Творческий процесс

Играя словами, играя в понятья,
Переодеваем понятиям платья,
Порой, драпируя их в вычурном стиле,
Чтоб все очертанья понятий уплыли.
Порой запрещаем им всякую вольность,
Чтоб в строгости смокинг подчеркивал стройность.
Порой обнажая, доколе возможно,
Пронзительность мысли, чтоб пела тревожно,
За самые тонкие струны и ноты
Души, задевая, с изгнаньем дремоты…

                12.12.06


Рецензии
Убедительно, отче,
о психологии и драматургии творческого процесса!
Стал замечать за собой, что ёжусь от пожелания "Радости творчества". Для меня почти всегда это непростой, иногда до полного отчаяния, труд по двум вероятным направлениям: либо рифму под мысль, либо мысль под сильную рифму. Постоянно приходится помнить, что автор - хозяин несказанному слову, а сказанному он уже не хозяин. Оно свободное, как воробей и "запотеешь", пока поймаешь, чтобы поменять.
Самое сложное для меня - найти простое и точное слово для своего места в строке.

Простите, батюшка,
самоцитирование, но так будет короче...

ЗА СЛОВО СКАЗАННОЕ ПРОСТО

*
Не ты ль слыла небесной в древнем мире,
О Муза, дочь Поэзии земной,
И не тебя ль бесчестили на лире
Все рифмачи преступною рукой!
(Джордж Гордон Байрон)
*

За слово, сказанное просто,
за тайну пустоты листа
распят на рифме перекрёстной
рифмач при жизни без креста.

Свисают вызревшие грозди
метафор с рифмой кольцевой
и строчки крепкие, как гвозди,
надёжно вбиты в текст живой.

Он жизнь играет не по нотам.
На слух и плачет, и поёт...
Бывает, ярым патриотом,
бывает, лириком приврёт.

Бывает, парной рифмой через
внезапный творческий запой
несёт в себе и свет, и ересь
перед доверчивой толпой.

И вдруг, шагая по пустотам,
услышит с чистого листа
вопрос из вечности: "А кто там?"
рифмач, распятый без креста.
_
Бывает, что и сожалеть приходится за сказанное в рифму.
Возможно, прав и Андрей Дементьев в своём знаменитом
"Никогда ни о чём не жалейте" -

"...Никогда, никогда ни о чем не жалейте -
Поздно начали вы или рано ушли.
Кто-то пусть гениально играет на флейте.
Но ведь песни берет он из вашей души..."

Слышать язык времени, вероятно, дано только особо одарённым, а у меня слух травмирован в диапазоне от "Раньше думай о Родине, а потом о себе..." до "Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей,...".

Признателен Вам за пастырское внимание к р.Б.Анатолию
и помню, что хороший батюшка обязан быть не добреньким,
а строгим и терпеливым...

Анатолий Евстафьев   06.10.2021 09:03     Заявить о нарушении
Да, Анатолий, - "либо рифму под мысль, либо мысль под сильную рифму"!
Мною горячо уважаемая Зинаида Палайя, как-то сказала, что предпочитает точную рифму неточной, а, значит, может статься, в ущерб смыслу...
Лично для меня смысл, пожалуй, верховодит, но меня всегда настораживают слова Пушкина: “Поэзия, прости Господи, должна быть глуповата”...
Боюсь, что у меня так не очень-то получается.
Меня также вводят в оторопь слова о личном творчестве - слишком ко многому обязывают. Недаром поэты Серебряного Века называли себя цеховиками. Так что будем считать, что наше ремесло необходимо прежде всего для нас самих, но не дай Бого, чтобы для самоутверждения. Значит, давайте потеть!

о.А.

Священник Алексий Тимаков   06.10.2021 23:43   Заявить о нарушении
Да, забыл поблагодарить: Ваша рецензия оказалась пятитысячной в моей коллекции!

о.А.

Священник Алексий Тимаков   06.10.2021 23:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.