Говорить и разговаривать - это разное
Обратите внимание на то, как, зачастую, жестко и авторитарно от ребенка требуют подчинения, вселяя при этом страх быть попросту наказанным. Изначально поощряется желание подавить возражение и тем более - желание задать вопрос. На мой взгляд, в погоне за собственным авторитетом, взрослые упускают из внимания "одну мелочь" - отношения складываются доброкачественно только в одном случае - когда уважаются авторитеты обеих сторон А вот позволить этому авторитету состояться - это как?
Нужно научить ребенка произносить название предметов, образов, процессов - это первый этап. Мы учим ребенка ГОВОРИТЬ! Стихи для детей содержат жизнеутверждающий материал - яркие краски, очень много экспрессии, призыв к игре, к действию, даже к откровенному баловству и проказам - не спорю, у взрослых должно быть достаточно в сердце любви, чтобы простить сделанное, и вести ребенка по жизни в его взрослении. Хочу обратить ваше внимание на то, что ГОВОРИТЬ - это возможно в монологе, с воображаемым другом - в отсутствии слушателей и оппонентов.
А вот РАЗГОВАРИВАТЬ - это только диалог. Еще более дорогого стоит научить ребенка организовать этот самый диалог. Особенно это сложно когда мы имеем пару " говорун - молчун". Говорун всегда активен и даже излишне, в чем и, как показывает жизнь - виноват. Молчун же - он просто непонятен и потому тоже виноват. А если присмотреться внимательно, то окажется, что Говорун ведет себя точно как тот взрослый человек, который учил его говорить. От него исходит неиссякаемый поток слов - знания, Но при близком рассмотрении оказывается, что такой ребенок не умеет слушать, мало усидчив - избыточная активность! У ребенка нет значимости того, что говорят другие люди, а значит с уважением тоже проблемы. У молчуна же, наоборот, избыточная значимость того, что говорят другие люди, возможно преклонение и неимоверные страхи. Другими словами - выигравших - нет. Необходима гармонизация еще на этапе, когда мы учим ребенка говорить.
Здесь взрослым людям, педагогам и родителям, конечно же, могут помочь такие подборки стихов и рассказов для детей, где сформулирована НЕОБХОДИМОСТЬ задать вопрос. Эти произведения, как правило, содержат новые для ребенка понятия - названия предметов, образов, действий, статусов, ... т.е. необходимость спросить. Есть еще один прием - авторы намеренно закладывают свою ошибку, обыгрывая в произведении возможность ее исправления. Это учит ребенка конструктивно реагировать на его собственные ошибки, а заодно дает понимание того, что мир несовершенен и именно потому он живет и развивается. Это же учит ребенка прислушиваться к окружающему миру и формировать приоритеты в своих отношениях с ним. Вот так, постепенно, формируется привычка строить диалог. Вопрос – ответ. Без подавления собственной индивидуальности.
Пример из жизни: Тема - погода. Как одеть ребенка, сбалансировав его желания с действительностью и, без эксцессов? Воздействие на его эгоистическое восприятие мира. Что первично и что вторично, а также ... "ПУП ли он земли"?
Говорить и разговаривать - это разное.
Ветер - свежий ветер,
Смешные облака кудряшки,
Они, как белые барашки,
плывут куда-то там на север,
Или на юг, восток, на запад -
Как скажет розочка ветров,
Чтоб дождик мог потом покапать -
Земля водички просит вновь.
Стоит прилагать усилия к тому, чтобы ребенку понравилось слушать окружающий мир, природу - матушку, смотреть и видеть, и наблюдать происходящее. Обретенное знание способствует росту самосознания. Научаясь грамотно задавать вопросы, человек учится искать на них ответы, а значит, учится быть внимательным, милосердным, активным, гармоничным.
Свидетельство о публикации №109061907153