О Есенине

     О Сергее Есенине написано достаточно много: о его творчестве,жизни,загадочной смерти, которая, впрочем, для некоторых исследователях вовсе таковой не является. Поэт от Бога такого масштаба и дарования, рано ушедший из жизни, никого не может оставить равнодушным.
     Как сказал о нем М.Горький: "Есенин - орган, созданный для поэзии". Меня лично он заинтересовал, как земляк моего отца, родившегося на Рязанщине, и как певец земли русской, тонко чувствовавший нашу удивительную природу, нашу многострадальную Русь с ее удивительными людьми, вынесшими на своих плечах столько всего, что хватило бы с лихвой на многие поколения других народов.
     Есть довольно интересное ругательное пожелание у китайцев: "Чтоб тебе жить на изломе эпох!", не ручаюсь за точность, но смысл таков. На долю русского народа выпало множество всевозможных перемен, реформ, которые, кстати, никогда не доводились до конца, войн, что просто умом не понять: как он сумел выжить, сохранить свою культуру, самобытность, которые в последнее время находятся в таком запустении... Для меня было важным исследовать, как повлияли на творчество С.Есенина, на его мировоззрение, события, лавиной захлестнувшие Русь в начале двадцатого века, и составить о них свое собственное мнение.
     В ранних его стихах чувствуется грусть по Руси уходящей, патриархальной, православной, которую он, несомненно, очень любил:
               "Троицыно утро,утренний канон,
                В роще по березкам белый перезвон."
     В 18-19 лет слышатся трагические нотки:
               "Пойте в чаще, птахи, я вам подпою,
                Похороним вместе молодость мою."
     И далее:
               "Я пришел на эту землю,
                Чтоб скорей ее покинуть". 
     О том, что "Краток миг у забав - Столько боли вокруг"(В.Высоцкий), перекликается у С.Есенина:
               "Ой ты,Русь,моя родина кроткая,
                Лишь к тебе я любовь берегу.
                Весела твоя радость короткая
                С громкой песней весной на лугу."
     Идут 1913-1914 годы, канун Первой мировой войны, Боже мой, сколько грусти! Позднее, в стихотворении "Товарищ" С.Есенин пишет о Февральской революции, употребляя слово "республика":
               "То с вешнею полымью
                Вод
                Взметнулся российский
                Народ.."
     Затем:
               "И невольно в море хлеба
                Рвется образ с языка:
                Отелившееся небо
                Лижет красного телка".

            "...Воспрянувшая Русь.
                Уж повела крылами
                Ее немая крепь.
                С иными именами
                Встает иная степь."
     В "Сорокоусте" С.Есенин пишет о мчащемся жеребенке, пытающемся обогнать поезд:
               "Милый, милый, смешной дуралей,
                Ну куда он, куда он гонится?
                Неужель он не знает, что живых коней
                Победила стальная конница?
     Не так ли и большинство русского народа, хлебнувшего хваленой свободы (от чего и во имя чего? П.Л.), а, точнее вседозволенности, уподобились этому жеребенку, пытаясь догнать новую стальную Русь? И в этой гонке забывшей свою культуру, религию, традиции, круша храмы, прокладывая путь к безверию, хаосу.
     Почему всегда находятся люди, которые все знают и решают за нас: как нам жить, что нам делать, стараются разрушить привычный уклад, лишают нашей самобытности, заставляют кого-то догонять? Как сказал В.Высоцкий: "Пусть впереди большие перемены, я это никогда не полюблю!" Однако история повторяется и сейчас, когда нас, не спросясь втянули путем перестройки, гласности, ускорения в так называемую новую жизнь, обокрали с кошмарным цинизмом, лишили корней.
     В стихотворении "Возвращение на Родину" С.Есенин беседует с дедом и тот ему говорит о событиях, происшедших после отъезда внука:
                "А сестры стали комсомолки.
                Такая гадость! Просто удавись!
                Вчера иконы выбросили с полки,
                На церкви комиссар снял крест.
                Теперь и Богу негде помолиться."
     Православная жизнь до революции, вера в Бога, помогали выживать русской деревне, не давали разрушить связь поколений, учили почитать родителей, любить своих близких. А сейчас:
                "Ах милый край!
                Не тот ты стал,
                Не тот.
                Да уж и я конечно, стал не прежний.
                Чем мать и дед грустней и безнадежней,
                Тем веселей сестры смеется рот."
     В стихотворении "Русь советская" С.Есенин, имея в виду революцию, пишет в 1924 году:
                "Тот ураган прошел. Нас мало уцелело.
                На перекличке дружбы многих нет.
                Я вновь вернулся в край осиротелый,
                В котором не был восемь лет."
     Приехав в очередной раз в родную деревню, С.Есенин увидел, что поэзия его здесь не нужна:
                "Поют агитки Бедного Демьяна
                Веселым криком оглашая дол.
                Вот так страна!
                Какого ж я рожна
                Орал в стихах, что я с народом дружен?
                Моя поэзия здесь больше не нужна,
                Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.
     И хотя в своих атобиографиях, стихах С.Есенин пишет, что революцию он принял всей душой, меня не покидает сомнение: искренне ли он это говорил, или ему так хотелось думать, или надо было так говорить, чтобы как-то выжить в этой новой жизни, не оправдавшей многих надежд определенной части народа.
     Чувствуя свою ненужность, поэт с горечью пишет:
                "Пускай меня сегодня не поют-
                Я пел тогда,когда был край мой болен."
     Таким образом можно понять, что революция и последовавшие за ней события расцениваются С.Есениным как болезнь. В обращении к молодым (простите, а что двадцатилетнему поэту в этой хваленой жизни места не нашлось?) он пишет:
                "У вас иная жизнь,у вас другой напев.
                А я пойду один к неведомым пределам
                Душой бунтующей навеки присмирев."
     Вот она, трагедия одного из самых талантливых поэтов оказавшегося в одиночестве, вынужденного идти, куда глаза глядят. И рядом никого...
     Но и такую Русь он продолжает любить и воспевать. О себе он говорит в это время:
              "..Я поэт
                И не чета каким-то там Демьянам.
                Пускай бываю иногда я пьяным,
                Зато в глазах моих
                Прозрений дивных свет."
     Однако пророков нет в отечестве моем...
     В стихотворении "Русь уходящая" С.Есенин пишет, объясняя множество своих поездок по миру:
                "Что видел я?
                Я видел только бой
                Да вместо песен канонаду.
                Не потому ли с желтой головой
                Я по планете бегал до упаду?"
     По русским деревням ходили не только агитки Демьяна Бедного, но и другие строки:
                "Кушай тюрю, Яша,
                Молочка уж нет.
                А где ж коровка наша?
                Увели, мой свет!"
что, правда, было позднее, в конце двадцатых годов.
     Огромное количество беспризорников, оставшихся после революции, гражданской войны, вылились в стихотворение "Русь бесприютная". А сколько их сейчас, загубленных молодых жизней, лишенных детства подранков, причем, зачастую, при живых отце, матери. И рядом -никого...
     В "Анне Снегиной" С. Есенин устами старухи говорит:
                "Сплошные мужицкие войны -
                Дерутся селом на село...
                А все это, значит, безвластье.
                Прогнали царя...
                Так вот...
                Посыпались все напасти
                На наш неразумный народ.
                Открыли зачем-то остроги,
                Злодеев пустили лихих.
                Теперь на большой дороге
                Покою не знай от них."
     Посетив  Америку, Нью-Йорк, С.Есенин пишет: "Мать честная! До чего бездарны поэмы Маяковского об Америке! Разве можно выразить эту железную и гранитную мощь словами? Это поэма без слов. В 1924 году в статьях и письмах он пишет о русской литературе: "В русской литературе за последнее время произошло невероятнейшее отупение. То, что было выжато, изъедено вплоть до корок рядом предыдущих столетий, теперь собирается по кусочкам, как открытие. Художники наши уже несколько десятков лет подряд живут совершенно без всякой внутренней грамотности."
     При сегодняшнем отношении к нашему культурному наследию, не пришлось бы тоже по кусочкам восстанавливать его...
     О советских писателях С.Есенин продолжает: "За годы революции, когда был разрушен старый быт, а новый быт в вихре событий не мог еще народиться, художественное творчество в нашей стране было также вихревым и взрывчатым, как время революции. Пришло царство хаоса.
     Невероятный раскол и сногсшибательные объединения. Образовалось бесчисленное количество групп и течений. Те писатели и поэты, которые черпали свою силу в содержании старых укладов, оказались за рубежом или умолкли, а те, которые приняли революцию, пошли рядом с нею."
     В письме к Е.И.Лившиц в 1920 году: "Мне очень грустно сейчас, что история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал, а определенный и нарочитый, как какой-нибудь остров Елены, без славы и без мечтаний. Тесно в нем живому, тесно строящему мост в мир невидимый, ибо рубят и взрывают эти мосты из-под ног грядущих поколений. Конечно кому откроется, тот увидит тогда эти закрытые уже плесенью мосты, но всегда ведь бывает жаль, что если выстроен дом, а в нем не живут, челнок выдолблен, а в нем не плавают. "Лучше не скажешь!
     В письме к Р.В.Иванову - Разумнику: "Клюев совсем стал плохой поэт, так же как и Блок.
     Блок - поэт бесформенный, Клюев тоже. ...500,600 корней хозяйство очень бедное, а ответвления словесных образов дело довольно скучное, чтобы быть стихотворным мастером, их нужно знать дьявольски. Ни Блок, ни Клюев этого не знают, так же как и вся братия многочисленных поэтов. Я...очень много изучал языки и к ужасу своему увидел, что ни Пушкин, ни все мы, в том числе и я, не умели писать стихов".
     Достаточно серьезное заключение, в  основе которого огромная работа над словом и самокритичность.
     Продолжая критику поэтов, С.Есенин в предыдущем письме к тому же адресату пишет: " ...хвалит там Маяковского, лишенного всяческого чутья слова. У него ведь почти ни одной нет рифмы с русским лицом, это - помесь негра с малоросской (гипербола - теперь была, лилась струя - Австрия).
     Характеризуя литературную жизнь тогдашней Москвы, Р.В.Иванову - Разумнику в 1922 году С.Есенин пишет: "В Москве себя я чувствую отвратительно. Безлюдье полное. ..больше ценят линию поведения, чем искусство... Нужно обязательно проветрить воздух. До того накурено у нас сейчас в литературе, что просто дышать нечем.
     В этих словах такая боль за нашу культуру, какой давненько мы не видели у наших чиновников от культуры, да, к сожаленью, не только у них.
     В письме к А.М.Сахарову о Европе (1922 год): "В страшной моде Господин доллар, а на
искусство начихать - самое высшее мюзик-холл. Пусть мы нищие, пусть у нас голод, холод и людоедство, зато у нас есть душа, которую здесь сдали за ненадобностью в аренду под смердяковщину."
     В том же 1922 году из Нью-Йорка А.Б.Мариенгофу: "..никак не желаю говорить на этом проклятом аглицком языке. Кроме русского, никакого другого не признаю, и держу себя так, что ежели кому-нибудь любопытно со мной говорить, то пусть учится по-русски.
     На мой взгляд, подводя итог, можно сделать вывод: наш многострадальный русский народ никогда не жил хорошо, достойно, всегда выживал, борясь с врагами внешними и внутренними, а от искусственно созданных смут, революций бывал на волосок от погибели, теряя себя, свою душу, религию, культуру, но постоянно возрождался к жизни, возвращаясь к Богу.
 






 
 
               
,
       


Рецензии