Владимир Туков, Ева Яблокова Первая скрипка Чернов

 http://files.mail.ru/88F45DE70A6D42E99E13D00BF14D921A
               
  http://files.mail.ru/4418C0B8EAFC4978B7A848B1EB5C5C26


               
                ПЕРВАЯ  СКРИПКА  ЧЕРНОВА
                I

.. Падал лёгкий снежок, мягко касаясь  каменных мостовых и тротуаров Петербурга. Серебристая снежная вуаль , небрежно сбрасываемая с небес, покрывала застывшие словно в сонном оцепенении деревья и одинокие статуи. Было тихо и торжественно в этот удивительно нехолодный январский вечер, впрочем, точнее бы сказать – предвечерье.      
По набережной Фонтанки неспеша  шли два человека. Один из них – достаточно пожилого возраста, но стройный и подтянутый,  его черное длинное пальто выгодно подчёркивало фигуру. Другой –  также преклонных лет -  в широкополой шляпе и лёгком не по петербургским холодам тёмно-синем плаще  - нёс футляр со скрипкой.
-    А я ведь тогда  почти наверняка поверил этому Зевигу !- неторопливым голосом произносил первый. - Особенно покорила меня его коронная фраза:    «Если ученик купит скрипку хорошую, то он будет играть не хуже учителя !»  Подумать только, какие же претенциозные заявочки могли изливаться из уст сего скрипача !- и пожилой джентльмен в чёрном позволил себе радушно улыбнуться.
Оба на минуту приостановились, охотно наблюдая живописную картину угасающего дня.
- Взгляните на небо, вон там ...слева за тем куполом...облака...будто в огненном зареве...
- Да, к морозцу, Дмитрий Контантинович, к морозцу! - приподнимая голову вверх подытожил тот, что нёс футляр.
- Красный, ярко-оранжевый... Как же всё в природе взаимосвязано… Антропоморфизм! Превращения вездесущей мировой энергии... Так на чём я остановился? А ! Герман Зевиг... Ещё с юных он был именно таким – бесконечно бунтующим и эпатирующим публику...
- Эпатирующим! Не то слово! Просто вихрь какой-то! -  подхватил тему разговора «с футляром» .  - Мне ведь , Дмитрий Константинович, доводилось с ним играть камерные вечера в консерватории. Музыкант - он, конечно, -достаточно грамотный. А личность - просто незабываемая…
- Да где уж тут забыть! В своё время меня он потащил по всем мастерским и магазинам города искать скрипку. Всё твердил при этом, что секреты по созданию стоящей скрипки давно утеряны. А новые инструменты все «ни к чёрту» не годяться ! Каковы заявочки? Закончилось это тем, что  приобрели мы более-менее достойный экземпляр у вдовы одного музыканта…
     Так в характере избранного диалога проходил путь этих двух людей, лишь изредка на короткие мгновения прерывающийся движением лихо проносящихся мимо извозчичьих экипажей.   
- Маэстро Завитновский ! - послышался  за спиной  идущих  звонкий женский голос. Оба наших прохожих обернулись и увидели эффектно одетую молодую даму. Судя по её раскрасневшемуся лицу - эта дама ещё издали, очевидно, признала в прохожем «с футляром»  своего старого знакомого и поэтому очень торопилась его догнать .
- Маэстро Завитновский !  Как же я рада Вас видеть ... - воскликнула дама,
несколько запыхавшаяся от скорого шага.
- О! Мадам Флоренская ! Mon cher, Вы как всегда на высоте ! - с радостным восхищением выговорил маэстро  и , учтиво улыбнувшись даме, отрекомендовал её джентельмену в чёрном пальто, - Юлия Флоренская !  Близкая под-руга моей жены .
Даму сопровождал  юноша  с бледным одухотворённым лицом,  в  котором просматривалось любопытство.
- А это Жан !- в свою очередь представила юношу  Флоренская .
- Иван Савельєв -студент 2 курса  школы-студии живописи! -  тут же браво добавил о себе  юноша. - Можно просто: Жан!
- Господа! – тут же защебетала дама,-  Вот.. Жан мне только что рассказывал о недавнем удивительном концерте... в Малом зале консерватории ?
- Да, да …Это колоссально!- тут же подтвердил  Жан, при этом выразительно жестикулируя. - Чайковский просто фантастичен !   Маэстро Завитновский ,   что за чудесный чарующий звук  вашей скрипки  !
- Да это же  волшебник !-  восхищённо прошетала Флоренская.
Благодарю Вас, милая Жюли и также Вас, многоуважаемый Жан,-  засмущался музыкант. - Хочу открыть вам истинного волшебника, благодаря дарованиям которого и состоялся не только вчерашний , но и все предыдущие 
четыре концерта… Знакомтесь: Дмитрий Константинович Чернов, профессор металлографии, а также непревзойдённый построитель струнных музыкальных инструментов !
- Я очень рад нашему  знакомству, - вежливо сказал Чернов- «джентельмен в чёрном пальто» .
- Хочу заметить , господа ! - продолжал маэстро Завитновский  ,- что Дмитрий Константинович имеет всемирное признание! Сам  даже великий Монгольфье на Парижской выставке науки и техники  в 1900 году  был  покорён его научными достижениями !
- Сам  великий Монгольфье? - почти в унисон переспросили Флоренская  и её спутник.
В этот момент Чернов, взяв Завитновского под локоть, попытался несколько смягчить его распалившееся красноречие:
- Благодарю Вас, маэстро за такие комплименты в мой адрес…Но наша наука и без меня достаточно славна…Вот например, Дмитрий Иванович Менделеев !  Ведь какое великое открытие – его периодическая система…
Не надо, не надо скромничать...- продолжал музыкант .- Господа, без ложного пафоса  всем заявляю ,что Дмитрий Константинович – великий учёный , который  «играет первую скрипку» в металлургической промышленности !
- А скажите,- кокетливо обратилась к учёному Флоренская, - Вы  тот самый профессор Чёрнов , у которого  такая чудесная оранжерея? Я ведь часто бываю у своей тётушки…Она просто влюблена в вашу экзотику на Песочной! Подумать только ! Пальмы, олеандры, рододендроны – и всё это у нас здесь   в Петербурге!
- Хочу заметить, что у вас «растительная» фамилия, милая Юлия ! - профессор начал несколько в шутливом тоне отвечать на вопрос , – А сад, о котором вы сейчас  упомянули, - лишь только частично моя заслуга , скорее это талант и забота моей супруги - Александры  Николаевны...  И думаю ей бы было в удовольствие услышать столь приятные  отзывы о своём детище!
Ну, а вот сегодня мы с маэстро приглашаем Вас, мадам , и Вас, Жан  посетить концертный зал Реформаторского училища...
- Собственно говоря,  как раз мы  туда сейчас  и идём ! – живо уточнил  Завитновский.
- В концерте ,- продолжал профессор,- будут звучать знаменитые инструменты Страдивари, Амати и очень редкий экземпляр Бергони! Среди этого богатства  вы сможете услышать и мои скромные опыты...
- Господа, Дмитрий Константинович решительно преуменьшает свои создания, - вмешался Завитновский, -   так им называемые «скромные опыты» - уже снискали себе большую любовь публики !
- Но это только случилось лишь благодаря замечательному таланту маэстро Завитновского и   музыкантам его прекрасного струнного квартета, в чьих мастерских руках и мои инструменты смогли  зазвучать! -  выразил свою искреннюю признательность  Чернов.
В этот момент маэстро Завитновский , заглянув в свои часы,  спохватился:
- Однако  до начала концерта остаётся не так уж и много времени .  К тому  же, мне бы хотелось немного поупражняться перед выступлением.  По этой причине я всем вам сейчас откланиваюсь, и, прошу меня извинить, убегаю!
-  А я, пожалуй,  ещё немного прогуляюсь... перед концертом...- на это сказал 
Чернов, а также предложил  Флоренской и Жаку . - Не составите ли мне
компанию?
-   С удовольствием, господин Чернов! Знаете ли, я обожаю Петербург!
- И я - c вами! – в свою очередь заметил Жан.- Меня всегда интересует архитектура этого города…

                II

По лабиринту с названием «наука» Дмитрий Константинович Чернов шёл очень часто непроторенными путями, и нитью Ариадны ему служили собственный талант, осознание глубочайшей ответственности перед судьбой отечественной металлургической науки, глубокая исследовательская проницательность, вера в истинность и прогрессивность разрабатываемых им идей. Развивавшаяся крупная промышленность страны требовала, чтобы обработка  стали производилась новыми оригинальными методами, основанными на точном научном знании. Нужна была наука о металлах, неоходимы были специалисты, понимающие: что происходит при выплавке и обработке металла, - глубоко знающие его природу. Подобных специалистов заметно нехватало. Лишь немногие избранные, значительно опережавшие знания современников, смогли вывести металлургию в разряд мировых стратегических наук. Таковым был Чернов!
Прогулка по городу  разбудила в воображении Дмитрия Константиновича воспоминания о молодости и годах учёбы в Петербургском Технологическом  институте .
С большим интересом слушали сопровождавшие  Чернова мадам и  юно-ша рассказы учёного о себе. Ведь ещё с юных лет Дмитрий Чернов выделялся разносторонностью интересов. Обладая  отменным музыкальным вкусом и превосходным голосом он  участвовал в студенческих концертах, любил  и умел хорошо исполнять русскую классику – песни,  арии  из опер Глинки,
Даргомыжского, романсы Гурилёва, Варламова.  А после одного из таких выступлений на любительской сцене Дмитрию Константиновичу  в своё  время предлагалось даже петь в самом Мариинском театре. Удивило спутников и тонкое знание техники живописи, увлечение  металлурга голландскими мастерами.
В общении Чернов совсем не представлялся  «сухарём-учёным» ,  сидящим за письменным столом  над формулами, графиками, чертежами или колбами и микроскопами, а живой творческой душой ...
Так бесконечно рассуждая о науке и культуре наша прогуливающаяся компания незаметно оказалась у входа в Реформаторское училище, где афиша лаконично извещала программу  предстоящего музыкального вечера:

      "Въ Маломъ зале Консерваторiи
      Общество Друзей Музыки
      2-й СЕЗОН (1910- 1911)
         МУЗЫКАЛЬНОЕ СОБРАНIЕ
   Для сравнительнаго испытания струнных инструментовъ,
   построенныхъ  профессоромъ Д.К. Черновым
   и инструментами старыхъ итальянских мастеровъ
   Въ воскресенье , 16-го Января 1911 г.
   Исполняет квартет В.А. Завътновского :
           Г-н Завътновский,Пiорковский,
           Гилль,фонъ-Беке.               
               

                III

Изготовление скрипок являлось интересным хобби всей жизни великого учёного - металлурга. Над своими инстументами он «колдовал» дома чаще всего после научной или преподавательской работы.  Для демонстрации струнных инструментов из изготовленной Дмитрием Константиновичем коллекции, включающей 12 скрипок , 4 альта, 4 виолончели, Чернов предоставил Завитновскому  и его музыкантам из квартета возможность выбрать для ряда вечеров, посвящённых искусству, наиболее удачно звучащие.
Качество звучания скрипки зависит не столько от просушки,  сколько от толщины деки ! –  определит он  в своей брошюре   «О построении музыкальных смычковых инструментов» . 
Но вот - звуковая реальность …Смычок коснулся струн – скрипка – запела… Душа  её наполнилась  проникновенным тоном.
Чернов прикрыл глаза .
…Море… Шёпот  серебристых волн…
Словно мачты на палубе – деревянные пюпитры на сцене для исполните-лей струнного квартета . Подобно восходящему солнцу,  благославляющему искателей приключений, разливающаяся светом хрустальная люстра в центре зала… Вот и сам «капитан» корабля – Скрипач в чёрном смокинге со своей верной спутницей .  Имя ей – Скрипка,  которая словно красавица-русалка, выплывшая  из морских глубин и задремавшая на плече преданного ей музыканта-странника . Её точёная фигурка и золотистый лаковый блеск дек, изысканная хрупкость и такой живой почти человеческий голос способны заворожить  и свести с ума любого...
И вот паруса подняты !  Тысячи вибрирующих корпускул пронзают пространство зала, сливаясь в единую энергию и красоту…
Физика звука и физика цвета…- слушая музыку, размышлял Чернов,- лента спектра…750 градусов – вишневый цвет - точка “В”...тёмно-оранжевый -1100 градусов, ярко – жёлтый -1200...1300-  белокалильный цвет…

                *********
Уже попрощавшись  после концерта с друзьями  Чернов вышел на улицу . Прекрасно исполненная музыка ещё звучала долгим эхом в его музыкальном сознании. Однако дома учёного ждало много работы: сделать доклад к пред-стоящему съезду Русского технического общества и написать письмо – ответ Генри Гоу, приславшему свою книгу с посвящением :
«To my friend  professor Dimitry Constantinovitch Tchernoff the father of the metallography of iron / As token of affectionate esteem this work is dedicated…
…Моему другу Профессору Дмитрiю Константиновичу Чернову – отцу металлографiи железа въ знакъ искряннего уваженiя посвящается … »
И Чернов, ускоряя шаг,  несколько со смущением, но почему-то и не без удовольствия вспоминал о себе слова музыканта: «Дмитрий Константинович – великий учёный, который  «играет первую скрипку»…»

 


Рецензии
Увлекательно, с любовью и глубоким знанием темы. Украшает еще более, то что действия происходят на фоне Петербурга. У скрипки силуэт по линиям напоминает мне женскую фигуру, видно создавали ее влюбленные люди, поэтому она будет звучать вечно в умелых руках... С признательностью и теплом, Сергей.

Сергей Псарев   15.07.2012 14:16     Заявить о нарушении
изгибы линий ...
может поэтому имидж именно Скрипача так поэтичен!

Яблокова Ева   15.07.2012 12:25   Заявить о нарушении