Комическое в романе
Тема шолоховского юмора привлекала многих. Обычно его значение в творчестве писателя сужалось, утверждалось, что Шолохов прибегает к юмору для того, чтобы дать читателю возможность отдохнуть от драматизма развертывающихся в произведении событий. В разговоре о шолоховском юморе самые разные его стороны иллюстрируются почти исключительно одним и тем же Щукарем. Своей по-мальчишечьи щуплой фигуркой, как метко заметил исследователь В.Литвинов, он умудрился заслонить других. Вместе с тем, в книгах Шолохова присутствует образ гораздо более богато наделенный чувством юмора, и в этом плане еще более значительный, нежели Щукарь. Имеется в виду собирательный народный образ, людская масса, являющаяся носителем народной психологии, народного самосознания. Как пишет все тот же В. Литвинов, «Это именно казачий неповторимый душевный склад, и его не спутаешь с рязанским ими приамурским…
Одна из приметных черт в казачестве – по-своему проявляющийся юмористический нрав, едкая насмешливость, сосуществующая с постоянной и охотной отзывчивостью на любое острое словцо. Если этот герой смеется то смех его… «громом лопается», гася керосиновые лампы, «грохает залпом», «орудийным выстрелом», вспыхивает «горящим сухостоем». Если этот герой кого-либо подденет шуткой, то прямо-таки «свалит с ног». Замечательно сказал об этом шолоховский Григорий Мелехов: «Хорошо, что веселый народ мы, казаки. Шутка у нас гостюет чаще, чем горе, а не дай бог делалось бы все всурьез – при такой жизни давно бы завеситься можно!»
Даже образ сурового, фанатичного Макара Нагульнова у Шолохова то и дело озаряется светом комичного. Этот образ всего удачней подтверждает мысль относительно «всеобщной» особенности шолоховского юмора.
Чего стоит один только его монолог, посвященный неверной жене, произнесенный в утешение страдающему Давыдову: «Она такая баба, что распрочерт, а не баба! Ты думаешь, она об мировой революции душой изболелась? Как то ни черт! Ни колхозы, ни совхозы, ни сама советская власть ей и на понюх не нужны! Ей бы только на игрища ходить, поменьше работать, побольше хвостом крутить, вот и вся ее беспартийная программа! Такую бабу возле себя держать – это надо руки смолой вымазать, ухватиться за ее юбку, глаза зажмурить и позабыть обо всем на свете. Но я так думаю, что ежели трошки придремать, так она, как гадюка из своей шкуры, из собственной юбки выползет и телешом, в чем мать родила, унесется на игрище. Вот она какая, эта богом и боженятами клятая Лукерья! Потому она к Тимошке и прилипла. Тимошка, бывало, с гармонью по неделе в хуторе слоняется, мимо моей квартиры прохаживает, а Лушку тем часом лихорадка бьет, и не чает она бедная, когда я из дому удалюсь. А чем же нам с тобой было держать такую вертихвостку? За - ради нее и революцию, и текущую советскую работу бросить? Трехрядку на складчину купить?..»
Галерея героев, наделенных богатым чувством юмора, у Шолохова так велика, что невольно напрашивается вывод о его всеобщности. Главный среди этих героев, несомненно, все-таки Щукарь. Несмотря на то, что он лодырь и бездельник, Щукарь любим гремяченцами. Любим за свой оптимизм и остроумие. Где бы он ни появлялся, в какую бы напряженную ситуацию ни вторгался, тут же раздается смех, светлеют лица, людям становится легче дышать.
Без преувеличения можно сказать, что Щукаревы шутки и остроты для колхозников гораздо важней, чем его трудодни. И когда герой без особой надобности заворачивает на бригадный стан к Дубцову, первым заметивший его колхозник весело кричит: «Агитбригада едет: дедушка Щукарь…». Его не хотят отпускать домой, ночует Щукарь вместе с бригадниками. Невесть какие истории рассказывает Щукарь, сидя у огня, однако «редко приходилось встречать деду Щукарю более внимательных слушателей. Около тридцати человек сидело вокруг костра и все боялись проронить хоть одно Щукарево слово».
В конце произведения, замечая, как стал сдавать дед, Разметнов с искренней болью говорит: «Ей-богу, наделает он нам горя! Привыкли к нему, старому чудаку, и без него вроде пустое место в хуторе останется…»
Юмор для Шолохова – это своеобразное проявление оптимистического в народном характере. Он свидетельствует о доброте, душевном здоровье народа. Поэтому так «много» Щукаря в романе.
Свидетельство о публикации №109071005672