Бродяга

Я, оглянувшись, падаю на дно – 
туда, где в раскаленных окнах смальта,
и где шершавым языком асфальта
мне лижет пятки город... Как давно

сквозящим гулом проходных дворов,
узорами намокших тротуаров,
обрывками рекламных мемуаров
заблудшему он предлагает кров.

Хмельной и беспокойный город мой,
я – твой апостол, от вина воскресший.
Я – сборщик счастья, так и не принесший
его к своей обители пустой.

Готов я слушать (ночь, или полночь)
смешные сказки о любви и вере
таких как я, не помнящих потери,
и с ними уходить дворами прочь.

В худые плечи вплавив купола,
прикрыв рваниной крылья, с небосвода
скользить туда, где стылая свобода
давно обетованная ждала...


Рецензии
Я хотел бы поговорить с Вами о совсем простой вещи, она не является вербальной, но она создаёт композицию. Это разбиение текста на строфы, и левые отступы в строках.
В прозе разбиение на абзацы и левый отступ начальной строки каждого абзаца
это обычное дело, мы привыкли видеть прозу именно такой. И именно такое разбиение помогает читателю правильно прочесть текст - отделить одну мысль от другой, и объединить предложения абзаца интонационно.

К чему я это говорю - критика Морского мужика повергла меня в сомнения, и мне самому перестал нравится этот текст. И я стал ломать голову - почему бы это? Ведь когда я писал текст, он мне очень нравился и казался логичным. А сейчас даже логика пропала, я и смысл строк перестал понимать, и постоянно интонация от музыки отходит, сбивается. Так в чём же дело?
А дело оказалось в том, что я писал текст постепенно - наращивая его трёхстрочиями, и мне казалось, что это хорошо - трёхстрочия, как волны. Но что оказалось в результате? 7 совершенно одинаковых по форме строф. Их единообразность мешает чтению, между тем, как мы знаем, форма должна помогать восприятию содержания, а не мешать ему.

И я объединил первые три трёхстрочия в одну строфу, а чтобы трёхстрочия отделялись друг от друга, сделал отступы их начальных строк. И точно так же поступил со второй тройкой трёхстрочий. Что же получилось теперь?
Теперь сюжет чётко разделился - взволнованное море и спокойное. Более того, каждая большая строфа, и первая и вторая, оказалась самозамкнутой в отношении рифм. Следующее трёхстрочие я оставил в неизменном виде - оно, как бы предисловие к финалу. И финал - кода, написанная другим размером. Получилась вполне музыкальная вещь. В общем, я чрезвычайно доволен.
Критика всегда идёт на пользу. Это я знал ещё тогда, когда с Тимофеем Бондаренко спорил. Критик он, конечно, одиозный, но что поделать, хорошие критики на нашем сайте это как бы штучный товар.

Геннадий Маков   13.07.2024 05:50     Заявить о нарушении
Да, стало лучше! Кстати, сам процесс работы над формой очень увлекателен. Стадия формирования месседжа, работа с точными смыслами, выстраивание образного ряда, манипуляция грамматическими формами, композиционные поиски и финальная стадия обобщения - это как раз то, что делает процесс творения столь привлекательным для художника. Это же так приятно, в день седьмой сказать самому себе, что "это - хорошо!" )
Ну да, Тимофей Бондаренко честный и неглупый критик версификационного стихосложения. Он просто другой поэзию не представляет. А в какой-то момент истории стихосложение изменилось. Без общей теории искусства в нашем деле уже не обойтись! А там всё неизмеримо сложней...
Кстати, вы "Анализ поэтического текста" Лотмана читали?

Стран-Ник   13.07.2024 22:46   Заявить о нарушении
Да. Когда я опубликовал на прозе свою первую статью, то, спасибо читателям, мне указали на Лотмана. И я его тщательно проштудировал. Вот эта мысль об установлении нормы, и об отступлениях от неё, разобрана у него на конкретных примерах. Игра с формой мне очень нравится, и есть общие законы, которые проявляются в любой форме. Когда их знаешь, то многое делаешь не по наитию, а вполне осознанно.

Геннадий Маков   13.07.2024 23:33   Заявить о нарушении
Интересны также статьи Елены Невзглядовой об интонации прочтения текста. А вот об семантических акцентах, которые возникают при нарушении нормы, я догадался сам. Хотя я заметил, что и другие авторы об этом феномене знают.

Геннадий Маков   13.07.2024 23:40   Заявить о нарушении
У меня есть статья про то, как ведёт себя норма в одном из стихотворений Есенина http://stihi.ru/2021/05/26/1405

Геннадий Маков   14.07.2024 00:29   Заявить о нарушении
Добрый вечер, Геннадий. А мне у Лотмана нравятся рассуждения об опорных словах в грамматических и семантических конструкциях, которые прорастают из плоского слоя прямого смысла в аллюзивные и ассоциативные, придающие тексту объём. Он как раз считает многомерность чуть ли не главной характеристикой художественного и поэтического.
Сейчас почитаю Невзглядову! Пока не очень понял, что такое "норма".

Стран-Ник   15.07.2024 00:38   Заявить о нарушении
Невзглядову еще не читал, но понял, что вы подразумеваете под словом "норма".
Я вам так скажу. Ритмическая организация стихотворения (метры, стопы, размеры) - это всего лишь один из инструментов стихотворца-художника. Причем инструмент не самый важный. Тогда как для стихотворца-версификатора - главный. Создать полноценное произведение искусства значительно сложнее, чем организовать ритмически текст. Столкновения адептов того, или иного подхода к творчеству продолжаются не одну сотню лет...

Стран-Ник   15.07.2024 00:53   Заявить о нарушении
Прочитал! Умная статья и полезная. Опять-таки, как один из инструментов! )

Стран-Ник   15.07.2024 01:01   Заявить о нарушении
Сергей, почитайте мои последние стихи, верхние на страничке. У меня, неожиданно, как бы "клёв" пошёл. Думаю, что я у Вас мудрости набрался. А мудрость состоит в том, что надо стараться, чтобы стихи были глубокими.
Не всё написано прямо сейчас. У меня были заготовки, и я решил - раз "клёв" пошёл, то нужно этим обстоятельством немедленно воспользоваться.

Геннадий Маков   15.07.2024 06:02   Заявить о нарушении
Геннадий, почитал!
Вы зря спешите с публикацией. Во всех этих текстах есть интересные образные находки, любопытные семантические конструкции, но нет главного, для чего работает художник, - в этих текстах нет смысла их появления на свет божий! Ведь не ради отдельных красивых рифм, или вышеперечисленных прибамбасов пишутся стихи. Вам не нужно писать по три в день. Вам нужно писать хотя бы по одному в месяц. Работа над формой требует времени и усердия. Работа над вложенным в форму месседжем - организованного разума. И то, и другое у вас есть!
Если хотите, могу зайти завтра - послезавтра со свой второй страницы и разобрать по косточкам один из ваших стихов, для того, чтобы было понятно, что я имею ввиду(?)

Стран-Ник   15.07.2024 22:06   Заявить о нарушении
На это произведение написана 51 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.