Двухнедельное ревью 11 Oбозреватель Максим Потарин

Это не конкурсная страница, хотя здесь любой автор Стихиры имеет право вывесить свой оригинальный поэтический текст, сопроводив его ссылкой на первоисточник. Если у вас есть клоны, то вы можете принести даже не один текст, а несколько (хотя не обязательно все они окажутся участниками ревью разобраны).

** Что здесь можно делать и чего нельзя?
МОЖНО: оставлять замечания и критику под любыми текстами, а также на неё отвечать, стараясь не вступать в открытые конфронтации при расхождении мнений.
НЕЛЬЗЯ: переходить на личности, скандалить, обижаться на критику, использовать инвективную лексику в чей-то адрес. Если вы обидчивы и самолюбивы - не стоит приносить сюда свои тексты, ибо их могут критиковать достаточно жёстко.


РАСПИСАНИЕ
день 1-10 — Приём оригинальных авторских текстов со ссылками на первоисточники.
день 10 — После специального объявления ведущего (в конце 10 дня) приём текстов прекращается, и далее все новые тексты со страницы будут удаляться.
день 11-12 — Текущий Обозреватель отбирает на свой вкус 5 (или более - по желанию) лучших или наиболее интересных текстов - и пишет на них развёрнутые комментарии, вывешивая эти комментарии не позднее утра 13 дня.
день 13-14 — Участники и все желающие обсуждают комментарии Текущего Обозревателя.
день 15 — Открывается новая страница Двухнедельного Ревью и начинается приём оригинальных авторских текстов на следующее двухнедельное обозрение с новым Обозревателем.


Всем участникам просьба помнить, что ЭТО НЕ КОНКУРС. Текущий Обозреватель не ранжирует отобранные им 5 (или более) наиболее интересных текстов, а лишь пишет на них комментарии. В каком виде могут быть представлены эти комментарии? - В виде критических зарисовок, в виде мини-эссе, в виде пародий или шаржей на избранные тексты, в виде развёрнутых аллюзий или ассоциативных экскурсов, либо даже в виде авторских миниатюр по мотивам оригинальных текстов. В каждом конкретном случае выбор остаётся за самим Обозревателем.


** Какую пользу приносят и чему служат такие ревью?
— Авторам они дают возможность показывать свои новые (а также хорошо забытые старые) произведения читающей публике.
— Желающим высказаться они предоставляют такую возможность - без нарушения этических канонов.
— Любителям предметно пообщаться они предлагают широкий выбор тем и текстов.
— Тем, кому важна критика, они дают желаемую обратную связь, а также право не только выслушивать комментарии, но и на них отвечать.
— Обозревателям они дают возможность выступить перед публикой со свободным микрофоном и продемонстрировать свой ничем не скомпрометированный вкус (в отличие от конкурсов, здесь никаких призов авторам выбранных Обозревателем текстов - не выдаётся).

Организаторы надеются, что настоящие ревью восполняют тот дефицит общения между сильными авторами, который образовался на Стихире - в связи с падением уровня всех без исключения конкурсов, превратившихся в конвейер сугубо развлекательных мероприятий, а также из-за образования не-литературных тусовок и почти повсеместного процветания попсы. 


___________________________________
***** Обозреватель МАКСИМ ПОТАРИН


Хочу, во-первых, поблагодарить всех авторов, рискнувших представить свои стихотворения на ревью такого сомнительного критика как я (никто же не знал, чего от меня можно ожидать!).
Во-вторых, ни опыта, ни знания терминологии (а кто ею владеет – владеет и разговором), ни предрасположенности к подобному занятию у меня нет и, значит, даже намека на профессиональность разбора данное ревью иметь не может. Помимо перечисленных причин, попытаюсь оправдаться большой спешкой, погрузиться в каждый текст и осмыслить его отстраненно от своего «я», чем должны владеть настоящие критики, у меня не вышло – мнение мое слишком субъективно, поэтому прошу сделать скидку всем, кому оно покажется небесспорным или даже ошибочным. На личности я, кажется, не перешел.
Всем – спасибо!


Эти радуги и тучи
Ла Страда

Поскольку в качестве эпиграфа значатся строки Семена Кирсанова, то, наверное, и нет необходимости останавливаться на технических ммм... неточностях, таких как сбои ритма/размера/рифмы и т.п., одно упоминание имени известного поэта-формалиста («трюкача», как его называли современники) может полностью или частично снять с автора ответственность за подобные вещи.
Но если не принимать во внимание – верю что сознательную – небрежность, некие вопросы к тексту и его автору у меня все-таки возникают.
Возможно, будь стихотворение не любовной лирикой, я бы на нем подробно не останавливался.
Первая же строка у меня вызвала непонятку - «губы дождя»? Зев, пасть, рот – т.е. отверстие, источник (применительно к человеческому лицу - по аналогии), но - губы? Дождь можно представить льющимся из, допустим, рта неба (о, это был бы о-ч-ч-чень большой рот), губы же не совсем ту функцию здесь выполняют.
Но это не так и важно – откуда, главное - дождь, теплый, почти комфортный своей теплостью (он ведь летний!) и то чувство, приятное, но запретное по какой-то причине для героини(?), а может быть для ее спутника(??) или для них обоих(???), которое меньше, чем любовь, но больше, чем сочувствие. Главное - все то, чего нельзя, нельзя по большому счету, но волнует, терзает, мучит, любое прикосновенье-звук-запах. Поэтому - в дожде. Здесь, для меня, все в порядке. Настроение задано, двумя крайними строками оно еще больше уходит в сторону трогательной лиричности и вызывает у меня однозначно положительные, хоть и с налетом некоей меланхолии, светлые эмоции.
Но в середине... Четвертая строка - к чему?
Лицо знакомого - в данном случае, возможно, когда-то любимого или, во всяком случае, небезразличного человека - стало чужим. А пышки и маслице?
«Глаза дождя текут ручьем», - ну какие у дождя глаза??? Да, ручьем течь может все что находится в жидком состоянии и к слезам применимо в первую очередь, но плачущие глаза представляются мне только у одушевленных предметов или вообще предметов – дождь ведь не предмет. Ну, ладно, текут, понятен эффект залитых дождем глаз, навстречу и вовнутрь, все размывается, теряет привычные очертания, дождь становится еще более текучим - ибо как ртуть. Но и дождливые глаза дождя я бы принял, если бы в тексте присутствовали неоднократные тавтологизмы, это выглядело бы приемом, но их нет. Или до приема автор недотянул. Или я придираюсь просто? Текут же у автора – «И даже тем, чем течь нельзя».
А лето я люблю, очень, пусть и дождливое, тем более если под зонтом и с любимым человеком – и какая разница что за погода?
Повторюсь, стихотворение понравилось настроением, но есть ощущение, что стих написан опытным автором «левой ногой».


Попутный.
Ольга Шилова.

Отмечу наличие некоей стремительности, движения, ощущаются воздушные потоки от проносящегося поезда. Третья строка в первом четверостишии не увязывается с перечислением того, что ЛГ может почувствовать спиной - «что» здесь не к месту, пусть сама фраза отдельно и выглядела бы относительно нормально, хотя... мало ли чем НЕ являются рельсы или рифмованные строфы? Машиниста же в поезде/голове иметь необходимо, если... да необходимо и все, без всяких если. А то, вдруг, не попутный попадется, а встречный и размажет тонким слоем на километры.
Не обижайтесь, я не со зла. У Вас, Ольга, (а это большой плюс) присутствует утраченная многими маститыми поэтами искренность, не потеряйте ее. А мастерство придет.


Запустите мне “Doom”
(компьютерное, шуточное)
Дмитрий Басов

Этот простенький непритязательный текст разбирать не вижу оснований, т.к. он не несет в себе никакой особой смысловой нагрузки и, у меня лично, эмоций не вызывает. От шуточных стихов многое и не требуется, но мне в данном образчике не хватает оригинальности. На эту тему есть куда более показательный анекдот – когда геймер, попав в ад и перебив всю тамошюю рогатую нечисть, остался один и бегал по подземному царству в поисках выхода на следующий уровень.


Мавкины качели
Изумрудное Сердце

Самый, пожалуй, интересный и сочный, «навороченный», изобилующий сложными образами текст. Автору следовало бы снабдить его пояснением: кто такие эти самые мавки, а то не все могут быть знакомы с языческой славянской мифологией.
Простите, Ирина - я не стану разбирать стихотворение чуждой мне тематики потому что даже вникать в нее не имею никакого желания. Но это – да, стихотворенище!


Еще раз прошу прощения.
Сергей Кондрулёв

Еще одна любовная лирика. Без явных технических огрех, довольно ровно скроенная, но – обыкновенная, слишком. Только строчки:

Я прикоснусь, ты закричишь, - не трожь!
И форточкой по стенке вмажет ветер.

вносят хоть какую-то искорку. Одной такой малюсенькой искоркой не воспламенить.
Не понятна строка - «Сбивающим все ценности авралом».
А так же смущает утверждение героя, что он не скоро станет (а-а-а, так все-таки станет!) сильным без своей возлюбленной – раз уж он побежит следом за ней, значит его чувство очень сильно, настолько, что он даже готов броситься следом босиком, а в таком состоянии влюбленный вряд ли будет прислушиваться к голосу рассудка, когда эмоции диктуют поведение, правдоподобнее реакция – все пропало, жизнь кончена. Это, правда, больше молодых людей касается.
Соглашусь, в жизни много чего буднично происходит, и женщины возвращаются часто именно так, и мы не соответствуем их романтическим представлениям, и острота переживаний со временем притупляется, но нужна ли будничность еще и в стихах?


Сны второй половины ночи
Черный Георг

Стихотворения Черного Георга, данное в особенности, мне очень сложно комментировать – не моя весовая категория, да деваться некуда. Георг – всем нам хорошо известный поэт, с великолепной техникой, со своим характерным, ни на кого не похожим авторским почерком, за что уважаем и любим.
И он может быть разным. Его стихи неоднозначны, часто небесспорны, а некоторые даже кому-то неприятны. Мне этот стих – нет, не неприятен, но и не особенно приятен.
Стих-вдохновитель (а может и не вдохновитель, я не знаю как Георг его писал) Марины Ратнер произвел на меня гораздо более благоприятное впечатление – при всем при том, что сожаление от невозможности старым доктором «толкать вагонетку» за пациентов хотя бы вторую половину ночи (всему хорошему приходит когда-нибудь конец) не несет в себе, казалось бы, жизнеутверждающего начала - ощущения безнадежности и беспросветности в нем нет. Есть такая тихая грусть, осенняя - листья уже облетели, жизненные циклы многолетних растений замедляются, природа готовится к изменениям...
От стиха Георга у меня остается – не горечь, не тоска, не леденящий холод, не омерзение, но что-то, что хочется забыть сразу. Я сильно сомневаюсь, что именно Бога видит доктор. Озлобление и ненависть ко всему живому у смертельно больных людей возникает совсем не обязательно у всех, я это утверждаю и могу засвидетельствовать исходя из опыта общения с такими людьми.
По тексту же в одном только месте смущаюсь – можно ли «проса», если именно просо имеется в виду, употреблять во множественном числе? Даже если и можно, мне не нравится цепочка проса-поезда-куда.


ДЕНЬ (пародия)
Наталия Веденеева

Я, по-хорошему, завидую людям, владеющим искусством пародии и, применительно к Наталии Веденеевой, дружеского шаржа, особенно если все это пишется экспромтом да еще и с изрядной долей юмора. Я так не умею.
Написано здорово, сразу читается - какую особенность оригинального текста Натальи Юрьевны Ивановой обыграла в своей пародии Наташа. На мой взгляд, можно было бы еще над ней поработать и, чтобы довести до совершенства, перевернуть лексику в каждой фразе. Если уж на то пошло, то вкус вишни должен полниться компотом и т.д и т.п.
«Под мишурою крон лился гитары струн» – на каком это языке? Даже из данной стилистики выпадает.
И вместе с тем, как бы ни были хороши пародии, переплюнуть оригинальные стихотворения им удается далеко не всегда. Это – тот случай. Я прочитал «Ночь» НЮИ, и как бы Наталия Веденеева не относилась к ее творчеству и к ней, как личности, я могу сказать, что стих Ивановой мне понравился больше, отнесите мое высказывание на счет моей испорченности. Нет, я не скажу, что прям понравилось, но некие струнки во мне пошевелились, тихо-тихо. От пародии не шевельнулось ничего, улыбка не считается – не чувство она, от ума.


Гномами закопаны когда-то
Марина Ратнер

Здесь ситуация чем-то похожа на ситуацию со стихом Ирины – в том смысле, что мои вкусовые предпочтения далеки от любых проявлений в литературе, живописи, музыке, киноискусстве модных нынче фэнтезийных мотивов.
Не мое. А от ворожбы я вообще подальше ухожу.
Но ребенком был и в волшебных сказках некоторые допущения для меня приемлемы.
Стихотворение, как поэтический текст, вполне грамотное, читается легко, без затыков. В том, что у меня оно не вызвало ответной реакции, моей вины нет, как и Марина не виновата в том, что я такой.


Штукатулка
Артемона Иллахо

Название представленного четырехчастного произведения (если я правильно его классифицирую), думаю, не одному мне не может не напомнить стих Смарагды «Рококошко». Артемона, девушка самобытная и независимая, не должна при этом становиться в позу.
К экспериментам я отношусь с пониманием и, можно сказать, с почтением – они были не чужды и мне, правда, я не особо преуспел и быстро «завязал». Из четырех частей вторая мне понравилась менее других, «булданет ее мешком сновидений» - все, что отложилось в памяти. Лучшие, на мой взгляд, первая и, в особенности, третья части. Не знаю, что подразумевается под вехой – я все стихи Артэ на ее странице не читал, только некоторые, те что на ТМ были и Психоделике, да на Рок-клубе еще. Не мне судить о творчестве Автора в целом, что было раньше и какие произошли изменения мне, в данный момент, не проследить. Одно могу сказать – Артемона, давайте уже определяться, а то кидает Вас из стороны в сторону, сложно что-либо посоветовать – не мне, естественно – когда колбасит не по-детски. Я о стихах говорю. А если стихи правдивы – и не только.


Конские широты
Олег Довбенко

Почему широты конские – у всех со школы, наверное, должно остаться знание. Мне в стихе не очень понравилась длинна строки и какая-то общая тяжеловесность. В первом четверостишии выходит, что мерцание чешуек вращает море. Далее: «вдруг» в построении следующей фразы выглядит коряво, а в трюме – ветер что-ли можно представить? Подкованная масса живая так же не особенно удачна, как и неделю застывший штиль безумья в отношении несчастных лошадок. Не назвал бы такой стих удачным.
В море я не был (далеко от берега) и в затяжные штили на парусном судне не попадал, но, скажем, популярная песня группы «Ария» под названием «Штиль» (им, кажется, все тексты Пушкина писала) представляется мне более яркой и запоминающейся, хоть и любовь к «Арии» у меня полностью остыла после старого уже альбома «Герой асфальта».
А животин жалко.

Вот, как-то так – по настроению. Надеюсь, порицания не заслужил.
Спасибо за внимание!


Рецензии
Часть 2.
Сны второй половины ночи
Черный Георг

Стихотворения Черного Георга, данное в особенности, мне очень сложно комментировать – не моя весовая категория, да деваться некуда. Георг – всем нам хорошо известный поэт, с великолепной техникой, со своим характерным, ни на кого не похожим авторским почерком, за что уважаем и любим.
И он может быть разным. Его стихи неоднозначны, часто небесспорны, а некоторые даже кому-то неприятны. Мне этот стих – нет, не неприятен, но и не особенно приятен.
Стих-вдохновитель (а может и не вдохновитель, я не знаю как Георг его писал) Марины Ратнер произвел на меня гораздо более благоприятное впечатление – при всем при том, что сожаление от невозможности старым доктором «толкать вагонетку» за пациентов хотя бы вторую половину ночи (всему хорошему приходит когда-нибудь конец) не несет в себе, казалось бы, жизнеутверждающего начала - ощущения безнадежности и беспросветности в нем нет. Есть такая тихая грусть, осенняя - листья уже облетели, жизненные циклы многолетних растений замедляются, природа готовится к изменениям...
От стиха Георга у меня остается – не горечь, не тоска, не леденящий холод, не омерзение, но что-то, что хочется забыть сразу. Я сильно сомневаюсь, что именно Бога видит доктор. Озлобление и ненависть ко всему живому у смертельно больных людей возникает совсем не обязательно у всех, я это утверждаю и могу засвидетельствовать исходя из опыта общения с такими людьми.
По тексту же в одном только месте смущаюсь – можно ли «проса», если именно просо имеется в виду, употреблять во множественном числе? Даже если и можно, мне не нравится цепочка проса-поезда-куда.
ДЕНЬ (пародия)
Наталия Веденеева

Я, по-хорошему, завидую людям, владеющим искусством пародии и, применительно к Наталии Веденеевой, дружеского шаржа, особенно если все это пишется экспромтом да еще и с изрядной долей юмора. Я так не умею.
Написано здорово, сразу читается - какую особенность оригинального текста Натальи Юрьевны Ивановой обыграла в своей пародии Наташа. На мой взгляд, можно было бы еще над ней поработать и, чтобы довести до совершенства, перевернуть лексику в каждой фразе. Если уж на то пошло, то вкус вишни должен полниться компотом и т.д и т.п.
«Под мишурою крон лился гитары струн» – на каком это языке? Даже из данной стилистики выпадает.
И вместе с тем, как бы ни были хороши пародии, переплюнуть оригинальные стихотворения им удается далеко не всегда. Это – тот случай. Я прочитал «Ночь» НЮИ, и как бы Наталия Веденеева не относилась к ее творчеству и к ней, как личности, я могу сказать, что стих Ивановой мне понравился больше, отнесите мое высказывание на счет моей испорченности. Нет, я не скажу, что прям понравилось, но некие струнки во мне пошевелились, тихо-тихо. От пародии не шевельнулось ничего, улыбка не считается – не чувство она, от ума.
Гномами закопаны когда-то
Марина Ратнер

Здесь ситуация чем-то похожа на ситуацию со стихом Ирины – в том смысле, что мои вкусовые предпочтения далеки от любых проявлений в литературе, живописи, музыке, киноискусстве модных нынче фэнтезийных мотивов.
Не мое. А от ворожбы я вообще подальше ухожу.
Но ребенком был и в волшебных сказках некоторые допущения для меня приемлемы.
Стихотворение, как поэтический текст, вполне грамотное, читается легко, без затыков. В том, что у меня оно не вызвало ответной реакции, моей вины нет, как и Марина не виновата в том, что я такой.
Штукатулка
Артемона Иллахо

Название представленного четырехчастного произведения (если я правильно его классифицирую), думаю, не одному мне не может не напомнить стих Смарагды «Рококошко». Артемона, девушка самобытная и независимая, не должна при этом становиться в позу.
К экспериментам я отношусь с пониманием и, можно сказать, с почтением – они были не чужды и мне, правда, я не особо преуспел и быстро «завязал». Из четырех частей вторая мне понравилась менее других, «булданет ее мешком сновидений» - все, что отложилось в памяти. Лучшие, на мой взгляд, первая и, в особенности, третья части. Не знаю, что подразумевается под вехой – я все стихи Артэ на ее странице не читал, только некоторые, те что на ТМ были и Психоделике, да на Рок-клубе еще. Не мне судить о творчестве Автора в целом, что было раньше и какие произошли изменения мне, в данный момент, не проследить. Одно могу сказать – Артемона, давайте уже определяться, а то кидает Вас из стороны в сторону, сложно что-либо посоветовать – не мне, естественно – когда колбасит не по-детски. Я о стихах говорю. А если стихи правдивы – и не только.
Конские широты
Олег Довбенко

Почему широты конские – у всех со школы, наверное, должно остаться знание. Мне в стихе не очень понравилась длинна строки и какая-то общая тяжеловесность. В первом четверостишии выходит, что мерцание чешуек вращает море. Далее: «вдруг» в построении следующей фразы выглядит коряво, а в трюме – ветер что-ли можно представить? Подкованная масса живая так же не особенно удачна, как и неделю застывший штиль безумья в отношении несчастных лошадок. Не назвал бы такой стих удачным.
В море я не был (далеко от берега) и в затяжные штили на парусном судне не попадал, но, скажем, популярная песня группы «Ария» под названием «Штиль» (им, кажется, все тексты Пушкина писала) представляется мне более яркой и запоминающейся, хоть и любовь к «Арии» у меня полностью остыла после старого уже альбома «Герой асфальта».
А животин жалко.

Вот, как-то так – по настроению. Надеюсь, порицания не заслужил.
Спасибо за внимание!

Максим Потарин   26.06.2009 04:17     Заявить о нарушении
Часть 1.

Хочу, во-первых, поблагодарить всех авторов, рискнувших представить свои стихотворения на ревью такого сомнительного критика как я (никто же не знал, чего от меня можно ожидать!).
Во-вторых, ни опыта, ни знания терминологии (а кто ею владеет – владеет и разговором), ни предрасположенности к подобному занятию у меня нет и, значит, даже намека на профессиональность разбора данное ревью иметь не может. Помимо перечисленных причин, попытаюсь оправдаться большой спешкой, погрузиться в каждый текст и осмыслить его отстраненно от своего «я», чем должны владеть настоящие критики, у меня не вышло – мнение мое слишком субъективно, поэтому прошу сделать скидку всем, кому оно покажется небесспорным или даже ошибочным. На личности я, кажется, не перешел.
Всем – спасибо!
Эти радуги и тучи
Ла Страда

Поскольку в качестве эпиграфа значатся строки Семена Кирсанова, то, наверное, и нет необходимости останавливаться на технических ммм... неточностях, таких как сбои ритма/размера/рифмы и т.п., одно упоминание имени известного поэта-формалиста («трюкача», как его называли современники) может полностью или частично снять с автора ответственность за подобные вещи.
Но если не принимать во внимание – верю что сознательную – небрежность, некие вопросы к тексту и его автору у меня все-таки возникают.
Возможно, будь стихотворение не любовной лирикой, я бы на нем подробно не останавливался.
Первая же строка у меня вызвала непонятку - «губы дождя»? Зев, пасть, рот – т.е. отверстие, источник (применительно к человеческому лицу - по аналогии), но - губы? Дождь можно представить льющимся из, допустим, рта неба (о, это был бы о-ч-ч-чень большой рот), губы же не совсем ту функцию здесь выполняют.
Но это не так и важно – откуда, главное - дождь, теплый, почти комфортный своей теплостью (он ведь летний!) и то чувство, приятное, но запретное по какой-то причине для героини(?), а может быть для ее спутника(??) или для них обоих(???), которое меньше, чем любовь, но больше, чем сочувствие. Главное - все то, чего нельзя, нельзя по большому счету, но волнует, терзает, мучит, любое прикосновенье-звук-запах. Поэтому - в дожде. Здесь, для меня, все в порядке. Настроение задано, двумя крайними строками оно еще больше уходит в сторону трогательной лиричности и вызывает у меня однозначно положительные, хоть и с налетом некоей меланхолии, светлые эмоции.
Но в середине... Четвертая строка - к чему?
Лицо знакомого - в данном случае, возможно, когда-то любимого или, во всяком случае, небезразличного человека - стало чужим. А пышки и маслице?
«Глаза дождя текут ручьем», - ну какие у дождя глаза??? Да, ручьем течь может все что находится в жидком состоянии и к слезам применимо в первую очередь, но плачущие глаза представляются мне только у одушевленных предметов или вообще предметов – дождь ведь не предмет. Ну, ладно, текут, понятен эффект залитых дождем глаз, навстречу и вовнутрь, все размывается, теряет привычные очертания, дождь становится еще более текучим - ибо как ртуть. Но и дождливые глаза дождя я бы принял, если бы в тексте присутствовали неоднократные тавтологизмы, это выглядело бы приемом, но их нет. Или до приема автор недотянул. Или я придираюсь просто? Текут же у автора – «И даже тем, чем течь нельзя».
А лето я люблю, очень, пусть и дождливое, тем более если под зонтом и с любимым человеком – и какая разница что за погода?
Повторюсь, стихотворение понравилось настроением, но есть ощущение, что стих написан опытным автором «левой ногой».
Попутный.
Ольга Шилова.

Отмечу наличие некоей стремительности, движения, ощущаются воздушные потоки от проносящегося поезда. Третья строка в первом четверостишии не увязывается с перечислением того, что ЛГ может почувствовать спиной - «что» здесь не к месту, пусть сама фраза отдельно и выглядела бы относительно нормально, хотя... мало ли чем НЕ являются рельсы или рифмованные строфы? Машиниста же в поезде/голове иметь необходимо, если... да необходимо и все, без всяких если. А то, вдруг, не попутный попадется, а встречный и размажет тонким слоем на километры.
Не обижайтесь, я не со зла. У Вас, Ольга, (а это большой плюс) присутствует утраченная многими маститыми поэтами искренность, не потеряйте ее. А мастерство придет.
Запустите мне “Doom”
(компьютерное, шуточное)
Дмитрий Басов

Этот простенький непритязательный текст разбирать не вижу оснований, т.к. он не несет в себе никакой особой смысловой нагрузки и, у меня лично, эмоций не вызывает. От шуточных стихов многое и не требуется, но мне в данном образчике не хватает оригинальности. На эту тему есть куда более показательный анекдот – когда геймер, попав в ад и перебив всю тамошюю рогатую нечисть, остался один и бегал по подземному царству в поисках выхода на следующий уровень.
Мавкины качели
Изумрудное Сердце

Самый, пожалуй, интересный и сочный, «навороченный», изобилующий сложными образами текст. Автору следовало бы снабдить его пояснением: кто такие эти самые мавки, а то не все могут быть знакомы с языческой славянской мифологией.
Простите, Ирина - я не стану разбирать стихотворение чуждой мне тематики потому что даже вникать в нее не имею никакого желания. Но это – да, стихотворенище!
Еще раз прошу прощения.
Сергей Кондрулёв

Еще одна любовная лирика. Без явных технических огрех, довольно ровно скроенная, но – обыкновенная, слишком. Только строчки:

Я прикоснусь, ты закричишь, - не трожь!
И форточкой по стенке вмажет ветер.

вносят хоть какую-то искорку. Одной такой малюсенькой искоркой не воспламенить.
Не понятна строка - «Сбивающим все ценности авралом».
А так же смущает утверждение героя, что он не скоро станет (а-а-а, так все-таки станет!) сильным без своей возлюбленной – раз уж он побежит следом за ней, значит его чувство очень сильно, настолько, что он даже готов броситься следом босиком, а в таком состоянии влюбленный вряд ли будет прислушиваться к голосу рассудка, когда эмоции диктуют поведение, правдоподобнее реакция – все пропало, жизнь кончена. Это, правда, больше молодых людей касается.
Соглашусь, в жизни много чего буднично происходит, и женщины возвращаются часто именно так, и мы не соответствуем их романтическим представлениям, и острота переживаний со временем притупляется, но нужна ли будничность еще и в стихах?

(В шапке - если переносить все туда, это должно быть началом)

Потарин Максим   26.06.2009 04:27   Заявить о нарушении
Ребята, есть вопрос по теме.
Кто хочет быть обозревателем следующего ревью?

Психоделика   26.06.2009 17:47   Заявить о нарушении
Максим, спасибо большое за интересные комментарии!

По поводу своего доктора - могу сказать, что у доктора никакого озлобления и ненависти ко всему живому и близко нет. Есть нечто другое, - состояние оторванности от всех условностей жизни. Поэтому у него нет больше маски, ему незачем и не перед кем притворяться. Он и не притворяется больше - ни лучше, чем он есть, ни умнее, ни мужественнее. Он понимает, что с ним происходит, но от этого тоже ориентиры не появляются. Это состояние потерянного ребёнка, только возникает оно совсем не у ребёнка. На самом деле, нечто подобное испытывают люди после смерти, а вот доктору "повезло": он при жизни это испытывает. Только и всего...

По поводу существительного "проса": это архаизм, Максим; сегодня он редко употребляется. Он подразумевает именно посевы проса. Там рифма "в трусах - проса". :)) К "поездам" и "кудам" она не имеет отношения. ;)

Ну, если не шутить, то - спасибо за честно высказанное мнение. Да, это очень тяжёлый стих. Он мог бы быть жестью, если бы не был замаскирован разными забавными прибамбасами - о трусах, китах и прочих глупостях. Но от этого он где-то ещё болезненнее становится. Ну, что делать, Максим. На этой земле ведь бессмертных нет; всем нам рано или поздно приходится с подобным лицом к лицу встретиться...

Чёрный Георг Предел Невозможного   26.06.2009 19:01   Заявить о нарушении
От стиха Георга у меня остается – не горечь, не тоска, не леденящий холод, не омерзение, но что-то, что хочется забыть сразу.
Максим Потарин 26.06.2009 04:17

Да, забыл сказать, - Максим очень точно это выразил, у меня самого не получилось бы сказать лучше, даже если бы я долго думал. Это выстрел в самое яблочко. А теперь просто спросим себя: почему? Что именно так хочется поскорее забыть? А ответа рационального на это нет. Потому что это как раз оно и есть, - то трансцендентное, невероятное, что в слова не укладывается. Иногда оно бывает мягким, иногда режущим, иногда давящим (как здесь), но всегда - оставляющим то самое невыразимое ощущение заглядывания туда, куда нельзя заглядывать, и мурашек на коже. Это не обязательно смерть, - разницу между жизнью и смертью принято сильно преувеличивать. Это трансцендентные вещи, которые нас окружают, это наша собственная трансцендентность и трансцендентность самого мира, в котором мы живём - но привыкаем её с удобством для себя игнорировать. Но тем самым мы лишаем себя возможности заглянуть в ту бездну, на краю которой всю жизнь живём, лишаем себя шанса - понять, что наш мир и даже сама жизнь наша - непознаваемы и невыразимы, - даже несмотря на то, что ими можно (и нужно) пользоваться, и на то, что они предоставляют нам возможность действовать (по сути - единственное, чем мы всю жизнь и занимаемся). А для чего мы, собственно, и живём - если не для того, чтобы попытаться познать непознаваемое и постичь непостижимое??

Черный Георг   27.06.2009 00:02   Заявить о нарушении
А мне кажется, что здесь не в непознаваемом дело.

Ты нарисовал абсолютно жуткую картину мира, где нет добра и зла, потому что они равновелики. Об этом не хочется думать. Наше сознание так устроено, что мы инстинктивно отворачиваемся от некоторых вещей, которые могут породить в нас уныние и безнадёжность. Твой стих именно безнадёжен.

Дело не в том, что речь в твоём стихе идёт о смерти, вовсе нет. Один и тот же предмет можно по-разному изобразить. Помнишь, как заканчивается "Гранатовый браслет" Куприна?

"Вот сейчас я вам покажу в нежных звуках жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть. Ни жалобы, ни упрека, ни боли самолюбия я не знал. Я перед тобою - одна молитва: "Да святится имя Твое".
Да, я предвижу страдание, кровь и смерть. И думаю, что трудно расстаться телу с душой, но, Прекрасная, хвала тебе, страстная хвала и тихая любовь. "Да святится имя Твое".
Вспоминаю каждый твой шаг, улыбку, взгляд, звук твоей походки. Сладкой грустью, тихой, прекрасной грустью обвеяны мои последние воспоминания. Но я не причиню тебе горя. Я ухожу один, молча, так угодно было богу и судьбе. "Да святится имя Твое".
В предсмертный печальный час я молюсь только тебе. Жизнь могла бы быть прекрасной и для меня. Не ропщи, бедное сердце, не ропщи. В душе я призываю смерть, но в сердце полон хвалы тебе: "Да святится имя Твое".
Ты, ты и люди, которые окружали тебя, все вы не знаете, как ты была прекрасна. Бьют часы. Время. И, умирая, я в скорбный час расставания с жизнью все-таки пою - слава Тебе.
Вот она идет, все усмиряющая смерть, а я говорю - слава Тебе!.."

Тоже ведь о смерти, но впечатление совсем иное, нет этого - поскорее забыть. Не в смерти дело, а в том, какой мир показывает автор. Мир твоего стихотворения страшен своей амбивалентностью, об этом не хочется думать.

А непознаваемое, мне кажется, оно напротив, на магнит похоже, оно притягивает к себе, вовлекает в себя.

Смарагда   27.06.2009 00:24   Заявить о нарушении
Так это разные вещи совсем. Смерть, не смерть, - какая разница. Я же сказал: отличие смерти от жизни принято сильно преувеличивать. У Куприна здесь не очень много трансцендентности, - зато много христианского смирения и христианской же посвящённости. Конечно, это те самые концепции, которые и изобретались для успокоения духа, для создания иллюзии защищённости. А реальность весьма отличается от этого. Бог никого не защищает и никому ничего не протягивает. Всё уже протянуто; и Господь - не сорока-ворона: этому дала, этому дала, этому дала... Каждый берёт то, что выбирает (или то, что получается взять). А можно не брать ничего, - и от этого тоже ничего страшного не произойдёт...

А равновелики ли добро и зло - это пустой вопрос, ибо в реальном мире нет ни того, ни другого. Они привносятся восприятием человека, не понимающего абсурдности дуалистического взгляда на мир. А мир - невероятен, и потому жуток, но отнюдь не поделён на белые и чёрные части. Поэтому, забредая в трансцендентное, мы неминуемо оказываемся за границами добра и зла. И - да, это именно то, куда я и пытаюсь своего читателя вести.

Чёрный Георг Предел Невозможного   27.06.2009 00:37   Заявить о нарушении
А стоит ли читателей туда вести, если они чувствуют себя в таком мире потерянными, будто их в чистое поле привели и бросили? Да, есть те, кому по силам такие путешествия, кто не испытывает страха и страдания, оказавшись в пустоте.

Но... многие ли согласились бы жить в абсолютно пустой комнате, где нет не то что картинок на стенах, но даже мебели? Где всё - игра воображения, иллюзия? В человеческой природе - заполнять мир вокруг себя, раскрашивать его, освещать, раскладывать всё по полочкам.

А ты хочешь вытащить читателей из уютного обустроенного дома в ночную снежную степь.

Смарагда Вторая   27.06.2009 00:48   Заявить о нарушении
Ну да, хочу вытащить. :) Но я в таком желании не одинок: Будда Гаутама только тем и занимался, что вытаскивал людей из их обустроенных и раскрашенных домов в снежную степь. На самом деле все эти лотосы и снежная степь - суть одно; какая разница - как его ни назови.

Черный Георг   27.06.2009 00:53   Заявить о нарушении
Посмотри, какие стихи нравятся читателям. Разные, разумеется.

Но люди тянутся к стихам-домикам, в окошки которых можно заглядывать, в которых можно поселяться и жить. Которые обустроены в привычной системе координат.

Мы всё-таки живём в иной культуре, не буддистской. Иные архетипы лежат в её основе, а архетипы - дело нещуточное, знаешь сам.

Смарагда   27.06.2009 01:03   Заявить о нарушении
Когда Шакьямуни пришёл, то вокруг него мир тоже состоял отнюдь не из буддистов, не так ли? Но его это мало смущало. А архетипы отнюдь не обязательно крушить. Они ничему не мешают. В трансцендентное можно с любых позиций заглядывать, - и с христианских тоже. И, кстати, некоторые мои вполне христианские стиши это достаточно убедительно демонстрируют. Да и некоторые твои - тоже. ;)

Чёрный Георг Предел Невозможного   27.06.2009 01:06   Заявить о нарушении
Но не этот. Этот - не то, что антихристианский, он внехристианский. Он откуда-то, где Бога нет.

Смарагда   27.06.2009 01:08   Заявить о нарушении
Да. Но он же о докторе. А врачи глубоко верующими крайне редко бывают.

Чёрный Георг Предел Невозможного   27.06.2009 01:09   Заявить о нарушении
Мне кажется, ты не совсем прав. Профессия не сказывается на вере.
Многие учёные атеистами не были, в том числе и медики. Знание анатомии и физиологии не избавляет от веры в Промысел.

То же касается и основоположников космонавтики - помнишь? Разве ты назовёшь того же Циолковского неверующим человеком?

Смарагда Вторая   27.06.2009 01:14   Заявить о нарушении
Профессия сказывается на вере. К какой вере человек ФОРМАЛЬНО относится - не имеет значения. Вера только в практических аспектах всегда проявляется. А у медиков её нет. Я не говорю о том, что необходимо в крестном ходе участвовать или в монастырях уединяться для затвора, а равно и в пустынножительство пускаться не обязательно. Но если о Боге человек никогда и не вспоминает, то его сложно христианином называть, не так ли?

Чёрный Георг   27.06.2009 01:25   Заявить о нарушении
Я как раз не о формальном говорила.

Понимаешь, наука ведь далеко не на все вопросы ответить может - та же медицина. И неизвестно, ответит ли. Значит, всегда остаётся место непознаваемому, чудесному, божественному. И по-настоящему мудрые люди это понимают, мне думается.

Это ведь разные вещи - знать, как организм устроен, и понимать, почему он устроен так, а не иначе. А вспомни растения, животных - насколько они совершенны. Попробуй при помощи одной теории эволюции объяснить многообразие форм жизни.

Нет, определённо религиозное чувство и научное знание лежат в разных плоскостях.

Смарагда   27.06.2009 01:37   Заявить о нарушении
Мудрость с профессионализмом обычно очень плохо уживаются. У профессионалов для того, чтобы мудрости набираться, времени катастрофически не хватает. :)

Чёрный Георг Предел Невозможного   27.06.2009 01:41   Заявить о нарушении
спасибо, Макс. просто веха - потому что я думала, что мне наконец удалось сплавить три абсолютно разных жанра в одном стихе. возможно - ошибалась, но я же в конце-концов не Георг, чтобы отвечать за свои эксперименты. насчет того, чтобы определяться - разумный совет, но со мной такого не получится, потому что я пробую всё и всегда вне всех движений и направлений, пусть я не стану поэтом, но зато останусь свободной, тк свобода заключается в ее поиске...

с ув. АРТЭ

Артемона Иллахо   27.06.2009 01:52   Заявить о нарушении
Уж простите, но просто сил нет читать ахинею. Георг написал очень хороший стих по мотивам так себе творения... Да и большая часть стихов на ревю - так себе... Обозреватель очень добр))
При чем тут Бог? у Георга. При том, скажем, что допустил Чернобыль. Георг - эти стихи о трагедии еще не закончившейся, с этим убогим саркофагом, они что надо. Брянск. Да. У меня там была родня. Больны.
"Сон в чреве саркофага"... как кита. Так.

Михаил Микаэль   27.06.2009 10:57   Заявить о нарушении
Да, Георг, еще слово "мутация". У тебя все мутирует в стихе. Это бы отразить, люди плохо понимают буковки)))

Михаил Микаэль   27.06.2009 11:09   Заявить о нарушении
мНе кажется, что стихи разные нужны. Возможно, судя по реакции в ревью, этот стиш Георга не найдёт массового читателя, потому как тяжело воспринимать мир, как он есть, без малейшей доли сладости, реально. А реально - материального мира нет и уж, тем более, нет в нём места для всяческих иллюзий, коими мы все себя успокаиваем. Почему мы это делаем? Видимо, удобней так жить. И в принципе Ира права, 99 % читателей приходят для того, чтобы построить уютный домик с геранью на окнах. Их понять можно. У кого нет идеала, тот ищет. Подчас, убегая от действительности. Идти ли навстречу читателям? Насыщать ли желание быть обманутыми новой сказочкой про американскую мечту? Или сказать им честно: НИЧЕГО НЕТ, КРОМЕ ПУСТОТЫ, А если присмотреться и её нет тоже.
Думаю, что такиме стихи должны быть и имеют право на существование, как и "сказочки". Весь вопрос в том, что любителей на этот товар меньше. Ну и что? ТОму одному проценту, который не хочет "сказок", ведь тоже нужно читать! В общем, мне стиш Георга нравицца.

Симон Слуцкин   27.06.2009 15:19   Заявить о нарушении
Георг, у меня и правда маловато времени, увы. Что я бы хотел сказать еще, из того, что считаю важным, но это, ясный пень, мое личное мнение. У тебя и раньше этого было в избытке, но теперь я вижу некоторый новый уровень, скажем так - плотности. Я лет тридцать использую этот термин, и он существенный. Сейчас он используется не только в пси, но и некоторыми другими авторами. В частности Мерче, которая только что издала отличную книгу прозы на 300 стр., и опубликована в толстом журнале, из хороших, главное входящем в "Журнальный Зал" - читается в основном ведь все в сети, а не на малотиражной бумаге,и это, по сути, один толстый журнал, по которому свободно бродят читатели, не слишком обращая внимание в каком из журналов они присели на стульчик почитать...

Так вот, Георг, я много говорил о том, что плотность современного текста достигается всякими способами, в частности преодолением психологического письма - в цепочке силлогизмов опускааются звенья, и "края" ставятся друг за другом. Этому инструменту соответствовал и примененный мной метод анализа словарными рядами ("Холмы и Арарат"), поскольку в поэзии слово и сюжет уже крайне близки один к другому, во всяком случае, ечсли брать ключевые слова-фокусы текста. И уже там я говорил о необходимости для как бы абстрактного, а на самом деле стиха, идущего от теплого, эмоционального образа, необходимость некоторого инструмента комментария...

Теперь ты продвинулся в ряде моментов, но я обращаю внимание на узловой - метод уплотнения ты применяешь теперь и к цепочке сюжетов. Это очень интересно, современно и перспективно. Уплотнение и есть эквивалент прекрасного, как и в физическом мире, с его принципами минимизации энергии.

Но есть риск, что твои стихи могут быть непонятными даже для твоего близкого круга авторов. И даже для искушенных и умных поэтов. Это требует понимания - уплотнение сюжетных линий, отслеживания, кокретного разбора... И это непростая штука, хотя и представляется тебе элементарной. Что я предложил бы конкретно? Не знаю, твое решение. Но можно бы попробовать, и с этим только ты и справишься, диптихи и триптихи, где один и тот же стих (по сути один) был бы представлен в одной и другой (или трех, четырех) сюжетных развитиях. Как у импрессионистов с одним пейзажем при разных освещениях... А может и ряд способов, ну вот захотелось это сказать)))

Удач!))

Михаил Микаэль   27.06.2009 15:30   Заявить о нарушении
Да, Миш. Похоже, намёк про "добровольцев из Брянска" один ты раскусил... А я думал, он там достаточно прозрачным получился... Ну не читают люди стихи ВНИМАТЕЛЬНО; им кажется, что всё на поверхности должно лежать, всё должно быть НАЗВАНО своими именами... А ведь о таких вещах, как Чернобыль, сегодня только и можно иносказательно писать, ибо любое упоминание этого имени прямо - уже отдаёт газетными заголовками.

А по поводу принципа "уплотнения текста" - я с тобой совершенно согласен. Просто я нашёл особый вид такого "уплотнения" - и в настоящее время как раз и занимаюсь его разработкой: это многоуровневость текста. Не та "многоуровневость", когда в тексте написано и о том, и о сём, и ещё о чём-то (таких текстов - полно, особенно в прозе, и писать их не сложно), а многоуровневость иного свойства. Это наличие параллельных уровней, ОДНОВРЕМЕННО ВОСПРИНИМАЕМЫХ (считываемых) ЧИТАТЕЛЕМ. И такие стихи производят очень странный эффект на тех, кто их читает, ибо этот эффект невозможно двумерно выразить в виде наличия/отсутствия/развития каких-то эмоций, идей или настроений. Такого типа тексты вызывают очень сложные МНОГОМЕРНЫЕ отклики в читателе, часто смущающие самого читателя - тем, что он даже для себя самого не знает, как их выразить и расшифровать. Но это не столь важно; серьёзные идеи ведь далеко не всегда могут быть выражены в точных (или даже приблизительных) словесных формулах.

Из последних стишей у меня "Провинциальные развлечения" получились такого плана; это по сути целый роман, сжатый до размеров средней величины стишка. Не знаю, видел ли ты его у меня на странице; если не видел - взгляни, он должен тебе понравиться.

А вообще - ты чрезвычайно интересную тему затронул: развитие по-настоящему новых, прогрессивных направлений в поэзии и в литературе в целом. Здесь приходится признать, что практически всё, что в журнальном зале сегодня публикуется, по любым меркам находится не выше уровня плинтуса. Все эти суперграфоманы, наподобие Питиримова (главного редактора с поезии.сру) или Дмитрия Быкова, пишущего не стихи, а зарифмовывающего прозу, отличаются своей пустотой и бестолковостью; очевидно, что авторам (даже обладающим неплохими техническими навыками письма и вкусом) просто НЕЧЕГО СКАЗАТЬ СВОЕМУ ЧИТАТЕЛЮ. Они тарахтят - как прелые орехи, болтаясь внутри своей гулкой скорлупы, не в силах сообщить ни одной новой идеи, ни одного интересного разворота сюжета, - лишь тиражируя и тиражируя то, что уже было до них сотни и сотни раз... Вот оно, лицо современной официальной литературы. Вот почему даже такие наивные девочковые стишки, как пишет та же Аля Кудряшова или Верочка пользуются такой популярностью: ведь если их сравнивать с теми же опусами Питиримова - то они покажутся эликсирами свежей мысли.

Миш, не удаляйся отсюда слишком далеко, - ты же видишь, что тебя здесь ценят и к твоим словам прислушиваются.

Чёрный Георг Реинкарнация   27.06.2009 17:33   Заявить о нарушении
Максим, спасибо за ревью, местами довольно неожиданное, но читать интересно))

Что касается моего стишка, хочется поблагодарить вас за интеллигентность и взвешенность суждений, это не часто встречается, как жизнь показывает:-)

Кстати, насчёт Мавок в Ирином стихотворении, не знаю, где она их нашла, но мне попался как-то в детстве довольно выразительный рассказ Коцюбинского (это украинский писатель, вы врядли читали) про человека, который влюбился в мавку - такое существо, которое спереди выглядит как красивая девушка, но если посмотреть сзади, видны все внутренности. Рассказ был настоящим шоком, т.к. в школе мы изучали только сугубо реалистические произведения Коцюбинского где крестьяне страдали от царизма и ели "пэрэбовтану юшку". А тут вдруг тебе мавки... Эффект неожиданности))

Марина Ратнер   27.06.2009 20:23   Заявить о нарушении
Марина, мавка именно оттуда, из "Теней забытых предков". Очень уж мне эта книга запомнилась, и ещё, конечно, фильм Параджанова.
И ещё из "Лесной песни" Леси Украинки.

Смарагда   27.06.2009 20:40   Заявить о нарушении
Знаешь, а мавка в том рассказе вызвала у меня гораздо больше интереса и сочуствия, чем молодой человек, которого она в сети завлекала... Какой-то беззащитной она казалась, как и в твоём стихе... (ну, я понимаю, что все мы немножко мавки:) )

Марина Ратнер   28.06.2009 00:42   Заявить о нарушении
Точно. Мавки вы все. ;) А сочувствия молодые люди у меня тоже не вызывают (хоть технически я себя к ним и отношу. :)

Чёрный Георг Предел Невозможного   29.06.2009 02:50   Заявить о нарушении
Большое спасибо за интересный разбор, Максим! Было очень интересно его читать.

Ла Страда   30.06.2009 15:20   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.