Сигачёв А. об авангарде, о времени и абсурдософии

Sigachev A. A. On Avant-garde, Time and Absurdsophy

Аннотация: В статье в качестве примера новой философии абсурда рассматривается творчество молодого литератора, основателя оригинального направления в авангардной литературе Юрия Тубольцева. Даётся анализ его творчества, связанного мировыми социальными процессами от рубежа нового тысячелетия. Показана причина возникновения шокового абсурда, как феномена в современной авангардной литературе — абсурдософии. Литературный эпатаж на грани шокирующего эффекта является средством сопротивления молодых авторов «беспределу» современных «архитекторов» и адептов мировой глобализации, с их тенденцией к провоцированию обвального мирового кризиса и тотального терроризма.

Ключевые слова: авангардизм, сюрреализм, абсурдное мышление, абсурдософия, театр абсурда, минимализм, эпатаж, шок, Юрий Тубольцев.

Abstract: In the article by way of example of a new philosophy of absurd the creative works of a young literary man, the founder of an original tendency in the avant-garde literature, Yuri Tuboltsev is considered. The analysis of his works, which have been bound by the world social processes since the boundary of the new millennium, is presented. The cause of the onset of shock absurd as a phenomenon in the modern avant-garde literature — absurdsophy — is revealed. Literary epatage on the verge of shocking effect is a mean of resistance of young authors to the “outrage” of contemporary “architects” and adherents of the world globalization, with their trend to provoke of collapse world crisis and total terrorism.

Keywords: avant-gardism, surrealism, absurd thinking, absurdsophy, absurd theater, minimalism, epatage, shock, Yuri Tuboltsev.


Современная абсурдософия представляет собой синтез авангардной литературы, психологии и философии, граничащих с запредельным абсурдом, с экстраполяцией на абсурдную действительность современного мироустройства. Это новое течение в авангардной литературе является как бы зеркальным отражением современной действительности, и, по сути, является оружием в борьбе с международным злом «глобализации», как одной из разновидностей мракобесия. По выражению абсурдософов: подобное следует искоренять подобным, клин вышибают клином.

По мнению современного, самобытного, молодого ведущего европейского авангардиста Юрия Тубольцева, — в современном мире создалась парадоксальная ситуация главенствующей роли идиотизма, мракобесия и безраздельного господства «князей тьмы». По образному выражению молодого психолога и философа, родоначальника философии абсурда Юрия Тубольцева: «Тёмные невидимки-мракобесы, заняв все ключевые позиции в государствах, правят бал...» Это очень точно выражено в известном стихотворении А. С. Пушкина «Бесы»: «...Бесконечны, безобразны, / В мутной месяце игре / Закружились бесы разны, / Будто листья в ноябре... / Сколько их! куда их гонят? / Что так жалобно поют? / Домового ли хоронят, / Ведьму ль замуж выдают? <...> Мчатся бесы рой за роем / В беспредельной вышине, / Визгом жалобным и воем / Надрывая сердце мне...»/


«Великий русский поэт А. С. Пушкин избрал для борьбы с бесовщиной оружие безупречной красоты и гармонии, — пояснил мне Юрий Тубольцев в беседе со мной, — и он был зверски убит извергами рода человеческого. Современные молодые авангардисты избрали иной путь, иное творческое оружие борьбы с международным злом бесовщины — «глобализацией» с прицелом ее лидеров на мировое господство с пресловутой идеей об избранном «золотом миллиарде». Новое время диктует новые формы сопротивления международному злу. Миниатюра абсурда, призвана не потешать, хрюкающих и лающих, рассыпанием перед этой бесовщиной прекрасного бисера слов, но действовать выработанным психологическим секретным оружием борьбы с мировым злом — жалящим словом абсурда, эпатажем на грани шока, ибо прекрасных слов мракобесы не воспринимают, никак не реагируют на них, и продолжают творить зло. Наша задача: вернуть архитекторам зла, их же собственные "таблетки" шоковой терапии...»

В доказательство психологической позиции абсурдософии как таковой, Юрий Тубольцев перечислил несколько десятков слов, называя их «нейтроновыми» и «урановыми», которые, наряду с другими психологическими «словами-пилюлями», призваны исполнять роль секретного оружия борьбы с «князьями мракобесия». Вот лишь некоторые слов из арсенала абсурдософии: сексомания, порнопсёнок, сексопсёнок, кровопсёнок, порносёнок, сексосёнок, порносексик, кровосёнок, кровосексик, кровопорно, сексопорно; сексосекситься, порнопорниться, кровокровиться, хрюнохрюкаться, порноманиться, шизофобиться, сексошизиться, маносекситься, сексопорниться, порнохрюкаться, хрюколаяться, лаяхрюкаться, хрюхихикаться, хихилаяться, хрюмяукаться, мяухрюкаться, быкосекситься, сексобыкаться, быкопорниться, слонобыкаться, мамонтслониться, параноиться, шизопорниться...

«На самом деле, — пояснил мне Юрий Тубольцев, — эти и другие абсурдософские ключевые слова, являются лишь небольшой увертюрой, к призыву о создании обязательной рекламной строки в телевидении, всех без исключения телевизионных каналов крупным шрифтом: Минздрав предупреждает: Осторожно, люди! Смотреть и слушать все без исключения телепередачи — вредит вашему здоровью. Это яд самой гремучей змеи!..»

Юрий Тубольцев дал мне прочитать макет его будущей очередной книги по абсурдософии. В ходе беседы я попросил Юрия Тубольцева разрешения задать ему несколько вопросов для того, чтобы написать статью о нём, как о первопроходце в философии абсурда, шокового эпатажа, а также показать развитие этой проблемной темы в современной литературной школе авангарда, её связи с социально-психологическими процессами, протекающими в современном обществе в мире. Я задал Юрию Тубольцеву несколько вопросов, и он любезно согласился ответить на них.

— Юрий, что явилось главным толчком к выбору вашей, прямо скажем, необычного творчества в области авангардной литературы, миниатюры абсурда, шокового эпатажа и создания новой авангардной школы абсурдософии?

— Современное общество, поражённое глобальным кризисом, раздираемое противоречиями, оказалось в упадочном состоянии. Словно из прорванного гнойника вылезли наружу такие злокачественные явления, как пиратство, терроризм, рабство, кража и торговля детьми и человеческими органами и многие, многие другие дикости нового тысячелетия. Всё это сопровождается беспримерной бесовщиной, льющейся водопадами с экранов телевизоров. Я настолько был шокирован происходящим в мире беспределом, что стал решительным борцом с этим беспримерным злом в истории человечества. Наша суровая и мрачная действительность послужила главным толчком в выборе литературного творчества в сфере абсурдной миниатюры, абсурдософии.

— Юрий, в вашей книге по поэтике развёрнутого абсурда[1] часто встречаются такие авангардные термины, как сюрреализм, эпатаж, минимализм. Не могли бы вы коротко пояснить: какой смысл вкладываете Вы в эти термины? Какую новую смысловую нагрузку несут у Вас эти, уже ранее известные в авангардной литературе, слова?

— Что касается термина «сюрреализм», то я больше склоняюсь к французскому толкованию слова “surr;alisme”, что буквально означает сверхреализм. Это понятие пришло на смену дадаизму, направлению в авангардистском искусстве, объявляющее своей задачей бесконтрольное, «автоматическое» воспроизведение сознания и особенно подсознания. Это порождало причудливо-искажённые сочетания слов, способствовало сращиванию реальных и нереальных явлений и предметов. Другой термин «эпатаж» происходит также от французского слова “epatage” (скандальная выходка); чаще всего, я в своих произведениях абсурдной миниатюры вкладываю именно такой или подобный этому смысл (скандальное поведение героя миниатюры), впрочем, иногда желательно выразиться острее, тут и приходит на помощь слова из абсурдной, «потусторонней» философии — абсурдософии. А что касается термина «минимализм», то, как мне представляется, в самом этом слове содержится ответ на ваш вопрос. И всё же, я больше склоняюсь к тому, что слово «минимализм» является антиподом слову «максимализм». Мне, в этом сравнительном анализе слов, видится большая точность.

— Известно, что писатели индивидуалисты и являются конкурентами. Отчего же у них появляется потребность к объединению?

— Когда люди работают вместе, возникает эффект синергии (греч. ;;;;;;;;/Synergos — вместе действующий). Человек по своей природе социален и потому постоянно нуждается в общении с подобными себе. Любой писатель ищет своего читателя, мечтает обратить его внимание, надеется на понимание и на возможное творческое сотрудничество. У писателя постоянно возникает вопрос, как найти своего читателя, как до него «достучаться»? В этом и состоит неоценимая роль писательских сообществ, Союзов писателей: проводить совместные конкурсы, крупные издательские проекты.

— Как Вы считаете: нужна ли организация «авангардистов-абсурдистов»? Если «да», то зачем она, по-вашему, нужна?

— В случае создания организации «авангардистов-абсурдистов» можно будет говорить о своей школе. Писательская организация — это, прежде всего, коллектив. Разумеется, писательское дело сугубо индивидуальное, но писателю необходимо сотворчество и коллективизм, как в театре, кино и даже в любом небольшом оркестре. И писательское творчество не является исключением, ему необходимо постоянно ощущать чувство коллективизма. Писательские объединения существуют самые различные, и даже там, где нет писательских союзов, писатели всё же группируются вокруг крупных издательских журналов, литературных проектов, конкурсов и т. п. Вот это и есть коллективные формы писательской работы. И, если вспомнить прошлое, то, ещё в начале ХХ века имели свои издания даже небольшие литературные течения авангардистов (футуристов, имажинистов, акмеистов и т. д.).

— Ради чего мы живём и пишем? Какие приоритеты в Вашем творчестве, как молодого писателя 20–30-летнего возраста?

— Я бы хотел выработать у читателя вкус, чтобы моему читателю были противны продукты массовой культуры, Голливуда. У меня, как у писателя зарубежья с глубокими русскими корнями, нередко возникают подобные вопросы, который являются традиционно русскими, стержневыми вопросами. Духовность в настоящее время массовой деградации личности обретает особую актуальность. Если ответить кратко, то живём мы ради постижения светлой духовности (истины, добра, красоты, гармонии).

— Как происходит переосмысление жизненных ценностей?

— Переосмысление жизненных ценностей происходит на основе художественных, эстетических переживаний при соприкосновении с духовными ценностями. И приоритетом в шкале ценностей являются, на мой взгляд: уважение к природе, бережное отношение к ней; соблюдение принципа равенства и братства всех людей и народов.

— Насколько мне известно: кроме авангарда Вы ещё увлечены наукой, публикуетесь в научных журналах и даже готовитесь к поступлению в аспирантуру. Что Вас вдохновило на научный поиск?

— Я два года учился в психологической аспирантуре, но решил переквалифицироваться в культурологи. Меня интересуют, в первую очередь, этика и педагогика, то, как тексты могут оказывать воспитательное воздействие на читателя или зрителя.

— Скажите несколько слов о современном научном процессе.

— Современная наука превращается в иррациональное искусство, научное слово становится не псевдологичным, а образным, метафоричным, субъективным. Наука перестает предписывать обществу, что является верным и обязательным, а, наоборот, показывает, что различные точки зрения равноправны и относительны. Научных традиций становится много и все они различны и несводимы к общему знаменателю.

— Какие на Ваш взгляд литературные тенденции в мировом литературном процессе будут доминировать через 10–15 лет?

— Эклектика, смешение жанров и стилей. Очень надеюсь, что духовонность будет постепенно выветриваться свежим воздухом настоящего искусства. Думается, что к тому времени в литературе будет доминировать реализм и получит широкое распространение новаторство и авангардизм.Литературное течение современного авангардизма часто понимается, как литературное объединение или школа. Оно обозначает совокупность творческих личностей, объединённых идейно-художественной близостью и программно-эстетическим единством. Получит своё дальнейшее развитие неореализм, который, наряду с характерной правдивостью, устремится в глубину проникновения в действительность, затрагивая самые ее корни, во всей полноте художественного и психологического понимания. Но особое место в литературном процессе займёт символизм, высвечивающий весь абсурд современной действительности «с изнанки». Новый символизм будет формироваться и оформляться в связи с общим кризисом псевдокультуры на стыке тысячелетий. Символисты в недалёком будущем устремятся в своем творчестве к постижению «скрытых реальностей», через мистифицированную форму своих абсурдософских произведений. Исходя из кризисных противоречий нынешнего мрачного времени, можно сказать, что назрела потребность выражать мысли образами символов, доводя их до художественной впечатлительности, и указывать путь к божественной сущности мира. Заметную роль в этом процессе будут оказывать модернистские течения в поэтике. Современная шоковая пощёчина общественному вкусу настоятельно требует новых литературно-художественных средств. Методы Маяковского обретают «второе дыхание» — «стать делателями собственной жизни и жизни для других». Другими словами, абсурдософия завоёвывает право по преобразованию окружающего мира, стать продолжателем естественной природы и положить конец бесчинствам тьмы. Призвать людей к пробуждению чувства родины. Обычные средства уже не пробуждают Емелю на печи, нужен эпатаж, абсурд, шок!..

— Как, по Вашему мнению — русский авангард в России ещё не дорос до уровня зарубежного авангарда?

— Думаю, советская духовность еще оказывает огромное влияние на современное российское искусство, и мы даже опережаем Запад в плане авангарда, но, к сожалению, процессы деградации в России идут сейчас ужасающими темпами. Издательства пустились во все тяжкие, пытаясь зарабатывать деньги, как можно больше и быстрее, с немедленной коммерческой отдачей от выпуска книжной и электронной продукции. На рынок выбрасываются всё более новые «модные» издания, причем издатели не считаются ни с какой нравственностью. При этом часто выходит материал очень сомнительного качества. Руководители крупных издательств не задумываются над тем, что наряду с низкопробной, вульгарной литературой, должны выходить и серьёзные книги, а также необходимо прислушиваться к зову нового времени в решении современных задач. Старые литературные формы всем уже набили оскомины, топчутся на месте и подобно гоголевской вдове унтер-офицера высекают сами себя...

— Как обстоят дела с издательскими проектами по авангарду в сети Интернет? Какие Вам видятся в этом перспективы?

— Активных, посещаемых литературных сайтов самиздата уже больше пятидесяти, популярных издательских интернет-парталов, в которых работают редактора, и публикуется не все, а только отобранное — не более пяти. Существуют и альтернативные варианты, когда на сайте есть блог, в котором все авторы публикуют всё, что они хотят, но есть и редакторская часть сайта, в которой размещаются только избранные работы.

— В чём конкретно, по Вашему мнению, должна состоять помощь государства писательским организациям и крупным проектам творческих коллективов авангардистов на современном этапе?

— Очень стимулируют творческие конкурсы. Также плодотворна деятельность по изданию различных тематических сборников. Помощь государства писательским организациям и крупным проектам молодым творческим коллективам авангардистов, должна быть, прежде всего, финансовая. Писатель не должен быть богатым, но и нищим он быть не должен. Издав востребованную книгу, писатель должен жить безбедно на полученный гонорар, как минимум год. Чтобы он и его семья не чувствовали себя на голодном пайке. Государство должно поддерживать писателей выплатой государственный стипендий, но не в виде жалких крох, на которые можно только перебиваться с хлеба на воду.

— Каким, как Вам видится, должны быть договорные отношения между писателями, редакторами и издательствами?

— Как правило, если писатель не известен, то ему приходится публиковаться за свой счет. Но это даже и выгодно, т. к. в этом случае писатель получает не небольшой процент от продажи книги, а реальную прибыль в случае успешной реализации тиража. Однако просто напечать книгу — не достаточно. Обязательно нужно, чтобы была реальная сеть для ее реализации, иначе весь тираж может остаться на складе. А товароведы в магазинах берут на реализацию далеко не все. Стихи часто являются неформатом. Чтобы быть услышанным и востребованным писателем в современной действительности, необходимо сбросить с корабля современности все одряхлевшие, изжившие свой век, потерявшие ценность.

— Сейчас в мире назрела критическая ситуация в финансовых вопросах. И назрела необходимость государственной помощи писателям в форме «стипендий» или минимальных гонораров. Как обстоят дела в этом вопросе в Германии и в Международной писательской организации, в которой Вы состоите?

— Союз писателей «Новый современник» собирает добровольные взносы для поддержания работы сайта, государственной поддержки, к сожалению, нет. Все держится на энтузиазме. Выражаясь словами Ильфа и Петрова «Забота об утопающих — дело рук самих утопающих».

— Как Вы относитесь к созданию авангардного театра, в том числе в сети Интернет?

 — Авангардный театр призван подтягивать за собой и поднимать планку и уровень искусства, в том числе и в Интернете. Интернет необходимо одухотворить и вытеснить из него глупые компьютерные игры.

— Театр в Интернете, это понятие рыночное?

— Все, что относится к высокому искусству, к сожалению, не рентабельно. Поэтому необходима поддержка фондов и государства. И все же, по большому счёту, театр вообще и театр в Интернете, в частности, — это не рыночное понятие. Публику необходимо ориентировать и настраивать на определённую волну, когда в мире все перепуталось. Нужен театральный маяк в Интернете, в том числе и не рыночного свойства. Тут задето чувство чести современного художника и руководителя театральных проектов. Не хлебом единым жив человек.

— Легко ли Вам пишется, Юрий, ведь нередко темы, которые Вы поднимаете в своём творчестве, могут оставлять неприятный след на душе?

— Нет, здесь не всё однозначно. Я почувствовал в себе психолога. В какой то мере, это пришло в процессе творчества, но в целом, я никогда не считал себя мягкотелым, чтобы болезненно реагировать на такой вид борьбы со злом. Сейчас время такое, что дальше отступать некуда в борьбе с мировым чудищем. Я из казачьего племени. Мы, казаки — народ упёртый, и обладаем врожденным чутьем в борьбе с любого вида опасностями. Поскольку наши пращуры жили на границах, в зоне повышенной опасности и это наложило печать на твердость нашего характера. Недаром казачество пытались уничтожить как класс, но казачество всегда было, есть и будет. Наше дело правое и тьму мракобесия мы рассеем основательно. Это я точно говорю!..

— Какие у Вас планы на ближайшее время и на перспективу?

— Окультуривать информационное пространство.

— Вы человек целеустремлённый. Какая у вас мечта?

— Получить Нобелевскую Премию по литературе. 

— Над чем Вы сейчас работаете?

— Над серией миниатюр про разных интересно мыслящих зверюшек.

— Остается ли время для досуга? Что больше всего в жизни придает Вам заряд вдохновенья?

— Лучший досуг — это смена деятельности, замена одной полезной работы на другую. В последнее время я часто слушаю аудиокниги.

В заключение нашей беседы с молодым новатором в современной авангардной литературе Юрием Тубольцевым, я пожелал ему преодолеть все трудности, которые неизбежно встретятся на его творческом пути, как у всякого первопроходца. Уже сейчас Юрий Тубольцев ощущает на себе тяготы тернистого пути нового творчества в авангардной литературе — абсурдософии. Но как в минуту откровения Юрий Тубольцев признался мне: он не из слабого десятка. Его глубокие казачьи корни помогают противостоять любым силам зла и мракобесия. «Реакция поборников зла только закаляет мой дух, — признался мне Тубольцев, — это только укрепляет во мне веру в могущество слова. У дьявола Люцифера, отца лжи, лицемерия и мракобесия, родной стихией является ложь. А за нами — Правда. Победа останется за нами, как за Дмитрием Донским на берегах Непрядвы, победившим неисчислимую орду Мамая, потому что, как сказал святой Александр Невский: «Не в силе Бог, а в Правде». Сильнее Правды нет ничего. Ложь и мракобесие будут посрамлены...»

Сигачёв Александр Александрович — кандидат технических наук, старший научный сотрудник ЦНИИЧМ им. И. П. Бардина, член Союза писателей России (МГО СП РФ), гл. редактор журнала Фестиваля-конкурса «Юная Росса».

Sigachev Aleksandr Aleksandrovich — Candidate of Science, senior staff scientist of the I. P. Bardin Central Scientific and Research Institute of Ferrous Metals, a member of the Union of Russian Writers, senior editor of the journal of the Festival-contest “Youthful Rossa”.

E-mail: sigacheval(at)yandex.ru

[1] Тубольцев Ю. А. Герой свинашего времени. Gelsenkirchen. 2008. C. 234.


Рецензии
жизнь выдумывает без нас
библиотеки ситуаций естественных ритуалов
они сами скажут..
только не пройти мимо..
всякая куртуазность это от искусственности
не надо гротеска..
не надо гиперболы..
библиотеки первых Интонаций
прикажут
делай Только Так.

Безумный Рисовальщик   20.02.2016 10:04     Заявить о нарушении