Поезд

Колёса вагона монотонно отбивали свой ритм в ансамбле грузового состава раздирающего
ночную мглу весенней ночи. Яркий луч света, из большого прожектора, который неплохо устроился  прямо «волбу» электровоза, вырисовывал на своём пути тоннель, кажется, в это время на земле властвует космос. Своим чёрным покрывалом  он накрывает половину землян и словно  под воздействием гипноза жизнь замирает во тьме - до рассвета. По всей длине коридора вырубленным лучом прожектора , узкой лентой, со скоростью света, убегало полотно железной дороги. Локомотив, казалось, старался, напрягая свои стальные мускулы, обогнать – чудо дорогу. Показать ей свой длинный, болтающий хвост, как на ветру флаг.  Поезд гнался и гнался за « чудом», как  вдруг раздалось громкое  ржанье, вторгаясь в грохот исходящий от «монстра» двадцатого века, который летел по двум ленточкам лежащим на – черных, как ночь - шпалах, подавая гудки  приветствия дежурным на переездах. Звуки копытного топота, по деревянному полу,  и фырканье
молодого и сильного рысака орловской породы по кличке « Кавказ» в товарном вагоне- с двумя раздвижными дверями, четырьмя задраенными окнами в стенах и люками в крыше - насторожил всех - кто находился в нем. В вагоне стояли на привязи четыре лошади и два коневода- наездника, которые направлялись в далёкий путь по необъятной стране советов от Удмуртской автономной республики - великой России -  в Азию - красивый и тёплый уголок нашей круглой земли - город Алма-Ата. В другом вагоне разместились ещё две лошади с трен инвентарём и кормами на путь следования в этой долгосрочной экспедиции. Во втором вагоне лошадей сопровождали - старший наездник  и его помощник. Вся компания представляла команду, которая будет защищать честь и достоинство рысистого спорта Удмуртии, соревнуясь с конниками Казахстана  в трёх призах – Элита – Дерби – Барса. Ориентировочное время в дороге составляло не менее полумесяца. В то время  все перевозки различных грузов выполнялись по железной дороге, самым дешевым и надежным, из всех видов, транспортом. Шёл 1977 год мирной и дружной жизни народов могучего Советского Союза. Ни кто не предполагал, что наступит время больших перемен и вместе  ушедшим из жизни Л.И. Брежневым  - Генерального руководителя многонациональной страной - уйдёт и развалится  строй  Коммунизма - оскалятся: голод, разруха и войны.
- Кавказ! - крикнул от рожденья с рыжей «копной» на голове наездник Влад.
  21-й год - от роду - шёл ему, - уже 12 дней. Три дня он провел в этом, на колёсах - «доме». За  этот небольшой срок они с другим наездником Вадимом
сжились с лошадьми, как с родными.
- Стой смирно. Не заводи других.   пробасил Влад
-Да. - Разбудил. Темно. Интересно, сколь сейчас время? - бросил в пустоту второй наездник. С этими словами он сел на своём «ложе» и включил фонарик. Свет сразу оголил, перебирающих ушами от неожиданности, лошадей - с права от «трона» наездников. Они стояли, настороженно - прислушиваясь к перестуку колёс, и быстро привыкнув к свету, тут же успокоились - прикрыв глаза,-  снова впадали в дрёму. Повернув свой «прожектор» в другую сторону Вадим - по прозвищу - «Новый»- ничего подозрительного там тоже не увидел. Тогда он со спокойной душой лег досыпать, не вспомнив о своём вопросе . Рыжий Влад – его называли и золотым - еще некоторое время прислушивался в звуки, заполняющие их «дом» - незаметно погрузился в тот чуткий сон,  когда говорят, что один глаз спит, другой караулит. Наездники спали на «ложе» сооружённом из тюков сена.
         В другом вагоне было тихо - не считая конечно грохота от вибрации вагона на большой скорости летевшего, как стрела, состава. Впереди еще было примерно 10-12 дней
пути. Старший наездник,- его звали Асеем, крепко спал рядом со своей женой- помощницей Огой. Им было в ту пору  45 лет – на двоих. Лежали они на железной кровати. Досталась она им   в  приданное, как в шутку говорил Оге муж - на случай разъездов – от её отца. Отец её был военным человеком, но уже в запасе. Потому кровать в отличие новых хозяев побывала во многих  местах Союза.
             Поезд уверенно въезжал в еле заметный рассвет нового дня,  указатель границы станции Пермь   сортировочная промелькнул в глазах машинистов. Светофор показывал жёлтый свет – начало пути торможения своими скрипучими тормозами. Поезд - странно повизгивал - и шуршал, пока не остановился у следующего – красного- светофора. После его остановки наступила могильная тишина, по всей длине товарняка. Все   люди, кони - разом проснулись. Не привычно громко раздавался  каждый шорох и звук пережевывания лошадьми душистого сена разложенного, рядом  повешенных рептухах.

В вагоне было темно, хотя на улице  заметно серело - рассвет набирал обороты. Ветер дул, словно состав, продолжал движение - ночной холод ни как не хотел сдаваться и упорно сопротивлялся наступающему весеннему утру. Тусклый свет пробивался в вагонные щели, напоминая о предстоящем дне. Не по весеннему - сырым и  хмурым, с низкой облачностью и черным небом.
-Асей,   где мы? включи свет. попросила Ога.
- Сейчас – фонарь ищу.
                Свет резко ударил в глаза. И, хмурого, утро, как не бывало. Лишь мелкие капли начинающего дождя, напоминали о мерзкой погоде за бортом нашего странствующего «корабля».
-Ога, ты – давай вставай потихоньку. – пойду – проверю, как там…
                Загремели мощные двери. Медленно уползали они вдоль стенки вагона от приложенной силы Асея. Ветер  влетел в пространство спёртого запаха конских отходов. – и уносил их в приоткрытые на этот случай люки. Внося свежесть и запах весны. Рассвет был  в полном разгаре - чёрные тучи кружили прямо над крышей вагона - в посадках вдоль железной дороги, местами, серел набухший и рыхлый - отживающий срок – снег.
                Поднимаясь по замысловатой подножке в вагон – гремел железом, чертыхаясь, Асей.
- Всё в порядке.  Тоже проснулись.
- Время то сколько? Наверно дождь сейчас ливанёт – хоть грязь смоет с земли.
- половина седьмого. Надо навоз выбросить и чистый опил застелить – Ога ненавидела
грязь и дурной запах. Она припасла,  опил в мешках и при первом удобном случае меняла подстилки у лошадей.
- Куда выкидывать будешь? Здесь нельзя – станция.
- Я пока у двери сложу. – И занялась под лошадьми – на длинной ручке скребком -выгребать навоз к открытым, ещё шире, дверям.
 Хорошо лошадей было только две, но они самые лучшие. «Гарик» - высокий с золотым отливом рыжий жеребец старшего возраста – чистопородный - русский рысак. Рожден он в Локотском конном заводе. Резвость – 2минуты 06 и 8 десятых секунды на 1600 метров. В то время редкие лошади были с такой резвостью. А чем хуже его - вороной жеребец «Наманган».
В три года он был с резвостью 2 минуты 13и 1 десятая секунды. Правда травмирован, на передней правой ноге у него был в 2-х летнем возрасте «брок».Потому Наездник всегда уделял особое внимание профилактике  сухожильно-связочному аппарату этой лошади. Отец Намангана был победителем самого высокого и почетного приза – Дерби - на Алма-Атинском ипподроме - куда направлялась команда. Да и у предков Гарнитура имеется прямой родственник - прославившийся на весь СССР – дед по кличке «Жест». Он первый
из своих соотечественников преодолел двух минутный барьер - пробегая 1600 метров за 1минуту 59 секунд и 9 десятых. Наездники возлагали на них большие надежды.
- Смотри, нас не хотят здесь сортировать.
- Жёлтый загорелся. Сейчас поедем.
- Ребята! Начинайте поить. Высуновшись из вагона кричал своим парням Асей. ... на узловых и больших станциях вагоны сортируют в составы по направлению своих адресов. Прибывших к месту назначения  - оставляют. Из остальных формируют составы и отправляют к своему конечному пункту. Так - иной раз в несколько приёмов - груз прибывает на место своего назначения. Каждая сортировка занимает почти целые сутки. Всё зависит от количества вагонов - движущихся в одном направлении - и навыков - в своём деле -  диспетчера.
Раздался гудок электровоза - и поезд - содрогаясь каждым своим «позвонком»- скреплявшим вагоны - медленно сдвинулся с места. Тучи, как будто ждали этого момента-
направили весь свой запас воды - содержащийся в их «теле» - на землю. Мелкие капли  впивались в крыши недолетая земли и сбегали ручьями. Другие – их было множество – падали «стаями» - где уже образовывались лужицы. Во - всю лил – умывая землю, после зимней спячки – дождь. Раздался первый раскатистый гром. Весна вступала в свои права.
Поезд  не спеша пробирался сквозь облако - опустившегося на большой участок уральской земли - снижая видимость машинистам. Окна, люки и двери были наглухо задраены. В вагоне стало снова темно. Лошади - носами уткнулись в кормушки с овсом - не обращая внимания ни на дождь, не - на то куда и зачем их везут, поглощали свой завтрак.
- Хорошо я успела раздать им овёс. – Пока стояли. Вон как проголодались за ночь.
- Асей включай свою «лампадку».   «Умоемся».
- Подожди. Сейчас выбросим весь мусор. Потом...
 Он приоткрыл дверь и начал выкидывать лопатой всё лишнее. Благо проехали станционною границу. Выбросив все отходы - дверь - закрывать, не стал. Дождь ветерком заносило в вагон. Он, чуть подождал, когда намокнет пол и шваброй стал смывать  последнюю грязь. Жена сняла с себя куртку и свитер и ближе подошла к двери с зубными щётками и мылом. Приведя себя в порядок, они сидели на «троне», закрыв
занавеску, отделявшую лошадей от кровати, хотя они были сравнительно далеко- у задней стенки - по ходу поезда.  Завтракали молча. В их коморке стоял полумрак. Фонарь
напрягаясь из последних сил – из батареи - вытягивал тусклый свет. Убирая посуду Ога встала. Поезд, набирая скорость, резко дернул вагон. Покачнувшись - жена опустилась на Асея, грудью упираясь в его лицо……..- он обнял её талию.   Заскрипели пружины - старой кровати - под дробные звуки весеннего дождя. Поезд дальше и дальше забирал на восток.
                И только на шестые сутки  прибыли на станцию «Кокчетав» союзной республики – Казахстан.
Остановились в приёмном парке – где проводился осмотр вагонов. Отмечали прибытие
приёмщики. Ветврачи интересовались о здоровье и наличии запасов  воды, проверяли пожарные.
  - Асей ! громко звал «золотой»
 - Бегом к нам.
  Асей почувствовал  неладное.  Быстро спрыгнул на землю крикнув жене:  - «Не выходи  наружу». Подбежав к двери второго вагона,  спросил:  -«что случилось?»
 - Да вот – смотри.  Пока Влад «Киверу» овёс сыпал, так он умудрился передние ноги забросить на грудовую.
-Чуть меня не задел. В каком - то миллиметре пролетело его копыто от моей головы.
-смотри - шапку сорвал.  – Гудел Влад.
У этой же грудовой был рядом привязан старший брат «Кивера» - четырёх летний орловец «Квадрат» Родились они под «Кемерово» в 131 конном заводе – еще не успев стать «взрослыми» - они побывали на ипподромах «Перми» и  «Ижевска». ……судьба
спортивных лошадей – в поездках - по соревнованиям. Кивер и раньше «скверничал» в дороге, но такого он ещё не «вытворял».  Грудовая  - толстая жердь из берёзы - расшатывалась в креплениях у стен – вот, вот выскочит из них.
Испуганный Квадрат фыркая и перебирал ногами – (хорошо, что привязь не пытался
порвать).
 Кивер тоже вел спокойно, стоя только на задних ногах, - передними – будто облокотился,
как часто делают люди, руками облокотившись на рядом стоявший предмет. Вдруг он рванулся – забился – и одна нога слетела на пол – звонко стукнув копытом о пол.
  -Вадим! Берись за копыто! Но будь осторожен, чтобы руку не зажало жердью. – рванёт
останешься без пальцев.
 - А ты надень шапку и помогай освобождать ногу.
 - Я буду со стороны - продольных – тянуть. – Быстро говорил старшой, оценив ситуацию.
- По моей команде « пошёл»  начнём вытаскивать ногу.
Асей стал между продольными жердями - разделяющими лошадей.
- В случае если начнёт биться – бросайте.
- Приготовились. Пошёл.
Все трое принялись разом. Но тщетно. Как будто «Кивер» всей своей пятисот килограммовой массой давил на жердь - перекинутой через неё - ногой.
- Не получается... да…..
- Влад, давай верёвку.
- Вадим, забирайся потихоньку на грудовую.
- Теперь вместе обмотайте верёвку вокруг путового сустава.  - Командовал Асей. Сам перелез под мордой Кивера к Владу и стал помогать.
-Спокойно, спокойно – хороший ты наш. – Успокаивая Кивера – говорил Асей, а Вадим вторил ему.
 - Стой, стой бестолковая твоя голова.
Все лошади наблюдали за действиями «троицы», как бы ожидая развязки - нетерпеливо
фыркали и стригли ушами.
Вороная 2-х летка «Княгиня» - самая младшая сестра 2-х братьев Кемеровского конезавода нервно подрагивала. В глазах её поселился страх и переживание за братьев родных. Она была готова прыгнуть на злополучную жердь и помочь брату переломить её,
чтобы он смог перешагнуть её и выпрыгнуть из этого утомительного «заключения».
Её - еще детские- мысли бредили свободой - зеленые луга конезавода - речка - лес, в котором она паслась на поляне - не выходили из её головы. Трудно, становится  не выносимо  стоять. Молодому, сильному организму  требуются движения, простор, скорость бега.
«Камыш» - гнедой жеребец, стоял спокойно - без особых волнений за своих земляков.
- Так. Всё готово. Тяни Вадим за верёвку наверх.
- Мы с Владом за запястье. - Пошёл!
В эти секунды и Кивер приподнялся на задних ногах. Всё произошло так быстро, что никто не успел сообразить, как  жеребец стал на четыре ноги. Он весь дрожал
от испуга и радости освобождения из плена. Все лошади с благодарностью смотрели на людей. В ответ люди  с улыбкой похлопывали  их по шее – беда миновала.
Асей поднялся в свой вагон.
-Кивер залез на «грудовку»
- Вы его освободили?
-Конечно. Больше – он сам. Мы ему только помогли.
- Травмировался?
- Немного. Левую ногу – кожу. Обработали «зелёнкой» и повязку наложил Вадим.
- Ты сам то вон палец ободрал.
- Да! Я и не заметил. Ладно, чепуха. Давай сено набьём в рептухи.
Без малого - пять часов стоял состав в приёмном парке. Побывали все службы с проверками. Расцеплены тормозные шланги вагонов. Ребята сходили в столовую раньше
семейной пары на час и уже снова проголодались, уговаривая Асея отпустить их сходить в магазин.
-Шеф, пусть Влад сходит кефира купит. 
-Ты что придумал. Скоро потянут на горку.
-Да здесь рядом. Он быстро.
- Асей! - пусть идет и нам чего купить. Вон Гарик сахару просит. Да Гарик.
- А если отстанет. Вон маневровый дизель идет.
- Я быстро. Ты же видел магазин - то рядом.  Вступил в разговор Влад.
- Ну ладно. Бегом.
Влада, как ветром сдуло. Он был спортивного телосложения, хотя специально не занимался формированием тела. За 21 год жизни успел
Побывать, как говорят в местах не столь отдалённых. За хулиганство, как выражался он сам – по своей глупости, отбывал наказание в трудовой колонии ровно один год. Там он получил напутствие в решении щепетильных вопросах, касающихся – право.
К вагонам с лошадьми подходил в жёлтой безрукавке одетой на свитер железнодорожник
с красным флажком в руках. Поздоровался. Сказал, чтобы мы залазили в вагоны, что состав сейчас потянут к горке. Влада еще не было. Асей подумал – зачем отпустил. Опоздает парень. А пешком идти километра четыре. Но Влад и не думал опаздывать - он с полной сумкой продуктов  был метрах в ста от своего поезда. Довольный собой, что успел во время, Влад быстро приближался к своему вагону. Состав, вздрогнув - почти без  всякого шума - набирал дозволенный на сортировках ход. Владу пришлось запрыгивать в вагон стронувшегося с места поезда. Уже в вагоне он
Подумал,   если бы он опоздал – тащить бы ему полную сумку- 4 километра на себе-
5 бутылок кефира, четыре пива, один килограмм печений, 2 коробки сахара и другая снедь лежали в ней.
Наконец подготовленный состав для разборки медленно, с хвоста, толкал на горку маневровый. С горки вагоны раскатывались по своим  железным дорогам, куда указал диспетчер. Сверху было интересно наблюдать, как вагоны – самостоятельно - веером
разбегаются по всему центральному парку, догоняя уже стоявшие на их пути вагоны.
И если «растяпа» составитель вовремя не поставить тормозной башмак – то вагоны сталкиваются с такой силой, что груз или сами вагоны  разбиваются напрочь. Бывает
проводникам - высунувшим голову  в приоткрытую вагонную дверь - при столкновении вагонов - закрывавшей по инерции дверью - наносит смертельную травму. У конников регистрировались такие случаи, о чём извещались все ипподромы выше стоящей организацией. Асей помнил об этом, и пока стояли перед горкой всех проинструктировал, как вести себя на предстоящей «процедуре».
 Вагоны с лошадьми перевалили вершину и, набирая скорость, покатились в низ змейкой
перескакивая с одних путей на другие пока не очутились на своём направлении. Прокатившись  метров 20 под звуки скрипящих тормозных башмаков, они плавно воткнулись в цепочку,  таких же вагонов, остановились.
 Асей проверил запор, удерживающий дверь вагона, спустился на землю.
 - Эй, мастера! Выходи.-   Звал он ребят.   На улицу выпрыгнул Вадим.
- Хорошо «приземлились». Даже лошади не пошелохнулись и мы не почувствовали как
 влепились в стоявший состав.
- Вадим, пойдём подберём башмаки и поставим на рельсы, чтоб другие вагоны не врезались в наши.
Рядом с рельсами валялись два башмака – подняв их, они метров в пяти от вагона поставили один и через десять- двенадцать другой.
- Теперь порядок. Мы спокойно можем обедать. Пошли - накормим лошадей, а потом уж сами. – Распорядился Асей.
Время было далеко за полдень, и весеннее солнце достаточно нагрело воздух и землю.
С соседних путей время от время  доносился грохот и скрежет «упущенных» вагонов, которые, как бы проверялись на прочность при столкновение друг о друга.
Вдруг рядом раздался ужасающий скрежет, скрип колёс  и вой башмаков сдерживающих
накатывающую сцепку рефрижераторов. И достаточный толчок опрокинул бутылку с минеральной водой. Стук копыт прошёлся по вагонам - было уже задремавших в послеобеденном сне лошадей.
Быстро покончив с обедом. Асей спустился на залитую смазочным материалом, черную, как сама смазка меж рельсовую землю. Не далеко у «холодильников» стоял механик   обслуживающий их в пути. Одет он был в розовую майку и джинсы. Сверху их– распахнутый,чёрный халат с карманом на груди, с торчащим из него инструментом.  Босые ноги  воткнуты в серые шлёпанцы. В пожелтевших от машинного масла руках он вертел сияющий белый портсигар, который отражал солнечный зайчик, то на стенке вагона, то на тёмном лице своего хозяина – казаха. Поздоровались, находясь, через вагон друг от  друга.
-Живность везёшь? Начал первый казах.
- Лошадей. – Асей, чуть подумав, добавил - В Алма-Ату на соревнования едем. Далеко ещё, может, знаешь?
- Суток пять - проводники товарных вагонов время в пути считают не в часах. В отличии
проводников пассажирских вагонов они считают время, затраченное на путь следования до места назначения в сутках или даже неделях. В это время раздавался приближающий стук и скрежет металла со стороны противоположной горке на наших путях.
- Наш состав  осаживают. Значит, скоро потянут в парк отправления – молвил механик.
Стук сцепных устройств у наших вагонов  закончился  на последней открытой платформе, на подножке которой стоял железнодорожник с красным флажком. В то же время он общался с машинистом голосом по рации - висевшей на чёрном ремне.
Тихо. Будто вымерла вся сортировка. Как вдруг – три, на седьмую; один на вторую; семь на первую -порожняк, три крытых на пятую. Словно прорвало диспетчера – и пошло, и поехало, стук , бряк, ставь башмаки……
Поезд медленно двигался в парк отправления, вагоны с живностью находились почти в самом конце. Вечерело. Небо затянуло плывущими на север облаками, когда состав остановился в парке на крайнем пути рядом с колонкой для пополнения своих резервуаров
водой нуждающихся в этом .    Забегали переписчики вагонов, заработал весь обслуживающий персонал – повторилось всё без исключения, что происходило в парке приема.   Проводники вагонов с живностью заготовили воду, поочередно сходили в столовую тут же у локомотивного депо - готовились к встрече еще прохладной ночи.
Только к полуночи застучали- на остывших от дневного тепла рельсах- колёса состава.
Наконец освободившись от мусора скопившего после вечерней уборки двери вагонов закрыли наглухо. Приоткрытые люки над лошадьми пропускали узкий луч лунного света.
Лошади спали стоя на ногах восьмые сутки подряд. На десятые сутки после очередной
сортировки  наши «пассажиры» в своём составе находились в «голове» поезда в двух вагонах от тепловоза. Их не болтало, как  болтает в «хвосте» поезда и вообще чувствовали они комфортней. Стояли тёплые -по летнему - дни, проезжали по берегу озера
«Балхаш». Впереди – из далека было видно - горел красный. Светофор требовал немедленно остановиться. Поезд замер. Вся команда высыпала на песчаный откос железнодорожного полотна. Машинист разрешил ребятам купаться. Из опыта он знал, что здесь остановка будет длиться не менее получаса. Все кинулись в озеро в надежде смыть вагонную грязь и освежиться. Но, пробежав метров пятьдесят они с удивлением остановились. Вода не закрывала даже голеностопный сустав. Примерно ещё через сто метров вода скрывала колени.
-Ложись! – по-армейски скомандовал Асей. И все дружно нырнули  на дно солёного Балхаша.
Предусмотрительно взяв с собой мыло, они избавились от грязного пота и вагонного запаха. Загудел тепловоз, приглашая в вагоны. Команда долго обсуждала купанье.
Вагоны с живностью поставили у платформы для выгрузки скота. Шёл четырнадцатый день транспортировки спортивных лошадей. Стояло тихое весеннее утро. От станции «Алма-Ата»  до ипподрома  лошадей доставили своим ходом под верхом прибывших в помощь местных жокеев. Вырвавшись с надоевших вагонов лошади, прыгали, становились в «свечу» и несли от вагонов подальше. Особенно уроженец Казахстана молодой Наманган старался сбросить своего седока и ускакать в алые степи  цветущих тюльпанов.
Лошадей разместили в трен. отделении. Люди жили тут же рядом с конюшней в вагончике. Строители обычно пользуются такими вагончиками для размещения своих контор и бытовок рабочим. Вагончик с двумя изолированными комнатками по две кровати в каждой и небольшой коридорчик разделяющий комнаты. Стоял он на колёсах с резиновыми шинами у самого забора под зелёной березой, не раз спасающей в своей тени гостей из России. Впереди их ждали дни напряженных тренировок и финал их - призы.
Май выдался жарким, температура в дневное время редко опускалась ниже 30 градусов, по Цельсию. Конники вставали рано, чтобы провести тренировки лошадей до 11 часов утра. После одиннадцати прекращались тренировки и возобновлялись ближе к вечеру, когда,   сжалившись - солнце усмиряло свой пыл и направляло свои лучи в другую часть света. Некоторые тренера такой график принципиально отрицали. Они считают, если соревнования проводятся в самое пекло - начало их всегда в 12часов дня – тренинг надо обязательно проводить максимально приближенно к этому часу. Давно подмечено, что в самое жаркое и сухое время суток лошади переносят нагрузки легче. Потому они бегут в это время резвее.   В данном случае каждый тренер прав по-своему. Всё зависит от тяжести нагрузки на организм и срок длительности проведения тренировки по времени. Один плюс, и весомый, имеет утренний тренинг в том, что на беговых дорожках, политых ночью обильно водой, пыль не поднимается почти до десяти часов. Лошади и люди дышат чистым, - без каких либо примесей   воздухом.
Закончив утренний тренинг своих лошадей - около 10 часов - команда Удмуртии собралась
за столиком под раскидистой кроной березы стоявшей рядом с их домиком на колёсах. Вадим шутил по поводу их места проживания.
- Золотой! Привяжи «дом» иначе ночью маневровый утянет.
- Не говори - сутками на колёсах. Днем в качалке, ночью в вагончике.
- Вы лучше слушайте, что я вам скажу. Асей достал записную книжку и стал в ней писать.
- Говори, что хотел сказать то? – вступила в разговор Ога, медленно потягивая холодный чай из железной кружки.
- А скажу я вам то, что бассейн для лошадей открыт со вчерашнего дня. Сегодня вечером
будем купать всех лошадей. Шаговой работы не будет.
Раздаются одобрительные голоса ребят. Золотой взял спортивную сумку - висевшую на сучке берёзы - засобирался.
Куда собираешься? – Асей смотрел на Влада с подозрением. Смотри, чтоб вчерашнее не
повторилось. Иначе отправлю домой. – Вчера Влад ходил в гости, ни кого не предупредив из своих. Вернулся поздно ночью  - веселенький. Утром его еле разбудили.
-Уж и пиво нельзя. – Бурчал Влад.
-Всё можно, но в своё время. Сейчас только квас.
- На вас брать? – укладывая трёх литровую банку в сумку спрашивал Влад.
- Конечно, квас я люблю – протягивает деньги Ога – только свежий, едрёный.
- Я мигом – на ходу бросил Влад.               
В пять часов вечера бассейн был открыт. Асей ушёл занимать очередь. Своим помощникам он наказал вычистить лошадей пылесосом и надеть уздечки с поводьями. Бассейн расположен посередине двора  вокруг, которого вытянулись тренерские конюшни.
- Собирайтесь. Мы за отделением табак- совхоза. Ровно в 18-00 выводим первую пару.
 Камыш – Влад, Кивера поведёт Вадим.
-А верхом можно? Я думаю, так в воду зайдут быстрее. – Рассуждал Вадим.
- Только в воде, чтобы плыли, не сидя верхом, а с боку, держась за гриву одной рукой,
 второй управлять за повод.- Разрешил Асей.
Вся компания шагом направилась к бассейну. В бассейне плавала одна лошадь. Её на корде сопровождал наездник, идя по настилу вокруг бассейна. Лошадь плавала видно не первый раз. Фыркая, от удовольствия, на выдохе, она уверенно  плыла вдоль стенок бассейна, срезая в углах. Дежурный разрешил ребятам по одному заводить лошадей в воду. Камыш зашёл спокойно и старался идти на задних ногах по дну и только на втором круге бросил эту затею и поплыл ровно. Кивер ни как не хотел заходить и у самой воды упирался – сдавал на зад. Асей взял его под уздцы, и, уговаривая, повёл за собой в глубину. Кивер пугаясь воды храпел и нервно водил ушами, не чувствуя под ногами дна – поплыл. Старшой стоял по колени в воде и любовался своими рысаками - вытянувшись и распластавшись по воде лошади, перебирали ногами, глубоко вдыхая тёплый воздух. Наездники заводили последнюю пару. Наманган зашёл, как к себе домой и плавал с удовольствием. И Влад получил задание его тренировать и подвести к призовой форме, заменяя тренинг в качалке  плаванием. По мнению ветеринарного врача, больная нога Намангана не внушает доверия, и старый брокдаун  в любое время мог воспалиться. Потому на будущие дни  30минут из  разрешённого время российской команде Асей решил отдать для плавания в бассейне Намангану. А вот с Княгиней дела обстоят хуже. Вадим, стоя в воде, тянул её за повод. Княгиня, выпучив свои «сорочиные» глаза ни как не хотела заходить в воду. Уж как Асей с дежурным не старались подталкивать, ни чего не получалось. Кобылка подходила к воде, но тут же становилась в свечу и на одной задней ноге разворачивалась на сто восемьдесят градусов, вырвав при этом повод из рук своего наездника. Хорошо не убегала, стояла тут же и легко давала себя поймать за повод. Отведенное время для купания лошадей было на исходе. Асей принял решение увести её в конюшню.
- Вадим! Хватит мучиться - уводи.
Вадим толи не слышал, толи решил всё – таки заставить кобылу плавать подхлестнул концом повода по шее Княгини. Она резко встала на задние ноги, в этот момент Вадим поскользнувшись, упал под ноги сестре капризного Кивера. Опираясь на бетон кистью левой руки он быстро пытался встать, но Княгиня в этот раз не стала делать вольт на 180 градусов, она опустилась своим – профессионально подкованным копытом местным ковалем по имени  Алексей- здоровым детиной лет под тридцать на кончик среднего пальца Вадима. Раздался неимоверный крик Вадима. Скорая приехала почти мгновенно, будто ждала за воротами. Вадим вернулся утром, с забинтованным пальцем, но без одного фаланга оставшегося в травматологии.


Рецензии