Ночь с Розановым
Ночь. За окном завывает вьюга. Мы вдвоем с Васильем Васильевичем сидим у печки, греем ноги в теплых валенках и пьем чай с малиной.
- А что, Василь Васильич, может расскажете что-нибудь о любви ?!
- О любви-с, - улыбнулся Василий Васильевич, почесывая свою огненную бородку с небольшой проседью, - Да, уж! Нет, более печальных историй, чем разыгрывающихся на фоне любви. Есть одна история, весьма престранная, в которой некого ни судить, ни оправдывать. Лет восемь назад был случай в Вязьме. Кто-то из купчиков влюбился в мещаночку. Сделал предложение – получил отказ, прошли месяцы – он повторил предло-жение. Опять отказ. Промаялся время – и опять идет с тем же предложением к той же мещаночке и получает столь же упорный и абсолютно равнодушный отказ. У него были родители, небольшая торговля, он был молод, здоров. Наутро после последнего отказа наш-ли его повесившимся на чердаке. Любимого товарища, его хоронили друзья и родные. Что же сделала «краля»? Когда несли гроб, она проехала мимо, проехала преднамеренно, чтобы «вот взглянуть» и улыбнуться. Об этом тоже заговорили. Очень судили!
- А как вы, Василь Василич, отнеслись к ее страшному хамству ?!
- Думаю, здесь надо размышлять, а не судить, - вздохнул Василий Васильевич.
- Но улыбаться смерти человека, который из-за тебя лишился жизни, разве это не грех?
- Оно, конечно, не по-христиански,- согласился Василь Васильич, - однако, не кажется ли вам, милейший, что с ее стороны это была своего рода месть по отношению к покойнику?!
- А за что?!
- А за то, что после его самоубийства ее будут осуждать и склонять на каждом перекрестке, и, зная это, она решила своей улыбочкой так сказать, отомстить, и показать себя такой, как о ней и думают. Люди иногда целенаправленно вызвают в чужой душе беса!
- Все может быть.
- А вам не кажется, что теряя свою девственность, девушка теряет и свое определение ?!
- Честно говоря, я об этом как-то не задумывался.
- А зря, - улыбнулся Розанов, - вот подумайте, она не согрешила, поскольку это закон природы, она никого на свете не обидела, и всему миру может сказать: «Вам какое дело?» Но когда с ней будут говорить, как с девушкой, она ведь не скажет: « Я уже не девушка!»
- Сейчас уже скажет и ни капельки не покраснеет.
- Странно, - покачал головой Василь Васильич, - Нет, она обязательно нечто утаит. И это на каждом шагу. Всякий день она вынуждена будет лгать. Это такая мука. Она вся сожмет-ся. Потускнеет. И вовсе не по «греху», коего нисколько не содержится в совокуплении, но по этим обстоятельствам – потеря « девственности», в самом деле означает «падение».
- Сейчас уже так не думают, Василь Васильич.
- И что же, даже не стыдятся нисколько, - изумился он.
- Нисколечко, - усмехнулся я, - сейчас дев-в-вушки, наоборот, гордятся. Если очень рано потеряли свою девственность. Сейчас мораль с лица переменилась.
- Прямо, Содом и Гоммора какая-то, - вознегодовал Василь Васильич, - впрочем, меня всегда удивляло, почему порок так живописен, а добродетель так тускла и безобразна?! И что это у нас все за ужасы?! И откуда они только берутся?!
- Наверное, от наших половых органов, - съехидничал я.
- А, вы знаете, с чем я сравнил наши органы?! С цветами, с цветами, которые благоу-хают только ночью, в этом вся подчеркнутость смысла пахучести половых органов. Так, пахучесть ствола дерева, или всего тела у животных - явно имеет корнем себе ( откуда
все растет) пахучесть собственной половой сферы.
- Василь Васильич, вы рассуждаете, прямо как развратник, - громко рассмеялся я.
- Ох, мой разврат, - глубоко вздохнул он, вытирая ладонью со лба капающий пот, - разврат мой, в том, что я люблю всех, через это я и мамочку измучил, а все потому, что в разврате я нашел ту необходимость и универсальность, без которых бы не пришел к идее вечной и всеобщей неги. И как не уродиться в отца всех, не родив действительно всех, и, следовательно, не совокупившись « со всеми коровами »? По крайней мере, мысленно, духовно. И так уж вышло, что Господь устроил меня « в коров». Я полюбил их титьки. Я полюбил их ложесна. Я полюбил их влажность и самый запах пота. Ну,« совокупиться»- то со всеми не мог, но ведь это недалеко от совокупления. «Что-то сделалось в мире», и я был близок к «всеобщему совокуплению». В душе моей произошел «свальный грех»: и через него, и единственно через него, я «уроднился» с миром, так что и вы мне тоже «род-ной». Ведь это во всех, во всех есть такое чувство, оно как корень всего, всех притягивает и совокупляет всех по очереди и по обстоятельствам. Н-да, - Розанов задумался и замолчал.
Мне было неловко от ощущения, что со мной говорит такой великий, такой старый, и в то же время измученный жизнью человек, который никак не может остановиться в своих рассуждениях и в мучительных поисках самого себя.
- А вы верите в Любовь ?! – мой вопрос прозвучал как-то глупо, будто я сомневался в том, что Василий Васильевич никогда и никого не любил.
- Да, - как-то рассеянно ответил он, - я всегда любил. Я совершенно отдавал себя, со всеми потрохами. Меня уже нет, а все мое – твое! Любовь есть чудо.Нравственное чудо. Не было бы любви, человек оставался бы тупым животным. Но, однако, по****овать всем хочется, - улыбнулся Розанов, - спорьте, проклинайте, отрицайте, но по****овать хочется!
- Да, уж, - удивился я, никак не ожидая от него такого пассажа.
- Я в сущности, вечно в мечте. Я потому прожил такую дикую жизнь, что мне было «все- равно как жить». Мне бы свернуться калачиком, притвориться спящим и помечтать. Я ухо-дил в звезды. Странствовал между звездами. А что люди?! Даже совершенно невероятно, что они живут. О, женщина! И женщина, и груди, и живот. Я дышал ею. О, как дышал! Эта женщина - уже мир. Я никогда не представлял девушку. А уже «женатую», т.е. замужнюю.
- Вы встречались с замужними?!
- С кем я только не встречался. – Розанов глядел на меня уставшим взглядом, - против-ная, противная моя жизнь. Добровольский, секретарь редакции, недаром называл меня «дьячком», а еще называл «обсосом», косточку ягоды обсосали и выплюнули!
- Странно, и почему вы все время принижаете самого себя, - поглядел я на него испытую-щим взглядом,- или вы желаете таким образом возвыситься? Упасть и тут же подняться?!
- Интересный ты человек, Игорь Павлович, все ковыряешься во мне, изучаешь как подо-пытную лягушку! И все никак не уймешься, никак не устанешь!
- Но я же не виноват, что вы так притягиваете к себе! – смущенно признался я.
- О! – возрадовался Василий Васильевич, - я знаю этот интимный свой голос, которому невольно покоряются, и быстро ко мне привязываются и совершенно доверяют. Знаете, я всех люблю! Действительно всех люблю, без притворства. Вот, к примеру, взять Шарапова и Мережковского, и что могло быть общего между ними, а любили меня, и как любили! А Столпнер, Страхов, совершенно два разных человека, а никак не могли от меня отвязаться. Правда, я их немножко «проводил». Мережковского я не любил, ничего не понимая в его идеях и нисколько не интересуясь его лицом. Столпнера я не любил – как нерусского.
Страхова не любил, он наводил на меня скуку, а Шарапова - я недолюбливал!
- И как же вы тогда умудрялись всех любить?! – удивился я.
- Это все противоречия, брат! При этом противоречия не нужно примирять, а оставлять их именно противоречиями, во всем их пламени и кусательности! Противоречия! – перешел на пафосный тон Василий Васильевич, - Противоречия, пламень и горение! И не надо гасить! Погасишь – и мир, к чертовой бабушке, погаснет! Поэтому, мой мудрый собеседник,
никогда не своди к единству и одному умозаключению своих ощущений, пусть они пребудут всегда в хаосе, брожении и в безобразии! Так лучше понимается жизнь!
Откровения летящие изнутри, как же они завораживают. Розанов не боится предстать передо мной таким, каков он есть, но каков он?! Он безмерно противоречивый, он всякий, и любящий, жалостливый, и безжалостный, полный ненависти, но никогда не равнодушный.
- А как же ваше писательство ?! – полюбопытствовал я.
- Вы желаете знать, что добивался я своим писательством?– засверкал глазами Розанов, - унежить душу! А убеждения? Да, ровно наплевать! Я писал во всех направлениях, было в высшей степени прекрасно, как простое обозначение глубочайшего моего убеждения, что все это «вздор» и «никому не нужно»! Я знаю, что изображаю того « гнуса литературы»,
к которому она так присосалась, что он валит в нее всякое дерьмо, но это рок, рок и судьба, - вздохнул Василий Васильевич и неожиданно расплакался.
- Именно поэтому и возникла та история с газетами, - вздохнул я.
- Ах, вы про это, - усмехнулся он, - ну и что из того, что я печатался и у эсеров и у черносотенцев, одни хотели революцию, другие - укрепления монархии, хотя и то, и другое вздор! Я же говорил вам, что все эти убеждения ровным счетом ничего не стоят!
Вся политика – сплошной моральный онанизм. Лично я весь вылился в литературу.
И «кроме» ничего не осталось. Ни отец, ни муж, ни гражданин. Да хоть человек ли? Так, что-то такое, мотающееся возле. «Случайное».
- Ну, уж, прямо-таки и случайное, - улыбнулся я, - даже наш с Вами разговор вроде как уже заранее был продуман Богом.
- А я не люблю Бога, и люблю, и не люблю, - вдруг фыркнул Василий Васильевич, нечаянно выплеснув себе на колени чай с малиновым вареньем,- Ну, как это можно: верить и не любить. Но я и люблю. Люблю и не люблю. Я не боюсь Бога. Смел против Него. Был момент в жизни, операция, так я хотел даже ударить его. Вообще у меня никакой связанности Богом. Так как в сущности моя смелая тоска – то же, что Его: «Сына Единородного отдал за людей».
- А в чем по-вашему, все-таки смысл жизни, Василий Васильевич?!
- Не знаю, - вздохнул Розанов, поставив пустую чашку возле самовара, - я теперь пишу историю, потому что счастье мое прошло. И воскресить уже ничего нельзя, можно только утонуть возле этого, в связи с этим, или распутывая это.
Фраза его прозвучала для меня слишком безнадежно, словно со мной в эту минуту сидел не Розанов, а его привидение.
- А когда вы себя по-настоящему ощутили писателем?!
- В 1895-6 году я определенно помню у меня не было тем. Музыка в душе есть, а пищи на зубы не было. Печь пламенеет, но ничего в ней не варится. Тут моя семейная жизнь и вообще все отношение к «другу» и сыграло роль. Пробуждение внимания ко всему, все выросло из одной боли, из одной точки. Литературное и личное до такой степени слилось, что для меня не было литературы, а было мое дело. Литературу я чувствую как мой дом. Никакого представления, что я « должен» что-нибудь в ней, что от меня чего-то «ожидают». Кстати, а вы были в браке?! Разводились?! - вдруг спросил он меня.
- Да, - вздохнул я с грустной улыбкой, - и не раз.
- Да, уж, супружество это как замок и дужка, - усмехнулся Розанов,- если чуть-чуть не подходят, - то можно только бросить. Отпереть нельзя, запереть нельзя, сохранить ничего тоже нельзя! Только бросить к черту! Однако, некоторые ужасно как любят сберегать имущество замками, к которым дужка только приставлена. Вор не догадается и не тронет, а они и блаженствуют!
- А вы одобряете женскую эмансипацию?
- Да, ну, что вы?! – всплеснул руками Василий Васильевич, - если женщина «под», а кавалер «над», то всякое иное положение как-то неудобно! Неловко! И заменяется опять таки нормальным положением! Вот, и бабы-начальницы, днем погорланят, а ночью опять
« подчиненное положение» занимают!
- А вы, юморист, - заметил я.
- Приходится, Игорь Павлович, приходится! Вы ведь тоже что-то пописываете ?!
- Не без этого.
- Однако, Игорь Павлович, как нам не признать в том величайшей метафизики, если уж такие пустяки, как положение в акте, продиктовало план всемирной истории ?! Может поэтому, римлянки были верны мужу, гречанки тупо родили детей, а христианки до сих пор не могут войти в алтарь?!
- Ну, это уже патриархат, - обиделся я за всех женщин.
- А ты, что, матриархата захотел ?- засмеялся Василий Васильевич, - да, нет, ты не думай, что я пытаюсь чем-то принизить весь женский род. Я сам без ума от них, и всегда говорил, что жена входит запахом в мужа и всего его делает пахучим собою, как и весь дом.
- А вы верите в загробную жизнь?! – спросил я. Я почувствовал, что скоро наш
разговор прервется сам собою, и я его больше не увижу и ни о чем уже не спрошу.
- Конечно.Упоминание о ней вы найдете в жизни насекомого, в фазах его развития увидите фазы мировой жизни! Гусеница – это мы, мы ползаем, жрем, тусклы. Куколка – это гроб и смерть, гроб и прозябание, гроб и обещание. Мотылек – это душа, погруженная в мировой эфир, летающая, и знающая только солнце, нектар,- и никак не питающаяся, кроме как из огромных цветочных чашек. Бабочка вся одухотворена, у нее нет кишечника, по крайней мере у большинства видов. Странным образом, она имеет отношение к половым органам чуждых себе существ. Она совокупляется, соприкасается с существами иного мира, и одно-временно она совокупляется с «себе подобными». Вся ее жизнь предвещает наше загроб-ное существование, которое тоже как и у бабочки, будет состоять из света и пахучести.
- Вам было когда-нибудь страшно ?!
- Страх, Игорь Павлович, вещь весьма субъективная. Впрочем, однажды в феврале 1912 года ко мне от поэта Рославлева пришли секунданты, полковник Елец и капитан Попов, и так горячо уговаривали меня принять вызов на дуэль и быть убитым, что мне невзначай показалось даже, что они никак не могут дождаться моей смерти. Глазки у них так хищно, жадно загорелись, а губы расплылись в такой безумной улыбке, что меня всего с головы до пят прошиб холодный пот. Еле отделался от них! Пришлось, конечно, приносить извинения через газету !
- И за что же Рославлев вызвал вас на дуэль?!
- За писанину, за что еще можно писателя вызвать на дуэль, - тяжело вздохнул Розанов.
- Ну, можно и за любовный роман, - пошутил я.
- В то время я жил только «другом». Правда, когда она сильно заболела, и все мы измучались ожиданием ее смерти, то у меня был один грех. Было какое-то странное ощущение покинутости, оставленности в этом мире. Шел я раз по Невскому и встретил проститутку. Из разговора увидел, что ей очень хочется того, чего и проститутки не называют. Я был спокоен. И сказал: «Пойдем к тебе». И был проституткой для проститутки. Мне хотелось бы брести по улице и всем «давать», кто хочет. « Меня уже почти нет», я «тьфу», но возьмите это « почти нет». Я сам себя потерял в мире. И люди
так милы, что «очень рад, что потерял».
- И неужели эта проститутка не оставила в вас никакого следа?!
- Ну, почему же, оставила, и я в ней оставил свой след. Проходящая девчонка. Она была такая пышная, в декольте, и ей был очень нужен любовник. Я любил эту женщину, и, следовательно, любил весь мир. В темноте, за занавеской эта женщина не видела меня, но она ощущала, как я прикасаюсь к ней. Как я подносил лицо к ее животу, и вот от живота ее дышала такая безумная теплота, такое нежно пахучее… Небесная женщина. Caelеsta femina. Теплый аромат живого тела – я весь растворился в нем. Вот моя стихия, мой нос, и моя философия. И звезды пахнут, и сады. Но пахнет все от того, что пахнет эта прекрасная женщина. И, в сущности, пахнет ее запахом. Тогда мне весь мир усвоился как «человеческий пот». Нет, лучше – как пот или вчерашнего, или завтрашнего ее совокупления. Мне оттого именно живот и бедра и груди ее нравились, что все это уже начало совокупления. Вся природа, конечно, и есть « совокупление вещей», Так что, возлюбив пот совокупления, я тем самым полюбил весь мир. И полюбил его не отвлеченно, но страстно. А мой фалл, разве он не теплота всего мира. Им мир согревается, то есть я хочу сказать – из фалла и через фалл разливается по всему миру теплодатное, влажное, пахучее, миниатюрное, уютное, «любимое» и «любящее». Центр-то любви – именно он. Замечательно, что он никогда не зябнет, и когда «жив» - горяч, огненный, розовый, и солнце – вечное совокупление. О, как мы мало знаем о мире!
- Да, мы очень мало всего знаем, - согласился я, - и почему вы так пронзительно пишите обо всем, неужели писательство съедает вас целиком, и вы уже сами ни о чем не думаете! - Да, я во всем растворяюсь, - тихо вздохнул Василий Васильевич, - все кругом обхватываю, целую и плачу как баба, и встаю перед всем миром на коленки…Вся моя жизнь была тяжела. Свнутри грехи. Извне несчастия. Одно утешение было в писательстве. Вот отчего я постоянно писал. Теперь все кончилось. «Подгребаю угольки», как в истопившейся печке. Скоро « закрывать трубу». О, как же хорошо тишина лечит душу.
Я проснулся. Передо мной лежала раскрытая книга Василия Васильевича Розанова «Уединенное» и «Последние листья». За окном перестала выть метель. Я грел все еще ноги в валенках у печки. На коленях у меня лежала рыжая кошка Соня, которая была беременна и поэтому благостно урчала, уже ожидая приближение своих родов.
Книга Розанова была раскрыта на лучшей его метафоре: « Моя душа сплетена из грязи, нежности и света...», и неожиданно я почувствовал, что это и будет названием моего нового романа, только не душа, а человек , «Человек из грязи, нежности и света »…
Благодаря одной строчке, взятой из его души, я смог написать новый роман..Прости, Василий Васильевич, что взял у тебя эти замечательные слова! Целую тебя, дорогой, и крепко жму твою руку! Оревуар! До встречи на том свете!
РОЗАНОВ
краткий биографический очерк
Василий Васильевич Розанов родился 20 апреля 1856 года в городке Ветлуге Костром-ской губернии, в семье коллежского секретаря. В три года он потерял отца, а в четырнад-цать лет мать. Такая ранняя утрата своих родителей легла серьезным отпечатком на душу писателя. После смерти матери он воспитывался в семье своего старшего брата – Николая. При жизни матери он также лишился родной сестры, которая тяжело болела и тоже рано умерла. В 1878 году Розанов поступил на историко-филологический факуль-тет Московского университета. В 1881 году он обвенчался с Апполинарией Сусловой, эмансипированной и скандальной женщиной, которая в конце 60-х годов путешествовала с Ф.М. Достоевским по Западной Европе, и была его близкой подругой. Она была старше Розанова на 16 лет. В 1887 году Суслова разрывает отношения с Розановым, и в то же время не дает ему согласия на развод. Розанов переезжает из Брянска, где он с ней жил, в Елец. В Ельце он также, как в Брянске работает преподавателем в гимназии. Здесь же в Ельце Розанов встретил «друга» - Варвару Дмитриевну Бутягину, с которой он тайно обвен-чался в 1891 году. Церковь не дала разрешение на повторный брак и Розанову и В.Д. Бутягиной, которая до встречи с Розановым также была в браке, но овдовела. Отказ Цер-кви вызвал в Розанове негативное отношение к патриархально-церковному укладу, кото-рый по его мнению вызвал дисгармонию в личной и семейной жизни многих людей. После тайного венчания Розанов с «другом» переезжают в город Белый Смоленской губернии. В апреле 1893 года Розанов с женой и дочерью Надей, родившейся в этот же год, переехали в Петербург, где благодаря стараниям русского философа и писателя К.Н. Леонтьева, он уст-раивается работать чиновником Государственного Контроля, где проработал 6 лет. В эти годы публикуются его статьи в журналах, в которых он защищает монархическую государ-ственность и русское православие. В 1889 году Розанов оставляет службу и переходит работать постоянным сотрудником газеты «Новое время» к известному издателю Суворину А.С., кото-рый помог Розанову издать его лучшие книги «Уединенное»,«Опавшие листья».
Книги Розанова необыкновенны тем, что составлены из обрывков мыслей и пережи-ваний, воссоздающих живой образ автора. Он создал новый жанр в мировой литературе – роман– размышление-переживание-проживание жизни одним человеком, без сюжета, из одних мыслей и ощущений, охватывающих все области человеческого сознания. Главной темой его произведений все же был пол, семья, интимные отношения, их связь с мировой историей, противостояние человеческих чувств церковным установлениям, возможность человека осмыслить себя и свое место в истории. Октябрьскую революцию 1917 года Розанов воспринял как трагедию всего русского народа. Переехав из Петербурга в Сергиев Посад, он на свои средства печатает последнюю книгу «Апокалипсис нашего времени», но книга не продается из-за кризиса и голода в России. Измученный голодом, болезнями, потрясенный революцией, неожиданной смертью сына Василия, тяжелым заболеванием жены, Василий Васильевич умирает 5 февраля 1919 года.
Друг писателя – священник, ученый и философ Павел Флоренский (репрессированный в сталинские времена) прочитал отходную молитву над умирающим Розановым. На его могиле был поставлен крест, на котором была сделана надпись, выбранная из Псалтири Павлом Флоренским: «Праведны и истинны пути Твои, Господи!» В 1923 году кладбище при Черниговском ските в Сергиевском Посаде было срыто большевиками и могила Василия Васильевича Розанова была уничтожена. Розанов оставил после себя значитель-ный след во всей мировой философии и литературе, соединив в себе и писателя, и фило-софа, и просто человека со всеми его душевными волнениями.
Свидетельство о публикации №109051206949