Педагогический проект Роднички
Творческие лагеря.
«Роднички», г. Овидиополь.
Июнь, 2009 г.
Рабочее название «Территория ЭКО»
(«Затерянный мир»)
Задачи:
- Экологическое воспитание школьников.
1. Формирование навыков бережного отношения к природе.
2. Формирование природоохранного сознания: приоритет сохранения окружающей среды в результате деятельности человека.
- Социальное воспитание:
1. Формирование умения и потребности следовать традициям: естественное включение личности в социум.
2. Формирование умения и потребности создания новых традиций, умение оценить последствия своего вклада для будущего, оценивания степень его полезности и целесообразности.
3. Формирование разумного равновесия между общепринятой и индивидуально-творческой формой проявления личности.
4. Формирование интереса к древнейшей истории края, личной потребности сохранить существующее и улучшить для будущего.
- Игровая форма основывается на легендах, фантастической и приключенческой литературе.
- Методические приемы: Лесная школа. Историческая справка: традиционные школы под открытым небом времен Омара Хайяма, современных традиционных школ в условиях жаркого климата. (Т.о. осуществляется связь традиций различных направлений – современных и исторических, пример использования лучшего и интересного в истории).
- Выезд из города представляется как поиск новой земли первооткрывателями. (Фрагмент из повести Конан Дойла «Затерянный мир».)
Создается Фотоальбом участников: индивидуальные фотопортреты, ф.и.о., адрес.
- Построение на территории Родничков нового, социально-развитого, общества – в игровой форме.
- День открытия Лагеря.
Обсуждение начинается во время поездки в транспорте. Участники получают направление для обдумывания. Результаты представляются вечером у костра.
- Часть 1. «И сказал я, что это – хорошо…»
Короткие мечты-сочинения: практические предложения по улучшению и развитию жизни лагеря.
Лучшие предложения могут быть реализованы сразу или в будущих сезонах.
Для направления мысли можно рассказать ребятам о Голубиной Книге: историческая справка, фрагмент текста. (То же – о Книге Баяна, Коляды, Велесовой…)
Новый Сборник можно назвать – Соловьиная или Журавлиная Книга. (Воробьиная или иначе…)
Беседа ведется во время поездки к месту Родничков или уже на месте за первым «беглым» обедом.
- Часть 2. «Да будет свет!..»
(Что каждый ожидает от встречи с Родничками?)
Короткое сообщение каждого о том, что он ожидает от встречи с Родничками.
-Предварительно создание идеи Устава Лагеря: разрешено…, запрещено…
Возможное оформление текстов – рисунком или виньеткой. Конкурс может быть сквозным – в течение всего периода посещения.
- Вход на территорию Родничков – торжественно-праздничная церемония, эмоционально подготовленная.
- Поиск названия.
Историческая справка: Страна Голубых Озер, Страна Восходящего Солнца, Поднебесная Империя – для осознания школьниками издревле традиционного для человечества в целом. Конкурс названий с учетом конкретного месторасположения лагеря, включение наблюдательности и фантазии.
- Совместное обсуждение инфраструктуры нового общества.
Традиционное наполнение: ознакомление с древнейшими цивилизациями (из малоизвестных; школьники приводят свои примеры).
Функциональный состав:
1) Заведующий продовольствием,
2) Начальник строительства,
3) Главный культуролог,
4) Главный Эколог,
5) Главный летописец,
6) Главный дизайнер-флорист
- Игровое занятие на месте: представить Хранителя Родников – Духа: место его обитания, Образ Воплощения, история (легенда).
Проводит Главный Культуролог и Главный Летописец.
- Конкурс Традиций: ребята сами придумывают, как отпраздновать Дни открытия и закрытия похода. Возможные сценарии (предложения) остаются в архиве школы с вероятным последующим использованием в готовом виде.
- Вечерний костер: представление результатов дневных размышлений – представление себя как участника, рассказ о своих ожиданиях, название родничковой страны, представление Хранителя Родничков, легенды, предложение традиции празднования. Вечер проходит в несколько тематических страниц. Общим результатом является принятие названия территории, Устава лагеря, структуры нового общества, разделение ответственных «должностей» в отрядах, разработка плана жизни на завтрашний день.
Заведующий продовольствием – ведет учет и выдачу продуктов, ведет конкурс кулинарных традиций лагеря: создание «родниковской национальной» кухни для Праздника закрытия лагеря (и следующих Открытий).
Рекомендации: в течение всего периода вкушения пищи в лагере вести занимательные беседы о вкусовых традициях разных народов, о классических чайных церемониях, способах приготовления чая и напитков, узваров, об используемых диких травах.
Конкурс: напиток для празднования Закрытия лагеря: красивое название, рецептура, этическое смысловое наполнение – Чаша Бытия, Чаша Мира, пожелание новой встречи в будущем и благополучной жизни в целом, связанное с составом травяной смеси; формула для прощания с Хранителем Родников (Духом), угощение его (например, выливание небольшого количества этого напитка – в месте обитания Духа или перед его Образным Воплощением).
Заведующий продовольствием готовит макет на следующий заезд: примерное меню на несколько дней, расход продуктов, расклад для группы из 10 человек.
Начальник строительства – отвечает за разбивку и содержание палаточного городка, проводит Конкурс лагерей, создает Музей под открытым небом – конкурс приспособлений, изготовленных на месте из доступных материалов.
Главный культуролог – координирует работу творческих мастерских, проводит конкурсы – ремесел, живописи, фотоконкурсы, конкурсное представление Духа Родников.
Создание мифологии Родничков: познакомить школьников с древними мифами и легендами: Книга Коляды, Велесова Книга, легенды Крыма. (Заранее подготовить ксерокопии фрагментов для удобного использования. Если есть возможность привести, то можно взять с собой для библиотеки.)
Обратить внимание школьников на составляющие мифов: поэтизация географического расположения, образное подобие ландшафта живым существам, действие в мифах вымышленных персонажей.
Творческий конкурс:
- Подробное представление Хранителя Родников: имя, внешность, место обитания, физический Образ на местности (воплощение).
- Легенды любого другого содержания.
(Представленные работы сохраняются в архиве лагеря. Лучшие из них составляют сборник :легенды и мифы Родничков» с авторской подписью и датой написания.) Проводят Главный Культуролог и Главный Летописец.
- Создание Музея под открытым небом.
Артефакты – экспонаты для музея:
Священные камни – интересные камни, для которых придумана история.
То же касается необычных деревянных экспонатов.
Поделки из глины – если будет такая мастерсая.
Любые результаты работы в Мастер-классе.
Все работы фотографируются (с нумерованным квадратиком), истории (если есть) записываются.
Проводят Руководители студий.
- «Традиционная кухня Родничков» – составляется из лучших рецептов, предложенных детьми. Желательно, чтобы этот конкурс включал в себя осознанное ритуальное наполнение – для поддержания эмоционального фона.) Проводит Начальник продовольствия.
- Создание Карты Родничков. Карта отражает реальные и мифологические объекты по мере накопления информации. Может содержать значки биологических объектов: растений (полезных или ядовитых), животных. Может быть создана контурная карта для фито-дизайна: как план работы флористов на осень. Может быть проведет конкурс Цветочная фантазия: живописное воплощение украшения ландшафтного дизайна.
Главный Летописец – ведет Дневник Лагеря, контролирует создание карты Родничков, проводит конкурс легенд. Организует краткие сообщения в начале и конце похода, проводит Конкурс традиций.
- В лагере работают Творческие Мастерские (или Мастер-классы) – любого творческого или научного направления, в зависимости от состава группы.
Может быть проведет конкурс Замок на песке: песочная скульптура, архитектура, рисунки и аппликации на песке.
- Конкурс научного обоснования самого природного явления Родничков: как они образовались, что поддерживает жизнь и круговорот воды. Проводит Главный Эколог.
- Вечернее время используется для подведения итогов дня, конкурсов, астрологических наблюдений, исторических и фантастических экскурсов, обсуждения плана на завтрашний день, создание обстановки, располагающей ко сну. (Максимальное снижение дневного возбуждения детей.)
- Конкурс фотографий – проводится в течение всего времени пребывания: Необычное в обычном. Цель: собрать доказательства того, что Роднички – уникальное место, результаты экспедиции включаются затем в отчетный видео-клип.
Вечер перед днем закрытия лагеря:
Из экспонатов Музея составляется «Клад», который может быть спрятан в пещере, или закопан как «секрет» – до будущего года. Фотографируется общей экспозицией. Составляется список «клада». Школьники составляют текст Послания: элементы рассказа о себе и напутствия тем, кто придет после них.
Защищенный от воздействия осадков «клад» помещается в укромное место, составляется карта его нахождения и словесное шифрованное описание пути поиска.
Информация сохраняется в Архиве лагеря до следующего посещения.
Т.о. сохраняется преемственность сезонов и создается традиция: участники последующих походов должны найти «клад» и написать о нем свою историю – как об артефакте. Может быть обоснованием следующего сезона – «Остров сокровищ». По состоянию найденного клада можно будет написать Историю прошедшего года.
- День закрытия лагеря: размещение «клада», уборка территории.
- Выход с территории : на месте – прощание с Хранителем, затем – эмоциональное прощание с самими Родничками.
- На обратном пути – короткое подведение итогов: сравнение того, что каждый ожидал от встречи с Родничками (в начале похода), и что получил в результате. Насколько сбылись ожидания?..
- При возможности доставки груза - небольшая библиотечка развивающего направления: помощник для проведения Мастер-классов и вводных занятий в Лесной школе.
- В конце сезона весь материал размещается на сайте (оформляется в виде брошюры для Архива).
Дополнение:
- Участие в работе лагеря может быть закреплено Посвящением в Рыцари Ордена.
Для этого разработать: название Ордена – с учетом экологического направления, правила и ритуал посвящения, геральдические элементы: гимн, флаг, знак, деление на степени.
Примечание:
См. Дневник - http://stihi.ru/diary/sofien/2009-06-20
Альманах «Роднички»: Введение – http://stihi.ru/2009/07/02/5981
Педагогический проект «Роднички".
Дневник лагеря: Наша летопись – http://stihi.ru/2009/07/02/6033
Приглашение к творчеству: «Затерянный мир» – http://stihi.ru/2009/07/02/6114
«Легенда о драконах» – http://stihi.ru/2009/07/02/3718
«Легенда о Ракушках, Которые Умели Летать» – http://stihi.ru/2009/07/02/3135
Дискуссионный клуб – http://stihi.ru/2009/06/29/6267
Музей под открытым небом – http://stihi.ru/2009/06/26/4525
Карта клада – http://stihi.ru/2009/06/26/213
- Фото из Интернета: Автор - TashKa: "Райская птица"
http://www.photosight.ru/photo.php?phot
Свидетельство о публикации №109061007439
А пришельцы не превратились в затерянную массовку к сериалу...
Про поэтическую "коммуну" под Харьковом не читали,тоже заставляют писать стихи,и пахать бесплатно для чьей то выгоды?
Но это я так,отвлёкся!Двумя руками за, поддерживая усталого от этих заморочек Альбертовича!
С ЭКОулыбкой!
Ананас 02.07.2009 13:44 Заявить о нарушении
С теплом -
Натали Калашникова 02.07.2009 14:27 Заявить о нарушении