Эволюция духа. Пророчества о Шамбале и Майтрейе

      Эволюция может строиться лишь свободным сознанием без самомнения и самоунижения.
Молот духа – лучшее орудие для достижения.
Учение Живой Этики: Агни Йога, из 40

      Эволюция всего Сущего не отделима от эволюции каждого духа, как одна спираль в вечном движении.  Учение Живой Этики: Беспредельность, из 8

      Если лишенный всего, даже надежды, все же восходишь, – благо тебе. Огненную силу свою умножаешь безмерно, если все надежды свои, все упования в дух переносишь и сосредоточиваешь в нем и в нем утверждаешься мыслью. Все – в духо-огне. В мощи его, в нерушимости его – единственное неотъемлемое твое достояние, опора, и сила, и власть над тем, от чего в духе ты отрешился, – над миром теней преходящих и над собою. Надежда одна – эволюция мира. Ее ожидайте, эволюцию духа и мира.
Грани Агни Йоги, 1970 г. 667

      Эволюция идет путем красоты. И будущие расы будут улучшаться и утончаться в формах по мере роста духовности, чтобы вернуться в конце шестой и к началу седьмой расы к состоянию уплотненного астрального тела. Этому улучшению форм и росту духовности очень помогут правильные сочетания или браки. Для этого сокровенного знания и действа и придет на помощь человечеству Великое Братство.
Письма Елены Рерих, 5.5.1934 г.

ЭВОЛЮЦИЯ  ДУХА
(Из Посланий Учителя Света)

      Нельзя ожидать эволюцию мира в мерах человеческих, обычных, окрашенных самостью личного мира и обывательским представлением о вещах. Путь духа по звездам и даже за пределы нашей солнечной системы. Явление бесконечного восхождения малой личности земной, ограниченной данной ступенью понимания мира, отводит малое место на этом великом пути. И даже будущее вашей планеты, даже будущие воплощения, даже очередное воплощение разрушают тот личный мир и то временное окружение, которое создает себе человек в воплощении данном. И даже будущее, заповеданное Владыками и уже выливающееся в формы земные, не вмещается и не соответствует ожидаемым и ожидавшимся мерам.

      Эволюция безлична, то есть она не считается с личными интересами человека и с его представлениями о вещах. Все служители Общего Блага, служители эволюции, устремляли человека в будущее, но никто из них целью конечной ее не ставил личное благополучие и не был им окружен. Все пострадали, все были терзаемы, преследуемы, убиваемы, и никто не миновал тягости креста жизни. Форма страдает, и мучается дух, чтобы найти новое освобождение от облекающей его формы и подчинить эту форму себе. Эволюция не считается с формой, ибо не форма, обреченная смерти, но дух, облекший ее, является непрерываемой эволюционирующей сущностью жизни. Эволюционирует, конечно, и форма, но умирая и вновь возрождаясь в процессе своего утончающегося развития.

      Узор планетной эволюции духа сложен необычайно, и потому предусмотреть весь рисунок его умом человеческим невозможно. Отсюда и просчеты в ожидаемом ходе событий, ибо личные мерки и личные суждения неприложимы. Все совершается по Великому Плану, но кто же может сказать, что охватывает сознанием своим все детали его. Потому тот, кто принимает основы эволюции, идет, полагая все свое сознание на Владыку и прилагая энергии свои не ради себя, но ради мира и будущего. Ради этого будущего закладываются новые ступени строительства жизни на грани каждого нового годичного цикла, и уши имеющий и глаза слышит зовы пространства и видит контуры эволюции следующей ступени, намеченные Планом Владык. Будущему порадуемся, ибо оно неотъемлемо и неизбежно, и путь – через него.

      «Эволюция направляет человечество утверждением Огня. На каждой эволюционной ступени человечество продвигается разными импульсами. Сила интенсивности направляет зерна монад и все энергии к творчеству Огня. Когда непреложный закон входит в вихревое кольцо, тогда устремление энергий повинуется этому закону. Вихревые кольца творческой энергии всегда напрягают утверждение энергии. Когда человечество воспримет все проявления творческих огней, тогда мощь духа начнет, истинно, притягиваться к космическому творчеству. Когда человеческий дух узнает часть космической энергии как действующую силу, тогда он станет сотрудником Космоса.
      Нескончаемость путей так прекрасна!

      Эволюция, направленная к созиданию новой ступени, утверждается как возвещение Огня. Планета изживает все отходящие энергии. Нагромождения вокруг в пространстве удаляются только тонкими энергиями. Мощь, давшая жизнь энергиям, получает в свое утверждение те энергии, которые должна трансмутировать. Энергии космические так рождаются и перемещаются. Так и с духом человеческим. Человечество изживает свои отжитые энергии. Потому когда явление борьбы становится мощным, тогда пространство уносит старые пережитки и утверждает новую Истину. Циклы Космические так устанавливаются. Исполнение сроков есть эта замена, и ритм циклов творится утверждением замен. Беспредельный закон заменяет одно другим.

      Мера Служения человечеству устремляет дух к способам устремления. Когда дух знает меру напряжения во имя блага, он сознательно направляет свои возможности. Круг духа окружает мощным устремлением ауру человека, потому больная аура и аура, окруженная кривой линией, создают в пространстве соответственное насыщение. Эти ауры являют двоякое действие на окружающих. В тождественных аурах они вызывают усиление потенциала отрицательного; в аурах обратных они вызывают двойное устремление разить тьму и служить Благу. Но эти больные ауры питаются эманациями обратных аур. Как важно больной ауре ощущать свою кольчугу. Так важно осознать этот закон. Эволюция продвигается Светом!» Учение Живой Этики: Беспредельность, 357, 438, 706.

      Тем же самым путем, как будущее переносится в прошедшее, утверждается и понятие вседостижимости. Все достижимо. Осознание этого прочно внедряется в существо ученика. Корень этого понимания крепко врастает в сознание и дает огромное дерево достижений. Но как же сочетать понятие вседостижимости с невозможностью уявить ее в настоящем? Когда явление осознано во всей его глубине, оно становится неотъемлемой частью психического аппарата человека. Оно становится его прошлым, утверждающимся, по мере своего роста и приложения в жизни, в настоящем, с тем чтобы все полнее и ярче выявляться в будущем. Осознание есть уже почти овладение.

      Все время, которое есть, – в распоряжении человека. Начиная с маломалейшего, утверждается великое понятие вседостижимости. Ступени этого понимания в процессе приложения на практике дают радость. Внедренная в микрокосм человеческий мысль служит двигателем, и эволюция духа идет по отчетливо оформленному в сознании плану. Будущее, каким бы недостижимым в настоящий момент ни являлось оно, будучи осознанным, становится прошлым, перейдя в мир причин-двигателей, и как таковое делается тем путем, по которому идет человек.

      Но человек – это есть путь, ибо человек – это процесс, идущий из бесконечного прошлого в будущее, тоже не имеющее конца. И Мы утверждаем, что на этом бесконечном пути все достижимо. Космическими законами определен путь правильного развития человечества. Ступени этой эволюции выкристаллизованы Нашею мыслью в сияющем веществе стихий. Кооперируя с Нами и зная великое предначертание эволюции, можно уверенно идти к достижению цели конечной: всезнанию, всевидению, всеслышанию, вездесущию и всемогуществу. Это конечная цель, не имеющая конца, ибо беспределен путь восхождения духа.

      И если сейчас что-то недостижимо, то это лишь только сейчас, но во времени самое невозможное станет возможным и близким, если правилен путь и если он с Нами. Путь вседостижимости Мы Проторяем ногою своей и рукой, созидаем ступени, принцип – рукой и ногой человеческой – нерушим навсегда. Так, зная все это, ныне начнем утверждать в сознании своем великие двигатели-причины, кующие эволюцию духа. Радость восхождения будет неотъемлемо вашей, если начнете применять даваемые Нами указания.

      Тайну претворения будущего в прошедшее для утверждения его в законной последовательности в настоящем мало понять – надо ее приложить в применении к жизни. И тогда, и только тогда, недостижимое становится вдруг достижимым. Тайна сия непроста. Она неразрывно связана с понятием времени, которого нет. Если все «здесь и ныне», то и великое космическое будущее человека тоже – ныне и здесь. Огненное сознание уничтожает барьеры времени и пространства и понятие вседостижимости делается огненной реальностью. Вы боги – так Спаситель сказал, и нужно лишь осознать всю глубину этого великого утверждения, чтобы вступить во владение своим космическим наследством, уготованным человеку Космической Волей от начала времен.

      «Эволюция самостоятельна и добровольна – это основной закон. Не только основа Кармы, но Мир Огненный составляет явление сознательной эволюции. Невозможно заставить людей духовно эволюционировать. Нельзя принудить к благу спящее сердце. Можно указать, можно ставить вехи, но сломать сознание – значит убить корень будущего древа. Кажутся долгими миллионы лет, ибо ни года, ни века не существуют. Люди разбили бытие на секунды и потонули в нулях. Потому так важна психология Тонкого Мира, где часы не нужны и значительны лишь следствия.

      Люди часто негодуют на Заветы Учения – почему книга не дает окончательных формул? Но такое требование доказывает незнание Основ. Завет дает точное направление и зажигает Огни по всему пути труда. Можно двигаться по этим Огням. Можно находить уже космически назревшие решения, можно слушать точные намеки, но собрать эту мозаику должен дух добровольно. Утверждение пути есть Завет Великого Зодчего. Мы должны, как в сказаниях, приложить ухо к земле, чтобы не упустить ни единого шага и шепота. Но мы много можем читать, но мало прикладывать, между тем так близки сроки!» Учение Живой Этики: Мир Огненный, 399.

      Смрадное дыхание старого, уходящего мира отравляет чистую атмосферу пространственной мысли и заразу с собою несет. Спасение от нее в будущем. Все несовершенства, все ошибки, все омрачения принадлежат прошлому, а будущему – Свет. Свет будущего велик. Им и идите. Осознание возможностей будущего – ведущий магнит. В нем можно строить все, что осознано мыслью, и, построив, строение сделать причиной осуществления намеченных форм жизни следующей ступени эволюции сознания. Эволюция осуществляется при помощи мысли. Идеи в виде мысленных форм закладываются в пространстве, как движущая сила энергий сознания. Жизнь сближает полюса осуществимого и неосуществимого в спирали течения времени.

      Неосуществимость и невозможность в настоящем становятся возможностями будущего, которое, становясь в свою очередь текущим моментом настоящего дня, делает недостижимое ранее действительностью. Когда-то люди мечтали только летать, утверждая мысленно идеи полетов в пространстве, но время пришло, и мечта воплотилась в реальные формы, и люди стали летать. Эта психотехника касается всех областей жизни. Неосуществимое осуществимо, невозможное возможно, недостижимое достижимо, но всему этому надо предпослать мысль, цементируя ее формы в пространстве. Напрасно считают искусство мышления не заслуживающим внимания.

      В массе своей человечество мыслить еще не научилось. Мыслят отдельные единицы, и они двигают мир. Когда мыслить научатся все, движение в эволюцию ускорится неимоверно. Но надо, чтобы сознание расширилось и стало светлее. Владыки указуют основное направление эволюции и те линии, по которым должно идти развитие человека. И воля каждого принявшего это направление свободна избрать путь, духу созвучный. Направление эволюции – Беспредельность и Сферы дальних миров. Средства – пробуждение и возжжение центров человеческого микрокосма и утончение и усовершенствование человеческого аппарата.

      Цель – вооружить человека без единого аппарата, ибо вся аппаратура, более совершенная, чем любой механический аппарат, в своем потенциальном состоянии сосредоточена в нем. Осознание этого факта откроет новые пути исканий и возможности новых, изумительных достижений. Все изобретения и аппараты, созданные человеческим гением, нужны, но лишь до тех пор, пока его собственный аппарат не начал работать на полную силу. Что это значит, можно понять из того, что на дальних планетах высокой ступени нет заводов и фабрик и нет машин и никакой аппаратуры.

      Жизнь во всех ее фазах регулируется творческой мыслью и энергией духа. Творя, создают всё, что необходимо иметь человеку для жизни. И природой планеты руководит мысль: и – дарами природы, и – всеми формами ее жизни. Надо понять беспредельные возможности духа и то, что ему подчинено все, и что Космической Волей дана ему власть над всем, и что могущество духа неисчерпаемо и неизмеримо и нет пределов росту его. Пути эволюции в пространстве осуществляются человечеством мыслью. Мысль мощно творит. Для мысли, творящей в созвучии с Законами Космоса, неосуществимого и недостижимого нет. Мы Говорим и Мы Утверждаем, что ныне невозможного нет.

      И все же, после всех слов, придется сказать, что самое важное из всего, что происходит с человеком, кем бы он ни был, где бы он ни был, и что бы он ни делал, – это процесс его внутреннего преображения, – это подъем его духа, – это восхождение его непрерываемое, твердое, упорное и светоносное. Если этот процесс налицо, все остальное оправдано, как ступени подъема. Если же он никуда не идет, а топчется на месте или даже тянется назад, все, что у него или вокруг него, теряет свой смысл, ибо самодовлеющего значения не имеет. Лишена смысла жизнь, если эволюция духа остановилась. Люди живут и заняты всем, чем угодно, но только не тем, ради чего существуют, ради чего на Земле и что единственно оправдывает их существование.
 
      Спросите тысячу людей, для чего они живут. Никто не ответит правильно. Трудно бессмысленно жить. Отсюда и все нелепости жизни и все неразрешимые проблемы ее. Тот, кто знает, ради чего он живет, так же отличается от того, кто не знает, как слепой – от зрячего.

В  Пространстве  –  дух  свой  созидаем,
мысль  –  инструмент,  огонь  и  тон,
и  на  тональность  –  резонансы,
и  по  созвучью  –  в  слой,  в  огонь...

Дух  –  в  море  звуков,  ароматов,
и  в  притяжение  к  слоям  –
где  сочетается  сегодня,
и  в  завтра  с  мыслей  –  свет,  туман...

И  сокровенное  –  в  грядущем,
где  дух  сегодня  уж  живёт,
и  лепит  формы,  созидает,
и  по  созвучью  –  встречи  ждёт.
1.12.2008

      В жизни человеческой главное направление движения – внутреннее. Конечно, внешнее влияет, и порой очень сильно. Но передвижение по коре Земли и пребывание в том или ином месте прекращается со смертью тела, в то время как внутреннее движение по принятому направлению не прекращается с освобождением от плотной оболочки. Поэтому внутреннему процессу следует и заботы уделять больше. Поступательное движение или эволюция духа – процесс внутреннего порядка. И что бы ни делал человек на Земле и куда бы и как бы ни двигался он или сидел на месте, внутри он может восходить и нисходить, быть в Свете или во тьме, бороться и преодолевать или безвольно подчиняться всевозможным воздействиям темным и низшей природе своей.

      Внутреннее движение не прекращается никогда. Как бы ни была трудна жизнь, жить все-таки надо, и потому лучше идти через жизнь победителем, чем побежденным. При этом не требуется побеждать мир, а только то, что мешает в себе восходить. И поскольку внутреннее поступательное движение не прекращается, внешние условия значения не имеют, ибо временны и преходящи и сами по себе – ничто. Конечно, нужна известная гармоничность и внешних условий, но если Ведущий Допускает испытания, значит, на пользу они. И о какой же гармонии этих условий можно мечтать, когда всех распинали, терзали, гноили в темницах, преследовали и убивали, всех, кто на Землю людям Свет приносил и был в числе Тех, Кого почитают Великими Духами. Если страдали Они, то понятно вполне, что идущие тем же путем тоже должны испить свою чашу яда. И жизнь преподносит ее, и пить ее надо, как испивали Они, от Пути не отклоняясь, не колеблясь, не сомневаясь, и тьмы не страшась, и свой путь одинокий и тяжкий венчая победою духа над плотью.

      Когда Владыка Сказал: «Я Есть Путь, Истина и Жизнь», – Он тем самым Наметил направление эволюции всего человечества, указав совершенно конкретно, как должно совершаться это движение. Отрицатели могут яро и упрямо отрицать несомненное, но изменить направление эволюции и осуществление Великого Плана они не в силах. Эволюция будет совершаться, а Великий План реализовываться по мере восхождения духа человеческого. Если возникнут преграды, они будут разрушены.

      Радуйтесь возможностям эволюции духа. Путь пролегает в духе, поверх всего внешнего. И, когда непреложность движения в духе не может ничто прекратить, – это и будет победою духа не только над всем, что вовне, но и над всеми тремя: телом плотным, телом тонким и телом ментальным. Во времени мимо проходят явления внешнего мира, но власти они над сознанием уже не имеют. Дух чует свободу свою от оков материального мира. Вовне – ничто. Эволюция духа в духе творится. Распятие духа в материи и крестные муки только стремительно способствуют продвижению в эволюцию, если осознана Великая Цель.

      Знание ступеней эволюции, космически предназначенных человечеству, позволяет не только видеть основное ее направление, но и находить ближайший подход к выполнению требований текущего момента. Говоря другими словами, из заоблачных высей сознание переносится на Землю, по которой рукой и ногой человеческой пролагается путь. Учение не допускает абстрактных отвлеченностей. НЫНЕ и здесь творится восхождение духа. В нем участвует все человечество в целом. Все неспособное восходить отбрасывается как космический сор. Не способные к эволюции растительные и животные виды вымирают. Не способные к эволюции духи становятся космическими отбросами и вышвыриваются из потока эволюции. Закон причин и следствий действует неумолимо. На известной ступени эволюция становится добровольной, сознательной и целеустремленной.

      В каждом новом воплощении человек получает новые тела, или оболочки, состав которых находится в соответствии с сущностью их обладателя. Физическое, эфирное, астральное, тонкое и ментальное тела состоят из соответствующей сущности человека материи. Тело причинности привлекает материю именно нужного состава. Плотная карма настигает воплощенного с первых дней его жизни в новом теле и не оставляет уже до конца. Свобода духа заключается в свободе выбора поступать или думать так или иначе в каждом отдельном случае. Если поступки могут быть иногда вынужденными обстоятельствами, то свобода мышления остается все же неотъемлемой. Эволюция духа требует усовершенствования во всем и преодоления вредных и темных накоплений прошлого. С этим и воплощается человек на Земле, чтобы оставить ее, умножив положительные качества духа и приобретя новые знания и опыт. Иначе бессмысленна жизнь. Иначе не выйти из бесконечного колеса рождений и смертей.

      Мечта о могуществе духа принадлежит к самым дерзновенным устремлениям человека. Достижима ли она? Да, в беспредельности достижима. Эта лестница восхождения духа с бесконечным числом ступеней существует в действительности, и каждый человек уже находится на какой-нибудь из них. Вершина ее недостижима, но поднимаются по лестнице все, не только люди, но и все живое, все существующее во Вселенной, от маломалейшей частицы материи. Эволюция Сущего и состоит именно в восхождении всех форм жизни по этой величественной лестнице духа, причем каждая форма в процессе своего развития постепенно овладевает все новыми и новыми видами материи и энергий.

      По сравнению с другими формами человек стоит уже на очень высокой ступени этого овладения, хотя и бесконечно далек все еще от вершины. Планетные Духи Обладают этим могуществом, выявляя его в своем космическом творчестве, но даже и Они, Высочайшие, не Достигли Вершины. Также и Будда Готама никогда не Утверждал, что Он Достиг всемогущества, не Утверждал Своего всезнания, всевидения и всеразвития всех прочих чувств и способностей, хотя степень их была очень высока. Человечество в своем восхождении по лестнице жизни многого достигло уже в этом направлении.

      Надо понимать, как велико достижение, когда немые расы овладели способностью речи. Сколько миллионов лет потребовалось на это. Сколько времени нужно было, чтобы птицы запели и научились с помощью производимых ими звуков понимать друг друга. Ведь даже способность двигаться и управлять своими мускулами кроет в себе бесконечную цепь усилий и преодолений со стороны каждой живой сущности. Об этом следует поразмыслить и осознать, что, достигнув столь многого в процессе овладения своим организмом и материей, человек имеет перед собой беспредельность будущего, в котором все достижимо. В это сияющее всеми возможностями будущее ведет человека творящая его мечта. Картину эволюции жизни Мы Вырубили в пространстве и Наметили четко ступени этого восхождения. С Нами идущие в это будущее достигнут того, чего Достигли Планетные Духи, и, достигнув, станут подниматься еще выше к недостижимым вершинам всемогущества.

      «Искренность и простота – два мощных магнита и основы великого творчества отношений между людьми. Мало кто осознает всю важность этого творчества, на котором зиждутся все построения, вся эволюция! Это забытое искусство, требующее всей чуткости, всей настороженности и синтеза духа, должно быть неотложно введено в жизнь как самое насущное познание, ибо, не владея им, как будем строить новый мир, мир красоты, мир мощного сотрудничества!» Письма Елены Рерих, 24.4.1931 г.

      Все, чего достигло человечество в целом и каждый человек в отдельности, все способности, свойства, таланты, дарования, умение – все это достигнуто благодаря воплощениям духа в плотные формы, начиная с самых первейших. В этом смысл существования форм и смысл воплощений. Каждая форма, несущая в себе жизнь, умирает, и разрушаются во времени дела рук человеческих, ибо не в них цель, но то, что приобретено духом через этот опыт, его способности и знания, остается с ним навсегда. Конечная цель очень далека, но она так величественна и грандиозна, что достижением ее окупаются все те труды, страдания, усилия и испытания, через которые проходят люди. Только в следующем круге ум человеческий достигнет полного развития. Но ведь этот, настоящий, четвертый круг еще не закончен, должна еще народиться Шестая Раса, а за нею Седьмая.

      Эволюция Сущего длительна очень. Она обнимает огромные периоды времени. Можно представить себе, сколько миллиардов лет прошло, чтобы Луна могла сформироваться, дать формам, минеральным, растительным, животным и дочеловеческим, жизнь, потухнуть и умереть, превратившись в мертвое тело, передав жизненный импульс и формы жизни Земле для дальнейшего развития. Восходя по лестнице жизни, дух раскрывает все те возможности, которые он имеет в своем потенциале. Они беспредельны, ибо предела росту и развитию духа не существует. Основатели Великих Учений Давали человечеству понимание Истины в размере его способности вместить в соответствии со временем, эпохой и ступенью его эволюции. Но вся Истина, во всей ее всеобъемлемости, в сознание человеческое не вмещается. Потому постижение ее может быть только частичным. Могущий вместить многое да вместит, и желающий постичь и достигнуть – достигнет.

      Отдалить свое Высшее «Я» от своих мыслей, чувствований и переживаний – задача одна из труднейших. «Я» остается при всех условиях – мысли, чувствования и переживания приходят, и уходят, и постоянно изменяются. Посреди трех великих потоков физической, астральной и ментальной материи стоит дух человека, и через его физическую, астральную и ментальную оболочки текут потоки материи трех видов. Удержать и остановить их нельзя. Они не есть «Я» человека и не принадлежат ему. Ничто не принадлежит ему. Ничто не принадлежит и не может принадлежать духу и в мирах, только Чаша его накоплений есть его вечное и неотъемлемое достояние.

      Человек, воплощаясь, проходит через эти три мира, оставляя в каждом из них последовательно облекавшие его оболочки, пока не достигнет Огненного Мира, в котором облекается в вечное тело Света. Ради того, чтобы накопить элементы, необходимые для сознательного проявления в Огненном Мире в теле Света, и совершается эволюция духа. Оформление огненного тела – процесс высочайший. У многих даже ментальное тело еще не оформлено. При каждом новом воплощении все три этих тела: физическое, астральное и ментальное – нарождаются вновь в соответствии со ступенью развития, достигнутой духом, и кармическими особенностями очередного воплощения.

Н. К. Рерих
СЕРДЦЕ АЗИИ
ПРОРОЧЕСТВА  О  ШАМБАЛЕ  И  МАЙТРЕЙЕ
Сокровище с Запада возвращается. По горам зажигаются огни радостей.
Посмотрите на дорогу - идут носящие камень.  На ковчеге знаки Майт­рейи.
Из Священного Царства срок указан, когда расстелить ковер ожидания.
Знаками семи звезд откроются Врата.
Огнем явлю Моих посланных.
Соберите предуказания счастья вашего.
Так исполняются предсказания предков и писания мудрых.
Найдите ум встретить назначенное, когда в пятом году появятся вест­ники воинов Северной Шамбалы.  Найдите ум встретить их и принять новую славу.
Дам Мой знак молнии.
Указ Гессар-хана:
"У Меня много сокровищ, но могу дать их Моему народу лишь в назна­ченный срок.
Когда воинство Северной Шамбалы принесет копие спасения, тогда отк­рою горные тайники и разделите с воинством Мои сокровища поровну и жи­вите в справедливости.
Тому Моему Указу скоро поспеть над всеми пустынями.
Когда золото Мое было развеяно ветрами, положил срок, когда люди Се­верной Шамбалы придут собирать Мое Имущество.
Тогда заготовит мой народ мешки для богатства, и каждому дам спра­ведливую долю".
"Можно найти песок золотой, можно найти драгоценные камни, но Истин­ное богатство придет лишь с людьми Северной Шамбалы, когда придет вре­мя послать их".
Так заповедано.
Приходящий Майтрейя изображается со спущенными ногами - символ спешности.
Явление Майтрейи сказано после войн, но последние войны будут за истинное Учение.
Причем каждый восставший против Шамбалы будет поражен во всех делах своих. И волны будут смывать дом его, и даже пес не придет на зов его.
Не тучи, но молнии будет видеть он в последнюю ночь.
И огненный Вестник встанет на столбах Света.

Учение указывает, как каждый воин Шамбалы наречется непобедимым.
Сам Владыка спешит, и знамя Его уже над горами.
Благословенный Будда посылает вам Любимого Майтрейю, чтоб вы могли приблизиться к Общине. Ваши пастбища протянутся на заповеданную землю.
Когда вы стережете стадо, не слышите ли голоса в камнях? Это работ­ники Майтрейи готовят для вас сокровища.
Когда ветер свистит в ковыле, понимаете ли, что это стрелы Майтрейи летят на защиту?
Когда молния озаряет ваши уллусы, знаете ли вы, что это свет вашего желанного Майтрейи?
Кому же поручается стража в первую ночь? - Вам.
К кому же направляются Мои посланные? - К вам.
Кто встретит их первыми? - Вы.
С запада, с гор придут Мои люди. Кто же примет их и сохранит их? - Вы. Молите Тару побыть с вами.
Желайте сердца омыть до прихода Моего. Каждый узнавший о Моем жела­нии покроет шапку красным верхом и обернет налобник узды красной тесь­мою.
Смотрите пристально на кольца приходящих. Там, где Моя чаша, там ваше спасение.
На горах зажглись огни, приходит новый год. Кто про­спит, тот более не проснется.
Северная Шамбала идет.
Мы не знаем страха. Мы не знаем уныния.
Дуккар многоокая и многорукая посылает дам чистые мысли.
Подумайте чистыми мыслями, подумайте светлыми мыслями.
Раз, два, три - вижу три народа. Раз, два, три - вижу три книги. Первую - Самого Благословенного, вторую - явленную Асвогошею, третью - явленную Тзон-Ка-Па.
Раз, два, три - вижу три книги Прихода Майтрейи. Первая написана на Западе, вторая написана на Востоке, третья будет написана на Севере.
Раз, два, три - вижу три явления. Первое с мечом, второе с законом, третье со светом.
Раз, два, три - вижу три коня. Первый черный, второй красный, тре­тий белый.
Раз, два, три - вижу три корабля. Первый на воде, второй под водою, третий над землею.
Раз, два, три - вижу три орла. Один - сидящий на камне, второй - клюющий добычу, третий - летящий к солнцу.
Раз, два, три - вижу ищущих свет. Луч красный, луч синий, луч белый
- серебряный.
Утверждаю, что Учение вышло из Бодхи Гайя и вернется туда.
Когда шествие с Изображением Шамбалы пойдет по землям Будды и вер­нется к Первоисточнику, тогда наступит время произнесения священного слова Шамбала.
Тогда можем получить пользу от произнесения этого слова.
Тогда мысль о Шамбале даст пищу, тогда утверждение Шамбалы станет началом всех действий и закончится благодарностью Шамбале.

И великое и малое проникнется понятием Учения.
Священная Шамбала изображается среди мечей и копий в непобедимом доспехе.
Торжественно утверждаю - непобедима Шамбала.
Завершился круг несения изображения.
В местах Будды, в местах Майтрейи пронесено Изображение.
"Калагия" - произнесено.
Как знамя, развернулось Изображение.
Сказанное так же верно, как под камнем Гума лежит пророчество о священной Шамбале.
Обойдет знамя Шамбалы срединные земли Благословенного, признавшие его возрадуются и содрогнутся отвергшие.
Спросит таши-лама великого далай-ламу, что суждено последнему да­лай-ламе.
Отвергнувший будет предан суду и забвению, и пойдет воинство под знаменем Майтрейи, и станет город Лхасса омраченным и пустым.
Восставшие против Шамбалы низвергнуты будут.
Как кровь, отечет знамя Майтрейи земли Нового Мира для затемненных и, как огненное солнце, для понявших.
Найдет таши-лама великого далай-ламу, и скажет далай-лама:
"Пошлю тебе лучший знак мой молнии, иди и прими Тибет. Кольцо сох­ранит".
Вспомним также индусские традиции.
Калки Пураны указывает Калки Аватара, который придет:
"По желанию вашему, я буду рожден в месте Шамбала... Я снова пос­тавлю на земле двух владык - Мару и Девапи. Я утвержу опять Сатьяюгу и восстановлю Дхарму в ее прежней силе. После поражения Калиюги я возв­ращусь в мое местопребывание".
Вишну Пураны продолжают:
"Девапи и Мару... живущие в месте Калапа, исполненные великой йоги­ческой мощи, в конце Калиюги восстановят Варну и Дхарма Ашрам, как ра­нее".
Шримад Бхагавата в книге VI говорит:
"Эти Великие Риши и другие великие подвижники, добровольно незаме­ченные, шествуют по лицу земли с целью духовного просвещения тех, ко­торые следуют великим заветам".
Шанкарачария в его Вивека Чудамани говорит:
"Эти Великие, которые вместили мир, которые окончили путь через ужасающий океан рождений и смертей, существуют и шествуют для блага, подобно весне. Без всякой личной цели они освобождают человечество".
Вишну Пураны говорят о конце Калиюги, когда варвары будут владеть берегами Инда:
"И будут временные монархи на земле, цари сварливые, жестокого нра­ва, прилежащие ко лжи и ко злу. Они будут убивать женщин и детей... Они отнимут собственность подданных. Жизнь их будет коротка и вожделе­ния ненасытны. Люди разных стран соединяются с ними... Богатство будет уменьшаться, пока не истощится весь мир.
Имущество станет единым мерилом.  Богатство будет причиною поклоне­ния. Страсть будет единственным союзом между полами. Ложь будет средс­твом успеха на суде. Женщины станут лишь предметом вожделения. Богатый будет считаться чистым. Роскошь одежд будет признаком достоинства...
Так в Калиюге будет постоянное падение... И тогда в конце черного века явится Калки Аватар... Он восстановит справедливость на земле... Когда Солнце, и Луна, и Тишья, и Юпитер будут вместе, тогда вернется Сатиа - век белый".

Агни Пураны говорят следующее:
"В конце Калиюги смешаются касты. И будут процветать разбойники без пощады. Под личиною религии будут проповедовать ересь. И злые духи под видом владык будут раздирать людей. В доспехе вооруженный Калки, сын Вишнуяши, уничтожит злых духов, восстановит порядок и достоинство и поведет народ по пути истины. Исполнив это, он оставит облик Калки и вернется в высшие сферы. После чего Критаюга установится, как ранее".
Продолжим наше хождение пилигрима через Бенарес, где, сказано, бу­дет рожден Майтрейя. Пересечем старую дорогу на Кадарнат, ведущую к Великому Кайласу, местопребыванию мощных отшельников, и к путевому знаку на Шамбалу. Пройдем затем Лагор с соседними старинными областя­ми.
Дойдем до Кашмира, где трон Соломона и так называемая гробница Ии­суса. В Кашмире жили великие подвижники первоначального буддизма - там произносилось имя Майтрейи.

Достигнем границы Ладака. В Драсе, в месте с рисунками старого Нео­лита на скалах, мы найдем первое изображение Майтрейи. Рядом с ним на камне можно увидеть изображение всадника. Опять великий всадник Калки Аватар Индии и Майтрейя, завещанный буддизмом, стоят вместе, на одном пути, благословляя путников.
В Маулбеке, в древнем месте, наполненном развалинами, можно вспом­нить о прекрасном прошлом. У самой дороги, где с древнейших времен проходят караваны, мы были приветствованы величественным изображением Майтрейи, вероятно изваянным рукой индуса.

На обратной стороне скалы китайская надпись. Не есть ли это то са­мое замечательное изображение, которому Фа-Сиен, знаменитый китайский путешественник, посвятил почтительное описание в своих записках.
Даже в Ламаюре, в этом старом месте Бонпо, - этой необъясненной еще полушаманистской религии, - к нашему великому изумлению, мы нашли изображение Майтрейи.
Странно было найти его в храме Бонпо, где даже отрицается сам Буд­да. Но этот призыв к будущему, как видно, проникает даже в самые нео­жиданные места.

В Саспуле - еще более древнее изображение Майтрейи, не моложе шес­того века. Старый лама, показывая нам эту достопримечательность, шеп­тал о скором наступлении новой эры. В этом маленьком уснувшем месте, окруженном развалинами прежних крепостей и храмов на вершинах гор, бы­ло так странно слышать о блестящем будущем. Но именно эта преданность будущему дает даже заброшенным местам не только смысл о прошлом, но делает их путевыми вехами к сужденным достижениям.

Только покажите старому ламе, что вы понимаете его говор не только грамматически, но и внутренно, и он добавит вам еще многие замечатель­ные указания. Если же покажете ему еще пророчества, полученные вами в Индии или Сиккиме, посмотрите, с каким оживлением попросит он у вас разрешения списать их. Будьте уверены, он не сохранит их только для себя, но бродячие ламы понесут к другим одиноким местам эти знаки воз­рождения.
Как крепость, высоко на скалах стоит один из старейших монастырей Спитуг.

Старший лама этого монастыря, видимо, сомневался, как принять нас и о чем беседовать с нами. Так что первый момент нашего посещения был довольно сдержан. Но мы произнесли формулу Шамбалы, и главная дверь широко открылась. Мы были приглашены в верхнюю живописную комнату воп­лощенного ламы, поразившую нас и чистотой, и приветливостью. Вместо натянутой беседы мы были сразу спрошены, откуда мы знаем о Шамбале, и опять многие новые подробности были произнесены. И мы увидели, что на­ши хозяева были искренно огорчены, когда пришло время оставить их. Шептали они:
"Кто-то с Запада и знает о Шамбале: это знак нового времени!".

В Лех, столице Ладака, особенно много собралось воспоминаний о Гес­сар-хане и Шамбале. Ладак считается родиной Гессар-хана, и махараджи Ладака ведут свой род от этого героя. Много прекрасных романтических песней и сказаний посвящено великому герою Гессар-хану и его жене Бру­гуме. Здесь в Ладаке вы можете видеть на высоких скалах белую дверь, ведущую в замок Гессара. Здесь же на скале изображение огромного льва, соединенное с тем же героем. А на дорогах вы можете видеть разнообраз­ные изображения Майтрейи, и грубые, и заботливо обработанные. В самом Лех около храма Будды и Дуккар, Матери Мира, находится особый, очень тонко украшенный храм, посвященный Майтрейе. В молчании сумерек высо­кого храма вы различаете на стенах тонко написанные изображения Бодди­сатв. А в середине, высотою в два этажа, опять готовый сойти с трона, высится сам Великий Майтрейя. Этот храм особенно украшен. И вы видите какое-то особое почитание лам около великого изображения.

Один из наших западных друзей, невежественный в делах буддизма, смотря на танку Шамбалы, сказал мне: "Мне кажется, что это совершенно обыкновенное тибетское знамя".
Я спросил его:
"Если это совершенно обыкновенное изображение, как часто и где именно вы видели этот сюжет?"
И он признался простодушно:
"Конечно, может быть, не совсем этот, но какой-то такой же с каки­ми-то Буддами".
Когда вы знаете сложное значение восточных символов и буддистской иконографии, тогда особенно странно слышать такое легкомысленное заме­чание о "каких-то Буддах". Вы можете представить себе, какое впечатле­ние может произвести этот господин, толкующий "о каких-то Буддах", в восточном храме, где он начнет простодушно обсуждать неизвестные ему вещи. Для некоторых людей каждый, сидящий со скрещенными ногами - уже Будда. А ведь через это незнание происходили тяжкие недоразумения.
Один образованный буддист рассказывал нам, как он спас трех немцев, которые вошли в храм с сигарами во рту, и добродушная толпа немедленно обратилась в бешенство, и кровопролитие казалось неминуемо.
Мы должны знать не только потому, что мы не должны оскорблять чувс­тва иноверцев, но потому, что мы должны расширять свой взгляд и тем получать радость истинного знания.

Вспомним некоторые ладакские песни на религиозные темы. Прежде чем мы приблизились к суровому Сассеру и Каракоруму, в последний раз мы встретили изображение Майтрейи в пограничном монастыре Сандолинг. Этот монастырь знаменит тем, что на скале за ним лучи заходящего солнца очень часто создают удивительные облики. Это очень старый и даже внеш­не уже ветшающий монастырь. И тем неожиданнее было найти здесь совер­шенно новое изображение Майтрейи, Шамбалы и Дуккар. Глядя на эти новые изображения, можно представить себе, куда движется местная современная мысль.
В продолжение многодневного прохода через необитаемое нагорье, ко­нечно, нельзя ожидать найти какие-либо следы религиозной жизни. Тем не менее даже около ледников несколько раз обстоятельства напомнили нам великие имена будущего.

Поздним вечером как раз перед переходом скалистого Караул Давана нас посетил нежданный гость, старый седобородый мусульманин. Окружен­ные огромными скалами, сидя перед входом в палатку, залитые яркой лу­ной, мы беседовали о Коране и Магомете. Он говорил нам о том, как Ма­гомет уважал женщину. Затем он говорил о манускриптах и легендах об Иссе, лучшем из сынов человеческих. Исса - это Иисус. Он говорил, как мусульмане жадно собирают всеми способами все относящееся до Иссы. После Иссы мы толковали о Мунтазаре, этом соответственном понятии ин­дусскому Калки Аватару и Майтрейе буддистов. Наш неожиданный друг во­шел в полный энтузиазм. На его губах имя Майтрейи звучало с тем же уважением, как и имя Мунтазара. Будущее единение мира, будущие радости взаимного понимания звучали в его надеждах.

Пройдя четыре снеговых перевала, уже в пустынном нагорье, мы опять увидели картину будущего. В долине, окруженной высокими острыми скала­ми, сошлися и остановились на ночь три каравана. При закате я заметил необычную группу. На высоком камне была помещена многоцветная тибетс­кая картина, перед нею сидела тесная группа людей в глубоком почти­тельном молчании. Лама в красных одеждах и в желтой шапке, с палкою в руке что-то указывал зрителям на картине и ритмично сказывал объясне­ния. Подойдя, мы увидели знакомую нам танку Шамбалы. Лама пел о бес­численных сокровищах Владыки Шамбалы, о его чудесном перстне, обладаю­щем великими силами. Далее, указывая на битву Ригден-Джапо, лама гово­рил, как без милости погибнут все злые существа перед мощью справедли­вого Владыки.
Горят костры, эти светляки пустыни. Опять сгрудились у огня разноп­леменники. Все десять пальцев в восхищении подняты высоко.
Может быть, говорится, как Благословенный Ригден-Джапо является, чтобы отдать приказ своим вестникам. Вот на черной скале Ладака появ­ляется могущественный Владыка. От всех сторон стремятся к нему вестни­ки-всадники, чтобы в глубоком почтении принять приказ, а затем понес­тись по всему миру, неся заветы великой мудрости.

В Ладаке впервые мы встретились с замечательным обычаем лам. В не­настную погоду они всходят на вершины и с молитвами разбрасывают ма­ленькие изображения коней в помощь страждущим путникам. Вспомнилось сказание Северной Двины, где Прокопий Праведный за неведомых плавающих молился, сидя на высоком берегу мощной реки. Знаки человеколюбия!
Спускаясь с гор к пескам Такламакана, встречая только мусульман, сартов или китайцев, видя лишь мечети и китайские храмы Хотана, вы не можете ожидать что-либо о Шамбале. Но именно здесь мы встретились с еще одним ценным указанием. Вокруг Хотана имеется много развалин ста­рых буддийских храмов и ступ. Одна из этих древних ступ окружена ска­занием. Указывается, что при наступлении времени Шамбалы от этой ступы будет излучаться таинственный свет.
Указывается, что этот свет уже был виден.
Много калмыков из Карашара приходят оказать почтение этому месту. Также указывается, что через эти именно места сам Будда проходил во время пути своего к Алтаю.

Во время наших стоянок в Яркенде, Кашгаре и Кучаре мы слышали такие сказания:
"В Кашгаре жил святой человек. На заре он слышал, когда поют петухи в далекой священной стране, за шесть месяцев пути отсюда".
Между Марал Баши и Кучарами наш конюх Сулейман, указывая на гору к юго-востоку, говорил:
"Вот за тою горою живут святые люди. Ушли они от мира, чтобы спа­сать людей мудростью. Многие ходили в их страну, но мало кто дошел. Знают, что надо идти за эту гору. А как зайдут за нее, так и потеряют дорогу".
Вы легко можете понять, что эти сказания имеют в виду то же самое место Шамбала. Даже географическое направление, даваемое при этих рассказах, относится к местонахождению средоточия всех народов.
После мусульманских городов и пустых пещерных храмов существующий и теперь буддизм показался в области Карашахра.

Карашахр является не только средоточием карашахрских калмыков, но и последним упомянутым исторйографами местопребыванием чаши Будды.  Чаша Благословенного была перенесена сюда из Пешавара и затем исчезла. "Ча­ша будет снова найдена при наступлении времени Шамбалы"".
Пурушаиура, или Пешавар, некогда был городом чаши Будды. Принесен­ная туда после смерти Учителя, чаша в течение долгого времени была предметом преклонения. Во времена китайского путешественника Фа-Сиена, около 400 года нашей эры, чаша еще находилась в Пешаваре, в нарочно для нее выстроенном монастыре. Она представляла разноцветный сосуд с преобладающим черным цветом, причем были очень заметны линии краев че­тырех чаш, вошедших в состав ее.

Во время другого китайского путешественника Сюан-Цзана, около 630 года нашей эры, чаши уже не было в Пешаваре. Она была в Персии или уже в Карашахре.
Чаша Будды чудотворна и неистощима - это чаша жизни.
Вспомним о почитании чаши бессмертного напитка, о борьбе из-за ко­торого так поэтично повествует Махадхагарата. Индра берет от царя На­гов чашу и относит ее на небо. У мусульман в Кандахаре есть тоже своя святая чаша.

По персидским сказаниям, когда Джемшид стал рыть основания города Истакара, была найдена волшебная чаша "Дшами Джемшид", из бирюзы, пол­ная драгоценного напитка жизни.
Сказания Соловецкого монастыря о ветхозаветных лицах упоминают ча­шу. Соломона: "Велика чаша Соломона, сделана из драгоценного камня. В ней написаны три стиха самарейскими письменами, и никто истолковать их не может".

В Харране имеется священная чаша Фаа Фага.  Из нее пьют принимающие участие в мистерии и на седьмой день возглашают:
"Учитель, да возвестится неслыханное!"
В обрядах ведизма, буддизма, маздоизма всюду является священный символ чаши жизни.
Джатака рассказывает о происхождении чаши Будды:
"Тогда с четырех стран пришедшие четыре хранителя мира поднесли ча­ши, сделанные из сапфира, но Будда отказался. Снова они предложили че­тыре чаши, сделанные из черного камня мугаванна, и он, полный состра­данья к четырем учениям, принял четыре чаши. Одну в другую поставил и приказал: да будет одна! И края четырех чаш стали видимы только, как черты. Все чаши вошли в одну чашу. Тогда Будда в эту новосделанную ча­шу принял пищу и, насытившись, совершил благодарение".

Лалита Вистара, рассказывая о таинстве чаши Будды, приписывает Бла­гословенному следующие значительные обращения к царям принести чаши: "Поклонись чашею Будде и ты будешь в чаше, как в сосуде познания". "Предложив чашу нам подобному, не будешь оставлен ни памятью, ни суж­дением". "Кто дает чашу Будде, тот не будет оставлен ни памятью, ни мудростью".

Эта чаша - ладья жизни, чаша спасения - скоро снова должна быть найдена. Так знают в пустынях.
В Карашаре мы встретили Таин-ламу, вождя карашарских калмыков. Он также окружен легендой, что он является перевоплощением знаменитого Санген-ламы из Шигатзе, первого министра Таши-ламы, который был заму­чен лхасским правительством по обвинению в измене за сношения с из­вестным путешественником Чандра Дасом. Интересно вспомнить, что старый Санген-лама предсказал свой конец и даже заказал изобразить в стенопи­си то озеро, в котором он затем был утоплен. Также он предсказал, что он скоро опять воплотится в калмыцкой стране, и на колене Таин-ламы имеется тот самый характерный дефект, которым отличался покойный Сан­ген-лама.

В великом изумлении глава калмыков Таин-лама услыхал от нас о Шам­бале. Он воскликнул:
"Истинно, великое время пришло, вот вы приходите с запада и вы зна­ете величайшую мудрость. Мы все готовы пожертвовать все наше имущест­во, решительно все, что может служить на пользу Шамбале. Все всадники будут на конях, когда Благословенный Ригден-Джапо пожелает иметь их".
Когда приближаетесь к Турфану, то еще большее количество легенд до­ходит до вас. Древние буддийские пещерские храмы, подземные ходы, на­конец, старые подземные арыки для орошения, - все это придает необы­чайность этой местности. Опять все это приводит к тому же понятию о далекой священной стране, где живут мудрые люди, готовые помочь чело­вечеству.
Рассказывается:
"Из пещеры как-то вышел незнакомый человек, высокий и не в нашей одежде. Пришел на базар в Турфан. Хотел овощи купить, только дает за них золотую монету, а как рассмотрели ее, видим, что таких денег уже тысячу лет как не бывало. Этот человек пришел из Святой Страны".
Или говорят:
"Вышла из подземелья женщина. Ростом высокая. Ликом строгая и тем­нее наших. Ходила по народу - помощь творила, а затем ушла назад в подземелье. Тоже приходила из Святой Страны".
"Несколько всадников совсем особого вида были видны около пещеры. А затем исчезли они.  Должно быть, ушли через подземный ход в свою стра­ну. По их ходам даже на коне проехать можно".
И сколько таких неизвестных всадников-посланцев привлекает внима­ние.
Перед Зайсаном наш калмыцкий лама указывает на юго-восток, где се­ребрится снегами хребет:
"Вот там священная наша гора Саур. С вершины ее в ясные дни видны горы Священной Страны. Под горою засыпан песком город Аюши-Хана. Можно видеть еще и стены, и храмы, и субурганы".

Глуше и дичее становятся горы от Чугучака к Алтаю. Странно впервые увидеть ойротских наездников - финно-тюркский род, затерянный в Ал­тайских горах. Только недавно эта область, полная прекрасных лесов, гремящих потоков и белоснежных хребтов, получила собственное имя - Ой­ротия. Страна Благословенного Ойрота, народного героя этого уединенно­го племени. И еще чудо случилось в этой стране, где до последнего вре­мени грубые формы шаманизма и колдовства процветали.
В 1904 году молодая ойротская девушка имела видение. Явился ей на белом коне сам Благословенный Ойрот. Сказал ей, что он вестник Белого Бурхана и придет сам Бурхан скоро.

Дал Благословенный девушке-пастушке много указаний, как восстано­вить в стране праведные обычаи и как встретить Белого Бурхана, который воздвигнет на земле новое счастливое время. Девушка созвала свой род и объявила эти новые указания Благословенного, прося сородичей закопать оружие, разрушить идолов и молиться только милостивому Белому Бурхану. На вершине лесистой горы было установлено подобие алтаря. Там собирал­ся народ, сожигали вереск и пели вновь сложенные священные песни, тро­гательные и воздымающие. Одна звучит так:
Вы, живущие за белыми облаками -
За синими небесами -
Три Курбустана!
Ты, носящий четыре косы -
Белый Бурхан!
Ты, Владыко Алтая -
Белый Бурхан!
Ты, населяющий вокруг себя
Народы, в золоте и серебре,
Белый Алтай!
Ты, сияющий днем!
Ты - солнце Бурхан!
Ты, сияющий ночью!
Ты, месяц Бурхан!
Пусть зов мой запишется
В священную книгу Садур!
Местная администрация смутилась, узнав об этой новой вере, как они называли ее. Мирные почитатели Белого Бурхана подверглись жестокому преследованию. Но наставления Благословенного Ойрота не погибли. До сих пор всадник на белом коне появляется на горах Алтая и растет вера в Белого Бурхана. В разбросанных юртах шепчется легенда, что на реке Катуни произойдет последняя битва людей, и что из-за далекой Белой Го­ры сияет уже свет Белого Бурхана. И при этих словах головы собеседни­ков обращаются на юг от Алтая, туда, где далеко вздымаются высочайшие горы, сверкающие в снежном уборе. Такое случилось среди ойротов в Ал­тайских горах.
В тех же горах и другое чудо замечено, и опять в направлении Шамба­лы и светлого будущего.  В тех же алтайских округах живет много старо­веров. Века тому назад они скрылись в темных лесах, спасая свою старую веру от новых законов Никона, а затем Петра.
В чистоте и строгости еще соблюдается там старинная вера. Они имеют свои иконы и своих начетчиков и блюдут свои молитвы и обычаи. И даже при последних событиях в Сибири этот край внутренно был мало затронут.

В середине 19-го столетия необычайная весть была принесена к ал­тайским староверам:
"В далеких странах, за великими озерами, за горами высокими, там на­ходится священное место, где процветает справедливость. Там живет выс­шее знание и высшая мудрость на спасение всего будущего человечества. Зовется это место Беловодье".
В некоторых сокровенных записях намечается и путь к этому месту.
Опять географические указания места умышленно запутаны или произне­сены неправильно. Но даже и в этом неправильном произношении вы можете различить истинное географическое направление, и это направление, не удивляйтесь, опять ведет вас к Гималаям.

Седобородый строгий старовер скажет вам, если станет вам другом: "Отсюда пойдешь между Иртышом и Аргунью.  Трудный путь,  но коли не затеряешься, то придешь к соленым озерам. Самое опасное это место. Много людей уже погибло в них. Но коли выберешь правильное время, то удастся тебе пройти эти болота. И дойдешь ты до гор Богогорше, а от них пойдет еще труднее дорога. Коли осилишь ее, придешь в Кокуши. А затем возьми путь через самый Ергор, к самой снежной стране, а за са­мыми высокими горами будет священная долина. Там оно и есть, самое Бе­ловодье. Коли душа твоя готова достичь это место через все погибельные опасности, тогда примут тебя жители Беловодья. А коли найдут они тебя годным, может быть, даже позволят тебе с ними остаться. Но это редко случается.
Много народу шло в Беловодье. Наши деды Атаманов и Артамонов тоже ходили. Пропадали три года и дошли до святого места. Только не было им позволено остаться там, и пришлось вернуться. Много чудес говорили они об этом месте. А еще больше чудес не позволено им было сказать".

Когда вы сообразите названные географические имена, вы легко пойме­те их смысл. Иртыш и Аргунь произнесены правильно. Соленые озера, ко­нечно, это озера Цайдама с их опасными переходами. Богогорше или Бого­горье, конечно, это горный хребет Бурхан-Будда. Кокуши - каждому по­нятно, является хребтом Кокушили. А Ергор, т. е. самое высокое на­горье, конечно, будет Чантанг у Трансгималаев, уже в виду вечных сне­гов. Это учение о Беловодье и теперь так сильно на Алтае, что всего шесть лет тому назад целая группа староверов отправилась на поиски священного места; до сих пор они не вернулись. Но когда мы проходили Алтай в 1926 году, некий ойрот принес письмо от одной женщины, ушедшей в той же группе. Она сообщает родственникам, что они еще не достигли святого места. Но все же полны надеждами дойти до него. Она не могла сообщить, где она живет сейчас, но говорит, что жизнью довольна. Итак, опять легенда и сказка переплетается с жизнью. И эти люди твердо знают о Беловодье - Шамбале. И они шепчут путь к Гималаям.

Когда мы пересекали Алтай, несколько школьных учителей пришло к нам, шепча вопрос:
- Неужели вы из Индии? Расскажите нам, что вы знаете о Махатмах?
И глаза жадно ловили ответ, и они схватывали каждый намек из учения великих Махатм. И опять тихо говорили они:

- "Мы не одни, нас много. И мы только мечтаем об этом учении!" - И это было в диких горах, в глухих лесах.
Странную повесть слышали мы.  Совсем недавно в Костроме умер старый монах, который, как оказывается, давно ходил в Индию, на Гималаи. Сре­ди его имущества была найдена рукопись со многими указаниями об учении Махатм.  Это показывало, что монах был знаком с этими, обычно охраняе­мыми в тайне вопросами.  Так неожиданно разбросаны личные наблюдения и доверительные указания:
Опять к тому же источнику.
Уже покидая Алтай для Монголии, я слышал священный стихирь, напевно сказанный пожилым старовером.
Старик поет:
"А прими меня, пустыня тишайшая". -
"А и как же приму я тебя, царевича?
Нет у меня, у пустыни, ни дворцов, ни палат". -
"А и не нужно мне ни палат, ни дворцов".
Маленький пастух на горе поет:
О, Учитель мой любимый,
Почто Ты покинул меня?
Ты покинул меня, сироту,
Провести в печали все мои дни.
О пустыня прекрасная!
Прими меня в свое лоно.
В избранный дворец мой!
В мир и молчание.
Я бегу, как от змея,
От земной славы и прелести,
От богатства и палат блестящих.
О, пустыня возлюбленная, прими меня!
Я пойду в твои поля
Дивиться на светы чудесные;
Здесь проживу я мои годы
И до скончания дней моих.
Я распознал в этом напеве старый стихирь о Иосафе, сыне царя. Это был старинный напев о жизни Будды, причем жизнь Учителя была представ­лена под именем жизни Иосафа, сына царя Индии. Иосаф, Иосафат - это измененное Боддисатва, искаженное в арабском произношении.
Старик ведет нас на каменистый холм и, указывая каменные круги древних погребений, торжественно говорит:
"Вот здесь и ушла Чудь под землю. Когда Белый царь пришел Алтай во­евать и как зацвела белая береза в нашем краю, так и не захотела Чудь остаться под Белым царем. Ушла Чудь под землю и завалила проходы ка­меньями. Сами можете видеть их бывшие входы. Только не навсегда ушла Чудь. Когда вернется счастливое время и придут люди из Беловодья и да­дут всему народу великую науку, тогда придет опять Чудь, со всеми до­бытыми сокровищами".

В Бурятии и в Монголии мы уже не удивлялись найти многие знаки Шам­балы. В этих странах психические силы очень развиты.
Когда мы приближались к Урге, столице Монголии, мы должны были пе­реночевать на берегу реки Иро. Поздним вечером на другой стороне реки засветились какие-то огоньки. Мы спросили о них и получили совершенно необычайный ответ.
"Там стоит большой монастырь, и сейчас он доставляет много хлопот Монголии. В прошлом году около этого монастыря родился удивительный ребенок. Не было ему еще и года, как он сказал по-монгольски замеча­тельное пророчество о будущем. А затем больше ничего не говорил, как обычный ребенок".
Видите, вот опять весть о будущем.

Когда мы вошли в Ургу, около одного храма мы заметили окруженное тыном пустое место.
"Что это?"
И опять неожиданный ответ:
"Это место будущего храма Шамбалы. Какой-то неизвестный лама пришел и приобрел это место для будущей постройки".
В Монголии не только много образованных лам, но даже много светских людей и членов правительства могут сообщить вам немало замечательных подробностей об этих вопросах.
Когда мы показали некоторые из привезенных пророчеств о Шамбале ли­цу, близкому монгольскому правительству, он воскликнул в величайшем изумлении:
"Но ведь это то самое пророчество, которое сказано мальчиком на Иро! Поистине, великие времена приходят".

А затем он рассказал нам, как совсем недавно молодой монгольский лама из Улясутая написал новую книгу о Шамбале, объясняя высокое зна­чение Шамбалы для будущего и говоря о способах достижения этого заме­чательного места.

Другой очень интеллигентный бурят, один из монгольских вождей, ска­зал нам, как один бурятский лама после многих трудностей достиг Шамба­лы и даже оставался там короткое время. Среди описания этого необычно­го пути попадались некоторые поразительно реалистичные подробности. Упоминалось, что, когда этот лама с проводником достигли уже границы священной долины, они заметили совсем близко целый караван яков, гру­женных солью. Это были обычные тибетские купцы, которые в полном нез­нании проходили совсем близко от этого замечательного места. Но вся атмосфера вокруг этого места так сильно психологирована, что проходя­щие никогда не заметят то, что они не должны видеть. Другая маленькая подробность из этого же путешествия останавливает внимание. Когда этот лама возвращался из Шамбалы, ему пришлось проходить чрезвычайно узким подземным ходом... Он встретил там двух людей, проводивших с большим трудом породистого барана, который нужен был для научных опытов, про­исходящих в этой чудесной долине.

На улицах Урги проходит отряд всадников монгольских войск. С чувст­вом они поют какую-то зовущую песню.
"Что это за песня?"
"Это песня о Шамбале".
При этом рассказывают, как Сухе-Батор, недавний народный герой Мон­голии, деятель освободительного движения, сложил эту песнь о Шамбале, которая и распевается сейчас по всем углам Халки.
Начинается она так:
Чанг Шамбалин Дайн.
Северной Шамбалы Война.
Умрем в этой войне,
Чтобы родиться вновь
Витязями Владыки Шамбалы.
Итак, новейшее движение Монголии также связано с именем Шамбалы.  И новые знамена духовно подымаются в честь Шамбалы.
Мы посетили особый храм, посвященный Майтрейе, а также храм Кала­чакры. И видели особое живописное изображение предположительного вида Шамбалы.
Когда я подарил Монгольскому правительству мою картину - "Риг­ден-Джапо - Владыка Шамбалы", она была принята с совершенно особыми чувствованиями. Член правительства сообщил мне, что монголы имеют на­мерение построить особый памятный храм, где эта картина займет цент­ральное место.

Лицо, близкое правительству, спросило меня:
"Могу я спросить вас, как, созидая эту картину, вы могли знать о видении, которое имел один из наших наиболее уважаемых лам несколько месяцев тому назад? Лама видел множество людей разных стран, и все го­ловы их были обращены к западу. Затем в небесах появился гигантский всадник на огненном коне, окруженный пламенем, со знаменем Шамбалы в руке. Сам Благословенный Ригден-Джапо! И он сам обернул все головы толпы с запада на восток. В описании ламы величественный всадник был подобен всаднику на вашей картине".
Такие совпадения с картиной и с пророчествами на реке Иро вызывали восклицание:
"Истинно, время Шамбалы пришло!"

Много других удивительных событий было рассказано образованными бурятами и монголами. Они знали о таинственном свете над Хотанским су­бурганом. Они говорили о будущем нахождении утраченной Чаши Будды. Много внимания уделялось чудесному камню, упавшему с далекой звезды, который появляется в различных странах перед большими событиями.

Великий Тимур, говорится, владел этим камнем. Камень обычно прино­сится совершенно неизвестными неожиданными людьми. Тем же неожиданным путем в должное время камень исчезает. Чтобы опять появиться в сужден­ный срок в совершенно другой стране. Главная часть этого камня нахо­дится в Шамбале. Лишь небольшой кусок его выдан и блуждает по всей земле, сохраняя магнитную связь с главным камнем.
Бесконечные сказания щедро рассыпаны об этом камне. Говорится так­же, что царь Соломон и император Акбар владели им. Эти предания не­вольно напоминали Лапис Ексилис - Блуждающий камень, воспетый знамени­тым мейстерзингером Волфрамом фон Эшенбах, заключившим свою песню сло­вами:
"И этот камень называется Граль".

Там же в Урге из нескольких источников мы слышали о посещении вели­ким Махатмой двух старейших монгольских монастырей. Один Ердени Дзо на Орхоне и другой Нарабанчи.
О посещении махатмою монастыря Нарабанчи мы уже имели сведения в литературе, но приятно было узнавать совершенно те же подробности и от лам далекой Монголии. Говорится, как однажды в полночь группа всадни­ков приблизилась к воротам Нарабанчи Гомпа. Видимо, они прошли долгий путь. Их лица были покрыты меховыми шапками. Их вождь вошел в храм, и немедленно зажглися все лампады. Затем он приказал, чтобы все гелонги и хувараки собрались в храм. Он встал на главное место Богдо Гегена и открыл свой лик. И все присутствующие узнали самого Благословенного. Он произнес много пророчеств о будущем, затем все всадники сели на ко­ней и оставили монастырь так же неожиданно, как и прибыли.

Другой рассказ о прибытии гималайского Махатмы в Монголию был сооб­щен нам членом монгольского Ученого Комитета. Он сказал следующее:
"Вы знаете, что мы имеем несколько лам, обладающих большими духов­ными силами. Конечно, они не живут в городах или больших монастырях. Обычно они обитают в удаленных хутонах в горных убежищах. Лет шестьде­сят или пятьдесят тому назад одному из этих лам было доверено большое поручение. Он должен был выполнить его лично и перед смертью должен был передать миссию доверенному лицу по своему выбору. Вы знаете, что величайшие поручения даются Шамбалой. Но на земле они должны быть вы­полнены человеческими руками в земных условиях. Вы также должны знать, что подобные поручения всегда сопровождаются великими трудностями, ко­торые должны быть преодолены силою духа и преданностью. Случилось, что лама частично выполнил свое поручение, но затем заболел и потерял соз­нание; в этом состоянии, конечно, он не мог передать поручение достой­ному преемнику. Великие Держатели Гималаев знали о его затруднении. Так как поручение должно было быть выполнено на данных условиях, то один из Великих Держателей предпринял в величайшей поспешности утоми­тельное путешествие от Тибетских Нагорий в наши Монгольские степи. По­ездка была так спешна, что Держатель оставался в седле по 60 часов, но таким образом прибыл вовремя. Он временно вернул ламе сознание, так что тот оказался в состоянии докончить вверенное ему поручение достой­ным образом. Вы видите, как Великие Держатели помогают человечеству. Сколько самопожертвования и какие земные трудности они принимают на себя, чтобы помочь Великому Будущему".

В этом рассказе о спешном путешествии в Монголию, в этих шестидеся­ти часах в седле вы можете распознать конец той же самой повести, на­чало которой мы слышали в Индии. В Монголии они называли Махатм Держа­телями и не знали, который именно из Махатм предпринял это путешест­вие. Но зато в Индии они не могли сказать, с какой целью путешествие было предпринято. Таковы нити Азии. Кто приносит эти новости? Из каких тайных ходов появляются неведомые вестники? Встречаясь со скучною ру­тиною ежедневности, встречая трудности и грубость н обременительные заботы ~ Азии, вы не должны сомневаться, что в самую обычную минуту у двери вашей уже готов постучаться кто-то с самою великою вестью. Два потока жизни особенно различимы в Азии, й потому пусть лик обыденности не разочаровывает вас. Легко вы можете быть вознаграждены зовом вели­кой правды, который увлечет вас навсегда.
Звенят колокола верблюдов. Долгие пустынные переходы.


Рецензии

В субботу 22 февраля состоится мероприятие загородного литературного клуба в Подмосковье в отеле «Малаховский дворец». Запланированы семинары известных поэтов, гала-ужин с концертной программой.  Подробнее →