Итоги. Игорь Караулов
http://www.stihi.ru/2009/06/30/5237
Вначале несколько слов о принципах оценки. Ниже представлены исключительно мои субъективные суждения, которые я представляю вам с максимальным смирением, не пытаясь прикрыться никаким «объективирующим» щитом: я не буду ссылаться ни на редакторский опыт, ни на филологическую компетентность, ни на литературный авторитет – ничего этого я за собой не числю. Мои оценки не основаны на таких критериях как оригинальность (ни у одного из авторов вполне оригинального стиля не прослеживается), техническое совершенство, актуальность в свете модных трендов, а также, насколько это возможно, на каких-либо личных теориях о том, что такое хорошо и что такое плохо в поэзии. Ориентиры моего судейства, пожалуй, можно сформулировать так: я прежде всего пытался оценить, насколько в тексте проявлена личность автора, насколько осознанно он пишет, насколько удачно он избегает нелепостей и(или) пошлостей, насколько интересно его читать, а также – как интегральный критерий – смог бы я вслух прочитать этот текст на публике, не стыдясь за себя и автора, или нет. Первую десятку я выстроил по условно присвоенным баллам, имеющим лишь относительный характер. Звездочками отмечены тексты, которым я определил место в десятке после первого же прочтения; прочие тексты попали в нее после долгих и неуверенных размышлений.
* * *
1. (100 баллов) * ПАСТУХ ЛА, "Рохл-Лейка"
http://www.stihi.ru/2008/07/09/640 номинатор Ян Бруштейн
На мой взгляд, явный лидер этого тура. Тот случай, когда не хочется придираться к частностям. После какого-то по счету прочтения я чуть не расплакался. Да, мне кажется, что интонационно текст зависит, скажем, от Дмитрия Кедрина – но это, на мой взгляд, не та зависимость, которой стоит стыдиться. Некоторые могут сказать, что текст вытягивает тема. Да, но автор смог встать вровень с темой. Хочу его поблагодарить – одно только знакомство с этим автором вполне оправдывает время, потраченное мною на судейство.
2. (85 баллов) * НАТАЛЬЯ ВОРОНЦОВА-ЮРЬЕВА, "Частный случай в Ташкенте"
http://stihi.ru/2003/03/08-755 номинатор Gavs
Самое профессиональное стихотворение тура. Вальяжная, уверенная поступь хищницы пера. Здесь мы видим одновременно и умное исследование, и «проблематизирующую» провокацию, и искусную стилизацию. Автору удалось написать повествовательный, но поэтичный текст, не подменяя поэзию прозой. Разговорная интонация сработана очень точно.
3. (81 балл) АНЯ.РУ (АННА РУБАНОВА), "привет, я в кокаиновом апреле"
http://stihi.ru/2005/04/08-1290 номинатор Коля Сулима
Легчайшее перо июньского тура. Стихи как будто бы не пишутся, а выговариваются, вырастают, выпархивают из обыденной речи. В коротком стихотворении лишь намечен тот мир, о котором нам пытается рассказать Анна, но, знаете, мне в этом мире хочется жить. Логическая неувязанность двух последних строчек не портит запоминающегося образа: «как сердце на веревочке вести».
4. (79 баллов) * ДМИТРИЙ МАШАРЫГИН ОЗЕРСКИЙ, "в потерянном доме мы вместо кого"
http://stihi.ru/2009/05/05/40 номинатор Мелькор
У меня очень противоречивое отношение к этому тексту. С одной стороны, здесь явственно присутствует поэзия – тот самый, по словам Леонида Костюкова, «второй план, который на самом деле первый». Автор знает и чувствует, что такое поэзия и где ее искать. Он – поэт истинный, простите за штамп. С другой стороны, автор намеренно громоздит невнятицу, так что читатель быстро перестает соображать, кто на ком едет и кого погоняет. «Потерянный город и гроб без креста везут за ним город и мальчик-толстяк» - это как? Я не понимаю. Или: «ты не вышивала ты шила крестом когда садом шла в дыме или к реке в руках коромысло и садом в платке». Одновременно шить и нести в руках коромысло? Это как легендарный Ленин с двумя кепками. Не добавляют прелести и спотыкающиеся строки: «но помню как свет дневной в яблочном дыме в руках коромысло в платках к реке с ними». В общем, это стихотворение кажется тем лучше, чем меньше в него вчитываешься. Вот так, в процессе вчитывания, оно у меня сползло на пару мест вниз. Решил не вчитываться дальше, чтобы вообще из десятки не вылетело.
5. (61 балл) BARRY VERSHOV, "Танец с дочерью"
http://www.stihi.ru/2003/05/19-1178 номинатор Гоша Спектор
Простенькая, но трогательная и пронзительная миниатюра, запоминающаяся наизусть с первого прочтения. Кроме прочего, мне нравится, когда в стихах американских авторов звучит Америка (а не, скажем, питерские фонтаны).
6. (59 баллов) * CВЕТЛАНА ШИРАНКОВА, "Баллада о проходящих мимо"
http://www.stihi.ru/2008/08/01/1257 номинатор Ноев Ковчег
Автор серьезно относится к тому, о чем пишет. Текст конкретный и предметный, мысль и образ не расплываются. С первых строк стихотворение увлекает читателя своей связностью, его хочется читать дальше. Но мне кажется, что текст утекает в никуда, концовка прописана куда менее внятно, ожидаешь чего-то более эффектного. Кроме того, у автора особые отношения с историко-географическими реалиями. Героиня, заставшая войну, вряд ли могла кого-либо зачать за день до отъезда в Астану (а не, скажем, в Акмолинск или Целиноград); ей при этом должно было быть никак не менее 53 лет.
7. (58 баллов) СКАНДИ, "неворобей"
http://stihi.ru/2009/05/20/4455 номинатор Выход из-под контроля
Внятное стихотворение с хорошей ритмической организацией на страшно нелюбимую мною тему «о поэте и поэзии». Эх, была бы тема поинтереснее! автор-то способен на многое.
8. (55 баллов) ВЛАД ЮЖАКОВ, "Введение в Ленинград"
http://www.stihi.ru/2004/11/12-551 номинатор Борис Панкин
Это стихотворение похоже на студента-отличника, которому хочется поставить зачет, не дослушав ответ до конца. Автор проделал работу, подготовился, материал от зубов отскакивает. Заслуженно помещаю этот текст в десятку, но без энтузиазма.
9. (53 балла) РЕЙВЕН, "вода"
http://www.stihi.ru/2009/04/03/6059 номинатор Сергей Беленко
Хорошее стихотворение, но с несколько стертой образностью и интонацией. Пока читаешь – нравится. Прочтешь – забываешь. Перечтешь – опять нравится.
10. (50 баллов) ВЛАДИМИР БЕЗЛАДНОВ, "Калигула"
http://www.stihi.ru/2008/08/01/1943 номинатор Борис Панкин
Очень наивные стихи, запоминающийся человеческий документ. В каком-то смысле памятник времени – и достойный.
_______________________________________ * ____________________________________________
Далее мне хотелось бы упомяную некоторое количество «полупроходных» стихотворений, которые рассматривались на вхождение в десятку, но в конечном счете в нее не попали. Баллов не выставляю, но порядок текстов имеет для меня некоторое оценочное значение.
АНДРЕЙ ШИРОГЛАЗОВ, "Рабсак под иерусалимом"
http://stihi.ru/2005/03/16-487 номинатор Фима Жиганец
Интересный замысел, мастеровитое исполнение, но чуточку скучновато. Характерна «веселенькая» концовка, снижающая библейского героя до уровня типичного похмельного физика-лирика.
ДМИТРИЙ АРТИС, "Открыта дверь..."
http://stihi.ru/2008/05/11/3967 номинатор отборочный тур БЛК
Очень даже симпатичное стихотворение, чем-то напомнило Льва Лосева. И как же обидно не включать его в десятку! А включить не могу. Во-первых, дверь, похожая на «скомканную кепку». Да, если исходить из того, что дверь обита дерматином, а кепка кожаная, то я понимаю, откуда идет этот образ. Но в таком случае – почему не сравнить дверь с любым другим покрытым кожей изделием – кошельком, ботинком, слоном или самим Артисом? Не вижу я этой кепки – а уж скомканной тем более. Далее - таракан, который «сказался умершим» и при этом одновременно ползет. Может быть, «казавшийся умершим»? Одну букву убрать, и несостыковка вроде бы исчезает.
Но всё бы ничего, если бы не последняя строфа:
Прикроем дверь,
оставим без присмотра
обитель нерушимого комфорта,
где я сижу, и лампочка не меркнет,
и хорошо революционерке.
«Обитель нерушимого комфорта», в которой сидит лиргерой - это, видимо, все-таки квартира. А выше по тексту он сидит на лестничной клетке. В общем, пусть автор сначала разберется с топосами и хроносами, а потом уж добро пожаловать в десятку.
ЮЛИЯ ЛИСТВИЦКАЯ, "Остров"
http://stihi.ru/2004/02/13-1435 номинатор Сергей Беленко
Ритм просто заводит. Но в целом слишком много механистичной цветаевской патетики. «Горькие храмы душ» и т.п. - это, пожалуй, чересчур.
АЛЕКС НЕЖЕБУД, "Заклятие жарой"
http://stihi.ru/2008/01/15/695 номинатор Коля Сулима
Очень хотел включить это стихотворение в десятку. Такое яркое начало: «оранжевый жернов жары». Но все-таки в тексте слишком мало автора и слишком много Пастернака. Описание городского пейзажа есть, а ничего большего за этим описанием не чувствуется. «Перши скоморошеством пуха» - как-то очень неловко звучит, особенно если рефреном.
АПОФИС, "Однокрылые ангелы"
http://www.stihi.ru/2008/10/19/1284 номинатор отборочный тур БЛК
В этом случае у меня также был большой соблазн вывести текст в шорт-лист. Безумно трогательно. И Бог даже с ней, с кривой заключительной рифмой. Но где здесь автор? Нету здесь автора, а есть слитный выдох миллионов, творчество масс, фан-фикшен.
ДАША ДОСС, "А я топилась вчера в колодце..."
http://www.stihi.ru/2006/02/21-2044 номинатор Ноев Ковчег
В десятку – «мала еще». Но хотелось бы продолжения банкета.
ЧЕН КИМ, "Круговорот"
http://stihi.ru/2007/08/20-1066 номинатор Gavs
Очередной извод капитана Лебядкина – теперь с матом и на олбанском. Мне-то казалось, что Д.А. Пригов эту золотую жилу исчерпал до конца. Ну ладно, кому не хватило Пригова, есть Немиров, причем тоже с матом. Но нет, ниша по-прежнему притягательна.
В связи с этим текстом мне вспомнились слова поэта Олега Юрьева об авторах, «культивирующих в себе капитана Лебядкина, существующих на одном с ним уровне, потому что уровень «наивного стихотворчества» в любом случае ближе к поэзии, чем их собственный личностный уровень — скучных интеллигентских детей». Надеюсь, что эта маска приросла к талантливому автору не навсегда.
ЛЕНКА ВОРОБЕЙ, "безымянной звезде"
http://stihi.ru/2007/05/26-428 номинатор Фима Жиганец
Тема очень обнадеживающая, в меру провокативная. Но автор с ней не справился. Радио «Шансон» должно петь! – а тут песни нет. Словесная ткань сумбурная, звучание сырое, интонация бледная. «И почему же мне вдруг виновато//Так мыслить» - какая-то совсем не русская грамматика.
МИХАИЛ АЛЕКСАНДР, "Монолог мыши"
http://www.stihi.ru/2006/05/14-244 номинатор Юрий Чигринов
Стихи очень культурные по первому впечатлению, но такие скууушные…. мама дорогая.
КЕЛЬМАНДО, "Демиург"
http://stihi.ru/2008/11/12/3139 номинатор Выход из-под контроля
Симпатичный драйв, но к концу как-то всё сдувается. И опять – «о поэте и поэзии». Поэтов почему-то страшно интересует поэзия. Никак не пойму, что же в ней интересного.
ЛЕШЕК, "бродильное"
http://www.stihi.ru/2009/04/10/7191 номинатор Владислав Сергеев
Вроде бы бойко написанный текст на поверку оказывается свалкой рифмованных строк, непонятно зачем собранных в одном месте и в данном составе. Я так и не понял, какую мысль или какое чувство хотел выразить автор, зачем он вдруг взялся за перо.
АЛЕКСАНДР ИЛАЙША, "Ыцясем"
http://www.stihi.ru/2009/05/10/3398 номинатор Виталий Литвин
Очень много букв. Сразу же возникает впечатление, что среди этой россыпи можно найти что-то интересное или по крайней мере красивое. Типа вот:
«… и я буду творить себя под взглядом твоих ночей под током твоих касаний под музыку твоей лжи святой и непоправимой усердно как в школе и с той же наивной верой в каникулы в освобожденье в летний безумный рай в захолустную пыльную вечность…»
Нет, все-таки это пошловато. А «sent-ябрь sent-ёбарь sent-юзер» так и попросту пошло.
Свидетельство о публикации №109070904491
Игорю Караулову
Зус Вайман 14.10.2021 22:56 Заявить о нарушении