Судьба человека или умение ценить

Когда-то Фридрих Ницше сказал, что народ характеризуется не столько своими великими людьми, сколько способом, которым он их познаёт и почитает.

В Симферополе случилось чудо. Приехал режиссёр, который умел ставить настоящие спектакли… Режиссёр от Бога. Когда-то в 70-х его пригласил в наш город Анатолий Новиков. Это было, когда в Русский театр не ходили. Мартынов создал Малую сцену, где артистам приходилось играть в одном шаге от зрителей. Приходилось любить, плакать, смеяться так, чтобы нельзя было не поверить… А посему невозможно было играть, можно было только жить! Жить на сцене по-настоящему. Не проговаривать роли, а излучать энергию.

Тех, мартыновских актёров, видно и сейчас. Они разительно отличаются от тех, кто не работал с мастером. Они – живые, настоящие. На спектакли на Малой сцене билетов было не достать, их продавали только при обязательном  условии: за один билет на спектакль Мартынова нужно приобрести в довесок два билета на новиковские спектакли.

Естественно, что два неравных по таланту режиссёра не могли ужиться в одном театре. Естественно, что директор-режиссёр не смог бы долго выдерживать такое положение дел в своём театре. И тот, кто имел больше власти – выжил опасного соперника… Выжил, не побоявшись того, что его земляки потеряют своего кумира, не увидят массу новых, великолепных спектаклей…

Выжил хорошенько унизив… Сначала наш город дал Мартынову квартиру, а когда он сделал в ней ремонт, обставил мебелью – Новиков попросил освободить её. Т.к. семья режиссёра не торопилась переезжать, как бы предчувствуя неладное… (Два переезда – равносильны пожару).  Режиссёру дали взамен крохотную однокомнатную. И он переехал в неё без лишних слов, оставив всю обстановку новому счастливчику. Это теперь мы знаем, что дружбан заместителя директора просто таким образом решал свои жилищные проблемы. Он жил где-то в провинции и мечтал о большой квартире. По предложению этого Зама - продал свою старую квартиру, приехал в Симферополь со всей семьёй, поработал год, вселился в мартыновскую квартиру, получил на неё документы, уволился, продал её по нашим заоблачным крымским ценам, переехал снова в свой город, сложил денежки за обе проданные квартиры и живёт теперь  припеваючи в огромной, дармовой…

Город… Как умеет он ценить своих кумиров? Наш – пока что так… Теперь тот великий Мартынов ютится в однокомнатной вместе с женой, тёщей и сыном. Когда я познакомилась с ним, мужчины спали на полу на снятых с петель дверях; женщины – на стареньком провалившемся диване… Теперь – чуть-чуть обжились: у них два дивана на четверых…
Но, унижения на долю этого человека, по-моему, не кончатся никогда! Президент дал задание всем театрам поставить спектакль про голод 1932-33 годов. Большинство театров – отказались, струсили… Мартынов – счёл своим долгом показать то время без купюр, без какой-либо  политической позиции. Счёл долгом показать правду. После угроз от коммунистов: убить и обвинений в халтуре в главной крымской газете, в статье, написанной ещё до премьеры – у режиссёра произошёл инсульт. И мало того, что лечение в больницах Украины стало недоступным людям (750 гривен в день стоят только лекарства); мало того, что президент замутил это дело и  не довёл до конца – не обязал министерства просвещения и культуры популяризировать этот нужнейший для нашего населения спектакль, и спектакль больше не показывается; так ещё и директор театр сначала отказался от предложения артистов сыграть спектакль в фонд помощи Мартынову, как делается обычно в чрезвычайных случаях в других театрах, мотивируя тем, что в семье деньги  есть (!!!) - (три пенсии и студенческая стипендия), и семье приходилось просто побираться у бывших его поклонников и артистов; а потом директор и вовсе уволил его без выходного пособия…  Пункт в договоре удачный выискал, на котором можно сэкономить…

Ценить… У нас не умеют ценить… После семи лет работы в Украинском театре, наш ненавидимый всеми симферопольцами театр – возродился. Годы прозябания, издёвок и всеобщего смеха над труппой - сменились растущей популярностью. Самым великим комплиментом Мартынову были слова пожилой женщины, которая сказала, что теперь они перестали ходить в Русский театр, а ходят только в Украинский, потому, что там стало интереснее! Эти слова подтвердили участники недавно проведённой конференции. Где прозвучало, что спектаклей такого уровня – нет даже в столице…
Театр, обретший популярность за счёт мартыновских спектаклей, добил своего спасителя… Главный бухгалтер и начальник отдела кадров, подавшие такого рода документы на подпись директору, просят жену режиссёра сходить к директору и поблагодарить его… За что? За славу, за успех, который подарил театру её муж?..

Интересно, на какой уровень развития культуры зачислил бы нас Ницше?


Рецензии
тяжеловатая тема...
понимаю..
я смотрел фильмы Игры богов..засматривался на ваших актеров-даже слезу побило просто от того,что они есть!! КТО они!
и такое...

Александр Приданов   31.05.2009 13:45     Заявить о нарушении
Спасибо за сочувствие...

Татьяна Белова   31.05.2009 23:26   Заявить о нарушении
да....жаль,чт опроисходит нечто подобное...

Александр Приданов   01.06.2009 08:03   Заявить о нарушении