Удивительная история про людей и языки. Глава 12
ИСТОРИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ЭССЕ
РАБОТАТЬ
Тяжёлый, однообразный, изнурительный труд, овладевающий всем существом человека, препятствует открыванию мозгового информационного канала и блокирует заложенные в подсознании знания, усмиряя человека и подавляя его собственное «я». Крестьяне, всё своё время отдающие физической работе, выглядят порой глупее своих городских сородичей, свободных от физических нагрузок и имеющих больше времени на отдых и размышления, у них даже выражение лица становится другим. С любовью к своему народу украинский писатель Евгений Маланюк [1897 – 1968] написал: «Наш селянин, двигаючи на собі почесний тягар вікових національних обов’язків і будучи фактично спадкоємцем періодично відмираючої шляхти, є, може, найбільшим аристократом серед селянства Європи». Не окажись в городской среде, не смог бы реализовать себя Тарас Шевченко, и осталась бы украинская нация без своего духовного лидера, без Кобзаря. Но, как говорится «на всё воля Божья». Наш гений так описывал угнетённых тяжёлым трудом людей:
«Село неначе погоріло,
Неначе люди подуріли,
Німі на панщину ідуть
І діточок своїх ведуть»
В своём антипроизведении о Тарасе Шевченко некий Олесь Бузина (слово «бузить» означает перечить, спорить, «трепать языком», говорить ерунду, неправду) настойчиво пытается отвратить украинцев от их национального гения, расчищая поле для навязывания им чужих имён, тщательно прикрытых личиной добродетели и благочестия, забыв слова Учителя: «Кто из вас без греха, первый брось камень» (Иоанн 8:7). Словами героя А.С.Грибоедова [1790 – 1829] «Над чем смеётесь – над собой смеётесь». А сколько ещё талантов, быть может даже гениев, обречены сегодня на «земное существование» в грязных, запущенных, полуспившихся хуторах и сёлах, серых городских кварталах. Кому нужны их знания и способности, когда народом правят инородцы, занявшие все значимые социальные ниши. «Лучше человеку (еврею) исполнять чуждую ему работу, но не нуждаться в милости других [народов, живя среди них]» (В. Талмуд, Бава Батра 110а). Учёный, долгое время занимающийся не свойственным ему физическим трудом, постепенно утрачивает способность «делать науку», и даже её понимать.
Arbeit macht frei –
работа делает свободным
от всяких мыслей и идей.
Все древние цивилизации возникали на основе рабской силы, освободившей от работы «сливки общества»: учёных, философов, военных, музыкантов, художников, зодчих, артистов, писателей, поэтов, певцов. В древней Греции демократия тоже была рабовладельческой. Но рабы часто восставали против своих господ, жертвуя собственными жизнями и уничтожая сами цивилизации. «Моисей пересказал это (слова Бога) сынам Израилевым; но они не послушали его по малодушию и тяжести работ» (Исход 6:9). Апостол Павел советует народу «усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать своё дело и работать собственными руками» (1-е Фессалоникийцам 4:11), говоря современным языком «не высовываться» и «не качать свои права». Обычному человеку трудно совмещать активный и сознательный патриотизм, участие в общественной работе с тяжёлыми физическими нагрузками. Этим принципом руководствовались, успешно претворяя его в жизнь, правящие классы всех времён, стран и народов, вместе с лояльными им религиями. Так, новая украинская национал-трудовая партия поставила перед собой задачу – сделать всенародным лозунг «Украина превыше всего!». Однако её учредители не учли психологическое различие восприятия этой идеи лидерами партии, сидящими в кабинетах и простыми людьми, вкалывающими изо всех сил, чтобы выжить. Это относится также ко всем партиям, независимо от их названий и политической направленности. Поэтому большинство наших трудящихся избирателей и проработавших всю жизнь пенсионеров так легко «подкупить» популистскими лозунгами и красивыми обещаниями. «Обіцянка – цяцянка, дурному радість» гласит украинская народная пословица.
Лишь став на путь прогресса, освободив людей от рабства, крепостного права и тяжёлой физической работы, дав им время и возможность свободно мыслить и высказываться, возникла и развилась современная западная цивилизация. Труд не должен быть принудительным, изнуряющим и безысходным, а тем более психологически напряжённым. Вся история человечества пестрит фактами борьбы людей всех наций и рас за свободу духа и тела, против рабства во всех его физических, политических, социальных, религиозных формах и проявлениях, то есть за возможность в меру трудиться и развиваться умственно и духовно, что заложено в нас самим Творцом. В этом контексте усилия Соединённых Штатов, направленные против диктаторских режимов и кабальных религий выглядят вполне логичными и оправданными. Человечеству, для его полной и окончательной духовной свободы и победы разума над злом, необходимо сделать ещё один решающий шаг – выйти из порочного круга лживых религий и устрашающих догм. Но делать это необходимо осмысленно, не спеша, и очень осторожно, чтобы не споткнуться и не разбиться об острые края открывшейся разящей истины и правды.
Последнее время в Украине обсуждается тема преподавания в школах основ христианской этики, что может оказаться впоследствии большой социальной, политической, государственной и даже личной проблемой, независимо от формы изложения материала и личности учителей. Прежде всего – дети должны знать правду; не стоит их обманывать и водить «вокруг пальца», чтобы они потом сами не обманывали и не обманулись в жизни. Исходя из национальных интересов, исторической правды и справедливости, религиозное просвещение юных голов необходимо начать с изучения дохристианской «языческой» религии наших предков, её истоков, духовных ценностей и приоритетов, расцвета и падения. Следует показать, почему и как возникло христианство на Руси, с какой целью, откуда оно пришло и кем проповедовалось, каким образом его обрядовые и религиозные праздники совпали с дохристианскими и «накрыли» их собой, и что основной мотив заповедей Божьих в давней и новой религиях практически одинаков. Так, Перунов день (20 июля/2 августа) стал днём Ильи Пророка, день Велеса днём Власия, День Сварога днём Козьмы и Дамиана, Ярилин день днём Николы Вешнего, Рождение Златы Майи рождеством Богородицы, Триглав (Перун, Сварог, Свентовит) Святой троицей. Важно подчеркнуть, что древние религии большинства народов Евразии имели в своих основах много общего, лишь имена и деяния Богов у них были разными, соответственно их понятиям и языкам. Например, Сварог был Богом у русичей и у персов. Это и есть та общая точка сближения, из которой нужно исходить, преподавая религию в школах. Сам же предмет должен называться «Основы национальной духовности и морали», при этом его желательно совместить с культурным и правовым образованием детей.
Древнекитайский мудрец Конфуций [551 – 479 гг. до н.э.] делил всех людей на три типа: «сынов неба» (правителей), имеющих высшую врождённую мудрость; «благородных мужей» (опору державы), которые учатся, не смотря на трудности; и «простолюдинов» (работяг), которые не способны приобретать новые знания и опираться трудностям. Последние ещё и очень упрямы; они всегда стоят на своём и им трудно что-либо доказать или изменить их мнение. «Ти йому хоч сци в глаза, а він каже Божа роса» – говорят о таких украинцы. Из них получаются хорошие солдаты, бьющиеся насмерть, или доносчики, да и делу партии они остаются преданными до конца – чисто «швондеры», тогда как их командиры, из высших слоёв общества, творческие личности, более непредсказуемы в своих решениях и поведении – таковы свойства их психики, диктуемые активной работой подсознания. Иначе говоря, инстинкт самосохранения у них превышает логику поступков и развития событий. Как говорил Цицерон «errare humanum est» и добавлял «stultum est in errore perseverare» что означает «ошибаться свойственно человеку» но «глупо упорствовать в своих ошибках».
Есть такая притча. Две мышки бегали по подвалу, играя друг с другом, и увлёкшись погоней, свалились в кувшин с молоком. Они барахтались изо всех сил, но вылезти никак не могли. Одна мышка говорит другой:
– Я больше не могу, совсем выбилась из сил, нам никогда отсюда не выбраться.
Сложила лапки и канула на дно, потонула. А другая мышка упорно продолжала плавать, в надежде на спасение. Быстро двигая лапками, она сбила под собой комочек масла, упёрлась в него, и вылезла из кувшина.
– Вот глупая, – подумала она про свою подружку, – ведь мы могли бы спастись обе, нужно было только поверить в себя и лучше постараться.
Потомками «сынов Божьих» могут считать себя те украинцы, кто дожил до правнуков и у кого в роду нет и в обозримом прошлом не было инородцев, преступников, самоубийц, пьяниц, наркоманов, уродов, многоженцев, душевнобольных.
Не пора ли созвать в Украине – колыбели славяно-арийских народов, международный форум под названием «Сыны Бога». Уверен, что среди его участников преобладали бы простые люди, не допущенные к власти в своих странах теперешними правителями, выбившимися «из грязи в князи» не благодаря своим способностям и таланту, но коррупционным связям и большим деньгам. При будущем создании всемирного правительства, в связи с грядущей глобализацией «novus ordo seclorum», как написано на долларовой купюре, это необходимо обязательно учесть, иначе «Глобальная политика принесёт неисчислимые трагедии малым странам; это политика поломанных интеллектов и погибших талантов. Глобальной политике будут подчинены живописцы и астрономы, лифтёры и математики, короли и гении» (Юлиан Семёнов «Семнадцать мгновений весны»). Подобную мысль высказал также украинский писатель Олесь Гончар, утверждая, что мы должны «жить на планете без глобального хулиганства». Фамилия Гончар (гон-чар) означает «вигинати чарунку», то есть изгибать (гнуть) полусферу из глины, отсюда происходят украинские слова чара, чарка, чарівний. Поэт Микола Лукив своё отношение к глобализации выразил такими словами:
І хай вибачає мені глобаліст –
В його я не вірю ідеї...
Бо як би я людство усе
не любив,
Повторюю з гордістю сина:
Для мене лишається дивом із див
Моя Україна.
Взрослых людей с большим объёмом «сознательной» памяти, могущих часами что-то увлечённо говорить или отвечать на разные вопросы, ошибочно считают иногда очень умными. Но это ещё не настоящий ум, вернее не вся его часть, а лишь то, что «слюна принесёт на язык». Настоящий ум, именуемый мудростью, проявляется тогда, когда человек способен внутренне обработать полученную информацию и сопоставить её с заложенным в нём духовным эталоном, находящемся в подсознании. Часто для этого необходимо определённое время. Недаром в народе говорят: «утро вечера мудренее» или «с бедой нужно переспать». Брать «на арапа» – удел бездуховных людей. Кто не способен сразу честно ответить на неожиданно заданный вопрос, ещё не обязательно глупый; ответ придёт к нему из подсознания несколько позже, и правильный. Если ваш ребёнок, придя со школы, забыл сказать, что скоро будет родительское собрание, но вспомнил об этом на следующий день – не волнуйтесь, подсознание у него работает нормально. Недаром в народе говорят, что «мужик задним умом крепок». О существовании подсознания, так называемого «заднего ума» наш народ знал ещё задолго до появления на свет теории Зигмунда Фрейда, считающегося его первооткрывателем.
У так называемых «детей войны», переживших сильные потрясения, обездоленных, беспризорных, рискующих каждым прожитым днём, информационный канал может оказаться несвойственно приоткрытым, отсюда синдром раннего возмужания, близкий по сути к индиго, но не вполне воплощённый из-за отсутствия надлежащего образования и «несознательного» сознания. «– Посмотрим, что приснится тебе тут ночью! – молвил младший из братьев и указал сестре её спальню. – Ах, если бы мне открылось во сне, как снять с вас заклятье! – отвечала она, и эта мысль не выходила у неё из головы. И вот пригрезилось ей...» (Г.Х.Андерсен «Дикие лебеди»). «И получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, [волхвы] иным путем отошли в страну свою» (Матфея 2:12). «Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, [Иосиф] убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские» (Матфея 2:22).
Многие психические расстройства людей зачастую связаны с неправильным функционированием или патологией информационного канала, его длительным приоткрытым состоянием. Что-то наподобие «мозгового энуреза» или утечки p-n перехода в полупроводнике. Если ребёнок в детском возрасте не получал с едой необходимое количество белка, витаминов и микроэлементов, растительного и минерального происхождения, не придерживался дневного сна, изоляция клеток его мозга может оказаться не полностью сформированной, не стойкой к электрическим перегрузкам, вызываемым внешними психологическими раздражителями. Поэтому так близко сходятся линии жизни гениев и душевнобольных, иногда даже переплетаясь между собой. Некоторые нежные звуки, такие как шум волн, журчание ручья, щебетание птиц, мурлыканье кошки, классическая музыка, чтение вслух, совместно с определёнными зрительными образами и приятными запахами, трудотерапия (вспомните «тяжёлый, однообразный, изнурительный труд»), а также молитва на родном языке позволяют вернуть человека в его первоначальное состояние, содействуют прикрытию канала и способствуют улучшению состояния здоровья. «Ибо, когда я молюсь на чужом языке, то, хотя разум мой и молится, но душа моя остаётся без плода» (1-е Коринфянам 14:14). Украинский философ и психоаналитик Назип Хамитов [1963] по этому поводу высказался так: «Под давлением информации, которую человек не понимает, он теряет душу». Именно этим свойством человеческой психики пользуются религиозные проповедники и политические аферисты.
У человека, говорящего на смешанном языке (суржике) искалечена душа и не всё в порядке с психикой. Такой человек и физически не может быть здоровым. Перефразируя старую пословицу времён этнической чистоты народов «В здоровом теле – здоровый дух» можно сказать, что «Здоровый духом – здоров и телом». Если кто-то чувствует в себе неуёмную склонность к злодеяниям и греховным поступкам – ему лучше сразу уйти в монастырь, чем провести остаток жизни в психушке или тюрьме. Очень жаль, что именно так не поступил в своё время Марк Чэпмен, убивший Джона Леннона. Истинная сила духа - это когда человек может первым поздороваться за руку со своим врагом или обидчиком.
Нередко, сельские жители, поселившись в благоустроенные городские квартиры, начинают спиваться, изменять, разрывают семейные узы или опускаются до криминала по той лишь причине, что оказываются не загруженными ежедневной домашней работой. Пройдёт несколько поколений, прежде чем их потомки физически и психологически смогут адаптироваться к новым условиям жизни и станут достойным городским населением, интеллигентами, умеющими контролировать и сдерживать себя, но до того времени они будут оставаться заботой милиции и социальных служб. Хотя именно в городах сосредоточено наибольшее количество христианских храмов и церквей, должных проповедовать духовность, мораль и семейные ценности, но фактически занимающихся денежными поборами с населения и его психологической обработкой. Всё это необходимо учитывать при вступлении в брак городской девушки с сельским парнем или наоборот. Ведь их будущие проблемы дремлют в них самих, и только ждут своего злого часа. Словами одной песни:
Мы выбираем, нас выбирают,
Как это часто не совпадает.
Можно предположить, что одним из внутренних сигналов к ранней смерти человека является переполнение его подсознания информацией, накопившейся на протяжении всей жизни, или же конфликт информации, заложенной в нём с информацией, поступающей извне. Как это ни печально, но глупые и бездушные люди живут иногда дольше, чем творческие и ищущие, если не спиваются и не заболевают, конечно. Перегрузив за неделю свою нервную систему городской суетой и хлопотами, многие люди вынуждены уезжать на выходные за город, чтобы отдохнуть – побыть среди живой природы, поработать на земле и освободить свой мозг от всевозможного психологического «хлама». О трудолюбии и душевности украинцев говорит пословица: «Не відкладай роботу на суботу, а любов на старість». А.П.Чехов [1860 – 1904] говорил: «Нет слаще покоя, приобретаемого трудом».
http://www.stihi.ru/2009/06/14/6013 предыдущая — следующая http://www.stihi.ru/2009/06/15/1493
В книге использованы заметки Василя Фляка «И не стыдно под люком» и рисунки с открытых интернет-сайтов.
При цитировании ссылка на автора и сайт обязательна.
© Юрко Петрив Стрелков-Серга.
Свидетельство о публикации №109061406497