Драма

Драма –
неизбежность,
знак каждого из трех миров:
мира снов,
пограничного мира
и духовной реальности.
Но лишь она заслуживает внимания творчества.
Отличительный признак шедевра –
конфликт и драма.



Из книги "Метаморфозы"


Рецензии
Игорь, дорогой! Ваше высказывание, конечно, интересно как мысль одухотворённого Художника и Человека, знакомого с внутренним конфликтом Души, Сознания и Плоти. Но! Здесь я с Вами и соглашусь и не соглашусь. На самом деле, о причинах моего несогласия я могла бы написать целую книгу, но постараюсь объяснить вкратце.
Конфликт и драма являются основополагающими принципами сценического действа, и, конечно же, без них - ни о каком шедевре речи быть не может. Тем более о том, чтобы такое (бесконфликтное) действо заслуживало внимания. Это о моём согласии.
Теперь о несогласии. Рассмотрим другие виды искусства: поэзию, музыку, изобразительное искусство... В этих видах существует достаточное количество так называемых бесконфликтных шедевров. Примеров много, Вы знаете. Да, конечно, в конфликтных, драматических шедеврах есть огромная притягательная сила, потому что это то, через что мы погружаемся в наши собственные внутренние конфликты, и нам это интересно, прежде всего. А Художнику (во всеобъемлющем смысле этого слова) конфликт и драма как выражение своего противоречивого внутреннего мира, на мой взгляд, не только более интересны, но ещё (что немаловажно!) более податливы, что ли, для облачения в ту или иную форму творения. Бесконфликтность же, умиротворённая философия, если хотите, даётся не так просто и не любому Художнику! Да ещё и так, чтобы это стало шедевром! Но - это есть, и это возможно. Нет, Игорь, признак шедевра - не конфликт и драма. Признак шедевра, конфликтного или бесконфликтного, - это, как мне кажется, гармоничное сочетание мироощущения, вложенного в содержание, и безошибочно найденной формы его выражения, которые как единое целое воздействуют на воспринимающего (читателя, слушателя) как на эмоциональном, так и на духовно-разумном уровне, при этом резонируя с внутренним миром этого воспринимающего.
А если быть немного проще, можно сказать следующее: о счастье и гармонии в Душе писать (например) гораздо сложнее, чем о страданиях! :))) Нет, написать-то можно, но будет ли это талантливо? Это редко кому удаётся. И всё же удаётся.
Мне вспомнился случай из жизни одних моих хороших знакомых. Оба поэты, он и она. Оба чрезвычайно умны. Влюблены друг в друга. Он - сдержан, во всём. А она - нормальный, эмоциональный человек. И вот они встречаются после очень долгой разлуки. Он её, как говорится, рассматривает со всех сторон. А она, поддавшись своим эмоциям, говорит и пишет какую-то несуразицу, пытаясь выразить своё счастье! Умный человек, заметьте, и талантливый, но - счастье адекватно выразить не может. В его глазах она начинает выглядеть совсем даже не умной и не талантливой. (Он - совсем не психолог.) В результате у них ничего не получилось, потому что он сделал неправильные выводы! ... Почему мне это вспомнилось - именно потому, что это как пример того, что драма и конфликт действительно гораздо легче укладываются в приемлемую форму, чем Радость. И гений, наверное, тот, кому Радость даётся так же легко! :)))

Ух, написала же... Извините за многословность, если что.

С нежностью к Вам,
Рита

Маргарита Крымская   17.06.2009 15:01     Заявить о нарушении
В данном контексте я рассматриваю конфликт как философскую категорию, стилистический прием и реалию бытия.

Конфликт – это антитеза, противопоставление. Черное и белое, закат и рассвет, зима и лето, мужчина и женщина В ЛЮБВИ, женщина, рожающая дитя ОТ ЛЮБВИ: все они могут сосуществовать в гармонии, но в каждом случае есть конфликт – диалектический закон единства и борьбы противоположностей. Это – причина движения, потому что присутствует динамика.

Совершенно гармоничная замкнутая система (встречается в природе крайне редко) – статична. Таков, к примеру, атом. Но его взаимодействие с другими атомами порождает конфликт – движение – жизнь.

Мы живем в мире драмы. Излюбленный жанр Жизни – трагикомедия. Говоря о гармонии, мы подразумеваем идеальную ситуацию. Так ли часто мы встречаем ее в жизни? Сколько из ста знакомых Вам супружеских пар пребывают в гармоничных отношениях, наполненных радостью и любовью? Не могли бы Вы привести примеры шедевров, свободных от признаков конфликта и драмы? Драма – это инакомыслие, несогласие, противоречие. И даже если это мирная драма – бескровная, лишенная страданий, – она остается драмой.

Достичь гармонии с собою, Богом и окружающим миром – идеал, к которому мы с переменным успехом стремимся всю нашу жизнь. Создать шедевр, исполненный Любви, Мира и Гармонии возможно, но крайне сложно: для этого необходимо как минимум самому обладать этими основами Души и Духа.

Даже боги пребывают в конфликте. И даже Творец исполнен сомнений.

Таков мир, в котором мы живем. Таково мое согласие-несогласие с Вами, дорогая Маргарита.

С добрым радостным утром! И пусть холодная австралийская зима даже не пытается заморозить Любовь в Вашем большом сердце: ТЩЕТНО! :)

С теплом,
Игорь

Игорь Грей Балацкий   18.06.2009 03:13   Заявить о нарушении
Игорь, дорогой! Спасибо Вам за Ваш развёрнутый ответ, с которым я абсолютно согласна. Всё верно. Кроме, пожалуй, того, что "Даже боги пребывают в конфликте". Бог один, и я не верю в иных богов! :)
Но! Я написала то, что написала, всего лишь отталкиваясь от Вашего произведения и от того, что (и как) в нём обозначено.

Что касается шедевров... Хорошо. Возьмите хотя бы "Мона Лизу" Леонардо де Винчи. В чём Вы там видите драму и конфликт? В чём драма и конфликт в "Давиде" Микеланжело? Или, например, в вальсах Штрауса? :)

А что касается гармонии в человеческих (супружеских) отношениях - да, это большая редкость, конечно же! Но, знаете, приведу пример. Я упомянула моих хороших знакомых (выше). Она, моя знакомая (хотя тогда, наверное, она была больше подругой, чем просто знакомой), после того, как её бывший возлюбленный-поэт вернулся в Штаты, нашла своё истинное счастье с одним служителем церкви (и сама она глубоко верующий человек). Я бывала в их доме и видела эту гармонию отношений, а не только слышала о ней от Неё. (Извините, что мне приходится говорить "Она", но я не могу обнародовать имени, это не моя жизнь.) К сожалению (или наоборот, кто знает), они прожили вместе всего полтора года - Бог забрал его к себе. Но знаете, что она мне потом сказала? - "Я счастливый человек, Рита! Потому что полтора года гармонии и настоящего счастья дают не то, что не каждому, а, может, вообще одному из тысячи!" (Тогда - я была гораздо моложе, кстати, и удивлялась, что человек не горюет, как это обычно бывает, когда теряешь любимого. Но потом - очень хорошо её поняла. Увы, не знаю, как сложилась её дальнейшая жизнь, уже давно не общаемся. А её бывший возлюбленный-поэт, насколько я знаю, женился в Штатах на какой-то businesswoman :)))
Так что, Игорь, и в человеческих отношениях встречается эта гармония и бесконфликтность. Но да, согласна, не так часто, увы.

А Любовь в моём сердце никакая зима никогда не заморозит! Даже если эта "зима" - не только время года, но и чьё-то ко мне отношение.

С Любовью и Благодарностью,
Рита


Маргарита Крымская   18.06.2009 08:16   Заявить о нарушении
Дорогая Рита!
Боги или, как их еще принято называть, «полубоги» – представители Господа в мире материи – существуют независимо от нашей веры. Так же, как гравитация действует независимо от того, знаем мы о ней или нет: яблоко всегда летит вниз. :)
Вы приводите примеры безупречных шедевров гениальных авторов. Но…
Вот очень интересная ссылка о творении Леонардо:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Мона_Лиза
Здесь Вы найдете и конфликт, и драму. В конечном итоге, прекрасный образ на холсте, как и сама картина, и ее название, становится некоей femme fatale (при всем уважении). Кроме всего прочего, обратите особое внимание на последний абзац в разделе «Композиция».
Легендарный библейский герой Давид в мастерском исполнении Микеланджело – это великолепный образ безмятежного юноши, который держит на плече пращу: с ее помощью он только что насмерть сразил грозного врага – исполина Голиафа.
И если бы Вы только знали, сколько сердец разбили вальсы Штрауса! Да, они великолепны, и были созданы для оперетты – жанра «легкой» драмы.
Пример гармоничной супружеской пары – очень красивое исключение из правил, которое только подтверждает правило: в конце – неизбежная драма...

С теплом и искренней надеждой на взаимопонимание,
Игорь.

Игорь Грей Балацкий   18.06.2009 13:29   Заявить о нарушении
Игорь, дорогой! Я тоже очень надеюсь на взаимопонимание! :) Но мы ведь с Вами не спорим, правда? Мы просто высказываем точки зрения. И вот Вам моя, вкратце:
1. "Мона Лиза". Соединение Жизни и Смерти в одном лице? Да. Прекрасно! Что может быть гармоничнее? Не вижу в этом никакой драмы! Потому что Смерть - это та же Жизнь в новом витке. А новый виток - это не драма, а продолжение жизненного оборота, а значит - гармонии...
2. "Давид". Хорошо, драматичная предыстория. Убийство врага. Но! Глядя на статую (на оригинал, разумеется), даже зная предысторию героя, задумываешься ли об этой предыстории и меняет ли она хоть что-нибудь в восприятии красоты и гармонии самого произведения, которое, на мой взгляд, вызывает как первую, так и последнюю эмоцию - ВОСХИЩЕНИЕ! МАСТЕРСТВОМ! КРАСОТОЙ! ГАРМОНИЕЙ! (Я не знаю, сколько часов я простояла перед этим шедевром, с открытым ртом - много!) Драма в предыстории - пожалуйста. Драма в Красоте статуи - нет. Не вижу. И не хочу видеть, вот что самое главное.
3. Вальсы Штрауса. Какая разница, для чего они были написаны? Это не имеет никакого отношения к самим произведениям! В них же - красота и гармония. (Ну, мы не будем же говорить о том, что, например, фортепьяно - это уже драма, с его чёрными и белыми клавишами :)) ...) Разбитые сердца - под эти вальсы? А кто сказал, что разбитое сердце - это драма? С чьей точки зрения? С точки зрения человека, у которого это сердце на данный момент разбито. А с точки зрения Мироздания - никакая не драма, а Подарок! Разбивая человеку сердце и уводя его от другого человека, его спасают от неправильного пути, который изначально был не для него начертан. :) Да и само страдание - разве не очищение?
4. О моих знакомых. Опять же - человека забрали с этой планеты. Драма? Да! Ещё какая! Но для кого? Для близких, да и то, только для тех, кто непросвещён. А по сути своей - никакой драмы нет. Смерть - жизнь - смерть - жизнь.... Оборот за оборотом, рождение, перерождение... А гармония в их отношениях никуда не делась, не изменилась, она была на момент их жизни и впечаталась, если хотите, таковой в "конвейер" событий на Земле.

А вывод прост, как мне кажется. Драма, конфликт - это субъективное человеческое восприятие явлений, противоречащих его (человека) понятиям о красоте и гармонии.
Но это мой - субъективный - вывод. :)))))

Игорь, милый! Давайте стараться видеть КРАСОТУ! Я так устала от драм и конфликтов, честное слово... ;)

С Любовью,
Рита

Маргарита Крымская   18.06.2009 15:27   Заявить о нарушении
Мне нравится Ваша точка зрения, Рита: глубоко на сей раз Вы копнули. Более того, она совпадает с моей – невысказанной или недосказанной.
Очень уж сложную и деликатную тему мы затронули. Пожалуй, напишу эссе, чтобы расставить точки над «i». И, возможно, изменю последнюю строчку в «Драме», чтобы быть пОнятым. )
Ваш призыв стараться видеть Красоту – великолепен. Я призываю учиться этому в половине своих произведений. Должно быть, это уже режет глаза. )))

...Мы все устали от этой войны.
Мы так соскучились по Красоте и Любви!
Жизнь превращается в безводную пустыню миражей,
если зеркало души неспособно видеть Красоту, а сердце –
чувствовать Любовь.

С искренней верой в Них и в Вас,
Игорь

Игорь Грей Балацкий   19.06.2009 02:41   Заявить о нарушении
Спасибо, Игорь... Буду ж д а т ь Ваше эссе, которое с удовольствием почитаю!
И - нет, Ваши призывы видеть Красоту и Любовь глаза не режут! Мне, по-крайней мере. Читать Вас - это как медитировать, вдыхая очищающий золотой Свет, нисходящий с Неба...

Спасибо Вам за Свет, Веру и Вас!

Искренне и нежно, с Любовью,
Рита

Маргарита Крымская   19.06.2009 05:05   Заявить о нарушении