17. Послереволюционная разруха и голод
Вероятно, многие из них надеялись, что в рамках национального района у них появится возможность сохранить традиционную культуру, язык, верования и в целом привычный жизненный уклад. Являясь консерваторами по натуре, они надеялись остаться в стороне от тех акций, которые проходили в СССР, ибо в течение более чем ста лет у них выработалась такая черта, как невмешательство в большую политику и привычка безропотно, по крайней мере внешне, переносить тяготы, выпадающие на их долю по вине власть имущих. Однако на этот раз события развернулись несколько иначе. Смена политического курса после смерти Ленина не замедлила сказаться на всех сторонах жизни советского общества. Экономические дискуссии закончились победой Сталина и сторонников ускоренной индустриализации. А для этого необходимые средства выжимали из деревни. “Новый курс” в сельском хозяйстве после кризиса хлебозаготовок 1928 – 1929 гг. был нацелен на коллективизацию индивидуальных хозяйств. Зажиточные крестьянские семьи немцев, в том числе и семья Knorr превратились в наёмных рабочих. Вот краткая биографическая справка о старшем сыне моей бабушки: Лео Кнорр (1913-1955), старший сын Елены Михайловны, родился в селе Гроссвердер, Александровского уезда, Екатеринославской Губернии, что в 45 км. К северу от Мариуполя. После раскулачивания и высылки в 1929 году семьи Кнорр Филиппа Вильгельмовича(Емельяновича) вместе со всей семьей оказался в еврейском колхозе Форойс, в деревнях Кобыльное, Сладководное(там и похоронена бабушка Елена). Был репрессирован. Перед войной работал В Мариуполе. Оттуда был депортирован в Казахстан. В конце войны был направлен на Ромашкинское нефтяное месторождение в Татарии. Работал рабочим, бригадиром, прорабом.Там же встретил будущую жену Шэфер Эмилию(Sch;fer Emilie). В 1954 заболел и в 1955 году умер(причину смерти не знаю, предполагаю-рак). В семье было двое детей. Дочь Алисия жива, живет в г. Лениногорск, Татарстан.
Из рассказа Александра Оборовского(в настоящее время проживает в городе Кобленц, Германия):Когда-то в 1936-1937 годах Александр Оборовский ухаживал за моей будущей мамой, но она вышла замуж за второго сына моей бабушки Адама Кнорр-моего будущего отца. "В Гроссвердер в 1930 году на трудодни не давали ничего, люди умирали от голода. Из одинадцати(по информации моей двоюродной сестры 13) детей моей бабушки Кнорр Елены шестеро – Philipp 1921г.р., Johann 1922г.р., Laurentius 1928г.р. и Lydia 1930г.р. и двое с неизвестными именами умерли от голода (теперь мы знаем, что голод сделали искусственно, в стране в то время было достаточно хлеба, просто никого не интересовала судьба раскулаченных российских немцев когда-то кормивших Россию). Покинуть место жительства можно было только тем, кто имел документы удостоверяющие личность, а таковых не выдавали. И только тогда, когда голод достиг устрашающих размеров, начали выдавать справки, заменяющие удостоверения личности. Тогда-то часть жителей Гроссвердер бросили свои дома и перебрались во вновь организованный в еврейском селе колхоз под названием Форойс*. Жили по несколько семей в одном доме. За тяжелый изнурительный труд получали на пропитание. Кто имел что-то из вещей, меняли на хлеб чтобы выжить. Многие немецкие семьи потеряли тогда своё будущее – детей, и рост их семей замедлился на долгие годы. Две волны голода "выкосили" в городах и селах более миллиона людей. В годы коллективизации появились первые, более чем 150 лет проживавшие на российских землях, ссыльные российские немцы. В чём их вина? В том, что они работали больше других и лучше других.
Битва партии за хлеб в 1932 году – пример очередной жестокости по отношению к немецкому населению Украины. Власть отбирала последнее и у жителей Мариупольского округа. Об этом можно судить по протоколу заседания того же РИК от ІЗ.11.1932 г. «О мерах по усилению хлебозаготовок по району». В связи с тем, что срок выполнения хлебозаготовок заканчивался 1 декабря 1932 г., РИК постановил: <<...Запретить какую бы то ни было выдачу натуральных авансов во всех колхозах, не выполнивших годовых планов хлебозаготовок... Сельсоветам организовать изъятие у отдельных колхозников и индивидуальных хозяйств раскраденного в колхозах хлеба...>>
*-Форойс(Forois) –Сладководная - еврейская земледельческая колония по правую сторону Бердянского тракта, при балке Кобыльной, Екатеринославской губернии, от уездного города 150 верст, от становой квартиры 20 верст, Мариупольского уезда. Ревизских семей в 1858 г. - 28; к 1897 г. - 64 сем. В наделе 840 десятин земли. По переписи 1897 г. жит. 512, среди них 430 евреев, есть еврейский молитвенный дом. - (Екатеринославская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859 г.)
отношении колхоза «Форойс» применить следующее: а) Отобрать все наличные натуральные фонды за исключением семенного фонда на выполнение плана хлебозаготовок, б) Предупредить колхоз «Форойс», что если в ближайшие дни не будет сделан решительный перелом в выполнении плана хлебозаготовок, будет поднят вопрос перед облисполкомом о перечислении из семенного фонда на выполнение плана хлебозаготовок, в) Председателя этого колхоза за саботаж хлебозаготовки предать суду».
Эти несколько строчек стихов Софии Церинг и ее сыну посвящаю. Это откровение матери, которая потеряла всё и всех своих детей. Ей нечем накормить сына, последнего сына оставшегося в живых после "Великой революции" и триумфально шествующей по стране индустриализации.
"Костенька, хочешь кашки**?" - Костя ни слова в ответ.
Мать шепчет: "Что же будет, кто может дать совет?"
Бедная вся извелась уж, сетует всё про жизнь,
Жили мы до колхозов, чем же была не жизнь?
Кто эти – Ленин, Сталин? Мне головная боль,
Всё разорили - Scheusal*** , эта ли нам юдоль.
Через тридцатые годы, что поперёк, что вдоль,
Всё разорили - Scheusal , мне головная боль.
"Костенька, хочешь кашки?" Костя ей глухо в ответ -
"Дайте мне мама лучше папин большой пистолет".
1999 год.
K началу 30-х годов в административно-территориальном устройстве Украины значилось 25 национальных районов, в числе которых было семь немецких: Молочанский Бердянского (затем Мелитопольского округа), Пришибский Мелитопольского округа, Ландауский (Карл-Либкнехтовский) Николаевского округа, Люксембургский Мариупольского округа, Высокопольский Херсонского округа, Зельцский (Фридрих-Энгельсовский) и Гросс-Либентальский (Спартаковский) Одесского округа. Все эти национальные немецкие районы были образованы на Юге Украины (здесь не учитываются немецкие районы Крыма, который тогда не входил в состав юга Украины.
Последним Пфарером в Гроссвердер был Heut Peter (род.1894 пропал без вести после 6.06.1941). Принадлежал к Тираспольской католической конфесии и был выпускником духoвной семинарии г. Саратов в 1917году. До 1927 года он работал в качестве администратора пар. Petersheim (?) И декан Eichwald. В период 1928-1932 он был администратором в Gro;werder (Marinowka), с декабря 1932 под Бердянском в деревне Таврической Губернии. Арестован в 1932 г. в Новочеркасске. 10 января 1933 осужден по статье 58-10 и 58-11 У.К. РСФСР на 10 лет. Он был в лагере Медвежья гора BBK Карело-Финской ССР. Его последнее письмо в Красный Крест в Москву датируется апрелем 1936 года. Там его называли Петр Гайт, и на начало 1937 года он все еще был там. После 06.06.1941 был направилен в Каргопольский лагерь. Дальнейшая судьба его неизвестна. Источники: [Anna Sweda - 2001].
К 1934 году все граждане немецкого происхождения, проживающие на территории Советской России были переписаны и занесены в специальные списки. С 1938 года преподавание в немецких учебных заведениях за пределами Поволжской АССР, в России и на Украине, вели только на русском или украинском языках. В ноябре 1938 года был упразднён Алтайский немецкий район, а позднее в марте 1939 года также и немецкие районы на Украине. Российские немцы опять стали "внутренним врагом".
Фото автора. На фото А. Оборовский уроженец села Гроссвердер.
* Комсомольцы и пионеры – члены молодёжных организаций в СССР.
** В то время это была смесь отваренной лебеды c добавлением небольшого количества отрубей.
***Scheusal- чудовище.
Продолжение следует.
Свидетельство о публикации №109070603484