Говорить и разговаривать - это разное

     В  основу  статьи  положены  мои  наблюдения  за  манерами  и  способами  общения современных молодых людей. Желание общаться велико, но оно дисгармонично и поэтому, временами, скрипя сердце,  приходится наблюдать картины   -   ну просто,  смех и горе одновременно. Человек  говорит о красоте и без мата  выразиться  не   в    состоянии.  Или, подавляет  в  себе  элементарное  желание  задать  вопрос,  для  того,      чтобы уточнить существующее положения  дел,  например, касающееся его зарплаты,  ... , а тем более, нерешаемой становится задача каких либо выборов. В  состоянии   опьянения люди очень разговорчивы и, возможно поэтому, оно и  используется   бессознательно, для поддержания общения.Я считаю, что это все взаимосвязано и  родом оно из детства.

      Обратите  внимание  на  то,  как,  зачастую,  жестко и  авторитарно от ребенка требуют  подчинения, вселяя  при  этом  страх быть попросту наказанным. Изначально поощряется  желание  подавить  возражение  и тем  более - желание  задать вопрос. На мой взгляд,   в погоне  за  собственным  авторитетом,  взрослые  упускают  из  внимания   "одну мелочь" - отношения  складываются доброкачественно   только  в  одном   случае  -  когда уважаются авторитеты  обеих  сторон  А  вот позволить  этому  авторитету   состояться  -  это как?

      Нужно научить ребенка произносить название предметов, образов, процессов - это  первый  этап.  Мы учим ребенка ГОВОРИТЬ! Стихи  для  детей  содержат жизнеутверждающий материал - яркие краски, очень много экспрессии, призыв к игре, к действию,  даже к откровенному баловству и проказам - не спорю, у взрослых должно быть достаточно в сердце любви, чтобы простить сделанное, и вести ребенка по жизни в его взрослении.  Хочу обратить ваше внимание на то,  что ГОВОРИТЬ  -  это возможно в монологе, с воображаемым другом - в отсутствии слушателей и оппонентов.

      А вот РАЗГОВАРИВАТЬ - это только диалог. Еще более дорогого стоит научить ребенка организовать этот самый диалог. Особенно это сложно когда мы имеем пару " говорун - молчун". Говорун всегда активен и даже излишне, в чем и, как показывает жизнь - виноват. Молчун же - он просто непонятен и потому тоже виноват. А если присмотреться внимательно, то окажется, что Говорун ведет себя точно как тот взрослый человек, который учил его говорить. От него исходит неиссякаемый поток слов - знания, Но при близком рассмотрении оказывается, что такой ребенок не умеет слушать, мало усидчив - избыточная активность! У ребенка нет значимости того, что говорят другие люди, а значит с уважением тоже проблемы. У молчуна же,  наоборот, избыточная значимость того, что говорят другие люди, возможно преклонение и неимоверные страхи. Другими словами - выигравших - нет. Необходима гармонизация  еще на этапе, когда мы учим ребенка говорить.

      Здесь взрослым людям, педагогам и родителям,  конечно же,  могут помочь  такие подборки стихов и рассказов для детей,  где сформулирована  НЕОБХОДИМОСТЬ задать вопрос. Эти произведения, как правило, содержат новые для ребенка понятия - названия предметов, образов,  действий, статусов, ... т.е. необходимость спросить. Есть еще один прием - авторы намеренно закладывают свою ошибку, обыгрывая в произведении возможность ее исправления. Это учит ребенка конструктивно реагировать на его собственные ошибки, а заодно дает понимание того, что мир несовершенен и именно потому он живет и развивается. Это же учит ребенка прислушиваться к окружающему миру и формировать приоритеты в своих отношениях с ним. Вот так, постепенно, формируется привычка строить  диалог.  Вопрос  –  ответ.  Без  подавления  собственной индивидуальности.

Пример из жизни: Тема - погода. Как одеть ребенка, сбалансировав его желания с действительностью и, без эксцессов? Воздействие на его эгоистическое восприятие мира. Что первично и что вторично, а также ... "ПУП ли он земли"?

Говорить и разговаривать - это разное.

Ветер - свежий ветер,
Смешные облака кудряшки,
Они, как белые барашки,
плывут куда-то там на север,
Или на юг, восток, на запад -
Как скажет розочка ветров,
Чтоб дождик мог потом покапать -
Земля водички просит вновь.

 Стоит прилагать усилия к тому, чтобы ребенку понравилось слушать окружающий мир, природу - матушку, смотреть и видеть, и наблюдать происходящее. Обретенное  знание способствует росту самосознания. Научаясь грамотно задавать вопросы, человек учится искать на них  ответы, а значит, учится быть внимательным, милосердным, активным, гармоничным.


Рецензии