Блеск и очарование Пушкинской поэзии
Я написал слово «блеск» и задумался. Почему именно «блеск»? Почему это короткое звучное слово первым пришло мне на ум?
Должно быть потому, что это слово очень любил Пушкин. Вспомните:
«…Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы».
«вся комната янтарным блеском озарена…»
«А зимних праздников блестящие тревоги?»
Или вот эта двойная метафора, которой Пушкин заканчивает элегию «Безумных лет…»:
«…И может быть на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной».
Какие грустные, прекрасные слова!
Можно вспомнить множество других примеров, например: «синея блещут небеса». Или вспомнить прекрасные поэтические образы, созданные благодаря живописной силе этого слова: «Во тьме твои глаза блистают предо мною»(Ночь). Но, достаточно. Очевидно, Пушкин любил это слово не только за его благозвучность. В любви поэта к этим эпитетам: «блестящий», «блещущий» - таким емким, заключающим в себе столько смысла и чувства, отразилась самая суть Пушкинского творчества: способность облекать реальные образы в прекрасную поэтическую форму.
И к самой Пушкинской поэзии подошел бы этот эпитет. Блестящая Пушкинская поэзия. Его поэзию можно сравнить с игрой уникального бриллианта. Или лучше сравнить его стихи с каплями росы, поблескивающими на утреннем солнце. Эти капли пушкинской поэзии разбросаны повсюду. Человек, который любит Пушкина, природу, свою землю отыщет их без труда.
Хорошо помню один случай, когда я ощутил силу его стихов.
Наш поезд приближался к станции Лоухи в Северной Карелии.
Я впервые очутился в этой стране, где озера протянулись огромными просеками в бесконечных сосновых лесах.
Было два часа утра (нельзя сказать – ночи, потому, что было светло). Поезд опаздывал, спешил. На поворотах меня сильно прижимало к оконному стеклу. За окном я видел сосновые леса, они бежали вдоль полотна то тесным, то редким строем. Корни деревьев утопали во мху. Иногда проносились, поблескивая маленькие озерца; проплывали тихие, сонные полустанки. Все это было освещено сумрачным, тусклым светом.
Только на севере над горизонтом дотлевало и никак не могло дотлеть закатное небо. Казалось, мы мчимся все время на запад, вслед умирающему дню, испускающему в предсумеречной агонии кровавую пену заката.
Сравнение это, к сожалению – слишком пышное, чтобы передать с точностью прелесть того, что творилось в этот момент в небе.
Итак, я стоял в тамбуре, заваленном байдарками и рюкзаками, глядел в окно и вдруг почувствовал беспричинную тоску и волнение.
Так рождаются стихи. В такие минуты нужно бросить все, уйти на улицу и бродить в толпе, бродить, не чуя ног, пока не начнут рождаться медленные строки.
На этот раз я ошибся. То были не мои стихи. Вообще, стихи редко рождаются сразу, под впечатлением пережитого. Нужно время, чтобы осмыслить и прочувствовать виденное.
Я вспомнил Пушкинскую строку: «Прозрачный сумрак, блеск безлунный…».
Эти слова, такие живописные, емкие, тонко аллитерированные, так прекрасно и точно передали суть происходящего, что я, как зачарованный, стал вспоминать весь этот гениальный отрывок из поэмы «Медный всадник»:
«…Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса».
Я мог бы рассказать и о других случаях, когда Пушкинская поэзия наилучшим образом передавала мои ощущения. Об этом могли бы рассказать многие писатели, поэты, художники. Очень точно это выразил Иван Бунин в главной своей книге: «Жизнь Арсеньева»: «Сколько чувств рождал он во мне. И так часто сопровождал я им свои собственные чувства и все то среди чего и чем я жил!».
Здесь мы подходим к другому свойству Пушкинских стихов, о котором мне хотелось бы сказать – их очарованию.
Владимир Даль в своем Толковом словаре Русского языка приводит такие синонимы к слову «очаровать»: обворожить, околдовать, заговорить; прельщать или пленять, влюблять в себя.
Итак, стихи Пушкина очаровывают и околдовывают читателя своей свежестью, легкостью и яркостью созданных образов. Эти эпитеты так часто перечислялись за два века существования Пушкинской поэзии, что продолжать их список не имеет смысла. Лучше привести Пушкинские строки:
«Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальний,
Как шум ночной в лесу глухом…»
Это стихотворение родилось случайно: оно было написано в альбом светской красавицы Собаньской.
Я представляю себе ее лицо – с высоким, ясным лбом и насмешливыми глазами – в тот момент, когда она просила поэта написать ей что-нибудь в альбом. А Пушкин? О чем думал он в тот момент, что вспомнилось ему?
Как бы то ни было, он склонился к столу и написал своим мелким изящным почерком эти строки полные любви и грусти:
«…Но в день печали, в тишине
Произнеси его тоскуя,
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я».
Многие великие произведения искусства рождались случайно, т.е. без предварительного плана и желания автора. Случайно (как пародия) был создан великий роман «Дон Кихот»; нечаянно сложился в кино образ Чарли, жизнелюбивого и великого в своей доброте человека; нечаянно был написан роман «Двенадцать стульев».
В то же время авторы вынашивали эти темы и образы на протяжении многих лет.
Очевидно, что случаен не сам процесс создания произведения, а только момент его возникновения. Подобно яркой вспышке он освещает образы невольно сложившиеся в воображении и объединяет их в одно целое – художественное произведение.
«Молния мысли» - так назвал этот момент творческого озарения Николай Заболоцкий.
Тут уместно будет сказать, что Пушкин, более чем кто-либо другой из русских поэтов, был насыщен грозовыми тучами поэтических замыслов.
Для того, чтобы они разрядились и пролились животворным дождем стихов,
достаточно было самой крохотной искры: мимолетно брошенного взгляда красавицы; засохшего цветка, найденного между страницами книги, нескольких строчек из Библии, задевших воображение поэта:
«В крови горит огонь желанья,
Душа тобой уязвлена,
Лобзай меня: твои лобзанья
Мне слаще мирра и вина.
Склонись ко мне главою нежной,
И да почию безмятежный,
Пока дохнет веселый день,
И двигнется ночная тень».
Стихи Пушкина пленяют, влюбляют в себя. Это происходит не только потому, что каждый читатель найдет в них близкие для себя образы и чувства, что Пушкин является сокровенным собеседником каждого любителя стихов.
Речь идет о большем. Пушкин наиболее полно выразил то неуловимое, одновременно светло-грустное и прекрасное, что мы называем Русской поэзией. Никто другой кроме него не создавал образов такой пленительной силы; никакой другой поэт не владел с таким совершенством музыкой русской речи. Его стихи – высшее наслаждение для всякого, кто любит русский язык, русскую культуру.
Я не раз пытался отыскать секрет звучания некоторых стихотворений Пушкина, таких например, как: «Унылая пора, очей очарование…». Я расставлял ударения, медленно читал про себя эти строки, рисовал кривые аллитерационных ритмов. Но все было напрасно. Отыскать какую-либо систему оказалось невозможно.
Слова рождаются произвольно, неожиданно. Порой за одним словом следует, словно эхо, другое, ему созвучное. Это движение, эти стихи рождаются любовью – животворящей силой, основой любого таланта.
Ее невозможно измерить или вычислить. Можно лишь сравнить эти стихи с чем-то в природе подобным или созвучным им.
Например, с мерным рокотом морского прибоя, свободным и плавным бегом волн. Помните у Осипа Мандельштама:
«И море и Гомер – все движется любовью.
Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит
И море Черное, витийствуя, шумит
И с тяжким грохотом подходит к изголовью».
О Пушкинской поэтике можно говорить бесконечно. Стихи Пушкина обладают такой силой очарования, что раз прочтенные они не забываются. Часто любимые эти строки неожиданно всплывают в памяти. После этого мир становится светлым и праздничным, как в детстве:
«Я думал, сердце позабыло
Способность легкую страдать,
Я говорил: тому, что было,
Уж не бывать! Уж не бывать!
Прошли восторги и печали
И легковерные мечты…
Но вот опять затрепетали
Пред мощной властью красоты».
Конечно, в таком небольшом очерке невозможно рассказать обо всех гранях Пушкинской поэзии. Если бы можно было написать о ней свободно, не придерживаясь единого сюжета, то можно было бы рассказать о многом.
Можно было бы посвятить несколько разделов Пушкину – драматургу, Пушкину – переводчику, Пушкину – пересказчику народных сказок.
Можно было бы собрать в одну главу гениальные отрывки из Пушкинских произведений. В нее следовало бы включить описание Полтавской битвы (готовый сценарий, как сказал Александр Довженко), лирические стихи, «Маленькие трагедии», драму «Борис Годунов», поэму «Медный всадник».
И невозможно было бы рассказать (не хватило бы слов) о моей любимой книге – романе «Евгений Онегин». Одной этой книги достаточно, чтобы понять Россию, почувствовать и полюбить ее поэзию.
Интересно было бы составить словарь Пушкинских словарь, в котором были бы собраны все образы, все герои, и предметы Пушкинских стихов – от чернильницы, «подруги думы праздной», до честолюбивого, вспыльчивого Сильвио.
Отдельная глава была бы посвящена свободолюбивым стихам Пушкина, его вещему памятнику. Но, чтобы сделать это понадобилось бы написать целую книгу, пронизанную любовью и благодарностью к любимому Поэту.
Я же хотел сказать лишь о самом главном: блеске и очаровании Пушкинских стихов!
Свидетельство о публикации №109060504891
Иосиф Сигалов 26.06.2014 18:08 Заявить о нарушении