Дело - наше

Славно будет отметить в итоге,
Что, когда оступался, скользя,
У судьбы я не клянчил подмоги.
И понятно: у женщин - нельзя.

И когда оступалась, бывало,
Под ногами несчастнейшим днем,
Я-то знал, что она ревновала.
Пустяки, мы друг друга поймем.

Ничего эти ссоры не значат.
Я вот путь свой закончу земной,
Может быть, что никто не заплачет,
Но заплачет судьба надо мной...


Рецензии
Валерий, здравствуйте.

Много прочитала сегодня Ваших стихов - интересно было (и есть), так что буду возвращаться. Но вот, может, отчасти в порядке полемики, с Вашими же эссе о творчестве, хочу тоже одну вполне спорную мысль озвучить, хоть и с цитатой из классика. Помните в Скучной истории: "главный элемент творчества -- чувство личной свободы..."?

И - не знаю почему я вместо вполне заслуженной похвалы многому из понравившгося у Вас пишу именно про это - сложилось у меня ощущение, что главное не сказано, хотя по уровню владения ремеслом должно оно где-то быть, хотя, может, я просто не дочитала до этого главного. И не в тематике дело - оно достаточно широка и острых тем Вы не избегаете, но вот тем не менее.

Навреное, точнее сейчас не сформулирую, но кажется, что Вы продолжаете играть роль ученика, хотя давно уже переросли её. Беда довольно обычная для людей, требовательных к себе, но кажется, что оно уже мешает.

Надя Яга   07.02.2010 01:02     Заявить о нарушении
Надя! Дело не в роли ученика.

Иногда просто боюсь показать непродвинутому автору то, чего я достиг. Стеснить собеседника чем-то для него неизвестным.

Иногда. А больше всего боюсь, что во мне увидят этакого мэтра, гнущего пальцы: мол, что вы, профаны непосвященные, в этом деле (о котором говорим) понять можете?

Я действительно не из "талантливых" и "гениальных". Я это знаю. Но внутри - некоторое гордое чувство: "Способностей не было, но я их добыл..." То есть - научился, могу и умею. Есть и настоящие, профессиональные достижения (хотя их и немного).

Себе цену знаю. Однако же и вижу, если "за меня переплачивают" - либо неумеренно хвалят, либо изумляются: "Вот ты что умеешь?!" Прекрасно понимаю: хвалящий тоже это умел бы, если бы додумался, "как".

Теперь о "личной свободе"... Свинское состояние личной свободы нам уже двадцать лет пытаются привить. Чехова, мне кажется, не совсем понимают. Особенно - нынешние американско-жополизные моралисты. Да и апологеты "широкой русской души" - тоже не все тут поймут. И те и другие понимают "свободу", как неограниченную ничем капризную волю разнузданной личности. А это - не так. Петр Нестеров - первый летчик, который перестал летать "блином", только в горизонтальной плоскости. А когда сумел выполнить на своей "этажерке" мертвую петлю, сказал: "В воздухе везде опора".

В исскустве полета Нестеров получил свободу. Но его свобода была добыта знанием законов воздуха, аэродинамики. А это не совсем то, что понимают себялюбы и рррррррыночники под "чувством личной свободы".

Валерий Берсенев   07.02.2010 07:02   Заявить о нарушении
Чехова действительно понимают слабо и не все, с законами мастерства в любом деле тоже понятно всё, но вот после их освоения без этой самой свободы в творчестве не остаётся того, ради чего оно и дано нам. И то, про что я написала, касается не Вашей позиции по отношения к другим авторам и рецензентам, а собственно стихов. Конечно, в чужую кухню не влезть, но у меня сложилось ощущение некоторой избыточной привнесенной схемы и лишней несвободы в Ваших стихах. А цитату я привела коротким куском в надежде на то, что Вы вспомните или дочитаете ее целиком.

Надя Яга   07.02.2010 10:00   Заявить о нарушении
Жаль, конечно. Чехов - трудный для меня автор - когда-то прочел "Ионыча" - вот это ощущение засасывающей рутины и плоского существования, когда для врача(!) больной всего лишь - кошелек с деньгами.

Сперва товарищ притворялся "чтобы не побили, как чужого", потом это с кости вросло.

Так это ощущение - просто трашно. Русские ужастики происходят без драматических эффектов.

Валерий Берсенев   07.02.2010 14:02   Заявить о нарушении
Что касается стихов: если есть полсотни действительно свободных вещей - мне того хватит. Стремлюсь к этой самой свободе, но...

Хорошо бы, если бы "свободного" оказалось больше.

Валерий Берсенев   07.02.2010 14:05   Заявить о нарушении
Может, я тут не права - чужое и есть чужое, а советы чаще всего ни к чему, но вот кажется, что уровень мастерства и внутреннего порядка у Вас такой, что можно и стоит попробовать дать говориьть стихам самим и прислушаться к их голосу, не забивая их никакой, заранее от ума поставленной задачей.

И всё-таки та самая длинная цитата, вероятно, слишком длинная ...

"В полдень я встаю и сажусь по привычке за свой стол, но уж не работаю, а развлекаю себя французскими книжками в желтых обложках, которые присылает мне Катя. Конечно, было бы патриотичнее читать русских авторов, но, признаться, я не питаю к ним особенного расположения. Исключая двух-трех стариков, вся нынешняя литература представляется мне не литературой, а в своем роде кустарным промыслом, существующим только для того, чтобы его поощряли, но неохотно пользовались его изделиями. Самое лучшее из кустарных изделий нельзя назвать замечательным и нельзя искренно похвалить его без но, то же самое следует сказать и о всех тех литературных новинках, которые я прочел в последние 10-15 лет: ни одной замечательной, и не обойдешься без но, Умно, благородно, но не талантливо; талантливо, благородно, но не умно, или, наконец -- талантливо, умно, но не благородно.

Я не скажу, чтобы французские книжки были и талантливы, и умны, и благородны. И они не удовлетворяют меня. Но они не так скучны, как русские, и в них не редкость найти главный элемент творчества -- чувство личной свободы, чего нет у русских авторов. Я не помню ни одной такой новинки, в которой автор с первой же страницы не постарался бы опутать себя всякими условностями и контрактами со своею совестью. Один боится говорить о голом теле, другой связал себя по рукам и по ногам психологическим анализом, третьему нужно "теплое отношение к человеку", четвертый нарочно целые страницы размазывает описаниями природы, чтобы не быть заподозренным в тенденциозности... Один хочет быть в своих произведениях непременно мещанином, другой непременно дворянином и т.д. Умышленность, осторожность, себе на уме, но нет ни свободы, ни мужества писать, как хочется, а стало быть, нет и творчества."

Надя Яга   07.02.2010 20:11   Заявить о нарушении
Вопрос не в том, чтобы отдать интуиции все. Вопрос в том, чтобы все же высказаться. Такая полная свобода, что Антон Павлович хочет видеть - существует только во сне, и то - не всегда.

И у дорогого А.П. - ее очень даже немного.

Это я высказываю то, что держу для себя, для внутреннего употребления. Действительно: выскажи это - чуть ли не в любом встречном врага наживешь.

Да и удобная это позиция: возмущаясь недостатками других ты подразумеваешь, что у тебя нет таких недостатков.

Я бы очень хотел, чтобы Вы, Надя, поглядели мои выкладки о природе творчества "Снежинка в потоке времени". Если захотите, конечно познакомиться.

Валерий Берсенев   07.02.2010 21:08   Заявить о нарушении
Вы, я полагаю, прочесть - прочли, однако преждевременно уверены, что все поняли. Это говорит о некоторой торопливости вас, как читателя.

Разумеется: писать надо, как интуиция подскажет, как тебя природа поставит, что она надиктует. Но потом - пробеги по моим вопросам: а достаточна ли причина для высказывания?; а есть ли у меня достаточный багаж мыслей?; а выбрал ли я - самую болевую, самую центральную, без которой - просто никак?; а сам я - готов к этой работе?; а кому я все это высказываю?; а с какой целью?;

Причем все эти вопросы не терпят однозначного ответа. Ответ - не "да" или "нет"... Ответ развернутый, аргументированный...

Да еще моя "Снежинка" - сопрягается с другими "Снежинками", образуя саму ткань Вселенной.

Валерий Берсенев   07.02.2010 21:17   Заявить о нарушении
Упффф. Всё же обиделись. Если Вы о моем понимании Чехова, то Историю я читала не знаю сколько раз и многое помню практически наизусть, и от первого школьного еще прочтения до последнего - тридцать лет примерно, если о понимании Вас, то да, конечно. Про снежинки прочитаю, но есть то, что больше видно в самом творчестве, чем в разговорах о творчестве. Ну и наверное, мне остается только извниться за неуместные советы, что я и делаю. Простите за вторжение, больше, ясное дело, не буду.

Надя Яга   07.02.2010 21:24   Заявить о нарушении
А обиды не было никакой. Очень прошу меня извинить, что я так дубово отстаиваю свое мнение. Но - что мне делать? Я его очень долго строил. Трудно сразу разрушить - и не жалеть об этом.

Возможно, в Ваших оценках очень много правды. Чувствую вину и не знаю, как оправдаться.

Валерий Берсенев   07.02.2010 22:02   Заявить о нарушении
Да не надо оправдываться. И автор прав всегда, так что не стоит слишком серьезно о чужом мнении. Обязательно почитаю те тексты, о которых Вы говорите.

Надя Яга   08.02.2010 01:00   Заявить о нарушении