким образом, дорога делала петли в несколько километров длиной для того, чтобы пересечь или обойти очередное ущелье и продвинуться чуть вперёд.
- «Вот, смотрите – дорога делает огромную петлю и возвращается к началу этой петли… Один пулемётчик может «запереть» в такой петле военный конвой… Ведь на стены ущелья, на хребет взобраться почти невозможно… Спуститься в ущелье? Там дороги нет… Так и идёт эта война в горах…» - рассказывал мне «отпускник», как я его обозначил для простоты общения.
- «Я – геолог… Вели в горах геологическую работу, а рядом шла война», - продолжал он.
- «Днём – жара около 50 градусов… Весь день – на солнце, тени нет… Электричества и близко нет… Без кондиционера… Ночью – холодно… Жили в палатках… Вдали от населённых пунктов… Места эти и на картах не обозначены… Дорог – нет… Воду и снабжение привозили издалека в бидонах на лошадях, ослах… Охраняли эфиопские солдаты. Бывало, что рядом шла перестрелка, но экспедицию – не трогали». «Отпускник» вспоминал:
- «Из продуктов – консервы, макароны… Стограммовые баночки эфиопской армейской говяжьей тушёнки с горьким перцем и другими специями невероятной остроты добавляли в котёл макарон «для вкуса». Пищу варили на костре… Так питалась и эфиопская охрана…»
Я слушал это, размышляя:
- «Мне крупно повезло - рядом оказалась океанологическая экспедиция! Они поддержали меня – приняли жить и питаться с ними! Не думал где бы добыть пищу в условии блокады Массавы! Мог принять душ! Спал с кондиционером! Конечно, было немало трудностей, в основном – административных неурядиц, порой казалось – непреодолимых… Очень много работы! Но зато в операционной – кондиционер… Всё познаётся в сравнении! В тех неизведанных местах, о которых говорил «отпускник» - геолог, мою работу было бы невозможно организовать без серьёзного технического оснащения – передвижная электростанция, современное хирургическое оборудование и множество другого!»
Горы были желтоватого цвета, выгоревшие на солнце… Растительности – мало… Смотреть в иллюминатор надоело… Самолёт снизился. В иллюминаторах по бокам виден песок, в стороне – низкие кусты. Несколько толчков о полосу – и мы приземлились.
Лишь только самолёт остановился – пассажиры засуетились, начали быстро выгружать ящики, коробки, канистры. Рядом с самолетом оказались несколько ГАЗ-69, на которые всё это грузили. Опустили хвостовой трап, из кузова самолёта выехали автомобили. Пожелав нам счастливого пути, все уселись в машины. Зарычали моторы, поехали и вот уже скрылись за кустарником. Осела лёгкая пыль. Мы с «отпускником» не успели и глазом моргнуть, как остались одни в самолёте.
- «Дали мы маху! Все машины - уехали… Придётся идти пешком в Аддису!» - подвёл итог «отпускник».
- «Значит, нечего нервничать и торопиться!» - успокоил я его. «Кто-нибудь ещё будет ехать! А если нет – то и так доберёмся!»
- «Давай выгружаться!» - предложил «отпускник». Мы вышли из самолёта со своими небольшими чемоданчиками в руках. Пилоты сидели и лежали, отдыхая на брезенте в тени самолёта. Они с интересом наблюдали за нами. Мы молча огляделись – во все стороны было видно песчаное поле, поросшее низкой травой, выгоревшей на солнце. По краю поля – низкие кусты.
- «В какую сторону Аддис Абеба? Куда идти?» - размышлял вслух «отпускник».
- «Подожди! Что-то ни аэровокзала… Ни людей… Поле!»
- «Идти надо!» - торопил меня «отпускник». «Хорошо бы к вечеру прийти в город! Прозевали мы все машины… Чуть поторопись – и уже были бы на месте!» - сожалел «отпускник».
- «Подожди! Надо спросить пилотов…» Чуть подумав, стараясь не выглядеть полным профаном, я обратился к пилотам:
- «Товарищи пилоты! Мы сели на запасной аэродром, что ли?»
- «Какой ещё запасной аэродром? – удивлённо вопросом ответили пилоты.
- «Лучше подскажите – в какую сторону идти в Аддис Абебу?» - попросил «отпускник».
- «Вы решили идти в Аддис Абебу пешком?» - удивился пожилой пилот.
- «А что остаётся делать? Машины все уехали… Мы опоздали на них… Дали маху!» - самокритично заявил «отпускник».
- «Конечно, можно идти в Аддис Абебу и пешком… Ваш выбор… А идти – вон туда!» - махнул пилот рукой в сторону горизонта.
- «А далеко? Сколько идти?» - уточнял «отпускник».
- Да километров девятьсот! За месяц доберётесь, пожалуй! Если не помешают горы, зверьё, крокодилы в реках и так далее», - улыбнулся пилот.
- «Так это что? Разве ребята не в Аддис Абебу поехали?!» - воскликнул «отпускник».
- «Нет! Мы - возле Харара… На краю пустыни Огадены… Ребята поехали в пустыню… Ищут газ, нефть… А мы возьмём пассажиров и полетим дальше через пару часов…» - успокоил пилот.
- «Да у меня на завтра билет на самолёт в Москву!» - воскликнул «отпускник». «Как хорошо, что не уехали с ребятами в Огадену!» - радовался он.
- «Да, геологи добрые! Подвезли бы! И не стали бы расспрашивать… Ведь Вы не спрашиваете? Ваше дело решать - куда ехать! Пропал бы Ваш билет! Застряли бы здесь на месяц - полтора!» - подвёл итог пилот. «Снова сюда мы заглянули бы не раньше! Самолёт здесь основное средство передвижения. Да, чуть пешком не пошли!» - смеялись пилоты. «Устраивайтесь в тени, на брезенте… Отдыхайте…» - предложили они. Мы сели рядом с ними.
Через час подъехал автомобиль с двумя пассажирами. Въехали в самолёт. Мы в прекрасном настроении сели в самолёт. Короткий разбег. Рейс продолжился. В Аддис Абебе новые пассажиры предложили подвести нас в центр города. Машина остановилась перед подъездом «Теклу Деста Билдинг», на «Черчилль Роуд». Настроение – отличное! Ещё нет и двух часов дня, а я уже почти дома! Приду домой, а в начале третьего - жена вернётся с работы! Вот удивится моему возвращению!
Свидетельство о публикации №109071700120