Стих дня. Авершин

Дамы и господа!
Поскольку автор не смог присутствовать при первом обсуждении, по его просьбе стихотворение вывешивается повторно.

Авершин, "Константин"

http://stihi.ru/2005/02/05-1409

Твердо, как камень,
И резко, как ветер,
Отрубить и выбросить…
И чтобы никто не посмел бы и вспомнить,
И чтобы ни крика, ни визга, тем более – шёпота…
Не вышло…

Сквозь горло разодранное –
верить! –
Сочилась – не истина – жизнь.
Тугая до боли, нервы – струны,
Стропилами связанное
с вышиной
Имя…

Всё не случайно: (необъяснимо!)
Глаза – обязательно – голубые,
Гром-скрежет – за голосом – небеса…
Искрится стальная хватка,
Два слова – уже
давка.

Но чтобы растопленной правдой
Не выплеснулась
душа,
Чтобы не брызнуло небом,
Захлопнута
распахнутая
жизнь.


Рецензии
У меня с первого прочтения был вопрос к автору: какой Константин имеется в виду? Константин из одноимённого фильма? Если честно, я не помню, какого цвета были глаза у тамошнего главного героя. Последняя строфа, впрочем, подходит к его образу. Или Константин, последний византийский имератор?.. - Тоже вариант, очень подходящий к строкам
"И чтобы никто не посмел бы и вспомнить,
И чтобы ни крика, ни визга, тем более – шёпота…
Не вышло… "
Но на этот вопрос всё-таки должен ответить автор.:)

Теперь по стиху.
Что мне в нём понравилось - так это ритм. Часто свободный стих звучит занудно именно из-за отсутствия ритмической организации или её внутренней дисгармонии. Здесь же с ритмом всё в порядке, он выразителен и хлёсток. Этот стих хочется читать вслух.
К несомненным находкам можно отнести стропила, о которых уже сказано, и замечательную формулировку
"Два слова – уже
давка".
В этом есть отголоски Цветаевой и Маяковского вместе: это цветаевская ориентированность на внутренние смыслы, на символы, на то, что "Всё не случайно: (необъяснимо!)" и монументалистская эстетика Маяковского. Я не хочу сказать, что автор им подражал. Наоборот, заметно, что он не хотел и не мог подражать в этом стихе; отголоски же - это культурный опыт, который проявляется сам собой.
Это была хвалебная часть. Критическая:

1. Твердо, как камень,
И резко, как ветер,
Отрубить и выбросить

Нельзя отрубить "твёрдо, как камень". Выбросить резко, как ветер - можно, потому что ветер - это динамическое нечто, он способен на действие. Камень же статичен, поэтому сравнивать с ним направленное движение (рубить), пусть даже твёрдое - ошибка: строка не воспринимается так, как хотелось бы.

2. горло разодранное, жизнь, тугая до боли, нервы – струны,
- вся эта анатомия уже написана столько раз, что перестала трогать читателя...

Катерина Канаки   23.06.2009 12:54     Заявить о нарушении
Здравствуйте Катерина! Рад новой встрече!

Вы с Вячеславом так точны, я вам так благодарен. Но - по порядку:

Есть вариант вместо "отрубить и выбросить" неточная цитата "багровый и белый отбросить и скомкать". Тоже не очень, но, может, чуть лучше. Явный отсыл к Маяковскому.
Подражание, в большой степени. Это правда. Здесь заимствования (или перекличка?) с Цветаевской "правдой" и "неостановимо". Вообще же, эти
стихи - одна попытка подставить "тарелку", которая, конечно, "будет мелкой".
Анатомия - да. Я не знаю, как говорить о Маяковском и не сказать о "голосе", "горле". Может быть здесь другой крен - я говорю о поэте его же собственными словами. Вопрос - а можно ли?
(про Константина ниже)

Евгений Авершин   23.06.2009 13:28   Заявить о нарушении
про глаза: Я не знаю какого цвета у него глаза!!!

Евгений Авершин   23.06.2009 13:29   Заявить о нарушении
у кого?? у Маяковского?? у него карие глаза были, судя по фотографиям и воспоминаниям современников.

Анука   23.06.2009 14:17   Заявить о нарушении
Как жаль. Получается историческая неточность.
Всё равно: обязательно - голубые.

С улыбкой,

Евгений Авершин   23.06.2009 14:27   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Евгений. :))
Что-то я о Маяковском не подумала совсем. Вернее, у меня эта страница его биографии где-то так глубоко затерялась в провалах памяти :), что без Вашего пояснения и не вспомнила бы. Да, это многое объясняет.
"Горло, нервы, разодранный" - становятся на свои места. Но, может, стоило бы этим словам найти какое-нибудь более яркое оформление, потому что "нервы-струны", например, давно уже ни у кого не ассоциируются с Маяковским, а ассоциируются с ордами графоманов...
Хорошо было бы, если бы Вы привели целиком упомянутый вариант с "багровым и белым".

Катерина Канаки   23.06.2009 14:30   Заявить о нарушении
"Ночь"
Багровый и белый отброшен и скомкан,
в зеленый бросали горстями дукаты,
а черным ладоням сбежавшихся окон
раздали горящие желтые карты.

Целиком, например, здесь http://stroki.net/content/view/16222/102/

В наименьшей степени имеется в виду это стихотворение, но строчка очень подходящая по смыслу (и по размеру).

Евгений Авершин   23.06.2009 14:38   Заявить о нарушении
Ой, Вы имели в виду мой текст?
Просто заменить третью, а остальное всё по-старому.

Евгений Авершин   23.06.2009 14:39   Заявить о нарушении
Твёрдо, как камень,
И резко, как ветер,
Багровый и белый отбросить и скомкать,
И чтобы никто не посмел бы и вспомнить... (ну и далее по тексту)

Евгений Авершин   23.06.2009 14:41   Заявить о нарушении
По поводу нервов: есть смешной вариант - нервы-трубы - это уж точно его. А если серьёзно, можно ли оставить конструкцию нервы-[что-нибудь], если подобрать что-то интересное. И правильно ли я понял, что в этом случае "горло" можно оставить так, как есть? Или здесь основательней надо перекопать?

Евгений Авершин   23.06.2009 14:46   Заявить о нарушении
Вот я в раздумьях... с одной стороны, этот вариант многократно лучше и для размера, и для образа, а с другой - можно ли приводить настолько явную цитату?..

Катерина Канаки   23.06.2009 14:48   Заявить о нарушении
могу вам еще одну отбивку предложить насчет цвета глаз.
он про Лилю Брик писал - глаза-небеса!
а у нее тоже карие были.
но литературоведы говорят, мол, это не про цвет было, а про ощущение.
только что в яндексе вычитала - пошла насчет глаз уточнить - хотя по фотографиям помню точно - карие. даже ближе к черным. да и вообще голубоглазого Маяковского представить себе не могу. это ж не Есенин. и дело даже не в исторической правде, а просто невозможно представить и все тут)

Анука   23.06.2009 14:51   Заявить о нарушении
Да, Евгений, я это и имела в виду. Оставить ключевые образы: нервы, горло, голос, но в качестве метафорической части подобрать нечто более выразительное, более яркое. Сам Маяковский навряд ли захотел бы использовать тысячу раз повторённое словосочетание, просто в его время "нервы-струны" звучали ещё совсем свежо. Так что нужно сделать поправку на историю.

Катерина Канаки   23.06.2009 14:51   Заявить о нарушении
А меня больше смущает, что цитата - смысловой отсыл, а здесь получается отсыл "не туда". Только ради того, что Маяковский - сомнительно =(
А само по себе цитата, помоему, уже никого не удивляет. Не смущает, по крайней мере. Или я ошибаюсь.

Евгений Авершин   23.06.2009 14:56   Заявить о нарушении
Багровый и белый - цвета плакатов Маяковского, цвета революции вообще. Тут получается гораздо более глубокий отсыл, чем может показаться...

Катерина Канаки   23.06.2009 14:58   Заявить о нарушении
Да-да. Глаза-небеса, здесь в том же смысле. Здесь вопрос ощущения - мне кажется (и это в "Облаке"), что за всей этой граминой существо куда более ранимое, чем хотело бы казаться. Отсюда и "небо", и "голубые".

Евгений Авершин   23.06.2009 15:01   Заявить о нарушении
Катерина (я наконец осознал, что нужно обращаться).
Катерина, конечно. Если бы не мало-мальское соответствие, я бы их и не взял. Просто не думал, что "багровый и белый" так легко прочитается - революция.

Евгений Авершин   23.06.2009 15:04   Заявить о нарушении
Да, мне строка про глаза как раз очень нравится. Вообще "голубые глаза" для индоевропейца - какой-то архетип, нечто священное. Вот у богов олимпийских, например, синие глаза (синеокая Афина - словосочетание прямо-таки хрестоматийное в древнегреческой религиозной поэзии). Наверное, тут сыграли роль какие-то чисто антропологические факторы.

Катерина Канаки   23.06.2009 15:07   Заявить о нарушении
Катерина, понимаю что разговор немножко в сторону от стиха уходит - но интересно стало. а разве не могло быть синеглазых греков??
я вот слышала, что истинные грузины тоже светлоглазые. так мне по крайней мере они сами говорят. да и про многие южные народы я такое слышала.
да и русских раньше кареглазых тоже не было.
может и греков тоже??
поэтому вполне и вполне естественно для того времени, что Афина синеокая.
или нет??

Анука   23.06.2009 15:56   Заявить о нарушении
Анука, я здесь, пользуясь случаем, хотел сказать Вам спасибо за Кедрова (это же Вы его сюда принесли? здесь и увидел). Прочитал как раз тогда, когда разговор зашёл о "Константине" - это же то самое "захлопнул" (я просто взвыл от этого "захлопнул")! Именно как книгу (Библия - как одна из самых книг). С правом открыть снова! И понял, как у меня "захлопнута" тяжеловесно, неповоротливо. Просто "плюх" какой-то.

Евгений Авершин   23.06.2009 16:42   Заявить о нарушении
Может, мелочи, но всё же:
Хотел ещё о форме пару слов. Про лесенку часто говорят "зачем?".
Здесь графика формирует некоторое пространство, может быть, немного ватное, может, дутое. Но - широкое. И разреженное - обилие тире, скобок, прочих знаков. Так ли? (в оригинале текст лесенкой)
Несколько сбоев, в которых я не уверен: "разодранное", "связанное" - может быть слог лишний? Мешает ли? В последней строке сбой (из-за предпоследний) правильный ли?
Тавтологичность "небеса"/"небо", "жизнь" дважды. Это, наверно, обедняет.

Евгений Авершин   23.06.2009 16:47   Заявить о нарушении
Кедрова, да, я принесла.
рада, что хоть у кого-то отозвалось - пусть не для конкурсов - для себя.
хотя мне далеко не все у Кедрова нравится.
но это и нормально.
нет, у вас все же совсем о разном - на мой взгляд.
у вас лиргерой самозахлопнулся, скорее, чтобы не выпустить лишнего.
у Кедрова - захлопнул, чтобы не впустить..
вдруг ослепнет!
у Кедрова с мандельштамовской бабочкой для меня больше перекликается -
сложи свои крылья - боюсь! (ОМ)
Кедров тоже поэтому захлопнул.
мне кажется.

Анука   23.06.2009 17:16   Заявить о нарушении
Ну я как гречанка могу сказать - конечно, были и есть синеглазые греки, но дело не в том. Дело в том, что из ВСЕХ существующих оттенков от светло-серого до тёмно-карего для богов был выбран именно голубой.:))
А русские кареглазые были, конечно, просто меньше. Дело в том, что за светлые волосы и голубые глаза отвечает ген более слабый, чем ген тёмных глаз/волос. Поэтому блондины медленно вымирают)

Катерина Канаки   23.06.2009 17:40   Заявить о нарушении
Конечно. (Если бы сравнение было категоричным, я бы не рискнул упоминать Кедрова здесь. Постеснялся бы.) Но у Кедрова абсолютное чувство "захлопнул" = "отрезал". Я же с этого начинаю. И хотелось - именно этого (это я Вам по секрету). Получилось - не так. Это если про само слово, как по-разному оно может быть употреблено.
А если про ЛГ говорить, то тут хотелось бы двойного прочтения: сам-то оно, конечно, сам. Но сам ли?

Евгений Авершин   23.06.2009 17:40   Заявить о нарушении
Катерина, ну может это просто по степени редкости)
Бог (Богиня) - ну значит чем-то выделяется.
тогда у скандинавского Одина должны быть "очи черные"-по идее))
а впрочем.. цвет глаз не такой простой вопрос как может показаться на самом деле.
например, два года назад в одном из вопросов по литературе по ЕГЭ был такой (сын рассказывал, хотя он ЕГЭ пока по возрасту не сдавал, но наслышан) -
какого цвета были глаза у Татьяны Лариной??
и несколько вариантов ответа.
я схватилась за голову и пошла перечитывать.
НЕ НАШЛА.
НЕТ упоминания.
томный взгляд - единственное что есть.
думаю, Татьяну, как и Елену - Пушкин - как и Гомер -решил ее не описыывать.
но почему такой вопрос в ЕГЭ???
и где ответ????
причем ответа - "не сказано" - в предложенных вариантах не было.
но такой вот вопрос.
на знание литературы.

Анука   23.06.2009 17:56   Заявить о нарушении
Не, я думаю, не по степени редкости, а это отсыл к "древним героическим временам", когда синеглазых блондинов было больше))
Насчёт Лариной - да. Я тоже насчёт глаз нашла только
...Она темнеющих очей
Не подымает...
Но тут "темнеющие" - это не о цвете, а - от грусти темнеющие...
Ну, короче, очередной перл от Минобразования... только за что издеваются над детьми - непонятно...

Катерина Канаки   23.06.2009 18:38   Заявить о нарушении
Вопрос. Здравствуйте! Извините, пожалуйста, если вопрос не по адресу. В одной из телепередач был озвучен вопрос из теста (ЕГЭ) по литературе: "Какого цвета глаза у Татьяны Лариной?" По ощущениям, оставшимся от прочтения романа,- глаза у нее темные. Текста под рукой, нет, проверить негде. Если можно, ответьте пожалуйста, на этот вопрос. Тем более, в ближайшем будущем это ожидает детей.

Ответ. Здравствуйте, Анна!
Ваш вопрос следовало бы адресовать пушкиноведам (пушкинистам). Насколько нам известно, автор "Евгения Онегина", описывая Татьяну, не сообщает читателю, какого цвета ее глаза. Более детальный портрет Ольги Лариной, младшей сестры Татьяны, позволяет нам узнать, что у нее "глаза, как небо, голубые".

Может, они Ольгу имели в виду, перепутали просто. Тогда это имеет смысл - как образец сравнения

Вот в Как стать миллионером, был вопрос, кто сказал: В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов - Там же редактор Тюрикова, так вот она посчитала, что это слова Чацкого...

Степ   23.06.2009 20:13   Заявить о нарушении
А кто такая Это? Поэтесса со Стихи.ру? И сколько она ожидает детей - что, неужели Узи показало невиданное прежде число будущих близнецов?

Андрей Сизых   25.06.2009 11:25   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.