Стрижка

 Всем Учителям посвящается
   В конце 60-х годов многие молодые люди бредили «Битлами» и фильмом «Пепел и алмаз» А. Вайды. Для них, 14-ти, 15-тилетних отчетливо вырисовывался современный герой. Интеллигент с удлиненной прической, но без хвостиков, патл и милитаристского бобрика. Чистые аккуратно уложенные волосы должны были закрывать уши и шею, а чёлка – доходить до бровей.
   Герой носил очки непременно прямоугольной формы с дымчатыми стёклами в черной оправе, которую невозможно было купить, нет достать. Пожалуй, этот термин больше подходит к тому времени.
   Внешний облик героя – вызов, протест всему навязываемому, противному свободной человеческой личности. В те застойные времена власть в СССР активно боролась с подобными проявлениями, полагая, что в прямоугольных очках и прическе под «Битлов» таилась скрытая угроза существующему строю. Так некогда преследовали  «стиляг», а «бдительные» граждане принимали людей, носящих усы, за  иностранных шпионов, по принципу: «Сегодня парень в бороде, а завтра где? В Эн-Ка-Вэ-Дэ!»
   Что и говорить, сложное положение было у преподавателей физико-математической школы, обязанных не только адекватно оценивать происходящее вокруг, но и воспитывать детей должным образом. А учились в той школе умницы и умники. Некоторые средненькие преподаватели не выдерживали общения с языкастыми учениками и уходили в обычную школу.
   Задачей школьного коллектива преподавателей-единомышленников во главе с директором  Владимиром Федоровичем Овчинниковым было: «формирование демократического мировоззрения, свободолюбивых людей с чувством собственного достоинства, интеллигентных и образованных…»
   Всеволод Лапин носил именно такую причёску и такие очки. Он учился в параллельном классе с Сашей.
   Ребята встретились в буфете на короткой перемене. Проглотив традиционный винегрет за четыре копейки и, выпив чаю с жареным пирожком с повидлом, приятели обменялись мнением о темах сочинений. Школа заставляла их думать не только на профилирующих предметах – физике и математике, но и на литературе. Скажем, чего стоит такая тема сочинения: «Почему в философский центр романа «Преступление и наказание» поставлена Катерина?» Или ещё, по роману Даниила Гранина «Иду на грозу» – «Гражданское мужество. Что стоит за этими словами?» И никаких «гуляний по образам».
   Проверенные работы выдавались школьникам с оценками по русскому и литературе. Кроме того, после оценок следовала небольшая рецензия учителя – известного литературоведа, критика, сотрудничавшего в «Новом мире», Виктора Исааковича Камянова, основные принципы преподавания которого «заключались в правде освещения материала, искренности общения и уважении личности ученика».
   Увидев Лапина на длинной перемене, Санька обомлел от удивления: Севкину голову украшала стрижка. Она была хороша, но непривычно коротка. Да и когда он успел? Он никогда бы не позволил сделать это с собой добровольно, поскольку гордился своей причёской, для неё он не один месяц отращивал волосы. Иногда одноклассницам приходилось закалывать длинные шелковистые пряди, чтобы не вызвать гнев у особо нетерпимых преподавателей.
   Сева поведал Саньке грустную историю.
   Выкурив сигарету, парень направлялся на урок и тут увидел директора. Школьники, за глаза, нарекли его Шефом. Отучившись три курса в Институте стали и сплавов, Шеф окончил истфак пединститута, мастер спорта по альпинизму, лыжам и баскетболу.
   «Всеволод, пойдём со мной»,– сказал Шеф. Сева, теряясь в догадках, по какому повод, пошёл.
   В директорском кабинете стоял незнакомый юноша. Не успев понять, в чём дело, ученик услышал звук запираемой двери. Оказалось, молодой человек – не ученик, а парикмахер по вызову. Такая услуга для обычных людей в то время была недоступна. Обнаружив марсианина в кабинете Шефа, Севка удивился бы гораздо меньше.
–  Постригите его,– сказал директор.
–  Пожалуйста, садитесь,– предложил парикмахер, у которого всё уже было готово. Он обращался с Севкой корректно, и предстоящая экзекуция никак не вязалась с этим обращением.
–  Я вынужден подчиниться. Но это насилие над личностью и попирание прав человека! Сообщаю, что платить за данное мероприятие я не намерен, поскольку не располагаю ни деньгами, ни желанием! – возмущенно заявил Севка.
–  Сева, располагайтесь поудобнее,– сказал радушно директор. И добавил миролюбиво.– Не огорчайтесь. Школа заплатит из средств, сданных родителями в классный фонд.
–  А вы уверены, что они одобрят ваши действия? – спросил уныло Севка, потеряв всякую надежду отвертеться. Он миллион раз говорил «предкам», что нечего тратить время и ходить на родительские собрания, а тем более платить деньги.
–  Одобрят, одобрят. Уже одобрили, если угодно знать. На собрании все родители мальчиков выразили неудовольствие по поводу длины волос своих дражайших отпрысков.
   Сева Лапин учился вовсе не в тоталитарной школе. Каждое время воспитывает своих лидеров. «Во времена глухих и согласных» человек, открыто объявивший о своём расхождении с общепринятой точкой зрения по какому-либо вопросу, по определению, считался либо диссидентом, либо сумасшедшим. Тем не менее, именно тогда Шеф восседал в президиуме отчётно-перевыборного комсомольского собрания школы, где каждый второй, критикуя школу и директора, говорил такие вещи, которые за стенами данного учебного заведения рассматривались как сущая крамола. А Владимир Федорович, понимая юношеский максимализм и неуёмное желание «математиков-аналитиков» во всём разобраться досконально, только улыбался, за что его горячо любили ученики.
   Школьник, допустивший оплошность, за которую его могли бы немедленно исключить из школы, оставался в ней под письменное поручительство класса. А чего стоили персональные  заявления учащихся: «Обязуюсь не курить на территории школы в не отведённых для этого местах…»
   Для курения был отведён мужской туалет на втором этаже. Вот где была  демократия: курили школьники и педагоги. Там, в неформальной обстановке ученики узнавали многое о жизни, о том, как оно было на фронте и чего она, действительно, стоила наша Победа, из уст непосредственных участников тех событий…
   Спустя десятилетия, пережив райкомовские гонения, Виктор Федорович Овчинников и сейчас преподает в школе.
   Дай Бог ему долгих лет жизни, душевных сил на этом благородном поприще! Да пребудет с ним любовь его учеников бывших, настоящих и будущих!

Октябрь, 2005
Стихотворение из повести "Лоскутное одеяло" ,кн. "Стихия", "Московский Парнас", 2008


Рецензии
Жалко Севку!
Когда я училась, мою одноклассницу классная рук. отправила умываться, решила, что она пришла в школу накрашенная.... А у девочки были натурально длинные ресницы...

Светлана Мурашева   03.05.2013 22:26     Заявить о нарушении
Ты знаешь, недолюбливала я учителей...
Может, слишком требовательная была.

Ольга Шаховская   04.05.2013 00:42   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.