Давайте напишем рэнга! Как это делается
"Позвольте! - говорю я себе. - Так в том уголке Стихиры, где я уютно устроилась вместе с немногими близкими друзьями, мы именно этим и развлекаемся!" Я читаю ваше произведение, пишу на него рецензию-экспромт, вы отвечаете мне тоже экспромтом, заходит на наш диалог общий приятель и тоже пишет свой экс, и таким образом вырастает "колбаса" из многих эксов, своеобразный полилог, который автор идеи помещает на свою страницу, но родившийся коллективный "труд" своим не считает - авторов много, и все они обозначены. И вообще такой жанр уже столетиями практикуется в русском фольклоре - что это, как не цепочка частушек, которые под перестук каблучков пели, чередуясь, на праздниках и свадьбах? Значит, рэнга - наше родное, исконное, органически присущее всем русскоговорящим?
Так, да не так. Япония всё-таки, да ещё средневековая. Изящные дамы и мужественные самураи равно увлекались этим жанром, а потому зажали его в узкие рамки канона, столь любезного их сердцу. Классическое рэнга (настаиваю на среднем роде по отношению к этому термину, т.к. это соответствует русскому принципу распределения по родам иноязычных несклоняемых слов) чаще всего представляет собой произведение пейзажной лирики. Но параллельно с ним развивалось шуточное рэнга (хайкай рэнга), где выбор тем и образов не был так жёстко ограничен.
Как же строится рэнга? Собираются любители поэзии (а в Японии каждый в той или иной степени поэт), один начинает с того, что мы сейчас называем хокку - трёхстишия, другой добавляет его до танка (пятистишия), придумывая следующие 2 строки. Они относительно самостоятельны, но тематически примыкают к начальному хокку, продолжая и развивая мысль автора. Следующий (или первый, если их двое) добавляет новое хокку, далее - снова двустишие и т.д. Играть можно до бесконечности, годами, развивая начальную мысль в новых направлениях. Классическое рэнга состояло из 100 строф, но вообще-то количество может быть любым, как и количество авторов (или игроков, если угодно). "Тот, кто начинает первый стих, обычно задает настроение или идею. Следующий участник может подхватить их и высказаться об этом другими образами, а может, используя предыдущие образы, вложить в них иную идею" (http://kae-ru.narod.ru/renga.htm). "Основное внимание в рэнга должно уделяться двум моментам - внутреннему единству и смысловой независимости каждого возникающего пятистишия, но при этом все же в рамках общего движения цикла. Также рекомендуется систематически делать переходы от пейзажного к человеческому, от субъективного взгляда к объективному.
В рэнга предусмотрен природный круговорот времени: лето - осень - зима - весна. Это означает, что любая следующая строфа может говорить о другом времени года, но следующем за предыдущим. Время года определяется сезонным словом в каждой из этих строф.
О луне и о цветах каждый участник может сложить только по одной строфе. Юмор и игра слов допустимы, но не ради них самих, а если это требуется для более полного раскрытия образа, идеи движения рэнга" (там же).
Уточним формальные характеристики строф.
Так как хокку и двустишие составляют танка, количество слогов распределяется по форме танка: 5-7-5 // 7-7. Впрочем, знакомясь с примерами рэнга, я убедилась, что профессиональные переводчики-японисты с этой раскладкой не считаются. Великий Басё просто непереводим при подобном ограничении. Так что к такому набору слогов нужно стремиться, но жёстко следовать ему - вряд ли целесообразно. Но присущая японской классике предельная краткость, ёмкость слова должны учитываться.
Есть целый ряд правил, связанных с содержанием строф. Можете с ними ознакомиться, зайдя по ссылке, но, на мой взгляд, считаться с ними не стоит. Мы ведь всё равно не ушьём свои глаза, чтобы смотреть на мир по-японски...
И для завершения - ещё одна цитата из того же источника:
"При составлении нанизанных строф важно помнить, что рэнга - это не повествовательный стихотворный рассказ... это прежде всего духовный опыт, и лишь затем уже интеллектуальное занятие... лёгкое и шуточное слово может стать пропуском в бесконечность, а умное и серьёзное - новой ступенькой к бездушию..." (http://graf-mur.holm.ru/gerb/gerb13.htm).
Я для удобства разделила статью и рождающееся рэнга. Заходите, мы рады всем! Ваши продолжения пишите в замечаниях к первой рецензии, тогда мы не перепутаем последовательность. ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!
http://www.stihi.ru/2009/07/14/3892
Свидетельство о публикации №109071603945
я уже изучил, теперь буду изучать Вас. Я ведь дилетант в стихосложении.
Хотя и пишу разные философские статьи о сущности поэзии, но практически предмет и историю знаю плохо, в интернете я меньше года, а до этого читал только наших классиков. Стихи начал писать потому, что не встречал на полках магазинов того, что хотелось бы на современные темы.
Поэзию начал понимать, читая Блока. Он и сейчас для меня - вершина
http://www.stihi.ru/2009/05/26/1682
Маштаков 17.09.2009 21:21 Заявить о нарушении
И я люблю Блока, но не в первую очередь. Мой на все времена - Пушкин.
Мария Антоновна Смирнова 18.09.2009 14:05 Заявить о нарушении