Со школьных лет запало в душу...

Со школьных лет запало в душу,
Как буря мглою небо кроет,
Нас очищают словно душем,
Слова, входящие в нас строем.

И лик опального поэта
У каждого из нас особый,
Рисунким рушевским согрета,
Пленяет нас его особа.

С веками только бронзовеет
В нас "Памятник", что им оставлен,
Какою стариною веет
От домика, окон и ставен!

И вот однажды появился
В метро, на мраморных прожилках,
Знакомый профиль, духом вился,
И билась каждая в нём жилка...

Мелькнул пред миром он кометой,
Застряв в прожилках- редкий случай.
Стал данью памяти Поэта,
Что в наши дни быть может лучше?!

     К 6 июня 1998г. , ко дню рождения А.С. Пушкина в "Вяземском вестнике" был помещён короткий рассказ под названием "ПУШКИНИАНА" в мраморе, основой которому послужила 20 стр. рукописи 1985г. "О науке, с искусством, или путешествие на волнах памяти к островам творчества и самопознания, этюды в стиле ретро".

    Дорогая редакция газеты "Вяземский вестник"!
    Являясь постоянным почитателем вашей газеты, я решл поделиться с вами, в связи с большим праздником российской культуры- пушкинскими днями- одной своей давней и своеобразной находкой.
    Возможно, эта находка не совсем случайна, поскольку в моей личной "пушкиниане" имеется более десятка книг таких замечательных авторов, как А.И. Гессен, Ю.М. Лотман, Б.С. Мейлах, Р.В. Овчинников и других.
    Есть какая-то непостижимая справедливость в том, что в конце ХХ века цивилизованный мир, и Россия в том числе, отметит 200-ю годовщину со дня рождения великого поэта. Более того, рискну предположить, что, если бы возникла у кого-нибудь идея определить всемирным опросом триаду тысячелетия, то наш Пушкин замыкал бы эту триаду после Леонардо да Винчи и В.А. Моцарта.
    Музыка Моцарта- поистине вечная музыка, поскольку задевает самые чувствительные струны человеческой души, хотя и создавалась (вот парадокс!) без всяких усилий, как бы спонтанно. Вот так же спонтанно, судя по воспоминаниям современников, создавал свои творения наш Пушкин, не сознавая, вероятно, как далеко из под копыт его Пегаса разлетятся магические кристаллы его прозы и поэзии...
    В этом есть что-то мистическое, но облик поэта привиделся мне на одной и станций бакинского метро в конце семидесятых. Я жил в это время в Баку и ежедневно пользовался "подземкой". Мрамор, украшавший станции метро, пролежал где-то миллионы лет, потом его распилили на облицовочные плиты и привезли в наш город. Многие годы тысячи пассажиров "подземки" проходили мимо своеобразной пушкинской галереи.
    Итак, спустимся вниз по эскалатору на станции метро "28 Мая" и подойдём к перрону, откуда поезда идут в сторону от центра. Пройдём ко второй двери предпоследнего вагона и дождёмся, когда поезд отъедет.
    Того не ведая, вы попадёте в мир прекрасного, потому что на противоположной стене разместилась настоящая картинная галерея. В центрееё, конечно же, Пушкин, а вернее, профиль Александра Сергеевича, схожий с рисунками, сделанными самим Пушкиным на черновиках. Чуть выше выплывет из мрамора и привлечёт внимание лицо прекрасной женщины со смеющимися глазами, прижавшей к губам веток.
    Напротив пушкинского профиля взгляд остановится на фрагменте лица заплаканной женщины, как бы до сих пор горюющей о слишком раннем уходе поэта из жизни. Чуточку воображения- и ниже, на границе двух плит, возникнут три женских лика, причём, если сместить взгляд, то один из ликов превращается из привлекательного в Бабу Ягу с крючковатым носом. В метрах двух левее Пушкина вас испугает волчья пасть над бушующим морем, а ещё левее увидите полный портрет диккенсовского Пикквика. Левее женских ликов на вас помчится с гиканьем будёновец, а в метрах полутора переплывёт реку пастух с ягнёнком на руках...
    Пилили мрамор для облицовки, а что получилось?!
    С 12 января 2011 года улучшенный вариант на проза.ру.

    Примечание- В своё время рукопись с интригующим названием " Н НАУК, С ИСКУССТВОМ, С ИСТОКОВ, ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ НА ВОЛНАХ ПАМЯТИ К ОСТРОВАМ ТВОРЧЕСТВА И САМОПОЗНАНИЯ. 10 ЭТЮДОВ В СТИЛЕ РЕТРО". БАКУ.1985. 49СТР, куда только ни отправлялась, побывала и в Пушкинском доме, в инстанциях, заинтересованных в реализации нового знания. Итог? Ощущение параллельного мира.


Рецензии