Свеча горела...
За высокое племя людей
Я лишился и чаши на пире отцов,
И веселья, и чести своей...."
Осип Мандельштам
Они сказали просто так:
"паралич сердца"...
Ты не виновен, Пастернак.
Куда тут деться?
Под стервенеющий звонок
в пустой прихожей
Дрожанье рук, дрожанье ног...
/молчу/...похоже?
А там мороз, а там пурга...
Там лай собаки.
Там боль в боку от сапога....
Но стон в бараке
сейчас затихнет...Где-то там:
"Усоп? Выносим..."
Hа бирке:"Осип Мандельштам,
и "пять", и "восемь"
А здесь в Москве, а здесь в тепле...
Стемнело...
Свеча горела на столе
Свеча горела...(с)
Свидетельство о публикации №109061200129
правильно – парали́ч, и он корёжит размер, да и вообще зачин слабоват: «куда тут деться» – необязательная, пустотелая вставка ради избитой рифмы «сердца – деться».
стих тронул, потому и придираюсь.
а в конце я – уже не зрением, а помимо – прочитала: «свеча горела на столе, свеча сгорела...»
Елена Кривчик 12.07.2011 08:58 Заявить о нарушении
а 2-я и 4-я строчки вообще нужны какие-то другие.
прости, Джо, не утерпелось.
Елена Кривчик 12.07.2011 10:14 Заявить о нарушении
"Куда тут деться". Не было Пастернаку "куда деться", когда позвонил Сталин. Дрожанье рук, дрожанье ног-похоже на его "Скрещенья рук, скрещения ног"-это я съязвил, конечно. Не ради рифмы с сердцем написал "деться".Наоборот ради "деться" Именно "некуда деться". Не герой же, а просто поэт, обыкновенный человек. Оттого и заканчивается стих "свеча горела на столе, свеча сгорела.." потому, что он идёт у меня (мне так слышалось) за кадром на протяжении всего стиха.
С параличом полная лажа получилась. Буду думать. Блин...Да и васче стих не дотягивает до уровня и значимости того события со звонком Пастернаку. Это факт.
Но главное, что тебя сих тронул. Это я рад. Очень.
Иосиф Коган 12.07.2011 16:49 Заявить о нарушении
Иосиф Коган 12.07.2011 17:31 Заявить о нарушении
А вот «куда тут деться» воспринимается не в контексте безысходности жизни и бессилия поэта, а как внешняя реакция на его смерть. Т.е., фраза эта не с его душевным состоянием соотносится, а как бы исходит от врачей: «сердце... ничего не поделаешь». Наверное, это потому, что после слов «они сказали». Но это у меня так, м.быть, другие воспримут иначе, так, как ты и хотел.
Если М. умер в тюрьме, где сокамерники 58я – то да, могли сказать «усоп», хотя вероятнее всё-таки «отошёл», «отмаялся» («усоп» – не разговорное, скорее религиозное-официозное). А вот если в лагере... (Шаламов имел сведения, что именно в лагере, где всё человеческое в людях истончалось и застывало) – там уже не было ни жалости к доходягам, ни уважительного отношения к смерти. Поэтому «подох» кажется мне наиболее реалистичным. Но я ж не настаиваю... просто предложила.
Если тебе «тик-так» ляжет лыком в строку – бери. Это не подарок, а плата за полученное... не могу сказать «удовольствие»... в общем, за эмоции от стиха. Если возьмёшь – скажи, я рецу эту снесу, да и концы в воду )).
Елена Кривчик 12.07.2011 22:30 Заявить о нарушении
Рецку не сноси ни в коем случае.
Ещё раз пасип, Лен.
Иосиф Коган 13.07.2011 00:12 Заявить о нарушении
1-2я строки – от лица врачей, 3я строка – авторский вердикт, 4я строка – чья речь? Слишком резкие переходы, вот и возникает ощущение, что «куда тут деться» продолжает тему сердечного паралича – врачи ничего, мол, не смогли... медицина бессильна. Смысл-то понятен: «куда ему было деться... что он мог», но нет чёткости подачи, мне кажется.
Эх, вирт, йолке... в трёх йолках запутает, вот те и непонятки ))
Елена Кривчик 13.07.2011 00:47 Заявить о нарушении
Нет, Лен это растерянность и бессилие перед одним конкретным человеком.
1-2я строки – от лица врачей,//
Эти строки от лица автора. Про то, что сказали врачи.
3я строка – авторский вердикт, /
Верно.
4я строка – чья речь? //
Автора.
Слишком резкие переходы, вот и возникает ощущение, что «куда тут деться» продолжает тему сердечного паралича – врачи ничего, мол, не смогли... медицина бессильна. //
Жаль, коли не сумел донести. Но ты поняла. Мне этого достаточно.
Смысл-то понятен: «куда ему было деться... что он мог», но нет чёткости подачи, мне кажется.//
Да я же говорю, что стих слабоват, для передачи той ситуации. Сталин одним звонком уничтожил двух поэтов. Легко и непринуждённо. " Мы старые партийцы, своих товарищей не предавали". Злодейство граничащее с гениальностью. Потому и стих нужен гениальный.
Эх, вирт, йолке... в трёх йолках запутает, вот те и непонятки ))//
Да в этом же весь кайф.
Иосиф Коган 13.07.2011 17:20 Заявить о нарушении