Что значит быть русской?
Национальностей, друзья, не перечесть.
Родиться русской — не достоинство, а данность.
Быть россиянкой для себя почту за честь.
Мордва, карелы, осетины и кумыки…
Народ российский многогранный, многоликий.
Вы русофильские оставьте разговоры
Пока живет в России мал-народ – ижоры.
Их не осталось даже сотни, говорят.
И все по-русски, как ни странно, говорят.
Глаза не узкие, небесно-синий взгляд.
Да что там! Пушкин, был в Ижорах, говорят!
Не стоит «русскость» поднимать на гордый щит,
Когда у каждого монгольский ген сидит.
Народам титульным — обязанность большая.
Со всеми в мире жить, собой всех защищая.
Не обольщайтесь же, друзья, проста реальность:
Большевики ввели для нас национальность.
Пока Россию не «построил» большевик,
Включали в переписи веру и язык.
Я сказки разные люблю, люблю стихию
Полей бескрайних, светлых рощ, небес стозвонных,
Равнинных рек, морей глубоких и бездонных
В родной стране моей по имени Россия
Свидетельство о публикации №109050707130
Родиться русской — не достоинство, а данность.
Быть россиянкой для себя почту за честь.
С уважением,
Берегинюшка 26.06.2009 00:39 Заявить о нарушении
кумыки…Или это опечатка?
С теплом,
Берегинюшка 26.06.2009 00:40 Заявить о нарушении
Кумыки
Обитают в равнинно-предгорной части Дагестана, входя в основное население 7 его районов. Небольшие группы кумыков живут также в Чеченской республике и в Северной Осетии. Численность кумыков составляет приблизительно 150 тыс. человек, более точных данных в нашем распоряжении нет. Самоназвание народа «къумукъ». Южная часть кумыков именовала себя по названиям селений — башлинец (сел. Башлы), утамышец (сел.Утамыш) и т.д. Кумыкский язык относится к кипчакской группе тюркских языков и распадается на три диалекта: северный (хасавюртовский), средний (буйнакский) и южный (кайтагский).
Литературным является хасавюртовский диалект. Различия между диалектами постепенно стираются.
Этногенез кумыков представляется в настоящее время как процесс этнической миксации, т.е. смешения древнего аборигенного населения предгорного Дагестана с пришлыми тюркоязычными кочевниками эпохи раннего средневековья, просачивавшимися сюда из северокавказских степей. По мнению исследователя этой проблемы Я.А.Федорова, первой волной таких кочевников-тюрок были савиры, появившиеся в Дагестане в V в.; савиры — народ гуннского происхождения. В V-VII вв. эта часть Дагестана в некоторых источниках называлась «страной гуннов». Так началась языковая тюркизация предгорных аборигенов Дагестана, растянувшаяся на несколько столетий.
Вторую волну тюркизации Я.А. Федоров связывает с тюркоязычным народом хазар, создавшим обширный и могущественный Хазарский каганат, существовавший в VII-X вв. на территории Нижнего Поволжья — Северо-Восточного Кавказа. Завершающий этап тюркизации и ассимиляции приходится на период XI-XIII вв., когда в степях Предкавказья появились массы новых воинственных кочевников-тюрок, носивших общее наименование «кипчаки» (в русских летописях «половцы»). Кочевья кипчаков достигали Северного Дагестана, но после разгрома их и алан татаро-монголами около середины XIII в. часть кипчаков мигрировала в Дагестан, осела в предгорьях среди уже сильно отюреченных аборигенов и смешалась с ними, положив начало кумыкскому языку и кумыкскому народу. Принадлежность кумыкского языка к кипчакской группе тюркских языков подтверждает именно данную версию. В антропологическом отношении кумыки представляют типичный кавказский народ.
В XV1-XIX вв. значительное развитие у кумыков получили феодальные отношения, основанные на крупной земельной собственности. Класс феодалов, возглавлявшийся Шамхалом Тарковским, включал в себя беков, чанков, узденей и мусульманское духовенство: кумыки мусульмане-сунниты. На несколько категорий делились и крестьяне. Наиболее зависимой была категория чагаров-крепостных, не говоря о рабах-кулах. Судопроизводство основывалось на адатах и шариате. Феодальные отношения господствовали до революции 1917 г.. переплетаясь с патриархально-родовыми пережитками и элементами капиталистических отношений. Распространена была и кровная месть.
В годы Советской власти у кумыков была ликвидирована неграмотность (составляющая до революции свыше 90 %), на кумыкском языке издавались журналы и газеты, сформировалась интеллигенция. В 1930 г. основан Кумыкский драматический театр в Махачкале.
В.А. Кузнецов «Введение в кавказоведение», Владикавказ 2004
Таня Дедич 26.06.2009 08:02 Заявить о нарушении
С теплом, Раечка
Берегинюшка 26.06.2009 12:05 Заявить о нарушении