Религия и вера. Часть 2
Наступает Эра Огня. Эра свободы от всех видов рабства. Самое страшное из всех видов рабства – рабство духовное. Искажение религий породило его. Мой Меч, принесенный на Землю, разрубит все цепи, сковавшие дух. Я свободу народам Несу.
Грани Агни Йоги, т. VI, 225
Конечно, слово религия заключает в себе понятие величайшего значения, но сейчас значение это человечеством утрачено. Именно, это есть связь человека с Высшим Миром, или Высшим Началом. Но эту великую и единую связь каждый пытается присвоить в свое исключительное владение, потому каждый народ обособил, ограничил и наложил клеймо изуверства, предав проклятию все прочие, непривычные ему выражения ее у своих ближних. Так, из единой связи-религии мы получили множество, друг друга исключающих, лжерелигий. Но попробуйте сказать, что главной причиной всех бедствий явилась не религия, но лжерелигия, как каждый начнет кивать на своего соседа и, в своем самомнении, не подумает отнести эту тяжкую правду и к самому себе. Получится новая неясность и новый соблазн. Смысл слов на всех языках воспринимается или понимается правильно лишь сердцем, чувствознанием.
Письма Елены Рерих, 25.5.1936
РЕЛИГИЯ И ВЕРА (2)
(Из Высокого Источника)
"Как исследовать истинность Учения? Множества хороших слов могут прикрывать нечто скудное, но мы знаем, что Истина не боится никаких исследований. Наоборот, при наблюдениях Истина приближается и сияет. Так каждому исследователю Учения можно советовать: "Приближайся всеми силами, наблюдай всеми мерами, исследуй всеми способами, познавай всем дерзновением, являй неутомимость и воспламенись каждым нахождением Истины". Учение не может быть ошибочным. Оно не может уклоняться от путей добра и пользы. Нельзя верить лишь уверениям. Вера есть осознание Истины, испытанной Огнем сердца. Учение беспредельно, иначе само понятие Беспредельности не существует. Нужно устремиться к Истине. Она не отрицает, но указывает. Не могут быть в Учении извращения понятий. Считайте, что путь Учения есть утверждение Несомненного. Не следует подходить к Истине по тропе блуждания. Нужно идти, пробуя каждое слово, каждое утверждение, каждый завет. Если Учение истинно, то каждый шаг к нему будет просветлением и расширением. Умаление, отрицание, унижение плохие путеводители! Не раз услышите горделивое замечание, что лишь одно, известное сказавшему, Учение правильно. Но напомните гордецу о величии Беспредельности, о миллионах лет земного бытия, о миллиардах миров, пусть подумает, как велика Истина и как правильно достойное познавание. Можно бы согласиться с путем скептицизма, если бы из него хоть что-нибудь выходило. Обычно он выедает творящее начало. Нужен неутомимый дух, чтобы двигаться в постоянном расширении. Только такое расширение и вмещение дадут настоящее смирение ко всему ненужному, которое познается относительностью. Так скажите сомневающемуся об Учении: "Испытывай, пылай сердцем и расширяйся духом!" Учение Живой Этики: Мир Огненный, ч. I, 433.
"Столько извращений, столько неточностей допущено в Учениях. Всякое очищение является великим Служением, воистину. Каждое устремление обновить Истину, как она была дана человечеству, есть Огненное Служение. Виденные черные нити представляют не только черноту атмосферы земли, но и ту сеть, которая закрывает человеческий разум и сердце. Трудно представить себе насколько затуманены умы различными злотолкованиями. Каждый человек напряжен в искании новых толкований, удаляясь все больше и больше от Истины. Расчленение так ярко утверждается в религиях, в науке и во всем творчестве. Каждый Мир имеет свое соответствие с другим Миром. Каждая Истина исходит от другой Истины. Только открытому сердцу открывается Истина. Так напряденное сознание, которое чувствует пульс космический, передает свое биение светлыми мыслями. Истинно, велик Огненный Пульс, явленный огненному сердцу" Учение Живой Этики: Мир Огненный, ч. III, 125.
"Сущность человека может быть трансмутирована вызыванием лучших вибраций. Лишь такое напоминание даст человеку доступ к высшему достоинству. В настоящее время человечество находится в постоянных вибрациях низших сфер, потому Манас низший напрягает жизнь. Прикосновение Луча Высших Сфер именно даст ту вибрацию, которая разбудит сознание. Очувствование искры Божественного Огня в зерне духа положит основу новому человечеству. Именно то, в чем религия не преуспела, нужно заложить в духовное строительство и каждое утвержденное проявление применить к закону притяжения. Ибо осознание Света в сердце устремит к Свету, но тьма пребудет во тьме. Так запомним на пути к Миру Огненному" Учение Живой Этики: Мир Огненный, ч. III, 253.
"Урусвати знает, что когда Мы поминаем Кришну, Орфея, Зороастра и еще некоторых других Учителей человечества, Мы имеем на это особые причины. Учителя давали наставления, различные по наречию и обычаю, но сущность преподанного оставалась неизменной.
Еще не произведен труд сопоставления этих Учений. Говорят о сравнительных религиях, но мы сейчас имеем в виду разбор основ, данных Учителями. Если прилежный ученый отберет все особенности народов и веков, то в основании он найдет заветы, данные как бы одним лицом. Можно распознать несколько индивидуальностей, которые последовательно выполняли задание и приносили человечеству постоянное совершенствование.
В разные века Наставники, не знающие друг друга, произносили схожие слова, не только схожие по внутреннему смыслу, но и по темпераменту. Даже незнающий человек может подумать, что один человек давал эти заветы. Знающие, конечно, сделают свои выводы.
Полезен будет труд, который укажет общечеловечность таких заветов. Трудна такая работа, ибо придется пользоваться общепринятыми источниками, иначе не поверят. Самые ценные аграфы не удастся привести, в них не верят. Но даже общепринятые данные позволят начертать поучительные сопоставления. Истину нужно доказать признанными доводами.
Несмотря на уничтожение множества материалов, все-таки можно найти немало записей. Придется пользоваться записями учеников Аполлония Тианского и Пифагора. Можно из целого повествования очистить несколько слов, но и эти отрывки достаточно определят сущность Учения. Окажется, что Наставники, принадлежащие к разным религиям, утверждали нечто единое. Ориген скажет словами многовековыми, которые он и не мог слышать, и при изучении прилежном получится индивидуальный путь. Такое исследование было бы полезным.
Мыслитель говорил: "Когда я слушаю повествования пришельцев, мне иногда кажется, что говорит один человек. Вижу одежды разные, слышу наречия различные, но сердце знает одного человека" Учение Живой Этики: Надземное, 665.
Много доверия надо, ничем не сломимого, чтобы идти непоколебимо и твердо ступая. Если ваш шаг каждый вдвигается сознательно в будущее, как следствие приносящий, то и направление движения вашего останется неуклонным. Веру имейте в Меня до конца. Вера – это мощная сила, это огненный двигатель духа, это предвосхищение и предвидение будущего, уявленное в чувствознании сердца. О доверии Говорим всем подходящим, о вере – ближайшим. Вера творит чудеса в области жизни духовной. О щит веры разбиваются как о скалу гигантские волны, самые ярые нападения темных. Так об огненный камень пламенной веры разлетаются брызгами противодействия, ухищрения и злоумышления тьмы. Веру имейте и дойдете до Нас. Так или иначе, но жить надо, и надо двигаться в будущее, ибо время идет, время не ждет. Так не лучше ли все время, которое есть, отдать на Служение Свету. Ведь если начать служить тьме или быть в чем-то с тьмою созвучным, то предъявит и тьма свои счеты, когда придет срок, и по счетам придется платить за каждое попустительство, за каждую слабость, за каждый недостаток, не преодоленный в себе. Потому Говорю о преодолении и победе, что победителя не судят и победившему себя прощается все. Сможете ли яро вместить слова Мои о преодолении и победе? В них радость звучит освобождению духа от власти над ним земных притяжений. К свободе Зову и Хочу Дать духу вашему крылья. Но знайте, без пламенной веры в беспредельные возможности духа не вырастить крыльев и не полететь.
Несломимость доверия и веры будем укреплять каждодневно, ибо слишком уж много происходит повсюду того, что может подрубить их под корень. Сама очевидность яро восстает против действительности и яростно гасит огни духа. Надо просто сказать себе раз навсегда, твердо и нерушимо: «Несмотря ни на что, вопреки очевидности ярой, до конца буду верен Владыке». Мысли, насылаемые тьмою, изысканны очень, и только очень сильное, а главное, подготовленное к этому и предупрежденное сознание может достойно их встретить и с ними бороться. Ведь их почти невозможно отличить от своих собственных, и только лишь дозорное сердце подает верный знак. Зоркость есть ценное качество духа.
Вера есть предвестница знания, а знание – реализация действительности. Твердыня открыта всем трем мирам. Те, кто с Нами, в каком бы из трех ни находились, к Нам тяготеют, и если условия плотного мира могут от Нас пространственно отделить, то выше этого отделения нет и устремленные к Нам собираются около Фокуса Света. Все люди тяготеют к фокусам своих устремлений, образуя надземные коллективы развоплощенных духов, связанных общностью этих устремлений. Распределение по слоям и по сферам – состояние очень справедливое. Каждый имеет именно то, что хотел. Вопрос совершенно иной – насколько устремления человека соответствуют общей схеме вещей и планетным задачам эволюции. Сферы эволюционные есть сферы Света. Те, кто потрудились для эволюции, входят в сферы магнитного притяжения Света.
Вникать – назначено что духу,
«чело» – есть дух, «век» – Вечность нам,
и «человек» – идёт по Миру,
Земля – ступенькой в Дальний край.
И Красота, и Беспредельность,
и цветы Дальних нам Миров, –
и потому – здесь цепи сбросить,
сковали что – с тёмных веков…
Формула «имеющему будет дано, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» содержит в себе глубокое практическое значение. Чтобы рыбу поймать, нужны сети; чтобы воду принести – ведро; чтобы дары духа получить – сосуды, для них запасенные и принесенные с собою. Чтобы получить помощь Сил Высших, необходимо иметь то, во что их получить, то есть определенное состояние духа, которое дает право на получение. Можно назвать его верой, доверием, уверенностью, стойкостью и многими другими словами, выражающими определенное состояние духа, которое служит мощным магнитом для посылаемых свыше энергий. Надо непременно иметь или создать то, во что льется Высшая помощь. Как же помочь, если не во что? Когда Спрашивал: «Веруешь ли?», – Имел в виду принцип приемлемости, чтобы было во что дать и к чему приложить.
Друг Мой, о трудностях Пути Говорилось не раз. И главная из них в том, что явления жизни обычной закрывают действительность от взора ослепленного ими путника Великого Пути. Но путь остается, несмотря ни на что, и действительность не меняется от того, что Майя становится на ее место. Как совместить действительность с Майей, когда последняя воздействует на все ощущения человека? Но все, кто знал о Свете, все-таки шли, и многие из них доходили, ибо крепко утверждались на основах. При всей ярости Майи основы остаются неизменяемыми. Можно на них опереться и не отклоняться от них даже в самом плотном тумане. Напомним о них, хотя все это уже известно давно. Смерть сметет, подобно урагану, все карточные домики земных майявических построений. Следовательно, смена форм жизни и переход на иной план существования остаются незыблемыми. Так же незыблемо и то, что все постоянно течет, но дух пребывает вовеки. Незыблема Лестница Иерархии, хотя бы Майя скрывала ее. И с вами Владыка. Вот хотя бы эти основы уже дают крепкую опору для противостояния ярости Майи. Ведь вера будет нужна для утверждения несомненного в сознании, когда ветер подует и налетит ураган и вся видимость духа закроется пеленою сумрака. Но если основы не утвердились, рушение неизбежно. Ведь ни на чем внешнем обосноваться нельзя, так как все внешнее подчинено закону непостоянства и замены одного другим, старого – новым, одного явления – его противоположностью. В этой смене явлений опоры для духа не найти. И только тот, кто строит твердыню свою на основах, только тот устоит во мраке Майи, Пути не утеряет и выдержит до конца.
Вера или доверие вопреки очевидности и чему бы то ни было, идущему ему наперекор, будут признаком истинного ученичества. Вся видимость Майи со всею ее убедительностью будет идти против непоколебимости доверия к Учителю. Майю надо сломить. Убедительность Майи – на час, на какое-то время, за которым она изменяет свой лик, чтобы принять новые формы и снова закрыть действительность. Пронесший в сердце доверие к Учителю до конца встретит Учителя после, несмотря на чудовищные громады и призрачные препятствия Майи, преграждающие дорогу к Нему. Но доверие потерявший, а значит, и связь, не встретит. Утрата доверия означает прерыв связи и замолкание сердца.
Явим понимание жизни, и тогда может быть осмыслен каждый шаг. Спросите, для чего они делают то или иное дело. Ответ получите самый неопределенный. В лучшем случае он захватывает ближайший отрезок времени. В редких случаях – более длительный. И мало у кого уходит за пределы данного воплощения. Но нить жизни протянута в Беспредельность, а вместе с этой нитью и все то, что делает человек. Надо лишь осознать непрерываемость всего, что происходит вокруг, непрерываемость жизненного потока. Он вливается в вечность – как вливается река в океан. О вечности и жизни вечной Говорили людям Владыки, но базарная очевидность заслонила собою огненную действительность. И снова Идем в мир, чтобы снова открыть людям глаза на вечную правду Сущего. Удивительно, как быстро забывают они преподанные основы, нагромождая на них собственные измышления. Достаточно двух-трех веков, чтобы основы Учения были покрыты ненужными наслоениями. Истина проста, но трудна для применения в жизни. Куда проще подменить ее внешним декорумом и бездумным выполнением надуманных правил. За правилами следует непререкаемая догма, и мертвая буква становится на место Основ. Так было всегда, чтобы рассудок не подменил собою пути непосредственного познания, сердце у каждого есть, и каждый имеет возможность прямого пути к Нам. Приходящим отказа не будет. Наши Зовы прободают пространство, но прийти каждый должен сам, своими стопами и устремлением сердца.
Сознательное
примененье –
лучей во благо,
мыслей ток,
неиссякаемый
источник,
из сердца жизни
ручеёк.
И ручейки,
слагаясь в реку,
в необозримые
моря –
меняют мир,
сносят препоны,
что с накоплений
здесь от зла.
И в Тонком,
в Плотном –
преломленье, –
солнцеподобные
лучи –
дают сознательные
отношенья –
при устремлённости
к Любви.
Друг Мой, как бы ни старались невежды отгораживаться от действительности, нельзя снять со счетов то, что есть и что существует. Поэтому крупицы истины можно усмотреть в самых искаженных толкованиях и верованиях прошлого. Темные существуют, и есть иерархия тьмы, и был их глава, падший ангел, когда-то Светоноситель. Знаете, как темные стремятся погасить каждую искорку Света и разрушить каждое доброе начинание. Как вредили они вам и продолжают вредить. И как много их, сознательных и бессознательных пособников зла. Не черти это, но люди, идущие против Света. Нет чертей, но есть колдуны, знающие то, чего не знают обычные люди, и пользующиеся знаниями своими во вред другим.
Знаете, что есть черные ложи. И знаете, что нехорошие люди имеются всюду. Они на стороне тьмы и пополняют собою ряды воинствующего зла. Надо только снять с явлений невежественный налет прошлого, чтобы увидеть действительность под искаженной формой или устаревшими словами. Зло существует, темные существуют. Развоплощенный злодей таковым и остается и продолжает умножать тьму. И есть очень хорошие люди и люди просто хорошие. В них Свет. И есть Иерархия Света во главе с Иерархом Ведущим. И постоянная борьба между Светом и тьмою. Все это основы. Их можно отрицать, но они являют лик действительности. Можно отрицать и бессмертие духа, но тогда жизнь человека теряет свой смысл. Невозможно жить ради смерти и уничтожения всего, что есть в человеке.
Тело человека – не человек, а только проводник его духа, футляр, в котором он временно живет, чтобы накопить нужный опыт и знания для непрерываемой жизни своей в Беспредельности. Отрицатели признают смерть и поклоняются смерти. Это рабы смерти, ибо считают, что смерть-победительница жизни, а не наоборот. Кто верит в смерть, смертью погибнет, а кто верит в жизнь, будет жить. Смерть личности неизбежна. В этом отрицатели правы. Но ведь личность человека не есть человек. Личность есть временная оболочка духа, который облекается в нее, чтобы выполнить свое назначение и задачу очередного своего воплощения. Личность умирает, но Индивидуальность остается, и если сознание перенесено в нее, то этим осуществляется непрерываемость сознания, то есть фактическое бессмертие духа. Дух каждого человека бессмертен, но, пока это не осознано и сознанием не перенесено из личности в Индивидуальность Бессмертной Триады, понятие бессмертия остается абстрактным, теоретическим. Но Те, Кто Заповедал идею бессмертия духа, фактически Достигли его и Знали, о чем Говорили. Те, кто отрицает основы, не знают ничего, хотя их апломб и невежество непомерны. Только счастья не знают они и не имеют надежды. Пустые оболочки.
Естественная смерть физического тела по старости не сложнее, чем засыпание: проста, легка и безболезненна. Тело устало и износилось, и сознание, связанное с ним, исчерпало данные возможности плотного мира. Переход в Тонкий Мир у обычных людей происходит бессознательно. Сознание пробуждается после отдыха – сна, постепенно осваиваясь в совершенно новых условиях. Жизнь в Тонком Мире – по сознанию, сознания разнятся по своим накоплениям. Спело пожинают развоплощенцы от мыслей своих. Тускло существование нищих мыслью, особенно при сердце молчащем. Где мысль, там и сознание, там и «я». Все ныне и здесь. И данное окружение представляет для человека единственную реальность. Окружение создается магнитным притяжением энергий, собранных в ауре перешедшего. Устремление в этом случае имеет решающее значение. Так же и последняя мысль перед смертью определяет направление. Тот, кто твердо знает, куда он идет и к кому, обычно доходит и получает желаемое.
Среди безумно и бесцельно мятущихся духов твердое решение и четко поставленная цель обуславливают соединение с нею. Сознательно идущий к кому-то или чему-то непременно дойдет. Ведь там все движется мыслью, и мысль имеет первенствующее значение. Мысленно облекает себя развоплощенный в привычную или желаемую одежду, мыслью строит жилище, если нуждается в нем, мыслью привлекает духов созвучных и прочие условия. Сферы Тонкого Мира весьма разнообразны и удовлетворяют любые устремления человека, вынуждая его сочетаться с привлекаемыми мыслью условиями. Привязанность к земным пережиткам заключает сознание в соответствующие окружения. Каждый имеет, что хочет или то, чего страстно хотел. Хорошо переходить в этот мир без земных и телесных желаний, так как они не получают естественного удовлетворения. Неестественное же их разжигание порождает жажду неудовлетворенных желаний, которые болезненно жгут огнями ненасытимых страстей.
Низшие огни в Тонком Мире очень болезненны. Для неземных устремлений, то есть не грубоматериальных, имеются все возможности их удовлетворить и насытить. Художник, поэт и музыкант, строитель или мечтатель находят неисчерпаемые возможности насыщать свое сознание новыми нахождениями. Области тонкого творчества безграничны. Не имеющий ничего может свободно войти и владеть всем, ибо ни к чему не привязан. Освобождение от земных притяжений и земных пережитков – основное условие надземной свободы. Трудно даже представить себе, какие ограничения накладывает на человека принадлежность его к определенному народу, эпохе, классу общества и всему тому, чем живет данный век или данное время. Ведь все эти формы человек уносит с собою в Мир Тонкий и, не освободившись от них на Земле, продолжает нести их с собою и жить под властью их психического потенциала. Трудно представить себе, что дикари продолжают носить кольца в носу и ушах, а кто повыше – звезды и фраки и все прочие отличия своего времени. Все это нелепо выглядит для просвещенного сознания. Но надо привыкнуть ко всему, ко всякому разнообразию тех форм, в которых выявляются энергии человека и которые он уносит с собою с Земли. Не только дикари с кольцами в носу или люди во фраках, но и фанатики всех мастей и цветов, и особенно религиозные, приносят с собою в ярко выраженных формах все то, что считали они на Земле непререкаемой истиной своих мировоззрений. Там можно увидеть все это, облеченное в зримые формы. Все виды ада и рая запечатлены в различных слоях внеплотного мира. Изучать этот мир очень интересно и увлекательно, но только при условии чистоты изучающего, ибо легко заразиться эманациями низших слоев и быть втянутым в сферы их магнитного притяжения. Для кого-то смерть очень страшна, а для кого-то смерть – освобождение и возможность интереснейших опытов, наблюдений и изучения пространственной жизни.
И в утра час,
и в час вечерний –
вам к Красоте стремить
всегда,
и к переходу –
в Мир Прекрасный,
сияет ваша где
З в е з д а.
Пришли с Звезды –
вы в мир сей плотный,
и скован дух –
в теле земном,
но он –
стремится за пределы,
и сердце –
ток даёт в разгон.
И в миге –
вечера ли, утра –
вам восходить
до той Звезды,
что охраняет дух
ваш дивный,
и в нём –
бессмертия черты…
Сверхъестественного в природе не существует, зато есть много того, чего не знают и о чем не подозревают люди. Перед Ликом Беспредельности отрицания неуместны. Если свет от далекой звезды идет миллионы световых лет, то о какой же исчерпанности знания можно говорить. Всюду жизнь. Малая мошка чует погоду. Ее организм снабжен природою соответствующей аппаратурой. Не ум мошки проявлен в устройстве тончайших чувствительных аппаратов этого малого организма. Не ошибетесь, считая разумность неотъемлемым свойством всего, что проявлено в мире. Пространственное Сознание Высших Форм светоносной материи не чудо, но свойство Света. Пространственные Огни в виде цветных образований, звезд, искр и пятен могут вести свою беседу с человеком с приоткрытыми центрами. Язык цветных звезд очень выразителен. Созвучие сознания с Пространственным Огнем родит понимание Пространственной Жизни. Много Тайн в Космосе, но отсутствует чудо. Феноменальная сторона необычности зависит от ступени развития сознания и степени раскрытия центров. Слово «чудо» исключено из Нашего словаря. Могут спросить – почему? Отвечу: понимание чуда и слепая вера очень близки суеверию, то есть невежеству. Огненная вера и суеверие – антиподы. Веру не отрицаем, если она не слепая. Уверенность и доверие к Учителю и вера в существование несомненного относятся к области верознания и близки уже к чувствознанию, то есть к предвосхищению огненного знания несомненного, когда Тайна снимает свои покровы один за другим. Вера – двигатель сознания. Вера необходима для осуществления того, чего хочет или решил достичь человек. Говоря о личной карме и возможности ее изменения, Имею всегда в виду необходимость наличия веры в то, о чем Говорю, и уверенность в том, что Сказанное исполнится. Без этой веры Мост Помощи действовать не может. Если хотите, чтобы все, что Говорится вам, неукоснительно исполнялось, веру имейте. Много Мостов Помощи Нашей было разрушено сомнениями и недоверием. Прежний древний вопрос – «Веруешь ли?» – остается по-прежнему в силе. Итак, веру определим как предвосхищение или ощущение знания несомненного или того, чему непреложно суждено быть. Огненная вера двигает горами и громадами материи. На верознании основана огненная сила духа в беспредельные возможности роста его могущества. Вера есть неосознанное знание того, чем суждено стать со временем человеку.
Даже мечтою всегда движет вера в возможность ее осуществления. Во времени все достижимо. Примем эту формулу как основу успеха во всем. В аспекте далекого будущего, когда будет достаточно разрежено земное тело человека, а вместе с ним и тело Земли, пластичность материи усилится, и она все легче и легче будет поддаваться воздействию мысли. Идя далее, можно представить себе время, когда мысль человека будет безраздельно властвовать над материей, и тогда формула «все достижимо» будет уже огненной действительностью бытия человека на Земле и в Мирах. Когда вы были около нас, то очень реально и сильно ощущали вибрации того будущего, о котором мы говорили, и оно становилось близким и для вас и ощущаемым вами. Это происходило потому, что мы знали и огненно верили в непреложность того, что суждено человечеству Владыками Света. Этой несокрушимой верой мы шли через жизнь. Она нам крылья давала, и ею мы зажигали сердца человеческие. Мы не говорили о ней, но жили и действовали ею. Вера – это огонь, в сердце горящий и силу дающий осознавать реальность далекого или близкого будущего, как бы погружаясь в него, как бы ощущая, как бы низводя на Землю то, что существует в огненном горниле Незримого Мира.
Претерпеть до конца – не значит ли это сохранить устремление и уверенность в незыблемости Оснований, даже в период самого сильного нагнетения тьмы? Ибо тогда магнит духа сохранит свою силу и удержит мощь притяжения к Единому Фокусу Света. Надо понять еще глубже, что кесарево – кесарю и Божье – Богу, то есть земное – земному, а высшее – Высшему и духовное – духовному. Не форма, но сущность древних изречений и Заветов должна быть постигаема в духе. Из современных понятий, слов и явлений берется не поверхность, но их внутреннее содержание. Иначе темный фанатик, и мракобес, и явный служитель сил мрака, противник Света и Общего Блага, может быть принят за светлого духа, если будет твердить он слова из священных писаний или прикрываться всевозможными наименованиями, внешне вуалирующими его сущность. Довольно обмана. Новый Мир выявит лики противников Света, откуда бы они ни ползли. Время Великого Разделения есть время раскрытия истинных ликов. Все выявит свой действительный облик: и хорошее и плохое, и доброе и злое, и Сыны Света и служители тьмы. Поношений, искажений Его дел и клеветы не избежать ни одному Носителю Света. Многие из исказителей придут и скажут: не именем ли вашим учительствовали? Вспомните, что Ответил Учитель подобным исказителям истины: «Отойдите от Меня, не Знаю вас, делающих беззаконие», – так судьба сознательных и бессознательных исказителей истины сходна.
Во все времена и у всех народов ключи от Царствия Божия, то есть от познания Тайн природы и человека, находились в руках немногих. Теперь Учение Живой Этики дает их всем желающим вступить на путь познавания. Не нужны посредники. Дается возможность прямого, непосредственного Общения с Высшими. И не нужно жрецов. Только необходимы последовательность иерархической цепи и ближайшее связующее с ней звено. Самоходы признаются и ценятся. Можно самому подойти, самому через книги Живой Этики. Но видимое или невидимое звено связующее все же устанавливается и при этом. Ведь к кому-то и как-то все же надо подойти. Если им окажется Сам Учитель Света, то и Он Является всего лишь звеном в Беспредельности Иерархии. Так, Учение Живой Этики обуславливает свободу подхода к Высшему Миру. Все прежнее можно оставить. И хорошо тому, кто не связан ничем, никакими культами или ограничениями мышления. Суеверия, фанатизм и сектантство к познанию Сокровенного не приведут. Сознание, свободное от предрассудков, предубеждений и не связанное религиозным догматизмом, будет преуспевать. Многое приходится отбрасывать на этом пути за ненадобностью. Внутренняя свобода нелегко достижима. Освобождение от всего, мешающего независимо мыслить, становится задачею избравшего путь Учения Жизни.
Вера до конца и вера вопреки всему и чему бы то ни было является могучим двигателем духа, ибо непреложно ведет его к цели далекой. Конечно, такая вера основана на чувствознании и утверждается сердцем. Оно просто знает наперекор очевидности, что огненная действительность реальнее всего, что в данный момент временно окружает человека. Огненная действительность живет в вечности, она не от мира сего вещей преходящих. Ее искры проникают в земной мир, оплодотворяя сознание ищущих и помогая им собирать элементы бессмертия, столь нужные для жизни в Надземном. Бессильны слова там, где сердце замолкло. Будем говорить о вере, надежде и доверии поверх видимости плотной. Вспомните, как Владыка Утверждал победу Родины над врагами именно тогда, когда казалось, что враг побеждает и поражение неминуемо. Владыка Видел действительность вопреки очевидности. Ему подражая, и вы утверждаете путь сердца поверх земной видимости. Победа достигается этим путем. Сердце просто утверждает то, что глаз еще не видит, но что уже существует в сферах Незримого Мира.
Будем возвращаться к сущности связи со Мной, ибо она все еще не понимается полностью. Говорил, и не раз, что все и какие бы то ни было условия данного земного воплощения временны, и поэтому нити связи протянуты поверх этих условий. Это положение надо принять. Иначе прочность связи будет расшатываться колебаниями и изменениями окружающих обстоятельств. А они будут изменяться постоянно то в худшую, то в лучшую сторону. Колебание нитей их может порвать. Когда же установка идет поверх окружающего и не ставится в зависимость от него, связь крепнет и Общение углубляется. Гнали и преследовали всех, кто шел за Мною. Окружающее будет яро противодействовать тем, кто решил путь свой со Мной навсегда.
Противодействия есть следствие бесповоротного решения быть постоянно и нераздельно со Мною. Мешающие мысли сомнения и недоверия надо просто отбрасывать как ненужные. Не следует вступать с ними в дискуссии и пытаться опровергать их логическими доводами. Логика очевидности всегда будет сильнее и убедительнее логики невидимого, ибо на стороне очевидности факты. Значит, надо идти против того, что видит глаз и доказует мозг. Только сердце может подать весть об ошибке рассудка, которая омрачает его и лишает доступа Света. По-земному все получается логично и убедительно, и, казалось бы, остается только радоваться, что рассеялся «самообман», но сердце омрачено, и надежды ушли, и поникли огни устремлений. Земная логика очевидности – плохой советник в делах Света. Не мозгом, но сердцем принимается Голос Учителя, и сердцем же утверждается Путь. Когда-то Озарение произнесло слова, что «земная мудрость – вражда против Господа». Надо научиться верить всему вопреки.
Исказители древних заветов сделали все возможное, чтобы изуродовать смысл основных положений Первоучителя. Формула «что свяжете на Земле, будет связано на небесах, и что разрешите на Земле, будет разрешено и там», отнюдь не означает того, что кому-то из людей дается право прощать преступления других людей и аннулировать их карму. Формула эта говорит о том, что утвержденное, достигнутое или завоеванное духовно на земном плане в Тонком Мире становится неотъемлемым приобретением человека. Если эти утверждения не от Света, но от тьмы, то и их уносит с собой человек в Мир Надземный. И, конечно, связывает и разрешает, то есть утверждает и достигает, или теряет или разрушает, сам человек, а не кто-либо другой. Утончение восприятий, приобретение светоносной ауры и очищение тонкого тела должно произойти на Земле, ибо только утвержденные на Земле достижения будут сопровождать развоплощенного в Мир Тонкий. Язвы духа, не изжитые на Земле, переносятся и туда.
Мир земной – мир причин. Мир Надземный – мир следствий. Породитель причин – сам человек. Никто не может освободить его от цепей причинности, скованных им своими руками и сковавших его неизбежностью следствий. Смена земного существования и заключается в том, что именно на Земле даются духу возможности утвердить те достижения, которые будут сопровождать его после освобождения от физического тела. И очищения, и наросты, и язвы духа есть явления, имеющие двойственный аспект, следствия которого уявляются на плане земном и на плане Надземном. Не будем говорить о явлениях тьмы, но каждое светлое достижение есть незримое богатство, которое дух уносит с собою с Земли. Все йогические достижения утверждаются на Земле, чтобы они могли получить свое дальнейшее развитие в Высших Мирах. Следствие есть не что иное, как продолжение развития того или иного качества или свойства по принятому на Земле направлению. Каждое заложенное на Земле зерно дает там свои всходы, ибо то, что утверждено на Земле, утверждено будет там, и от чего сумел освободить свой дух на Земле человек, даст ему там крылья надземной свободы. Но связавшие себя земными оковами страстей, вожделений, пороков, привычек и невежества не познают счастья надземной свободы, пока не найдут в себе силы сбросить с себя эти цепи.
«Верю, Господи, Помоги моему неверию», – не кажется ли вам, что в формуле этой выражена самая сущность человеческой природы, устремляющейся к Свету, желающей верить, но не находящей в себе нужной степени этой веры. А без веры к Учителю как же идти? Выход один: отбросить все мешающие мысли, все соображения, все подозрения, все сомнения и идти без этого груза. Скажут, как же идти, когда столько несбывшихся надежд? Ответьте, не надежда ведет, но дела. Опытное знание является самым убедительным. Оно непоколебимо, если обосновано на собственном опыте. Вера, основанная на опыте, будет уже знанием. Конечно, даже пахарь должен верить, что посев семян даст всходы. Поэтому чувствознание скорее всего ведет к приобретению желаемого знания. Чувствознание есть знание сердцем. Сердце часто знает скорее рассудка. Значение ума и рассудка не будем умалять. Они имеют огромное влияние на психику человека и получение опытного знания. Но отрицать роль сердца будет знаком невежества. Прежде чем полететь, человек должен был верить в возможность полетов. Вера двигала конструкторами первых летательных аппаратов. Вера в могущество духа и в безграничные возможности человеческого аппарата двигает в будущее тех, кто имеет ее.
Еще труднее сохранить доверие и уверенность в мощи Ведущей Руки перед лицом обманчивой очевидности. Вот кажется, что Помощи не оказывается, вот кажется, что оставлены, вот видите, что отданы на растерзание темным. Как сохранить доверие, когда окружены и выход остался лишь кверху. Но знаете о чудищах Порога, заступающих путь, знаете о шептунах, внушающих безысходность, и знаете, что надо пройти через все, что назад отступления нет. Скажите себе: «Верю Владыке, и все же пройду, и все же дойду, когда позван». Чувства – двигатели духа – заслуживают того, чтобы их ценили именно за их свойство продвигать дух по лестнице жизни. Самое мощное из них – это любовь. Но не умалим и другие, например, надежду и веру. Веру лучше заменить знанием, ибо вера в существование Тонкого Мира – это одно, но опытное знание человека, побывавшего в нем и побывавшего неоднократно, – это совершенно другое, ибо поколебать такое знание уже не в состоянии никакая очевидность. Но все же даже и к такому знанию приводит все-таки вера в возможность существования мира иного. Также она приводит к осознанию и овладению скрытых способностей духа и возжжению центров. Только отрицания недопустимы, ибо убивают возможности познавания. Так, надежды, даже не исполнившиеся, полезны весьма своим свойством продвигать и расширять сознание.
Понимание Нас – индивидуально и тоже по сознанию. Отсюда столько противоречий. Различие религий произошло от различного подхода к Иерархии Света, от различного Ее понимания. Эпоха, народность и специфичность условий наложили свой отпечаток. Но едино Средоточие Сущего. Мудрый увидит под разными наименованиями и разными формами внешнего выражения эту единую сущность человеческих верований, ограниченную широтою понимания и ступенью постигающего сознания. Под различными одеяниями всех веков и народов он увидит, что облечены ими все те же Великие Индивидуальности, которые Давали миру Знания, соответствующие ступени развития данного народа, в той или иной форме философии, религий, верований или учений. Но Истина оставалась все той же, хотя выдаваема была только частично, и Семь Великих, пришедших с Далекой Звезды, Оставались Семью, под какими бы покровами или внешнею формой ни Выявляли Они Себя человечеству.
Как нет двух лиц схожих, так нет и одинакового понимания Иерархии Духов Великих, Ее составляющих. Чем ближе к Фокусу Ее (то есть Иерархии) стоит человек, тем меньше расхождения в этом понимании у него с другими людьми, подошедшими столь же близко. Расхождение происходит от незнания. Ведь часто под различными обличьями скрыта одна и та же Индивидуальность. А люди, не зная этого, спорят о том, кто прав и кто заблуждается. Велико непонимание вокруг явления Иерархии, много заблуждений, ошибок и просто невежества. Время пришло объединить человечество в едином понимании Единого Фокуса Света. Наступит оно, это время, когда будут стадо едино и Пастырь Один.
Так называемых святых надо освободить от золотых риз, в которое облекло их людское невежество. Действительность гораздо проще и не заключает в себе ничего сверхъестественного. Увидите реформаторов, просветителей, героев, подвижников, мудрецов, государственных и общественный деятелей, социальных провидцев, словом, людей, освобожденных от клерикальных покровов и отделенных, благодаря этим покровам, непроходимой стеной от остального человечества. А между тем Сам Христос Говорил: «Я и вы – одно», и еще: «Вы – боги», то есть не Проводил разделяющей и непроходимой границы между людьми и Собою. От церковных нагромождений надо освободить сознание тех, кто еще находится под их властью. Все естественно, чудес нет, все доступно пониманию и научному исследованию. Все материально – от нимба вокруг головы так называемого святого до тонких тел и даже мысли. И Христос не где-то там, за облаками, ушедший от Земли, но здесь, среди нас, в самой гуще жизни, принимающий участие в событиях жизни земной и ее эволюции. Ибо Сказал Сам: «Я с вами всегда, во все дни, до скончания века».
То, чем живет и питается сознание, может быть либо от суеты и временности текущего дня, либо от непреходящей мудрости веков, то есть от Вечности. Между этими крайностями – бесконечное разнообразие духовной и умственной пищи человека, полезность которой определяется по светотени и преобладанию элементов непреходящего. Писателей много. Те книги, которые от суеты и наполнены звучанием текущего времени, забываются быстро. Те, что коснулись высших запросов сознания и поднялись над шумом и суетою момента, переживают века и даже тысячелетия, не теряя своей ценности и интереса. Их называют великими. То же самое и в области религии. Мелкие секты быстро вырождаются и умирают, великие религии живут тысячелетиями, видоизменяясь во времени, покрываясь позднейшими толкованиями и наслоениями, и утрачивая под их тяжестью Свет основных положений Первоучителя, и вследствие этого тоже умирая от искажения первоначальных элементов непреходящего, заложенных в каждой из них. Поэтому каждая великая религия современности нуждается в очищении и новом провозвестии ее основ, если она хочет иметь право на существование. Иначе она обречена на вырождение и смерть. Крестовые походы и инквизиция ярко свидетельствуют о том, как может быть искажена и извращена заповедь любви к человеку.
Сейчас время такое, когда всякое светлое и доброе начинание искажается до неузнаваемости. Силы тьмы буйно активны. Их цель – утопить Землю во мраке. Слова и речи служат для прикрытия темных уловок. И целые страны льют потоки крови, уничтожают города и деревни, отравляют леса и посевы, выдвигая лозунги свободы, помощи и спасения людей неизвестно от чего. Лицемерие превосходит все границы здравого смысла, причем исполнители знают, что они несут людям страдания, слезы, разрушения и смерть. Они говорят, что веруют в Бога, они цитируют священные книги и потрясают Евангелием. Сатанинское, кровавое лицемерие равняется только чудовищности их злодеяний. Таков облик уходящего старого мира, обреченного законами общественного развития на смерть и уничтожение. Но победа суждена Новому Миру и Родине вашей. Несмотря ни на что, она будет победной во всем. Только время нужно, чтобы бациллы старого мира выкипели и перестали существовать. Сейчас они пузырятся над поверхностью мирового котла, но дни их сочтены. Победа Нового Мира – без насилия и войн – уже не за горами.
Действительность сущего одна. Истина одна, но рассматривать окружающий мир можно с различных точек зрения. И религия и наука касаются этого мира под различными углами. Но если клерикальные выражения и термины заменить научными, то окажется, что спор о несомненном не будет уже иметь места. Конечно, невежество и суеверие придется из области религии исключить, равно как отрицания и предубеждения – из науки. Примирение возможно, и притом на чисто научной основе. Великие религии искажены до неузнаваемости последующими наслоениями. Изуверство и фанатизм наложили свою печать. Религии требуют очищения Основ, данных Первоучителями и провозвестниками Их. Многие догмы придется пересмотреть и отставить, ибо они утверждены последователями, а не Основателями. Например: платное отпущение грехов, плата за отправление церковных треб, отпущение прегрешений, мнимая власть церковников миловать или карать грешников, нелепость государственной религии и так далее. Многое придется пересмотреть в корне, оставив только Первоосновы.
Сказано было: «Молитесь не всяко, но в духе». Священные места и предметы остаются таковыми, но придется объяснить уже с научной точки зрения явления наслоения человеческих излучений и мыслей на предметах и на всем окружающем человека; добавим при этом, что бывают предметы как добрые, так и злые, равно как места, насыщенные светлыми отложениями кристаллизованной мысли или же темными и кровавыми. Многое придется пересмотреть в Свете Учения Жизни. И придется принять Мир Тонкий, придется принять все три Мира. И нимб над головой окажется излучениями организма, но придется признать и ауру, и эманации светлых и темных мыслей и эмоций. Многое придется научно признать на основании неотрицаемых научных исследований. Грешные и праведные мысли окажутся теми же мыслями, но либо темными, либо светлыми. Праведники и грешники окажутся теми же людьми, но имеющими светлые или темные излучения ауры. Разделение и различие пойдет по светотени и определяться будет при помощи обычных аппаратов, без всякой чудесности и церковности. И прощать и отпускать грехи, и даже за плату, уже не придется, так как снимки ауры обнаружат, что платное или какое-либо другое отпущение грехов темную ауру не сделает светоносной. Так же и злая молитва, обезображивающая ауру, получит свое осуждение. Люди поймут, что злыми мыслями они, прежде всего, наносят вред самим себе и отравляют собственный организм. И чудеса займут свое место, то есть будут объяснены научно, ибо в принципе чудес не бывает, но все подчиняется естественным законам, еще далеко не все из которых известны людям. Если освободить Основы Великих Религий от нагромождений, то они все могут быть научно объяснены и научно обоснованы. В этой области невежество человеческое – как верующих, так и неверующих – все еще велико, оно поразительно. Нужно просто знать больше и забыть отрицание.
Вот вы утверждаете существование Тонкого Мира, хотя ваш глаз и не видит его, по крайней мере, в данный момент. Но Тонкий Мир существует. Вот вы утверждаете существование Великих Учителей, хотя Они и не видимы глазу. Но Они Существуют. Так чувствознание сердца утверждает действительность вопреки очевидности. Давно уже Сказано: «Блаженны не увидевшие, но уверовавшие», то есть те, кто голосу сердца поверил. Двигает вера, то есть сердце, которое предвосхищает и прозревает сущность явлений. Путь к Свету устлан сердцем. Утверждение невидимой действительности, вопреки видимой очевидности, будет путем сужденного ученика.
Разница в выражении глаз на избранных вами Изображениях, их глубина и яркость зависят не от освещения, но от условий контакта. Не игра воображения, но реальность тонких энергий и уявления Тонкого Мира. При еще более внимательном наблюдении можно будет отметить и новые подробности. Очень трудно преодолевать общепринятую обывательскую логику и видеть вещи и явления поверх нее. Ведь то, что отрицается человеком, не существует для его сознания. Принятие, признание, утверждение будут антиподом мертвящего отрицания, как и вера, которая вдохновляет и ведет строителя, изобретателя и творца новой жизни. Не стали бы люди летать, если бы не верили в то, что это возможно, не станут люди делать ничего, если прежде не поверят, что то, что они делают, возможно осуществить. Не о суеверии говорим, но об активной, творческой вере, которая помогает достичь даже недостижимого. О любви уже говорилось, теперь говорим о вере. Это двигатель мощный, двигатель в будущее. Мало только любить, нужно верить еще в возможность достижения того, что открыто сознанию любовью. Так, две мощные силы даются в руки человека – вера и любовь.
ВЕЧНАЯ БОРЬБА
Ах, эта тайна Жизни, Тайна Смерти и Тайна Зла! Лишь бесконечная Любовь способна познать ваши глубины. Только Вера в состоянии наделить способностью уловить проблеск той Любви. Человек всегда воюет с самим собой.
Время от времени он разворачивает белый флаг, если битва становится столь жестокой, что разум, чувства или физические силы оказываются на грани срыва, ожидая момента, когда к нему вновь вернётся дыхание и он сможет продолжить сражение.
И нет никакой возможности обойтись без той битвы, ибо только таким путём сможет он завоевать свой венец стойкости и силы. Ведь на других условиях человек не смог бы ужиться с самим собой.
Учение Храма. С Горной Вершины. М.: «Сфера», 1998, с. 331
Свидетельство о публикации №109051301232