Семьдесят два часа
В эпоху расцвета стройотрядовского движения сложилась добрая традиция обмениваться студенческими отрядами между областями и республиками. Студенты и школьники получали уникальную возможность посмотреть страну, познакомиться с традициями и жизненным укладом других регионов. Отряд из нашей небольшой республики поехал в Волгоградскую область убирать помидоры и черешню. По существовавшим правилам к первому сентября все должны находиться дома и приступить к учёбе. Вот как раз из этой ситуации каждый выкручивался, как мог. Проблема заключалась в неспособности железнодорожников обеспечить своевременную доставку студенческих отрядов к месту жительства к первому сентября… Здесь просто катастрофически накладывались друг на друга два потока – возвращающихся из отпусков отдыхающих, которым тоже надо было и на работу и в школу и стройотрядов. Железная дорога в таких случаях решала свои проблемы нехватки подвижного состава и другие организационные проблемы за счёт задержки на пять-десять дней студентов и школьников на местах их пребывания. Это повторялось из года в год и, в сущности, не представляло особой проблемы. Проще говоря, все к этому привыкли и даже научились извлекать определённую выгоду.
Сейчас был особый случай. Я бы даже сказал из ряда вон выходящий! Дело было в том, что мы не знали график движения этого специального поезда. Железнодорожники, искупая свою вину за задержку, решали ещё несколько организационных вопросов. В тот год в Волгоградской области работали отряды из Новосибирской, Кемеровской областей, Хакасской автономной области и Тувинской автономной республики. Надо отдать должное департаменту пассажирских перевозок министерства путей сообщения, они быстро сообразили, что все перечисленные регионы располагаются один за другим по ходу следования. С какой стати заморачиваться со штатными поездами, стоящими в расписании, бронировать билеты, обеспечивать пересадки и так далее, и тому подобное. Можно поступить проще. Разместить всех в одном составе и высаживать по очереди по мере прибытия на станцию назначения. Сдаётся мне, что их начальник, подписывая маршрутный план, воскликнул:
- Гениально!!!
Впрочем, это лишь мои ничем не подкреплённые фантазии. А проблема, тем не менее, была нешуточная. У нормального поезда есть расписание. Плюс, минус два часа, не в счёт. А здесь… Ни номера поезда… Ни его статуса… Ни маршрута следования… Ничего нет!!! Прибавь ко всему этому больше тысячи разъярённых, кстати сказать, совершенно справедливо разъярённых, родителей!!! За один рабочий день, с момента поступления информации, мой рабочий телефон в буквальном смысле слова поменял цвет с красного на белый. Он не умолкал ни на мгновение. Точнее он не звонил только тогда, когда звонил я сам. Ситуацию осложнял тот факт, что среди ехавших были дети очень высокопоставленных чиновников. Вместо того, чтобы помочь мне хоть как-то разрулить ситуацию, они хором, вместе с другими родителями пили мою кровь.
Тем не менее, за прошедшие сутки мне удалось многое узнать. Я выяснил все мыслимые и немыслимые статусы поездов. Оказалось, они бывают: пассажирскими, скорыми, туристическими, литерными, почтово-багажными… И каждый из них движется по своему особому графику. Что касается интересующего меня поезда, то, что я узнал, повергло меня в шок. Он по нескольку раз, на протяжении одной дороги менял свой статус. Проще говоря, узнать время его прибытия в конечную точку назначения, в Абакан не представлялось возможным. Я всю ночь вёл переговоры с диспетчерскими службами всех дорог, по которым должен был проследовать поезд. Телефонистки узнавали меня по первым звукам голоса и быстро и безропотно соединяли с нужным абонентом. В то время ещё не было автоматической связи и в нормальном режиме соединения приходилось ожидать часами… Сейчас я использовал все имеющиеся у меня привилегии… Одна из которых называлась – первая служебная. Эти два волшебных слова ускоряли процесс созвонки до космических скоростей. Всё было безрезультатно. Меня внимательно выслушивали, входили в моё положение и спокойно объясняли. Поскольку поезд идёт по прямому распоряжению министерства путей сообщения СССР, мне могут сообщить о нём только тогда, когда он покинет пределы их отделения дороги.
Положение становилось отчаянным! Я плёлся в хвосте ситуации. У меня был некоторый временной запас. При любом раскладе путь от Москвы до Абакана занимает четыре – пять суток. Вот эти сутки разницы меня беспокоили больше всего. Где будут дети коротать эти чёртовы сутки, если я ошибусь и просчитаюсь? Пятьсот километров горной дороги – это для автобуса двенадцать часов пути в один конец. По моему требованию автотранспортники должны были минимум на двое суток снять восемнадцать «Икарусов» с междугородных маршрутов республики. Если по закону, я должен был их уведомить о времени прибытия поезда за месяц!!! В данной ситуации счёт шёл на часы. Пока что я просто не думал об этом. Какая-то заявка, как положено, была им передана, но железнодорожники вначале задержали детей в Волгограде, а сейчас мутили с поездом. Сейчас, после очередной бурной встречи с группой родителей и последовавшей вслед за ней телефонной накачкой из высокого кабинета, я принял решение.
У меня в запасе было ещё два часа до начала рабочего дня в Москве. Разница в поясном времени иногда служит добрую службу. Я закрылся в кабинете, отключил телефон и начал анализировать собранную информацию, которая потребуется в предстоящем разговоре.
Приблизительно за год до настоящих событий, на очередном совещании в Москве, командиры региональных штабов, воспользовавшись тем, что на нём присутствовал заместитель министра путей сообщения СССР, курирующий пассажирские перевозки, в буквальном смысле слова вынудили его дать торжественное обещание лично реагировать на нештатные ситуации. В качестве подтверждения серьёзности данного обещания он к концу совещания снабдил всех присутствующих телефонным справочником министерства, где был и его прямой номер. Учитывая сложившуюся ситуацию, я решил воспользоваться его приглашением.
Дождавшись начала рабочего дня в Москве, я набрал, ставшие за последние сутки практически родными цифры - 07.
- Девушка, будьте добры Москву, - я назвал номер телефона, подтвердил свой номер и, словно заклинание, произнёс:
- Срочно, пожалуйста. Первая служебная…
- Ожидайте, - монотонно, будто автомат, ответила телефонистка и отключилась.
Меня соединили буквально через две минуты… Сердце бешено колотилось, не каждый день приходится разговаривать с заместителем министра союзного значения…
- Слушаю, - голос говорившего был густым и хриплым, что выдавало в нём курильщика с многолетним стажем, либо оратора, вынужденного часто и помногу говорить. Скорее всего, имело место и то и другое…
- Здравствуйте, Владимир Михайлович! Вас беспокоит командир Тувинского республиканского штаба стройотрядов, Антон Борин - на одном дыхании представился я.
- Рассказывай, сынок, - без лишних переходов и, как-то по-отечески отреагировал на меня Владимир Михайлович. Я довольно подробно изложил ему причину моего звонка. Он ни разу не перебил меня. Когда я закончил, он коротко сказал:
- Антон, сынок, побудь на линии, я сейчас разберусь…
Он не отключился, не заблокировал микрофон телефонной трубки, так что я имел возможность слышать его поручения, которые он коротко, он очень чётко раздавал по другим телефонам своим подчинённым… Менее, чем через пять минут я вновь услышал его голос в своей трубке.
- Антон! Сынок! Ты ещё здесь?
- Да, Владимир Михайлович…
- Чего ты переживаешь? Мне тут мои службы подсказывают, да и Волгоград подтверждает, что билеты у твоих орлов от Волгограда до Кызыла, понимаешь ли, брат…
В такие минуты мозг работает с неимоверной скоростью. Я никогда не бывал в кабинете заместителя министра путей сообщения СССР, но я был сыном железнодорожника и имел некоторое представление об их железнодорожных понтах и замашках.
- Владимир Михайлович, - уже спокойно сказал я, - можно ещё секунду Вашего времени?
- Говори…, - его голос посуровел.
- Введите, пожалуйста, маршрут Волгоград – Кызыл в карту, которая у Вас за спиной…
Я до сих пор удивляюсь, как он не послал меня… На некоторое время повисла пауза…
Затем я услышал громкий стук, видимо, от досады он стукнул кулаком по столу и громко, никого и ничего не стесняясь , смачно выругался, адресуя самые нелестные эпитеты в адрес своих подчинённых…
- Ты ещё здесь?, - и, не дожидаясь ответа, ибо знал наверняка, что я никуда не денусь, прорычал
- Я их, … всех …!!! Дай твой контактный телефон. Начальники дорог лично!!!! Слышишь, сынок, ЛИЧНО!!! Будут докладывать тебе о приближении поезда.
Немного успокоившись, он продолжил:
- Так сколько, ты говоришь, там километров от Абакана, до твоего Кызыла?
- Пятьсот, Владимир Михайлович!
- Да-а, уж! Не переживай, сынок, справимся, - уже совсем спокойно закончил он разговор. К концу дня я имел чёткое представление о продвижении состава, о перспективах, в смысле времени, его прибытия в Абакан. Повоевав ещё немного с местными автотранспортниками, решил вопрос с автобусами. В конечном итоге, я ошибся всего на полчаса. Автобусы опоздали только на тридцать минут… Это была победа!
Свидетельство о публикации №109051005479
Алексей Дубовской 25.11.2024 23:14 Заявить о нарушении