Reditus

            REDITUS

Камни собраны, реки вернулись назад,
ветер спит нерождённым в груди маслины,
и в просторах, синоним которым «ад» -
по количеству зноя и жжёной глины –
тот единственный Сад.

Путь сюда занимает две тысячи лет,
путь обратно ломает сердца и ноги;
только здесь понимаешь: тебя в самом деле нет,
человек – просто след на своей дороге,
что проходит сквозь свет.

Суть любого пути – не движенье, но тень и ручей,
грозди яблок, забытых стихов страницы;
человек в крайнем виде - поток лучей,
уходящий сквозь сомкнутые ресницы  -               
не сыскать к ним ключей.

Суть любого пути – возвращенье назад,
в силу свойства прямой становиться кругом;
человек в крайнем виде – последний взгляд,
что увидит, навечно простясь с испугом,
тот единственный Сад.

        ******************
Reditus (лат.) - возвращение

                23.05.09.               


Рецензии
Я не сомневаюсь, что автор талантливый художник, умный собеседник и поэт-гражданин. Он мыслит образами, вводит редкие слова и выражения, присутствуют философские раздумья. Но от стиха веет символизмом и декаденством. После первого прочтения такие стихи остаются непонятными. В ранней лирике Пастернака были именно такие стихи. В то время это было модно. Сейчас похоже тоже. Горький писал
Пастернаку:"Много изумляющего, но часто затрудняешься понять связи ваших образов со словом. Иногда я горестно чувствую, что хаос мира одолевает силу вашего
творчества и отражается в нём именно дисгармонично."
В зрелой лирике у поэта уже появляется ясность выражения, сочетающаяся
с глубиной мысли. В основе стихотворения REDITUS - теория вечного возвращения.
Интересная теория. Я уже почти верю в это. Много размышляли об этом Гёте,
Тютчев, Достоевский, английский писатель-психолог Тони Пик, Блок. Только они
писали об этом просто и ясно, не стараясь казаться мудрыми. Всё было понятно
после первого прочтения. Это моё личное мнение, и я его никому не навязываю.
С уважением,

Нина Семёновна Кузнецова   21.11.2020 21:40     Заявить о нарушении
Спасибо за внимание. Только это не вопрос обсуждения, это вопрос индивидуального диапазона сознания и, соответственно, восприятия. Горький был, разумеется, хорошим писателем, но он у"же Пастернака, который работал образами, как художник кистью, нанося мазки. Например, наивно требовать от импрессиониста детализации. Если Горькому, с его наглядностью мышления, Пастернак был непонятен, то это не означает, что его не могут воспринимать другие.

Майкл Ефимов   21.11.2020 23:58   Заявить о нарушении
а для меня эти строчки - о возвращении
в детство: и своё, и человечества.
да.
мысль прикрыта флёром.
тем интересней разгадывать
лабиринты смыслов.

Игорь Влади Кузнецов   22.11.2020 11:47   Заявить о нарушении
Я не любитель лабиринтов: в поэзии для меня самое важное - символы сознания, которые позволяют совершить акт тансцендирования. Эти символы нельзя придумать, к ним можно подключиться, выразить и, таким образом, дать возможность подключиться другим.

Майкл Ефимов   22.11.2020 12:44   Заявить о нарушении
На это произведение написана 21 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.