Отзывы о работе старой Школы ПМ
Здравствуйте, случайные и неслучайные читатели данной статьи, новые знакомые и старые друзья!
Как мы писали раньше, начиная с мая этого года, Школа Поэтического Мастерства начала работать по-новому. Состав Коллегии Школы был значительно изменён. Опубликованы новые материалы на странице. Открыт первый конкурс. И, конечно, работа с заявками - просьбами авторов идёт полным ходом.
Но я хотел бы написать не об этом, а подвести некоторые итоги работы "старой" Школы. Конечно, я не собираюсь считать, сколько мы выполнили заявок и опубликовали статей. Такая статистика вряд ли будет нужна кому-либо. Я поступил по-другому. А именно: всем авторам, которые так или иначе участвовали в работе "старой" Школы (подавали заявки, общались с нами в рецензиях и т.д.) было разослано письмо с просьбой:
- рассказать о своих впечатлениях по поводу работы "старой" Школы;
- высказать какие-либо мысли-идеи-предложения для "новой".
Конечно, письмо было отправлено только тем авторам, чей адрес почты был указан у нас в рецензиях или на их авторских страницах (к сожалению, у многих на страницах указан лишь номер "аськи"), а может, кого-то я просто пропустил. Всего же получилось 35 авторов. Было получено более десятка ответов на моё письмо. Они и будут опубликованы ниже. Те ответы, которые придут позже, будут добавлены в статью..
Кроме этого, наша публикация - это хорошая возможность получить в виде рецензии и Ваше мнение о работе "старой" Школы или же предложения по работе "новой".
Ну и последнее. Из чистого любопытства я попробовал посчитать, на скольких же авторских страницах сайта есть ссылка на нашу страницу Школы Поэтического Мастерства.
(Комм.: Я считал через поиск фразы "Школа Поэтического Мастерства", поэтому, возможно, кого-то и пропустил.)
Признаюсь Вам честно, я был поражён... Я насчитал 99 авторских страниц сайта, где ссылка на Школу есть в "Избранных" или "Ссылки на другие ресурсы" (Комм.: Эта цифра на момент написания первой версии статьи неделю назад, сейчас уже 115). Это огромное количество, которое накладывает на нас, Коллегию Школы, определённую ответственность в поддержке высоких стандартов нашей работы (немножко "формалистическая" получилась фраза, но как здесь по-другому скажешь?..). Кроме того, я был удивлён, когда увидел ссылки на страницу Школы у совершенно не знакомых мне авторов сайта (мы никогда не общались раньше, а они никогда не обращались к нам ни с заявками, ни просто так). Огромное спасибо вам всем!
А теперь отзывы, полученные по почте (публикуются с разрешения авторов):
Людмила Уварова-Момджи:
“Здравствуйте, Лис!
Ваша Школа - дело очень хорошее и нужное. Продолжайте им заниматься, и Вы пожнете богатый урожай новых и хороших поэтов, или по крайней мере разносторонне развитых, образованных, интеллигентных людей. А как и всегда, их много не бывает.
Спасибо Вам!
Даже те, кто не находится с Вами в тесном контакте, имеют возможность заходить на Вашу страничку и самообразовываться, получать справочную литературу о строении стиха, его особенностях. И о многом чего еще. Еще раз Вам спасибо!
О том, чтобы писать содержательные рецензии на наши стихи по просьбе авторов, можно и не говорить, - не каждый выразит такое желание. Ведь здесь, на Стихире, многие просто выражают свои чувства и мысли в "стихах", не особо заботясь об их грамотном сопровождении, форме. Такие люди чаще всего не обращаются в Школу Поэтического Мастерства, а им-то как раз это и не помешало бы. Ведь нет предела совершенству. Век живи - век учись! Даже если ты не претендуешь на пальмовую ветвь Мастера, а довольствуешься скромным титулом стихоплета, графомана, и получаешь удовольствие просто от общения с друзьями на этом замечательном сайте, выражая в "стихах" свое настроение, мысли, чувства, всегда приятно сознавать, что есть такая доступная возможность зайти в Школу, проконсультироваться, ознакомиться, почитать что-то полезное о стихах в нужный день и час.
Еще раз Вам большое спасибо и удачи в строительстве Школы Поэтического Мастерства и собирательстве новых русских поэтов под знаменем Великой Русской Поэзии.
Буду рада, если мое письмо послужит Вам, в частности, материалом для обзорной статьи в Школе!
С уважением,
Людмила Уварова-Момджи”
Лариса Васильченко:
“Здравствуйте, Алексей!
Очень рада Вашему письму, спасибо Вам. Вряд ли смогу помочь какими-то конкретными советами, но о впечатлении от общения с вами и Светланой Святенко могу сказать. Я благодарна Вам за поддержку и теплое отношение. Это очень важно. И редко.
Желаю Вам удачи на таком ответственном посту, вдохновения, терпения и добра.
С признательностью,
Лариса.”
Яков Сапожник:
“Привет, Лис.
Что дала мне школа - тебя как учителя и друга. Что дал мне ты - познания
(пока самое начало, но всё же) в написании стихов. В остальном же, я в
работе самой школы не участвовал, потому не могу судить об этом. Мне
хотелось бы разнообразных конкурсов, а то везде любовь, пейзаж иль что-то
мудрёное о космосе.
Интересна, конечно, профессиональная критика, но хотелось бы чтобы она была
детальной.
Часто по ТВ идёт конкурс (танцы, песни и прочее), где один (или более) член
жюри говорит о том кто выступил лучше, кто - хуже И ПОЧЕМУ. Важно знать
почему. Поэтому, наверное, можно устраивать двойные конкурсы (хотя и
нагрузки больше) сначала конкурс стихов, а затем конкурс рецензий на них, а
уже высшая комиссия разберёт и то, и другое )))
Баллы лично мне не интересны (многим, я надеюсь, тоже), а посему ни давать,
ни получать баллы не интересно. Цель - не выйти на первое место (в обоих
комиссиях) ради баллов, а выйти на это место ради осознания, что хорошо
пишешь (но это в далёком будущем).
Яша.”
Яков Сапожник (другое письмо):
“Привет, Лис.
Посетил я страницу Школы. Закралась ко мне в голову одна мысль (которая в принципе была и раньше). Мне кажется, что вашей Школе не хватает материалов о самых основах поэзии. Попытаюсь пояснить - когда ко мне приходили ученики, я (вне зависимости от их возраста) проверял уровень их знаний (что касается музыки), а потом начинал объяснять с самого начала - есть 7 нот, называются они так-то. Между такими-то нотами - тон, а между такими - полутон. А потом уже рассказывал про интервалы. Я понимаю, что это нудно, и что кажется ненужным обьяснять это взрослому человеку (я об основах поэзии), но зато потом намного легче объяснять ямб, хорей и прочее. В общем, я веду к тому, что это было бы неплохо сделать, подобно следующему шагу после изучения алфавита, когда дети учатся писать по слогам. Длинно, нудно, но впоследствии понятнее. В химии тоже начинают с изучения элементов, а потом уже их связок (сначала что такое Н, потом что такое О, далее как получается Н2 и уже затем Н2О -- вода).
Это что касается педагогики. Далее по форме - зайдя туда (на страницу Школы) и не зная куда попал (например, в первый раз), можно подумать, что там учат как разбирать стихотворения, как критиковать, ведь на странице очень много внимания уделено понятию "критика". И начинающих поэтов, которые хотят научиться писать стихи, но устали или боятся критики - подобное может отпугнуть.
Вот такие у меня мысли.
Надеюсь разумные.
Спасибо за внимание,
Яша.”
Татьяна Бойко:
“Здравствуйте, Алексей.
Я бы хотела сказать несколько слов в благодарность Школе Поэтического
Мастерства. Примерно год назад я обратилась к Коллегии с просьбой
проанализировать и дать оценку моему произведению. Моей просьбе было
уделено много внимания: несколько членов Коллегии дали развернутый анализ
моего стихотворения, который помог разглядеть допущенные мною ошибки и
исправить их. Особую благодарность хочу высказать Светлане Святенко,
которая провела со мной длительную, плодотворную работу, в результате
которой было написано замечательное, на мой взгляд, стихотворение,
получившее немало положительных отзывов читателей.
Надеюсь, что и в дальнейшем Школа Поэтического Мастерства поможет мне
творчески развиваться, так как мнение компетентных людей порой позволяет
реально оценить свой потенциал.
Алексей, Вы можете использовать это сообщение для написания обзорной
статьи, если пожелаете. Я буду только рада внести хоть какую-то лепту в
развитие Школы Поэтического Мастерства.
С уважением,
Татьяна Бойко”
Людмила Мартьянова:
"Здравствуйте, Алексей!
Приятно общаться с человеком, который стремиться добиваться своих целей, делая это абсолютно корректно, но в то же время достаточно настойчиво) Ещё первое письмо (Комм.: моё письмо было послано дважды с перерывом в неделю) вызывало желание ответить, но отложила я это дело.
По сути, как я понимаю, это должен быть отзыв и пожелания к Вашей дальнейшей деятельности.
Сама эта идея достаточно интересна, как впрочем и ее воплощение. Поскольку мне это показалось интересным, я написала тогда на страницу ШПМ, а затем немного пообщалась с ее кураторами. Это был кратковременный, но интересный опыт.
В общем и целом вся суть в том, что я в общем-то не пишу сейчас. Ничего. Уже достаточно давно. Это период в жизни, или, напротив, перед этим был период когда что-то просилось на бумагу)) Когда я отписалась в школу по сути вот этот период уже настал) Но в то же время мне всегда было интересно услышать мнение о том, что когда-то было написано, от профессионалов, от тех, кто не скажет две-три общие фразы, например: "Неординарно. О какое слово я замутила)" или что-то в этом роде.
Очевидно на тот момент я получила то, что хотела и спасибо за то, что мне тогда это было дано Вашей школой. Также я думала тогда, да что там думала - была уверена, что хочу разбирать существующие произведения подробно, что-то в них изменять и улучшать. Но это оказалось ненужным. Лично для меня. Как старая пословица - что написано пером... Пришло понимание, что эти вещи уже живут
своей жизнью, строки проговорены и прожиты не один раз и не желают вмешательства в свою суть) Повторюсь, опять же только для меня лично, мне ничего не хочется менять, а желание совместно прорабатывать произведения может появиться тогда, когда эти самые призведения соизволят появиться))) Вот это, наверное, единственно возможный для меня метод совместной работы. Очень быстрая обработка после написания. Иначе ничего не получится изменить)
Какие плюсы-минусы были?
Чувствовалось большое желание авторов помочь, проникнуться глубже, очень хороший настрой. Желание ничем не смутить и максимально не задеть чувств написавшего автора) Хорошее взаимодействие было. Хороша возможность выбора общего
разбора и разбора в кулуарах (почта). Плюсов наверное больше, чем минусов. Просто не всем это нужно.
Для меня минус был единственный - если я начала общаться по этому поводу, мне хотелось быстро получать ответы. То есть получить диалог здесь и сейчас. Понятно, что это сложно, ввиду разных причин - времени, занятости и т.д. В этом смысле для меня наверное была бы удобна аська. Когда у каждого участника есть полчаса времени и желание побеседовать. Почта дает другие возможности, но в то же
время и ограничения.
Предложений, как таковых, у меня нет, ибо думаю, что Вы идете по самобытному и очень верному пути)))
Могу лишь пожелать успехов и удовлетворения от чувства прожитого и сделанного.
Относительно публикации - если оно требует того - используйте)
Удачи.
Людмила."
Анжелика Миропольцева:
"Здравствуйте, Алексей!
Немного удивлена Вашим письмом, т.к. мало кого интересует мое мнение, но я попробую ответить.
На страницу Школы меня привел обычный интерес в отношении создания стихов. К тому моменту у меня уже было свое представление о том, как пишутся стихи, но не в отношении ритма и прочей техники. Меня интересовали мнения других авторов в отношении поэзии как в общих чертах, так и в конкретных случаях. Обратившись к одному из членов Коллегии Школы, меня интересовали, так называемые погрешности, которые я допускаю при создании своих стихов, т.к. взгляд со стороны дает возможность взглянуть на это другими глазами. Я получила ответ на одно из своих стихотворений в том объеме, в котором мне было необходимо и благодарна за это.
Конечно, на какой-то момент он меня расстроил, т.к. я считала, что мои стихи достойны того, чтобы жить и был момент, когда я хотела прекратить их писать, раз они не соответствуют технике. Я обращалась за объяснениями не только к членам Коллегии Школы, но и к другим - и все отвечали одно и то же. В итоге я пришла только к одному мнению, что техника стихосложения не для меня. Я стихи не умею читать вслух, не понимаю значение гласных и согласных, не проговариваю слова. Я пишу их душой так, как они ложатся в тишине, внутри меня.
В отношении недостатков, сложно ответить, я их не увидела. Да и, если бы они были, то не думаю, что я на них заострила бы внимание. Из недостатков рождаются достоинства. Я не тот человек, который заостряет на недостатках внимание, замечаю, но не заостряю.
В отношении хороших моментов могу сказать только одно. Все познается в сравнении и хорошее или плохое определяется чисто индивидуальным восприятием на "хорошее" и "плохое". Что для одного хорошо, для другого может быть плохо.
В отношении пожеланий, идей, предложений даже не знаю что ответить. Конечно то, что вы делаете, однозначно несет позитивные моменты для авторов. Многое опять же зависит от самого автора стихотворений, насколько он желает стремиться к тому, к чему стремиться сама Школа.
В отношении критики, могу сказать, что в моем понимании само слово *критика*, изначально несет в себе негатив для восприятия. Так уж сложилось самой жизнью, что это слово воспринимается отрицательно. Критикуют в семье, на работе и т.д. И если хотите, чтобы авторы не воспринимали это так отрицательно, то, по возможности, не используйте часто это слово. Любое слово, для каждого человека несет в себе свое внутреннее Я, тем более, что общее значение этого слова от греч. kritike - искусство разбирать - судить и уже это о многом говорит.
Например, прежде, чем высказать свое мнение при разборе конкретных строк автора, я бы для начала узнала бы мнение самого автора, о том, что он хотел сказать в той строке, которую не понимает сам "критик". Многое зависит от воображения как автора, так и "критика". Лично я ко всему подхожу больше с точки зрения психологии и философии. Многое, что преподносится в литературном мире для меня не понятно. Создается такое впечатление, что то, что принято кем-то когда-то является абсолютной истиной и никаких отклонений не должно быть. Поэзия, в моем понимании, это колыбель души, в которой "золотая середина" всегда в движении.
Если мое мнение, что-то принесло положительного, то я этому буду только рада и не против, если используете на странице Школы.
Спасибо за Ваше письмо. Любви, счастья и благополучия во всех Ваших начинаниях.
С уважением,
Анжелика."
Елена Кветная:
"Алеша, здравствуй.
Я очень извиняюсь, что задержалась с ответом.
Начну со второй половины твоего письма -
школа дала мне многое, в свое время, я научилась писать, узнала правила стихосложения, всегда, когда я обращалась за помощью к кому-либо, мне не отказывали, старались помочь, за что очень благодарна всем за советы и помощь.
Насчет публикации ответов - конечно, я не против, если они помогут, пожалуйста.
Теперь то, что есть на сегодняшний день -
пока со стихами я приостановилась, даже закрыла свою страницу, может быть когда снова будет желание, вернусь, сейчас не до этого совсем.
Алеша, всем, всем большое спасибо, я всех помню, Свету Святенко, Алешу Абашина, и многих других, все они оставили какой то след в моей жизни.
до встречи, всего тебе хорошего, удачи во всем!
Лена"
Любовь Голубчикова:
"Здравствуйте, Алексей!
Если честно, то мне легче стих написать, чем ответить на Ваше письмо. Я пишу обычно экспромты, а здесь надо думать, что писать.
Я помню, что один раз обращалась за критикой в связи с тем, что набрались баллы, а анонс и выход на Главную, мне казалось - большая ответственность. После Вашего разбора я поняла, что мне нечего светится на Главной и я устроила на своей странице конкурс пародий на мои стишки и раздала все баллы. А теперь перечисляю баллы на стихи, которые мне нравятся у других авторов.
Спасибо, мне очень понравилось, как Вы очень грамотно и тактично указали на достоинства и недостатки моего стиха "Столица Австрии, пока!" - впечатления от отпуска. Я поняла, что мне нельзя серьёзно относиться к своему стихотворчеству. Но с другой стороны я решила сохранить страничку для несерьёзных экспромтов. Количество читателей меня не волнует, я просто "выпускаю пар", никого специально на страничку не приглашаю.
- Какие недостатки в работе школы? - их нет, просто тогда пришлось долго ждать ответ из-за Вашей занятости.
- Какие достоинства? - За короткое время я узнала, на что надо обращать внимание - элементарные правила стихосложения. Я не умею корректировать, так как никогда не сочиняю, а пишу, что взбредёт, не задумываясь о рифмах. Поэтому просто перечитала все свои произведения и благодаря Вам легко определила, какие надо удалить. Штук сто удалила без всякого сожаления.
В стихах других авторов я стала видеть недостатки, могу даже сделать разбор, но ухожу молча, так как большинство авторов болезненно
воспринимают замечания.
Если честно, у меня на Стихиру нет времени, но я люблю прикалываться, входить в роль и наблюдать за реакцией читателей, провоцировать на пародию.
В августе будет два года, как я начала рифмовать. На анонс так и не решилась. К восторженным отзывам отношусь с иронией. Спасибо Вам!
Если я когда-нибудь решусь выйти на Главную, обращусь к Вам за советом.
Кроме Вас я обращалась к двум критикам со стихом "Городу моего детства", но я им не поверила и не решилась выводить его на Главную. Мне кажется, что Вам бы этот стих не понравился. Алтай - моя родина, хотелось написать достойно.
На других страницах я читала разборы, но лучше, чем у Вас, не встречала.
С уважением и благодарностью,
Любовь Голубчикова."
Ищущий и Универсал (Дмитрий):
"доводить начатое до конца:) с уважением"
Семецкий Юрий:
“Полезное начинание, ведь в рецензиях крайне редко услышишь критику, а критика необходима для роста автора.
А пожелаю продолжать ваше, нужное сайту, дело.”
Владимир Кочетков:
"Здравствуйте, Алексей :)
По поводу Вашей просьбы ответить на вопросы по работе "Школы поэтического мастерства".
Мне особо и нечего сказать...
Да, у меня как-то (давно) было желание пообщаться с этой Вашей Школой, но она долгое время не работала (почти не работала), а потом моё желание прошло.
Фактически, я не занимался, и не занимаюсь, ни в какой школе.
Не работаю ни на какой площадке.
Не вхожу ни в какую поэтическую тусовку.
Я - сам по себе.
И это мне нравиться :)
:) Ну, а поскольку мне нравится ещё и Ваша просветительская деятельность, то я сегодня перевёл на логин "velstran3" 500 балов.
Извините, что ответил не сразу.
Всего Вам доброго :)
С уважением,
Владимир."
Ольга Дивинская:
"Здравствуйте Алексей! Извините, что не смогла вовремя ответить. Сразу хочу сказать, что я очень благодарна Вашей школе и считаю, что Вы делаете благое и нужное дело. У каждого человека, начинающего или давно пишущего, наступает момент, когда хочется вынести свои стихи на суд, чтобы получить оценку и узнать мнение окружающих. В первый раз это всегда страшновато, тем более, что в глубинах Стихиры можно столкнуться с разного рода "критикой" и порой такой, что и талантливым стихам придётся не сладко. Я для себя нашла палочку-выручалочку и советую всем ищущим и желающим поучиться обращаться в Школу Поэтического Мастерства. Здесь никто никого не обидит, здесь дадут дельный и профессиональный совет, помогут увидеть ошибки и исправить их при этом очень вежливо и корректно, а кроме того, здесь много полезной информации по основам стихосложения. Единственным моим желанием было побыстрее получать ответы от "учителей", хотя я понимаю, что это не просто и требуется выкроить время для анализа стихов. Вы, Алексей, пишете, что на страничке ШПМ будут проходить различные конкурсы, это очень интересно и я желаю Вам всяческих удач. Занесу страницу Школы в свой избранный список, чтобы не забывать к Вам дорогу.
С уважением,
Ольга Дивинская."
Наталия Прохоренкова:
"Здравствуйте, Алексей!
Школа дала очень много и, думаю, не только мне. Множество авторов научились! писать стихи благодаря этому великому труду. На то ведь она и школа!
Недостатков в работе "старой" Школы я никаких не видела.
Хороших моментов было много. Статьи опубликованные на страничке, которые были не только полезны, но и интересны. И самое главное, это переписка лично с Вами, Ваша помощь и разборка моих стихов очень мне помогли, за что Вам отдельное спасибо. Теперь я лучше разбираюсь в технике написания.
Я желаю Вам и дальше продолжать это благородное дело на страничках стихиры!
И я не против, чтобы Вы использовали мой ответ для публикации обзорной статьи на странице Школы. Пусть все знают какую пользу Вы приносите!!
С теплом, Натали."
"А Тата (Татьяна):
Сама по себе идея Школы очень хороша, на мой взгляд. Всё сложно-непонятное объяснено было очень просто и понятно - что, безусловно, радует.
Пожалуй, серьёзный недостаток прошлой Школы - большой перерыв в появлении новых уроков.
Хорошие моменты - лёгкость изложения материала, интересность.
Насчёт изложений-идей-пожеланий...Исходя из плюсов и минусов, описанных мною выше, можно сделать выводы по работе школы. Думаю, нет смысла перечислять всё по второму кругу.
Давно не заходила в Школу, с Стихиры почти съехала - сижу на Прозе. Быть может, организовать что-то вроде совмещённой школы и там? как вариант.
Если, по вашему мнению, в моём ответе есть рациональные предложения по работе Школы, то, я думаю, было бы неплохо его опубликовать))
Спасибо за письмо.
Тата."
Елена Кофман:
"Здравствуйте, Алексей!
По поводу странички школы поэтического мастерства, к сожалению, в мою голову сейчас ничего новенького не приходит. Честно говоря, мне она нравится такой, какой я её вижу сейчас. Если появятся идеи, напишу. Содержание странички, безусловно, важно, но ещё важнее "живая" поддержка начинающих поэтов (это как наша с Вами переписка). Мне это очень помогает. Спасибо:-)
С уважением, Алёна:-)"
Сергей Савенков:
"Здравствуй, Алексей!
В прошлом я обращался с просьбой посмотреть что-либо из моих стихов. Вы выбрали "Беспризор". Мне очень интересно было твоё мнение (надеюсь "ты" слух не режет?), кое что поправил, с чем то не согласен, но в целом мне было интересно. Так что работа с тобой дала мне повод к более критическому отношению к своим строкам, так что будет время - всегда рад!
-Недостатки в работе "старой" Школы - только, на мой взгляд, долгое ожидание критических замечаний.
-какие были хорошие моменты в этой работе? В целом - не знаю, мало общался, но понравилось то, что нет агрессивного навязывания своего мнения и злой критики (не в пример Самому Честному Рецензенту).
- какие у Вас есть предложения-идеи-пожелания по работе Школы в будущем? Предлагаю дать возможность каждому желающему в конкурсно-игровой форме поработать с различными образами. И, вообще, наука образности в руках поэтов - великая вещь! Горы двигать можно. Если у вас есть знания на эту тему - предлагаю активно внедрять их в свою работу.
Желаю успехов, здоровья крепкого и процветания!
Всё, что мною здесь написано разрешаю опубликовать.
Радости Вам, Света и Вдохновения!
С уважением, Савенков Сергей."
Пока на этом всё...
Радости всем вам:)
Школа Поэтического Мастерства
Алексей Лис
Свидетельство о публикации №109052100536
http://www.stihi.ru/2009/05/12/569
Ответ на вопрос Б28: Первая проблема, с которой сталкивается начинающий автор, или "Как же всё это сложно!.. Как вообще можно сочинять по всем этим "премудростям"?!"
---
представьте себе, что автор писал "просто так", как оно писалось, не задумываясь о правилах стихосложения, не зная их...
но рано или поздно, как это бывает практически у всех, автор "дошёл" до некой "первой точки отсчёта" (как я её называю), когда автору захотелось разобраться - а как правильно и как неправильно, почему звучит и не звучит, что такое ритм и рифма и так далее...
и, "обалдевая знаниями" (помните откуда? это из моей любимой книжки про Винни-Пуха, так говорил ослик Иа:)), автор начал "разбирать" свои стихи "на ритм", "на рифмы" и тому подобное... и практически всегда возникают у автора разные-всякие проблемы... у меня тоже такое было, я помню...
первая проблема:
автор думает: "Как же всё это сложно!.. Как вообще можно сочинять по всем этим "премудростям"?!.. Мне это мешает... меня это загоняет в рамки... получается, что я уже не сочиняю стихи, а "конструирую", как какой-то робот... Так нельзя..."
это просто "первый барьер", и в нём нет ничего страшного... через него можно (и нужно) пройти... пройти пониманием...
первый шаг к пониманию такой... даже когда автор пишет, не знаю никаких законов, считая, что он пишет "из души", он так или иначе САМ придерживается каких-то "рамок" и каких-то законов... я уже говорил и повторю, ритм заложен в самом ЯЗЫКЕ, это не прихоть автора - написать вот так, а не вот так... автор сам чувствует, что вот так "звучит", а так - что-то не то... конечно, здесь я имею ввиду самие крайние случаи... к примеру:
Наша Татьяна что-то громко плачет... - не звучит... ну, не звучит и всё:) как это называется и почему не звучит - это уже другой вопрос...:)
а вот - Наша Таня громко плачет... - звучит... звучат стихи... почему? да Бог его знает, звучат и всё...
понимаете, чувство ритма, вообщем-то, у каждого есть внутри, им просто нужно НАУЧИТЬСЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ... и всё...
и вот законы стихосложения, все эти ритмические схемы и т.п. - это только инструмент понимания "почему" звучит или нет...
это не "чертежи", по которым "надо" писать, а просто инструменты...
второй шаг к пониманию такой... кажется, что всё это так сложно, все эти ямбы-хореи-анапесты... да, так кажется... а почему?.. а потому что нужна постепенность, нужна "перенастройка самого себя"... нужно вдруг внезапно подумать-понять, что это не столько сложно, сколько ИНТЕРЕСНО:) очень много чудес скрыто в нашем языке, в самом звучании строк и стихов, очень много музыки... а главный критерий всегда один и он очень прост - звучит или не звучит:) каждый день можно делать какое-нибудь открытие... идти постепенно, но с интересом:) и не думать о сложности... ритм - он как мир, в нём очень много вариантов... а законы стихосложения - на самом деле не "жёсткие рамки", а просто "буйки", за которые при должном умении можно и "заплывать":) вот только плавать сначала научиться... а потом - вперёд, никто не держит:) а потом можно уже не задумываясь "плыть", не представляя это как "так, сейчас рукой вверх,а потом вот так и вниз", оно само будет получаться...:)
Алексей Лис
Школа Поэтического Мастерства -З 21.06.2011 04:40 Заявить о нарушении