О культурном падении

Размышление над некоторыми мыслями из произведения Галины Пагутяк «Снег в горсти».

1. «Современной лжекультуре Европы и Америки свойственны два признака: самоизоляция и вторичность. Нельзя сказать, чтобы она не осознавала этого. Конечно, прекрасно осознает свое рабство и неумение выживать, как и каждый человек, кому повезло жить в более-менее развитой стране, где ему кажется, будто его мнение что-то значит».

Мне кажется, что слово «лжекультура» - это чрезмерно жестко. Я полагаю, как и в любой культуре эпохи Кали-Юги, в европейской культуре есть и возвышенные, и низменные составляющие. Я думаю, что подобное разделение нормально, поскольку люди не равны, в том числе и в плане восприятия возвышенной культуры. Гуманистам-идеалистам хочется верить в равенство, но реалисты, которые живут в мире, видят, что в практической плоскости равенства нет. Но именно отсутствие равенства в области восприятия эстетического и делает мир прекрасным, поскольку понимание высокого возможно только при сопоставлении с низким. Если бы не было низости афинского плебса в отношении Сократа, мы бы никогда полностью и не узнали бы возвышенность Сократа и не увидели бы рождение Платона.
Я ранее в юности грешил, не скрою, тем, что обвинял европейцев в культурном падении мира. Но более близкое знакомство с европейскими интеллектуалами, в том числе и личное, показало, что Европа, как и всякая культура, несет в себе как высокое, так и низкое. Кто-то пьет из чистого источника, кто-то из замутненного. Скажем, мусульманская культура, в пространстве которой я живу, вточь такая же как и европейская – в ней много высокого, но и много откровенно низкого. Но культура она потому и культура, что она холистична – в ней есть как эстетика прекрасного, так и эстетика безобразного. Культура не может существовать как целостный феномен, если отсечь один из этих элементов.
Обвинение в отношении Запада часто строится на том, что он распространяет массовую культуру, развращающую людей Востока. Но я полагаю, что это ошибка. Платон когда-то сказал, что в своих бедах мы склонны винить богов и злую судьбу, но только не самих себя. Источник проблемы не в массовой культуре – источник находится в том, что на Востоке, как и на Западе в результате естественной инволюции и смешения варн, в процентном соотношении стали преобладать представители, как говорят в Индии, шудр и чандалов.
Подобная массовая культура есть их естественная культурная среда обитания, наполненная близкими им от природы символами, знаками и мифологическими конструкциями. Скажем, в том же Древнем Риме имелись элитарная культура Сенеки, Марка Аврелия, Лукреция, и массовая культура плебса. Всегда те, кто восприимчив к возвышенному, находятся в радикальном меньшинстве. В Коране Шариф сказано, что большинство никогда не уверует.
Мне в европейской культуре много что нравится, особенно французский экзистенциализм и литература. Но я также осознаю, что есть срез культуры европейского охлоса, и он приобретает все более гротескные формы, которые возможно приведут к гибели современной Европы. Я смотрю на это спокойно, так как за сумерками богов всегда следует новый цикл, возможно на основе какого-нибудь европейско-мусульмано-берберского синтеза :-)).

2.«Нельзя сказать, чтобы она (Европа) не осознавала этого. Конечно, прекрасно осознает свое рабство и неумение выживать».

Мне кажется, что способность представителей определенной культуры полностью отдавать себе отчет в ее падении, и не просто критический отчет, а отчет интеллектуальный, есть показатель наличия в недрах позитивного здорового начала. Необходимо еще учесть, что открытая интеллектуальная критика всегда составляла органическую часть культурного процесса в Европе. К сожалению, многие восточные страны начисто этого лишены.


Рецензии

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →