О невозможности счастья - театральная рецензия
Для людей неискушенных главная новация спектакля – Тибальд на мотоцикле! Однако, еще в 60-е прошлого века, ныне покойный Иннокентий Смоктуновский иронизировал над Гамлетом с гитарой (в исполнении покойного же Владимира Высоцкого).
Но, как пишут в учебниках по эстетике: «Произведение искусства может дать нам только то, что мы сумеем у него взять!» Что же может дать спектакль Галины Полищук тем, кто всякого уже насмотрелся, и кого нисколько не поражает голая попа Джульетты (Инга Мисане), плавающей в аквариуме (очень красивая попа, кстати!), и тем, кто за внешними эффектами, нахальным эпатажем, способен рассмотреть еще и некие смыслы.
Во-первых, в наше время эту шекспировскую пьесу (и кино- и театральные режиссеры) часто интерпретируют почему-то как драму. Как криминальную драму, если угодно: герои погибают, но ощущения трагичности происходящего не возникает. Но ведь Шекспир писал трагедию! А в трагедии, по определению, героев должен преследовать рок, перед которым они бессильны. И Галина Полищук сняла… то есть, извините!.. поставила именно трагедию. Трагедию - о невозможности счастья. (Я оговорился не случайно: спектакль очень «кинематографичен»).
Во-вторых, дуэт Ромео и Джульетты обычно представляют как дуэт на равных. Или же выдвигают на первый план Ромео, а Джульетта мельтешит где-то сбоку эдакой бледной поганкой, лишь подчеркивая яркость и незаурядность любимого. Но перечитайте, пожалуйста текст Шекспира! Ромео по сравнению с Джульеттой – молоденький поверхностный дурачок, страстный романтический любовник, изрекающий сплошь банальности и пылкие благоглупости. Джульетта несравненно умнее его. И более сильная она и зрелая, как личность. Мысли, приходящие в голову четырнадцатилетней девочки серьезны и глубоки. И Галина Полищук совершенно точно делает акцент именно на Джульетте. Ромео (Артур Крузкопс) в начале спектакля вообще – лох какой-то! Даже, можно сказать, лошок. Маленький, слабенький, неловкий, неказистый, нелепый, лохматенький, забавный и - очень неуверенный в себе. Друзья им, пусть шутливо, но помыкают. Враги - не воспринимают всерьез. То есть, «чмо натуральное». Но по ходу действия спектакля он постепенно преображается, становясь мужчиной. И это именно Джульетта делает его настоящим мужчиной, во всех смыслах этого слова.
Режиссер спектакля сама подставилась под удары. Ее запросто можно упрекнуть в «заигрывании с молодежной аудиторией», в «намеренном эпатаже» или в «злоупотреблении внешними эффектами». (Или даже в плагиате: многим спектакль какими-то деталями напомнил картину База Лурмана - с Ди Каприо в главной роли. Хотя сама Галина Полищук уверяет, что этот фильм она не смотрела).
И действительно: огромный аквариум с красивой подсветкой, где влюбленные принимают красивые позы из учебного пособия «Что вы хотели знать о сексе, но боялись спросить»; татуированные байкеры и автоматчики в камуфляже в качестве статистов; рок-музыканты во главе с Меркуцио, пускающие по кругу «косячок»; а также, как последняя капля в чаше терпения пуриста, - композиция из телесериала «Бригада» и песенка Муми Тролля «Невеста» в качестве музыкального сопровождения. Это что же, откровенный кич или балансирование на его грани?!
Но надо вспомнить, где мы живем, какова культурная ситуация в Латвии и поместить спектакль Галины Полищук в определенный контекст. А живем мы с вами - в культурном болоте! Где для авторов главное не живой художественный поиск, а соблюдение условных «приличий» и «правил хорошего тона». Где быть «стильным», «интеллектуальным» и проявить «сдержанность» важнее, чем осуществить яркую художественную провокацию. Яркость у нас вообще считается признаком дурного вкуса. Хороший вкус, это когда серая гамма цветов, приглушенные чувства и политкорректное содержание. Но настоящий художник, это не интеллигент, а, скорее, - варвар! Он приходит без приглашения, творит без разрешения, и чаще всего его творчество воспринимается обществом как изрядное свинство. Настоящий художник всегда – антиинтеллигент. Дело интеллигента – сохранять накопленные поколениями предков «художественные ценности» в законсервированном виде, дело художника – подвергать эти ценности критике и предлагать новые, а значит, спорные и неоднозначные.
И спектакль Галины Полищук, это, конечно, «варварский» спектакль – пощечина общественному вкусу. Только не пощечины следует раздавать нашему латвийскому обществу, а бить его кирзовыми сапогами по голове, чтобы оно наконец-то проснулось!
Свидетельство о публикации №109070605787