Вспышки. Культурософия. 2-я часть
Полный текст.
(Фрагменты опубликованы в виде книги
"Зов Духа", М., "Амрита-Русь", 2006)
304. Суть пранаямы
Пища духа - подлинная млечность:
Вдыхаешь вечность - выдыхаешь вечность.
305. Пространственные представления о духовной вселенной - чистая условность
Для души пространственный мотив -
Это в целом чистый субъектив,
Потому что нет внутри пространства.
По-иному выглядит убранство
Внутренних структур, “небес” и “сфер” -
Это не ландшафт, не интерьер.
Это нечто, стянутое в точку,
И об эту точку как о кочку
Спотыкаем мы свои сравненья,
И сужденья, и уподобленья.
306. Диалог в Аду
- Дайте огоньку! Дружу я с ним.
- Каждый в Ад приходит со своим.
307. Любое явление скрывает полярные возможности
Ласкающее - ранит,
Пугающее - манит,
Любимое - тревожит,
Начальное - итожит.
Незнание вращает постиженье,
А неразумье дополняет разуменье.
308. Одно к одному
Суетливый - множит суету,
Чистый взором - множит чистоту.
309. Почему к нам приходят страдания
Губит нас благополучья тишь.
Когда страдаешь - то и не грешишь.
400. Поддаются ли деревья дрессуре?
Вот живое дерево суфизма,
У него немалая харизма.
Засуши его живую ветку,
Посади его в немую клетку,
От всего излишнего зачисть
И - хлобысть его, хлобысть, хлобысть.
401. Суфизм - мистика или наука?
Не высучивайся старой сукой,
Называя свой суфизм наукой
Обчеству ученому назло -
Западло, мой милый, западло!
402. Суфизм - наука или мистика?
Называй как хочешь ты его,
Будучи в пределах Одного,
Коль не отвалилась голова.
Не уверен - есть ли там слова.
403. Суфизм как “наука мистицизма”
“Наука мистицизма” - хлёсткий образ.
Он - как размагнитившийся компас:
Стрелки вертятся напропалую,
Одесную*, а потом ошую**,
Указуя при своем вращенье
Всякое, любое направленье.
* Одесную (славянский) - направо.
** Ошую (слав.) - налево.
404. О метафоре Пути
“Путь” - одна метафора Пути:
По нему, конечно же, “брести”
Нам придется вовсе не ногами,
Не горами, водами, песками.
Нет в Пути ни времени, ни места.
Словом, интересная сиеста.
405. О служителях Богу
Шейх, священник - забраны на службу,
Как бы отправляя с Богом дружбу.
Говорят о браке этом странном:
“Служба - службой, а дружбан - с дружбаном”.
Мы идем дорожкою одной,
Только между Богом он и мной -
То с облаткой, то с причастья чашей,
Угощая бренной пищей нашей,
Удлиняя дальнюю дорогу -
Пища ведь не приближает к Богу*.
* “Пища не приближает нас к Богу: ибо едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем”. - Первое послание к коринфянам Св. апостола Павла (8:8).
406. Придушить душу
Имён нанижется, пожалуй, миля -
Сторонников “придушенного стиля”.
Так распусти ее и не души -
Дана ведь нам распущенность души*.
* Ср. “Клянусь… всякой душой и тем, что внушило ей распущенность ее и богобоязненность” (Коран 91:7-8, пер. И. Ю. Крачковского).
407. О чисто светской жизни
Получили это
Без зазренья Света.*
* “Без зазренья Света” - по аналогии с выражением “без зазренья совести” - т.е. бессовестно, не обращая внимания на совесть, делая вид, что ее нет.
408. Инфантилизм
Да, конечно, мы уже с усами.
Кто бы, что ли, присмотрел за нами?
409. Чему подобна подлинная деликатность
Камнепад гремел не уставая,
Никого вокруг не прерывая.
На ветру катальпа и секвойя
Гнутся, никого не беспокоя.
410. И взаимная предупредительность имеет границы
Вряд ли, милый, ты упросишь киску
Мышь поймать за вкусную ириску.
411. Тонкий свет сознанья и его воздействие
Ртутно-серебристый, золотой,
Стелешься туманом над водой,
В тишине пранической реки
Замедляя выдоха гребки.
412. Морок Мары*
Миражи, -
иного не желаю.
Так скажи,
чего я не узнаю?
* Мара - в индуизме Бог как податель иллюзий.
413. О майе как проявлении милосердия
Всё же милосердны все химеры,
Все они - от недостатка веры.
Кто безверен - тот доволен Марой.
Майю Мары - не считайте карой:
Без опоры глаз не остается -
Хоть какой-то смысл тебе дается.
414. Бывает и так
Льнущий к людям - будет одинок,
Ищешь буден - праздник на порог,
А очнешься - и издалека
Обовьется близости рука.
415. Бог один, но у каждого - свой
Их немного -
ну так что ж с того?
Вот дорога
Бога твоего.
Ты напой -
я с губ Твоих считаю,
Напои Собой -
и я растаю.
416. О личностном начале
Благодати - поровну на всех,
Только много дырок и прорех.
Индивидуален дырок вид -
Ими и гордится индивид.
417. Духов день (1 сентября 2005 г.)
Поднял веки, Богом озабочен, -
И писал с утра до часа ночи.
418. Mindscape (Пейзаж сознания)
Дождь на землю мокрую присел,
Посидел - и дальше полетел.
Праны ткань как скань. Дождя отвес
И сознанье - скатертью небес.
419. Будь подобен земле
На ней растут ракитник и орешник,
По ней ступают праведник и грешник.
Подобным ей ты будь -
Тогда познаешь суть.
420. Будь подобен облакам
Открывший истину - как облака:
Дарована их сень всему, легка.
421. Будь подобен дождю
Арифа* - обтекаем вид:
Приемлет всех, на всё дождит.
* Ариф (араб.) - в суфизме познавший свою природу; духовно достигший.
422. Наши пожелания решают далеко не всё
Я писал - вдруг что-то истощилось,
Кончилось, как будто отключилось.
Вряд ли нашим следует желаньям
Мера и насыщенность исканьем.
423. Удел ума незавиден
Разделяя, властвуем от века:
“То - от Бога, сё - от человека”.
424. Мнение школьника
Жить бы, не мысля вовсе, -
Сказал мне мой друг Миша В;вси.
425. В очках ума
Посмотри - ведь всё яснее, правда?
Ты увидел, чья правее правда?
426. Есть вещи, которые трудно повторить
Ты поэму не напишешь дважды
О мгновенном утоленье жажды.
427. “Вечный огонь” - что это на самом деле?
Разделенье - разума напасть, -
Не дает и дождику упасть.
Только здесь нашла коса на камень -
Вот и иллюзорна наша власть.
И везде горит незримый пламень,
Им бы стать, в него попасть.
Но и без того он - наша стать.
Им горим и мы
Стенами тюрьмы,
Вихрями свободы,
И не как уроды,
А как люди
Осязаем
Эту ткань и это естество -
Не материю, не вещество -
Из которого и состоим.
Потом
Загораемся костром
И - в дым,
Тонко и прозрачно
Льстим
Единобрачно
И соитья достигаем
С Ним.
428. Степень нашего приятия
Хороши нам и тепло и влага,
Ведь, конечно, все идет во благо.
Что сумел отбросить и собрать я -
Просто степень нашего приятья.
429. Можем ли мы быть помехой самим себе на Пути?
Под твоим окном я вечеряю,
Над твоим окном - расту и таю.
Так сосулька под твоей застрехой -
Будет ли весне твоей помехой?
430. Животная природа проста и целесообразна
Лев поест - голодный дух уймется.
Рядом с ним - спокойно лань пасется.
А у нас с тобой одна дорога -
Сердце ненасытно жаждет Бога.
431. Узнай себя как свет
Дух спешит открыть себя как свет -
Ведь иного для сознанья нет.
Этот свет свободно разольется
Всем и вся, везде - кому придется.
432. Истоки неугомонности
Нас теснит с наших мест
желанье вкуснее хавать,
Пока глубина не съест
наш рост и уменье плавать.
433. О неуспокоенности
Носит нас с края на край
В надежде на внутренний рай.
434. Счастье - штука чисто субъективная
На душе льёт дождик, и ненастье.
Что же, - возведем его в ранг счастья.
435. Разница между тьмой и светом
Тьмы полет - сознание поникших,
Звезд оплот - сознание достигших.
436. Перепады давления
Вчера не знал, куда бежать, и настроение - отстой.
Сегодня тихо, благодать, вода зеркалит пустотой.
437. Не обращайся к глупцу
Сердце глупца не тревожь -
ему и в печи без волнений спится.
Северный ветер приносит дождь,
тайный язык - недовольные лица*.
* Книга притч Соломона (25:23).
438. Отношение к чудесам
Брось-ка прислоняться к чудесам,
Сделай то, что должен сделать, сам.
439. Намерение
Укрепившись в твердости нийята*,
С;здал я намеренье когда-то,
И теперь несет накат прибоя
Прочь меня от встречи не с Тобою.
* Нийят (араб.) - намерение.
440. Формы монизма (таухид)
Двигая себя по узким фьордам,
Стану гулом, призвуком, аккордом,
Подголоском моря, ветра, скал -
Как Господь наш нам и завещал.
441. Мягкое и твердое
Удобна мягкая ложка,
Сгибаешь ее немножко
И черпаешь суп, пока
Не кончится, из котелка.
Обычная ложка
Здесь бы не подошла -
Она бы ко дну не прилегла.
Котелок бы пришлось наклонять,
Чтобы остатки супа
Со дна
Дочерпать.
442. О просьбе “Подай, Господи!”
“Гораздо лучше всё, чем было!
Дай Бог, чтоб не оставила нас сила!”
Но было ль хуже раньше нам? - Как знать.
Он подавал - и будет подавать.
443. Наши мысли и что на самом деле
Я-то думал - плавная река,
Оказалось - лепестки цветка.
Я-то думал - небо и простор,
Оказалось - колья и шатер.
Я-то думал - славное кино,
Оказалось - кало и порн;.
Я-то думал - берег и тропа,
Оказалось - ноги и стопа.
Я-то думал - ранняя зима,
Оказалось - Истина сама.
Я-то думал - морок и мечты,
Оказалось - это тоже Ты.
444. И мысль нуждается в самоограничении и аскезе
Я хотел попасть куда хотел
И над этим думал и пыхтел.
Голова работать перестала,
Думая про все, о чем попало.
Мыслим обо всем - а всё впросак.
Не умней ли умного простак?
Я подумал: мысль - незримый мост,
Ей, как и всему, положен пост.
Сдал я мысли, мысли - не у дел, -
И попал туда, куда хотел.
445. Раскачка сокровенного
Ну-ка, раскачай в заносах тела
То, чем изначально сердце пело.
Не планету, не жевок, не атом.
“Сокровенный” - значит, просто “спрятан”.
Мы его собою заслонили
Оттого что в теле жили-были.
446. Чем сильна животная душа
Так по-человечески понятно:
Все мы любим то, что нам приятно.
Вот и принимаем беззаботно
То, что от зверьков в нас и животных.
447. Звериные повадки человека
Ты хорош своей повадкой нервной,
Брызгаешь с охоткой жидкой спермой.
Шёрсткой обрастают даже лица.
Может, ты - хорек или куница?
448. Предопределенность
Всё -
в Божьей воле
здесь:
Взвесь
Кармы и воды,
Грядущего следы.
Эх, знать бы, что кому дано -
Ведь говорят,
Что всё заране определено.
Тот будет поваром, а этот - палачом,
Тот - слабаком, а этот - силачом.
Неужто так об этом следует помыслить?
Тот будет торговать, а этот - числа числить.
А может, предопределенность
Касается конечного итога,
Финала? - Все к нему идем,
И он един - и потому означен,
Намечен сразу в нас
И потому - удачен:
Нам всем стать светом суждено.
В природе нашей он нам дан,
И этот свет мы называем
То Богом, то Отцом Небесным,
То Истиной, то Дао расчудесным,
Аллахом, Иеговой и Брахманом,
То Шивой - “Силой”, то Атманом,
Обозначая
Его огнем, водой,
Медведем, львом,
Окружностью,
Алмазом, перлом, корнем,
Центром круга
и треугольника,
И точкой средокрестья -
Многоразличны формы Вести.
Мы станем этим светом,
Признаем мы в себе его.
Вот то, зачем мы здесь -
И больше ничего
Нам не назначено судьбой.
Об этом
Напоминает термин “предопределенность”.
В нем - наша истинная склонность:
Быть
Светом.
449. Наши представления о должном относительны
Камень должен падать вниз -
А он под облаком повис.
Точно так висит Земля,
Небо, звезды, ты и я.
450. Термин порождает иллюзию понимания явления
Всё, что так желанно и прекрасно,
Терминологически опасно.
Что есть путь, и есть ли там дорога?
Как определить любовь и Бога?
Он известен нам как “неизвестность” -
Здесь и обрывается словесность,
Знаменуя глубину молчанья
Нашего последнего светанья.
451. Можно ли мыслить о Нем мерками пространства?
Будь благословенно всё живое.
От Тебя иду - а всё с Тобою.
452. Наши восприятия и речь условны
Подвижное - недвижно,
Недвижное - подвижно.
Мы говорим: “остановиться”,
Но это значит лишь “с движеньем слиться”.
453. О движенье
В обычном языке “движенье” -
Фиксация несл;янности и несовпаденья.
Движенье - это отношенье,
Сопоставленье,
Противоставленье
Земли и неба, поля и меня,
Подвижности огня и неподвижности огня.
454. Где кончается движенье
Куда ведут движения дороги?
- В покой. Мы замираем в Боге,
Себя тем самым умиляя
И с миром примиряя.
Различья исчезают -
Движенье умирает,
Уходит навсегда
И зеркалом становится вода
Сознанья,
Знанья,
Мирозданья.
455. О единении единобрачных
И снова стрекоза
Уселась на мою страницу.
Она как птица,
Как дух, крылами осеняет
Прозрачными своими эту осень
И неба просинь,
Она бестрепетно садится и взлетает -
Но не посадка и не взлет,
А сам полет
И шелест крыл прозрачных -
Вот сущность стрекозы
Как гул грозы,
Как единение единобрачных.
Как свист косы.
456. Естественный предел всего
Студен;стей стужи не остудишь,
Толще толщины рубить не будешь.
Сосчитана солома всех стогов -
Есть естественный предел всего.
457. Взаимные отсветы
Став костром, зеленые иголки
Мне светили как огни на елке.
И сосновых веток рыжий ворох
Вспыхивал, взрываясь, словно порох.
Я внимал Тебе насколько мог,
И огонь светил мне на листок.
458. Усталость как следствие направленности сознания от Бога
Устаём мы петь мирские песни
У костра и дома - хоть ты тресни.
А когда мы бхаджаны* поем,
Почему-то мы не устаем.
* Бхаджаны (санскр.) - коллективные религиозные песнопения у индусов.
459. Нечестивый
Будет кивать головой и хлопать руками*,
А выпадет случай - тебя запинает ногами.
* Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова (12:18).
460. Слепцы
Слепотой кого хотим обидеть,
Свидетели, забывшие, как видеть?
461. О благе простой жизни на природе
Нам дарует нищету* и благо
Дней простых молитвенная рага**.
* “Дарует нищету” - то есть укрепляет в нас нужду в Боге, обостряет Его нехватку как “духовную нищету”.
** Рага (санскр.) - религиозная музыка у индусов.
462. Природа как внутренняя опора
Вот чего всегда мне нужно было:
На природе, там, где тонкость силы,
Растворившись в зелени и лете,
Вдруг понять про всё на белом свете.
463. Наши передвижения должны иметь духовный смысл
Если мы уходим - то с надеждой,
Что за горизонтом наши вежды
Обретут тот несказ;нный сад,
Где беззвучно ангелы парят.
464. Во всех состояниях - пребывать с Ним, ибо все состояния - от Бога
Ты меня качаешь - я с Тобой,
Глубина, и пена, и прибой.
Ты утих - но снова я с Тобою,
Хоть и нет ни пены, ни прибоя.
А в миру, в чаду, в лихой пальбе
Я - как кошка на печной трубе.
465. Среди химер быть истинным
Слушая пленительные байки,
Достигать сознанья Аджибайки*.
* Аджибайки - суфийская святая.
466. Неплохой прыжок
И дельфин, наивно, как и прежде,
Прыгает от радости к надежде,
Из объема сжавшись наконец
В точку растворения сердец.
Эти точки не волной качает
И не отсеченьем отсекает,
Нет для них понятья совершенства,
Нет ни непокоя, ни блаженства.
Эти точки видятся едва,
Впрочем, здесь кончаются слова.
467. Надписи на внутренней карте местности
Висла
Надо мной повисла.
Uroda*
Проявилась у урода.
* Uroda (польск.) - красота.
Милая дивчина Майя
Улеглась от края и до края.
Нара
Добралась в верховья Нарьян-Мара.
Сура*
Ввысь взвилась из Байконура.
Мокша**
Ближе чем Колокша***.
* Сура (араб.) - глава Корана.
** Мокша (санскр. “спасение”) - название одной из русских рек и славянских богинь.
*** Колокша - местечко в дальнем Подмосковье.
468. Букет уже собран
Написать бы обо всех поверьях -
Есть еще листочки на деревьях.
Но увы - прописаны уже
Все листочки Мировой Душе.
469. Истина говорит сама за себя
Ветер носит - а собака лает,
Много кто об истине вещает,
Но она сама свою природу
Пропускает сквозь огонь и воду.
470. Лики Истины не всегда привычны
Кто-то лижет Истины бочок,
Но об этом, право же, молчок.
471. Об “истинах любви”
Вот бы сжечь все “истины любви”! -
Господи, любовь благослови!
472. Любовь - вне пределов “истины” и “лжи” нашей жизни
Знаю: есть одна лишь сила
За могилой, здесь и до могилы -
Жизнь иначе разве назовешь?
“Ложь” и “истина” - как глист и вошь.
473. На что похожа обычная жизнь
Век гнездиться на одном насесте,
Чебурахнуться на том же месте
И на том же месте опочить
“В истине”. - Что ж, так тому и быть.
474. Ночь не менее близка нам, чем день
Мягко, за цевьё
Ночь берет своё.
475. Призыв к познанию себя
Предельно близок край:
Узнай себя, узнай!
476. Череда воплощений
Мертвят, вживляя, и живят, мертвя,
Перевоплощенья, нас ловя.
477. О непривязанности
Не клонись перед ним головой,
Отпусти этот мир - он не твой.
478. Этот мир - наш и не наш
С кем общаться и к кому прижаться -
К своему сознанью, может быть?
Мы не можем прекратить цепляться,
Но не можем и не прекратить.
479. Очарование дней и понимание
Мимолетно
Дней очарованье -
Ни понимания, ни смысла в пониманье.
480. “Мир” это наши состояния
Мы переносим хмарь своих эмоций в мир
И встретив их, вопим: бандит, вампир!
481. Тяжек “выхлоп”* человека
Как прозрачно
утром на безлюдье!
Мы - не судьи,
но и нам - не судьи.
* “Выхлоп” - те эманации, которые мы излучаем вовне. У всех они разные - в зависимости от степени духовной продвинутости.
482. Спокойная ходьба способна гармонизировать внутреннее состояние
Снова я иду по мураве.
Так спокойно, ясно в голове.
483. Созерцание цветов и сельской природы умягчает сердце
Флоксы распустились нежным цветом
Ароматным - я мечтал об этом.
Розоватый, тонкий запах тленья
Нам несет улыбку всепрощенья.
И свои головки во дворы
Клонят золотистые шары.
Гладиолусов молочны пенки,
И люпин изысканных оттенков.
И цыплята пикают в траве.
Пряно, ароматно в голове.
484. Сила апокалиптического мироощущения
Когда твой каждый день -
последний день,
То он - огромный срок,
Он - заступанье на порог,
Но ведь, пожалуй, на пороге
И стоит коротать все сроки.
485. Непротиворечивость жизни
Жаждая истин, свет не кори,
Голод и жажда - наши цари.
486. Почему мы такие, какие мы есть
Почему у нас такие шутки?
Так шутить изволят незабудки.
Почему у нас такие строчки?
От Луны и Солнца, дня и ночки.
Почему у нас такие песни?
От Отца Благого, Мамы-Кресни.
487. Итог перевоплощений
Итогом магистрального скитанья -
Непротиворечивость просветленного сознанья.
488. Насколько ты зависишь от окружения?
Когда кончается любовное лобзанье,
Чем твое проникнуто сознанье?
Когда кончается макание в говно -
Чем тогда проникнуто оно?
489. Образ действий
Что ушло - того искать не будем,
Что забылось - то и позабудем,
Что отыщем - то не потеряем,
И познаем то, что мы познаем.
490. Извивы пути
Начать чадить - и без причины вспыхнуть,
Пробудиться - и опять задрыхнуть.
491. Иллюзии для многих спасительны
Что-то вдруг забрезжило вдали -
Разошлись как в море корабли.
Оказалась даль такою близкой -
Мы ее порвали статью низкой
И потом латали как могли.
“А зачем?” - протявкала синица.
- Чтоб осталось то, к чему стремиться.
Кто шурует, истины не зная -
Для того и милосердна майя.
492. Отраженный свет
Отраженный свет сюда попал,
Видно, из-за чистоты зеркал.
Зеркала впускают свет туда,
Где лишь немота и темнота.
Например, сейчас при лунном свете
Записал для вас я строчки эти.
493. Ступеньки самоупразднения
Перестану задавать вопросы -
Сгинут и запоры и поносы.
Вот не буду говорить слова -
И исчезнут рот и голова.
Ощущать не стану ничего -
И сотрется мир - как нет его.
А себе оставлю сердце только
И любовей крошечную толику.
494. И деньги приходят к нам от Бога - столько, сколько мы заслуживаем
Денежки нам вынесла река.
Как же на дороге пыль мягка!
Поутру, проснувшись ото сна,
Ни жарка она, ни холодна.
495. Падения так же естественны, как взлеты
Вновь подсуетился наш пострел.
Ну а может, падать - наш удел?
496. Образы чувственного восприятия
Отраженья, переливы света в кадке -
Как мы все на это п;дки!
497. О том, что обрыдло
Эта монотонная работа -
И она ведь тоже для чего-то.
И занятия, что всем обрыдли -
Тоже ведь не просто фигли-мигли?
498. Погода зависит от нас
Снова кармы выпрямился стебель -
Снова нет ни облачка на небе.
499. Теплый Бог
Теплый Бог - Он словно летний луг,
Он для теплых ног, для теплых рук,
Не жалеет лета своего.
А холодный Бог - Он для кого?
500. Йога (Связь с истинной природой)
Господи, я слаб, и на подмогу
Ниспошли как крепь простую йогу,
Прояви к сатрапу снисхожденье,
Даруй легкий путь и продвиженье.
Боже, помоги насколько можешь,
Господи, я знаю, Ты поможешь.
501. Таухид (единство)
Всё пересекается со всем -
Жизни петли, все ее извивы,
Я то говорю, то глух и нем.
Мы красивы - мы и некрасивы.
Точно так же песня наших дней
Снова то соборней, то одней.
Противоположности равны -
Потому-то нам они даны.
502. Жизнь как качание на волне противоположностей, обтачивающих нас
И кипуча ты, и холодна,
Пенная задорная волна.
Ты поешь тогда, когда немеешь,
Душу смертным холодом ты греешь
Ты бросаешь в жар, лишая сил,
Ты лишаешь тех, кого любил.
Возвращаешь бывшее когда-то,
Приглашаешь: стоп, дружок, - расплата!
Ты прощаешь детскую невинность,
Сокращаешь службу и повинность,
Ты любовь и зрелость не торопишь,
Нами растранжиренное - копишь.
Ты меня качаешь - я с тобой,
Глубина, и пена, и прибой.
503. О совершающих неблагое
Сгинь, острог, и не острожь, острога,
“Делающий зло - не видел Бога”*.
* Третье соборное послание св. ап. Иоанна Боголова (1:11).
504. Еще одно “либо - либо”
Либо пруха - путь и караванщик,
Либо расслабуха - твой духанщик.
505. Вологе, помогающей избавиться от вологи*
Как же долго-долго, долго-долго
Долго-долго шел к тебе я, Волга.
* В Библии сказано, что человек сотворен без влаги - то есть не во влажном, не в физическом теле, которое мы сейчас именуем «телом человека».
506. Поэзия - сосуд, который мы сами наполняем смыслом
Рифма к рифме - всё идет вприклад,
Точно в цель - хотя и наугад.
507. Эгрегор духовной традиции и Истина
Если к эгрегору подключился -
Это как к забору прислонился
И стоишь, опёршись на подпор,
Но забор - на то он и забор,
Он за борт тебя не выпускает,
Он на двор тебя не подпускает,
Заборает, властвует как хочет
И еще предательски хохочет.
508. Приветствуй друзей поименно
Дух наш звонкает звонно:
“Приветствуй друзей поименно!”*
* Третье соборное послание святого апостола Иоанна Богослова (1:15).
509. Да будет пища благом всем живым существам!
Ты идешь туда, и я иду.
Господи, благослови еду,
Может быть, не в том, конечно, смысле,
Что привыкли строить наши мысли,
Но бесспорен этот уговор,
В нем - согласье с миром, а не спор.
В нем - приятье, а не отторженье,
В нем любовь, а не нравоученье.
510. Давление внешних обстоятельств подвигает к внутренней собранности
Лишь когда разденут до трусов,
Поднимаешь крылья парусов.
511. Извращенность ума
Приятен шум
и речи демагога.
Превратен ум*,
никто не ищет Бога**.
* Послание к Римлянам (1:28).
** Послание к Римлянам (3:11).
512. Мы ищем прибавленья света
Когда замедленны и рифмотворны строки,
то им дано,
не порождая, проявлять родство
всего, что есть,
Им все равно - но и не все равно
что рифмовать.
И мир звенит как медь или как жесть,
их свойство - истреблять вдовство
всего живого и всего, что любит,
и жизнедательны их сроки,
их пагуба не губит,
но то не им - то нам дано,
мы - этот стих и рифма эта,
рифмуемся с иным, сознанье высветляя
и ничего не ожидая
ни от кого - ни зла, ни благ,
мы ищем прибавленья света,
а не поэтства и поэта,
и потому наш шаг -
летящая комета,
опущенный в глубины лаг.
513. Ее глаза - мои глаза
На солнце - жарко, холодно - в тени,
а ведь у каждой клетки тела
внутри - свой жар и холод,
и стоит лишь зажечь такие же огни -
и весточка взлетела,
что ты - такой же, что ты юн и молод,
как эта оболочка,
обволокнувшая ядро ореха,
она - застреха для птенцов и провол;чка,
покуда они учатся летать,
а там поди - уже ни дать ни взять,
они, поднявшись, расправляют крылья
и без усилья
уходят в высоту -
и не в земные небеса,
а в ту
живородящую живую пустоту, шуньяту,
что породила нас когда-то.
Ее глаза - мои глаза.
514. “Немудрого” и “мудрого” не существует
Великого и мудрого - не существует,
к величью - ум нас прижимает,
он маракует так в надменности своей,
но ей же ей, не существует
ни глупости, ни мудрости, ни ерунды, ни мелочей.
Великое и малое - химера,
живое ввязано в единый организм -
как упование, любовь и вера,
вода и суша, рожь и человек,
физикализм и анимизм -
и будет так вовек.
Немудрого и мудрого не существует.
немудро или мудро ветер дует?
а изверженья гор?
а бесполезный и пустой морской простор?
мы много на себя берем, когда поспешно судим -
и в проигрыше будем
до той поры, пока
не вспомним: “Не судите!”
Тогда, спокойна и легка,
затеплится в сознанье
и потечет бездвижно та река,
что мы зовем вниманьем,
и будет жарким жар,
и леденящим - лед,
и теплою - рука.
515. Безупречная логика - не без упрека
Тела нет - и нет телодвижений.
“Нет закона - нет и преступлений”*.
* Послание к Римлянам (4:15).
516. Ежедневное прощанье со светилом
Солнце понижается над лесом,
Скоро упадет теней завеса,
Не забыть бы мне в забвенье милом
Жарко попрощаться со светилом,
Проводить его как я сейчас -
Словно в первый и в последний раз.
И его серебряный расплав
Льется, сокровенного касаясь,
И его я, не остерегаясь,
Пью и пью всем сердцем, чуть привстав.
Это чистой нежности дыханье,
Это вздохи крыльев глубины,
Это взмахи горней тишины,
До небес сознанья добираясь,
То творят, что сотворить вольны.
Может быть, еще два-три мгновенья
Я пробуду в этом истеченье,
Что как песня, как святая медь.
И соседи тихо ставят сеть,
Вдалеке ругается паромщик,
Обрывает трель дневной кузнечик,
И сознания незрима клеть.
Этот белый солнечный расплав…
Повторяю тихо-тихо: … Love …
517. Совет воробью
Сидит, нахохлившись, под снегом воробей.
“Во всяком деле верь душе твоей”*.
* Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова (32:24).
518. О пользе неверности
Можно изменить всему на свете -
Ведь надоедают песни эти,
Оставаясь верными при этом
Разве лишь тому, что там, за светом.
519. О пользе нечастого общения с людьми
Клетка поделиться не успела -
Напряженность поля ослабела.
Снизилась возможность столкновенья -
Испарилась сила отторженья.
520. Ритм и рифма как единство (таухид)
Ритма нет и рифмы - посмотри:
Значит, нет гармонии внутри.
Всё толкуется - поставь себе на вид.
Всё рифмуется. И это - таухид.
521. Места Силы
Есть места, где всё пророчит рай.
Там дыши, и ими ты играй.
522. Игра и Серьезность
Серьезен ты, но это - до поры.
Нет ничего серьезнее игры.
523. Мессия и Мессир*
Два в одном - мессия и мессир.
Так кого преславно славит клир?
* Мессир - так называют Сатану в “Мастере и Маргарите” Мих. Булгакова.
524. Совершенное сознание подобно зеркалу
Где живы не сновиденьем,
Где ломятся зуб за зуб,
Чтобы совпасть с окруженьем,
Я буду предельно груб.
В стратах шороха крыл,
В сферах духовных возгонок,
В бассейнах едемских* вилл
Я буду предельно тонок.
* Едемских - от Едем или Эдем (библ.) - рай.
525. Духовная эволюция как выгорание
Мир - тщета, лишь духа плоть нетленна -
Вот и всё сгорело постепенно.
526. Время духа
Время слуха - к празднику от будня,
Время духа - время до полудня.
527. О парадоксах обыденного сознания
Если мы с тобой идем по кругу -
Как же мы тогда придем друг к другу?
Ну а если мы идем друг к другу -
Как же всё тогда идет по кругу?
528. Сон собаки
Собака дремлет на крыльце,
Ей снова сон чудесный снится,
Как будто вновь она царица,
Сидит средь псов в мясном венце.
Кусты веселые крушин,
А у берез - пора нагая,
Хожу меж ними и не знаю,
Чьего я царства гражданин.
Живем, телесность теребя,
К чему? Зачем? - любя, гадаем.
А вот мы спросим и узнаем
Всё сразу у самих себя.
Вокруг то лай, то крысий писк,
И у кормушки снова давка.
Нет, не прошла, как видно, плавка
И духа поражен мениск.
И перья падают с небес,
Красив прицел, беззвучен выстрел,
И, пригвожден мгновеньем быстрым,
Теперь я сам себе отвес.
Из стратосферы краток путь
К иным мирам, во мне примолкшим,
К краям, не влагою наволгшим,
Где исчезает сердца муть.
Мы станем пламенем сухим -
Оно и видимо не сразу,
И только сердцу, а не глазу -
Мы им давно уже горим.
529. От Пути не отвертишься
Посмотреть - такое мы кино,
Что свело бы скулы всем давно.
Приглядишься - вроде тоже свет,
От него ведь избавленья нет.
530. В жизни немало неповторимого
Ты не крал - она тобою кралась,
Для повторов - места не осталось.
531. Господь дарует нам наши достижения
Само собою
Наслоило силу,
Углубив бессилия могилу.
532. Они выклевывают семечки
Что будет, когда все пройдут?
Отвечая на этот вопрос,
Синички клюют
Еще теплый коняшкин навоз.
533. Пусть это сделает другой
Невидящ взгляд наш и безвиден вид.
Другой на нас посмотрит и решит.
534. Идти спиной вперед
В безмерности своей гордыни
Дышать, не замечая благостыни.
535 Стоит ли судить о человеке по его словам?
Те, кто никогда не возражает,
Кажутся бездумными глупцами.
Те, кто непрестанно в спор встревает,
Может, тоже станут мудрецами?
536. На подходе к недеянию
Мы созрели, мы уже поспели
К торможенью, к промедленью в деле.
Не храни, но сохрани письмо.
Нужное - приходит к нам само.
Свершение - дается не желаньем,
И лень так сходна с недеяньем!
537. Наши вложения
Напившись влагой,
Осушив желанья,
Вложить свой дух и в слово, и в молчанье.
538. Маята и суета
И почтенье - лепта суете,
И свершенье - плата маяте.
539. Как оно происходит
Ясновидец - видит то, что есть.
Вестнику - сама дается весть.
Предощущеньем - строится планида.
Безвидно, видно, измененье вида.
540. Для чего?
Для чего
Наречья дальних стран,
Если мой язык хорош и прян?
Для чего
Даются нам ключи,
Если Он невидим и в ночи?
Или Им не полон окоём?
Что ж Его мы ищем днем с огнем?
Отчего все время мы на взводе,
Правя к нашей собственной природе?
Мы всё рыщем, а не Он ли утром
Кроет перлов;цы перламутром?
Разжимая дух наш вечерами,
Уж не Он ли вечеряет с нами?
541. Слово - тоже дитя момента
Не приготовить
тот же самый плов.
Изменчив смысл
одних и тех же слов.
542. Отношение к себе и к другим
Не в битву, не на бой,
Не с шашками нагими.
Не утруждай себя собой
И не отягощай себя другими.
542. Что бывает, когда душа и тело берут верх над духом
Мы клещами и души, и тела
Зажимаем дух - и не взлетела
Птица, не расправила крыла.
Вот куда телесность привела
Нас животная, и с нею вкупе - страстность.
Не скажу, что это, мол, опасность.
Остается жить нам в этом круге,
Уповая на другие юги*.
* Юга (санскр.) - жизненный цикл для мироздания в целом.
543. Истинное знание
Я знаю, сколь немногое я знаю,
И крепну оттого, что таю.
544. Достижение незнания
Достичь незнания - посредством знаний.
Влиянием - добиться невляний.
545. Утреннюет бо…
Неужели ныне нам слаб;
Сердцем молвить: “Утреннюет бо…”*
* “Утреннюет бо дух мой” (старослав.) - т.е. “просветляется мой дух”, текст молитвы.
546. Возделанные души
В морях живут разумные дельфины, не на суше.
Хребты лелеют не долины, а возделанные души.
547. В древних языках “ветер” и “дух” обозначались одним словом
Ах как ветер лютует! И стужа смертельная так хороша! -
Слишком редко встречается ветру живая душа.
548. Путь это вовсе не постоянное шагание вперед
Ниспошли нам, Господи, сиделки -
Мы на них усядемся как белки,
И стоянки - чтоб идти вперед,
И лежанки - чтоб наоборот.
549. Наша ответственность
Ярость, гнев, агрессия, желанья -
Порожденья нашего сознанья.
550. Ограниченность представлений
Кто там бродит
За покровом сказки?
Щуримся - подслеповаты глазки.
551. Наше отношение к другим духовным традициям
Если с христианами в дороге -
То шагают в то же место ноги.
Если вдруг в пути попались йоги -
Нам и с ними тоже по дороге.
От буддистов никуда не деться,
У единого костра нам греться.
Если иудеи встанут рядом -
Вдаль одним притянемся мы взглядом.
Если подойдут евангелисты -
Мы задружим с ними в духе чистом.
Если вдруг даосы на пути -
Той же тропкой нам вперед идти.
552. Об очевидном
Что глазами видно -
не алмаз, а глина.
Всё, что очевидно -
это мертвечина.
553. Человек не всегда был частью земной природы
В безлюдье, что дана от века,
Природа очищается от человека.
554. О пользе усталости и утомленности
Скажу как на духу,
Не поручась за дальнейшее:
Усталость - отсеивает шелуху,
Утомленность - оставляет важнейшее.
555. О поисках мудрости
Табор движется шумно,
Жизнь - кочевье на час.
Мудрость искать неразумно -
Сама она входит в нас.
556. Суетность слов
Сколько волосков на головах -
Столько суемудрия в словах.
Не должники - и всё же мы должны.
Смерть суеты - в звучанье тишины.
557. Постижение и недеяние
Знающий - склоняется к незнанью,
Себя постигший - близок к недеянью.
558. Единство как животная телесность
Всеобщность - проста и единством повита:
Единоутробных хвосты и копыта.
559. О возможности вечной жизни тела
Мы представляем, что она
Нас ждет, конечно же, за гробом,
В ином краю, где за сугробом -
Обетованная страна.
И я не знаю, что пока
Ее я ловко овнешняю,
Она от края и до края
Живет во мне и мной легка.
Я умаляю сам ее
Своим простым неблагородством,
И нелюбовью, и несродством,
Ведясь на колкое жнивье.
Когда веду себя как скот,
Когда постыдство - корень дела,
Я разрушаю вечность тела
И плотной вечности оплот.
Ее с невечным я женю,
Изничтожая постоянство,
И тела ладное убранство
Невольно к тленности клоню.
Его я как жучок точу,
И дыры ширятся, и вскоре
Одна труха - но что за горе -
Я тело новое хочу.
Но получу его едва ль -
Не раньше нового рожденья,
И за такое воплощенье
Отрежет память кармы сталь.
И я - опять безо всего.
Где ж опыт, знанье и уменье?
Я - ползунок, но без сомненья
Владелец тела своего.
Я не даю пройти лучу,
Когда себя питаю тленом,
Когда я мыслю лишь о бренном,
Когда невечного хочу.
Сознанья чуткая вода
Воспринимает всё мгновенно,
И год от года постепенно
Кор;тят время мне год;.
Я стану тем, к чему стремлюсь -
Таков закон и неизбежность.
Узка стремления промежность,
Эх, не натёрла бы, боюсь.
Но нам бояться не с руки -
Мы и не знаем про иное.
Привычкой, что умрем с тобою,
Давно уж вышибло мозги.
Не люди мы, а мертвяки,
Влачим себя под знаком смерти,
И все же, верьте ли, не верьте,
Живут в нас вечности куски.
Они ворочаются в нас,
Как ни хотим их гордо кинуть,
К чертям собачьим их низринуть,
Чтобы скорее пробил час.
Ведь мы забыли, для чего
Дается жизнь и как живое
Живет, любя в себе любое,
В пределах света одного.
И тело будет вечно жить,
Коль не толкать его на скотство,
Не приневоливать к юродству
И бренной мыслью не точить.
И в наученье тонким быть
Нырять из плоти прямо в тонкость,
Вести из звонкости - в незвонкость,
И в звон обратно уходить.
Переходить туда-сюда
Свободно, будто бы играя,
И вдруг узрить, с какого края
В нас завелась вся ерунда.
И чтоб не грянула беда,
Уйти от тел и к ним вниманья,
Изжить и мысль, и пониманье.
– Чиста зеркальная вода.
560. Истинный смысл свободы
Ты загрубляешь - сам себя.
Ты утончаешь - сам себя.
Ты сокрушаешь - сам себя.
Ты собираешь - сам себя.
561. Что нам не дает отринуть животность
Лишь гордыня не дает трудиться,
Чтобы обратились хари в лица.
562. Наша память коротка
В новых объятиях нежных, стопой попирая свой прах,
Мы позабудем о прежних, изъеденных червем телах.
563. Милосердие вселенной
Хоть здесь мы и не очень-то нужны,
Врата миров по-прежнему растворены.
564. Всё идет своим чередом
Витает Vita* и костит Кощей.
Слова не изменяют ход вещей.
А мы… мы произносим их всечасно -
Им все же кое-что подвластно.
* Vita (лат.) - жизнь.
565. Мы - пленники
Как зубы и клыки - в плену у пасти,
Так властелин - в плену у власти.
Но ведь у каждого - свой плен:
Семья, работа, чувство, тлен.
Задумайся о связи просветленья
С определением “великое освобожденье”.
566. Многое невозможно объяснить
Жить, сердце сердцем трогая, -
Иного не дано.
Как хорошо, что многое
Не может быть объяснено.
567. Стоянки (макамат) и единство (таухид)
О “стоянках”* говорить - безбожно,
Их ведь различают. Значит, можно
Их от единенья** отслоить
И на части мелко порубить?
* “Стоянки” (араб. “макамат”) - в суфизме этапы духовного пути; различные внутренние сдвиги, целенаправленно достигаемые духовными практиками.
** Единенье (араб. “таухид”) - монизм, единобожие.
568. Уход со стоянки
Дальше - ни ответа, ни привета,
Что же, заберем с собою это
Или здесь оставим навсегда?
Пусть бежит прозрачною вода.
569. Уверенность
До цели мы, конечно, добредем -
Хотя бы и кружным путем.
570. Время придает нам уверенности
Пусть к;пельны итоги изменений -
Немало ведь у вечности мгновений.
Хотя как длительность она не существует,
Нам все же кажется, что ветер дует,
И что с сосулек капает вода,
И что “всегда” важней, чем “иногда”.
571. Самоупраздненность как пустотность (санскр. шунья)
Пустотность духа, мироощущенья,
Желаний и душевного томленья -
Не много ли всего на пустоту?
Стиранье “Я” прибавим, маяту.
Я столько слов сказал о пустоте,
И где она?..
По-прежнему - нигде.
572. Не мешай природе духа - и это всё
И девочка, и древняя старуха
Сильны уменьем не мешать природе духа.
573. О замедлении дыхания
Если край - так уходи за край.
Замедляй, мой милый, замедляй!
574. О чувствах и мыслях
Наши чувства, мысли - просто дым.
Помни: каждый вдох - боготворим.
Наши чувства, мысли - просто яд,
Если ими не боготворят.
575. Желаемое
Стечь отсюда, как течет вода,
Навсегда отсюда, навсегда!
576. Переход в мир иной
Переход - не повод для печали,
Коль родиться черти накачали.
577. На что похожа жизнь в миру
Глупые, беспечные мальки,
Мы резвимся в луже у реки.
578. Человеку подобает человечность
В послесловии к овце и волку
После нас немного будет толку.
579. Поспешность не всегда уместна
Мы пойдем походкой неторопкой,
Если нам с тобою - той же тропкой.
580. Путь глупца
Паромщик - назначает путь парому,
Нога глупца - спешит к чужому дому*.
* Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова (21:25).
581. Путь подобен бесцельному взгляду с высоты
Отсюда видно больше, как ни странно,
Но не всем - ведь цель тебе желанна.
582. Путь опрокидывает наши ожидания
Дверь захлопнешь - вновь тебя продует.
Здесь и времени - не существует.
583. Об относительности того, что мы считаем насущным для себя и просим о том Господа
Если б я знал,
О Боже Сил,
Сколько же лишку
Я напросил.
Писчей бумаги -
Чтобы писать,
Вещие знаки -
Чтобы познать,
Силу и волю -
Чтобы идти,
Веру и долю -
Рай обрести.
584. Медитативные занятия опираются на исихию*
Нет медитативнее припарки,
Чем без спешки лопать на байдарке,
Приводить в движение дрезины,
Коврики плести или корзины -
И при этом умную молитву
Добавлять в насущную ловитву.
* Исихия - у исихастов (толк христиан) постоянная внутренняя сосредоточенность всех помыслов на Боге и непрестанное беззвучное творение молитвы; они называли ее “умной”.
585. Не гонись за выгодой
Бог дает, хоть птица и не просит.
Не делай то, что выгоду приносит.
586. Господь отодвигает назад того, кто держится сзади
Ручей запрудят - вот вам и пруды.
Кто сзади держится - тому одни зады.
587. О собаках
Мы животных любим - и однако
Ангелы не входят в дом, где есть собака.
588. О печали
На столбовой дороге,
надменно стуча клюкой,
Печаль убивает многих,
а пользы в ней никакой*.
* Ср. Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова (30:25).
589. О приветствии (хадис)
Ты - на порог или к порогу?
В приветствии опережает тот, кто ближе к Богу.
590. О жизни там (хадис)
Есть знанье, что не спрячешь “на потом”:
Нет жизни, кроме жизни в мире том.
591. О жизни здесь (хадис)
Хоть и прекрасна эта весь,
Я - чужестранец, странник здесь.
592. Не поднятый кусок - пища Сатаны (хадис)
Кусок упал - скорей его поднять.
В каком куске сокрыта благодать?
593. О чрезмерной строгости
Дорог;й, не будь чрезмерно строг*,
Ты - не бог пока, и я - не бог.
Ср. хадис: “Погибнут проявляющие чрезмерную строгость”.
594. Куда нисходит барака* во время трапезы
Мы всё ищем, ищем, ищем, ищем,
А ведет ли нас исканье к раю?
Барака нисходит в середину пищи -
Потому ее вкушайте с краю.
* Барака (араб.) - благодать.
595. Музыкальные вибрации воздействуют на дух
Играй, музыкант, играй,
Возвращая утраченный рай.
596. Признак последних времен
Последний час грядет к отцам,
Когда они взыскуют мудрость,
Заглядывая в рот юнцам.
597. Без трения
К первой попавшейся мысли
рифмы мгновенно нависли,
но извернулась она,
рванулась,
поняв, что попалась -
иного, признаться,
ей не осталось -
и сорвалась с крючка,
словно кап;ль, тонка,
вновь
на глубину,
телом легка -
форменная форель! –
и за собою
дверь
хлоп!
Всё.
Стоп.
Нет больше мысли.
Тучи предзнанья повисли,
готовы пролиться дождем -
если их ждем.
598. Из жизни камней
Ты видел истеченье камня?
Не ври - ты видел много раз -
когда валун тебя от смерти спас,
чуть передвинувшись под ногу,
тем вымостив тебе дорогу.
А галька на Урале? - ведь она,
когда тонул, взяла тебя со дна
речного - вот какая сила! -
и к отмели речной тебя прибило.
Ты не успел тогда отдать концы,
и вот теперь с тобою мы - отцы,
живем от года к году
ладнее и дружней,
а сколько нарожали мы
камней!
599. Строптивость
Скажи ему - пришла его звезда.
Не хочет? Что ж, пусть так живет тогда.
600. Светофания
Если мир для нас наполнен светом,
Трудно нам не говорить об этом.
601. Простая речь
Может, я, конечно, чушь порю,
Как умею - так и говорю.
602. Искусная речь
Стремимся - чтоб не оступиться,
Как можно тоньше изъясниться.
603. Цветистая речь
Слов цветистых мощь и сила
Абрис истины сместила.
604. Что там, за словом?
Слова - вода, они же - глубина,
Что здесь одна, а там она другая,
Вот почему несут они, качая,
Ладьи-бокалы, полные вина
Незримого.
И вовсе не в слова
И верит и не верит голова.
605. Уход за пределы смысла может вести к высвобождению сознания из-под власти рацио
Если смысл связать двойным узлом -
Может, и получится облом.
606. Абсолютная вспышка
Если снизойдет среди огня
Благосклонно выслушать меня,
Попрошу-ка я ее, пожалуй:
“Милая, собой меня пожалуй!”
И она дар;ет мне в ответ
Абсолютной вспышки чистый свет.
607. Познай самого себя
Если сам себе ты господин -
Значит, с Богом. Путь людей един.
Сам себя ты наконец изведай -
Возвратишься целым и с победой.
608. Ментальная пауза
Мысль остановилась вместе с ветром
Между милею и километром.
609. Всему свое место
Привечая, усадили с краю -
Ведь не все мелодии я знаю.
610. Или - или
Обычно верх берет одно из двух:
Душевны - те, чей умалился дух*.
* Ср. 1 Послание Коринфянам (2:14).
611. Откуда мы?
Не из вод, не с неба, не с земли -
Я пришел, откуда все пришли.
И опять уйду, встав на крыло,
Я туда, откуда всё пришло.
612. Самолюбие и постижение себя
Будь господином самого себя, а не рабом.
“Пардон, - клокочет Эго, - вновь облом!”
613. Осень
Осень это отраженный свет,
Осень - милость наших зрелых лет.
Осень - истонченность небосвода,
Осень - предварение ухода.
614. Что нам дорого
Что такое “дорогое”?
Тяготение к покою?
615. Когда легко уходить
Ветром руконосим,
Знал лишь твои пути.
Я здесь не стал “своим” -
Мне будет легко уйти.
616. О времени ухода
Неяркой осени теплеющая нить…
В такие дни чудесно уходить.
617. Времени нет
Неужели
будет нам когда
Обустроить
взятые места?
618. Не “за нами”, а “в нас”
Как мне сказал пандит* -
Вот он идет как раз -
За нами никто не стоит.
Тот кто стоит - он в нас.
* Пандит (санскр.) - богослов, знаток религиозного закона.
619. Чаемое
От теней
Рождения и смерти
Ускользнуть - как круг из круговерти.
620. Марь Мары* как путь к истине
Коловращенье мертвых слов,
Изгибы тела и желанья
И наше наглое незнанье
Считать за истину готов.
И в царстве ложной суеты,
На тропке, к пропасти ведущей,
Орущий, жрущий, много пьющий,
Вдруг замираешь молча ты.
И где теперь твои мечты,
И что за польза от медалей
Из меди, а иных регалий
Не заслужил, как видно, ты.
И обнаженным сгустком сил
Теперь ты видишь мир со смыслом,
И свет мгновенья коромыслом
Тебя с тобой соединил.
И стал недвижен мерный ход
Всего, что движется от века,
И мыслеформы человека
Вдруг прекратили свой разлет,
Когда в звенящей тишине
Как будто что-то вдруг упало,
И откровение привстало,
Чтоб быть увиденным вполне.
И ты пожнешь свою судьбу,
Она едина и за гробом,
И вдруг, охваченный ознобом,
Услышишь дальнюю пальбу.
Но не притянешь к ней себя,
Не оттолкнешь, как было прежде,
А свет себя пошлешь невежде,
Безмерно целый мир любя.
И он изменится чуть-чуть -
Так что и вовсе незаметно.
И будет вклад твой неприметным,
Как этой жизни соль и суть.
* Мара - в индуизме ипостась Единого, милосердно наводящая на человека иллюзии во имя достижения истины.
621. О гармонии внешнего и внутреннего
Так нам и запомнятся они -
Плавные сияющие дни,
Кружево мерцающих ночей,
Повороты внутренних ключей.
622. Глазом мы видим не Реальность, а лишь то, что способен воспринять глаз
Мы живем в неведенье счастливом,
Изумляясь: как же тут красиво!
И стоим как стража на посту,
Дух не допуская в красоту.
Ловим восприятия уклейку:
Стрелка стебля переходит в змейку.
Было всё реальное прямое -
Стало всё реальное кривое.
Мы ведь в силу своего уменья
Видим глазом только отраженья.
Изловчиться б, навалившись разом,
Воспринять Реальность - но не глазом.
623. Случайные звуки как зов
Словно пятизначная икота -
Кто-то там колотит обо что-то.
Тонок звук - как тросик о металл.
Этим кодом кто тебя позвал?
624. Везде мы оставляем тонкий шлейф дыхания своего сердца
Будет вольно пене и прибою
Там, где обнимались мы с тобою.
Будет берег тот и люб и мил
Тем, кто тропку к милой наторил.
625. Молитва о прощении
Прости меня, о Господи, прости,
Что часто так сбиваюсь я с пути.
Прости меня за ту гордыню,
С какой я принимаю благостыню
Твою, о Господи.
Прости.
Любовь, что Ты мне даровал,
Не в силах я нести другим,
дарить другим.
Но я ее не проиграл.
Прости, что я рассеял Твою силу,
Воспринимая жизнь как лилу*,
Но слишком часто всё всерьез
Я принимал, не ставя под вопрос.
Прости, что я в душе - торгаш,
Что редко я читаю “Отче наш”,
Что взвешиваю мелочно движенья
Своей души, свет духа, сердца истеченье.
* Лила (санскр.) - игра, игровое восприятие себя и мира.
626. О ценности каждого мгновения на пути, возвращающем к Истине
Не вперед идти и не прощаться -
Остается только возвращаться.
Глянец жизни сходит так легко.
Миг - и убежало молоко.
627. Атрибуты сознания
У костра вполне приличный вид,
Он горит - и пусть себе горит.
Котелок сознанья разогреем,
Даже, может, вскипятить сумеем.
“Котелок”, “костер” - убог наш вид.
Стань огнем! Вот это - таухид.
Нет, не избежали мы искуса
И покамест празднуем мы труса.
628. Завистник, обидчивый, выпивоха
Завистник - плачет обо всем, что видит.
Обидчивого - кто же не обидит?
Вино - испытывает пьянством гордецов.
Немало молодость сгубила молодцов.
629. Умей молчать
Знай: не с каждым у тебя свиданье.
Знающий - знаток молчанья.
630. Искусство безответных ответов
Дорогой, ты спрашивал меня,
Как прожить, не тая от огня.
Есть ответ, простой как ход конем:
Не стремись укрыться, стань огнем.
Дорогой, ты спрашивал о том,
Как, не оставляя на потом,
Одолеть теченье суеты пустой?
Это очень просто: стань водой.
Ах, мой милый, ты еще спросил,
Где же обитает Боже Сил?
Как открыть в себе сакральный слух?
Это просто: проясни свой дух.
Ах, любезный, снова ты спросил,
Кто сознанье наше измельчил?
И кому такое по плечу?
Кто виновен в этом?
- Я молчу.
631. Радеющий о законе
Разумнику милы закон и буква
Как брюквоеду - коротель и брюква.
632. О промедлении и спешке
Мы говорим: “Опять я не успел,
Не дотянулся и не доглядел”,
Но коль всерьез мы думаем о том,
То слишком много на себя берем.
Всё не так, поверь, на самом деле.
В какие б мы задержки не играли,
Нет ничего, чего б мы не успели,
Нет ничего, куда б мы не попали.
Мы неторопливы в нашей спешке.
И спеша, мы все равно лишь пешки.
Ход наш ни замедлить, ни ускорить,
Хоть и нет того, кто нами движет.
Шаг - не отменить и не оспорить,
Бусинки на четках - дух наш нижет.
633. Теория реинкарнаций
Одним идея перевоплощений мешает двигаться вперед,
Другим она основу для продвиженья создает.
И потому одни ее как истину святую почитают,
Другие - ересью считают.
Одним она - духовный меч и щит,
Другим - одно потворство самости сулит.
Вот почему одним она важна,
Другим - вредна и не нужна.
Что для одних спасенье,
Другим приносит стыд и поношенье.
Вот почему одно и то же
И с истиной, и с ложью схоже.
634. Принимай то, что приходит
“Принимай все то, что нам дается” -
Зная это, кто остережется?
Но играть и в это нам придется
До конца - а что нам остается?
635. Три подхода к стихам
Чт; тьма стихов? Не видно в них ни зги.
Поэзия морочит нам мозги.
Чт; стих во тьме? Он как алмаз,
Он высветляет в нас же - нас.
“Читай не буквы, - мне сказал Пахом, -
Учись читать и то, что за стихом”.
636. Последний из всех
Открылись раны, что пробили гвозди,
И якоря отдали корабли.
Но что глядеть назад?
И я последним подбираю грозди*,
Когда давно прошли
Все те, кто собирает виноград.
* Ср. Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова (33:15).
637. Твоя волна
Я настроен на Твою волну
И похоже, я иду ко дну.
Надо мной - качается волна,
Подо мной - ни бездны нет, ни дна.
638. О ветхом и новом
Раствори все то, чего коснулся,
До чего сознаньем дотянулся -
Ветхого ответа безответность,
Нового завета беззаветность.
639. Говорят…
Говорят, что жар снимают жаром,
А пожар души - иным пожаром.
Как кукушка говорит “ку-ку”?
Кто векует век в своем мозгу?
640. Незыблемая основа
Кем, скажи, теперь я обернусь?
В небо над костром дымком завьюсь,
Стану ли незыблемой основой,
Никогда не воплощаясь снова?
Или словно ломкий лист катальпы,
Вновь и вновь, до окончанья кальпы*
Будет мне залогом неизвестность,
А итогом - новая телесность?
* Кальпа (санскр.) - мировой цикл.
641. Откуда дует ветер?
Я забросил невод - вот улов,
Шепот звезд рождает тканность слов.
Чьи они и кто благовествует
И откуда этот ветер дует?
Эти строки - как завет,
Эти строки - как молчанье.
Им не скажешь “эй, привет!”,
Им не скажешь “до свиданья!”
642. Говорить устами к устам
Ныне я здесь, а вы - там,
Но наша речь вольна
Говорить устами к устам,
Чтоб радость была полна*.
* Второе соборное послание св. ап. Иоанна Богослова (1:12).
643. All You Need (Наше)
Славные денёчки наступили -
Вот бы так всегда мы жили-были!
Глас звучит, приветствуя безгласность,
Даль конечна и ясна неясность.
644. Быть!
Быть незримой связью света с тенью,
Помогая прорасти растенью,
Рядом семенить с сороконожкой
И мяукать по-кошачьи с кошкой,
Отдыхая камнем-лежебокой,
Проходя меж сталью и опокой,
Удивляясь птичьим удивленьем,
Упиваясь горним восхожденьем,
Быть эфиром - на эфирном плане
И стеклянной гранью - на стакане,
С воином - кинжалом, с кровью - кровью,
А с Любимой - быть самой любовью.
Отыщи-ка
на Шри-Янтре биджу*
И прочти
два-три корейских сичжо**,
Обратясь
к Авалокитешваре***,
Подними
покровы этой мари.
* Биджа - центральная точка на Шри-Янтре, символ Абсолюта.
** Сичжо - трехстишие в корейской средневековой поэзии.
*** Авалокитешвара - один из будд.
645. Сомнения
Заплавляют теплые потоки
Нас в свои неведомые с(т)роки.
Если бы не суета сомнений -
Быть бы нам в истоке изменений.
646. Как избавиться от уловок ума?
Где бы отыскать головореза,
Чтобы он мне голову отрезал,
Ум, подобный ваньке-встаньке, снёс.
Было б возвращенье - не вопрос.
647. Многое определяется нашими прошлыми поступками
Небо улыбается над нами
Той же кармы
Теми же тонами.
Простудился, кармою застужен.
Занедужил, кармой занедужен.
Задают не горы и не воды
Нам и путь, и степени свободы.
Ну а если кармою здоров -
Так живи, не зная докторов.
648. Кармическое многоличье
Мое лицо - как спица,
В колесах воплощений
Оно двоится и троится.
649. Изменчивость внешней формы
Стойка, прочна, дана от века
Текучесть внешней формы человека.
650. Ничьи
И опять
безлюдье у ручья.
Вся земля -
по-прежнему, ничья.
651. Наши следы
Вот “культурный след”, постройка, кало.
Хорошо, что человека мало.
652. Средства от мнительности
Если мнится, будто мы - не те -
Снова искупаться в чистоте,
Снова завернуться в полноту,
Если видишь не того, не ту.
653. Недуги как отработка кармы
Друг, не обессудь, пусть ты недужен,
Твой недуг - поверь - для дела нужен.
654. Изменения случаются быстро
Даже если крылышко скучает,
Подожди - и карма полегчает.
655. Несовершенного нет, есть ступени
Членистоногий - тоже жаждет членства,
“Духовный возраст” - степень совершенства.
656. Причина безмолвия
Молчальники со словом не любезны:
Найди слова для измеренья бездны!
657. Внешнее зрение досталось нам от животных
Опора глаз на зримое коварна -
Безвидна изначальность и нетварна.
658. Иду, опустив очи долу
Я тих - а всё стремлюсь к тишайшим
И отношу себя к последним и нижайшим.
659. Надежда на весну
Зимы последний час.
Иззябла вечность в нас.
660. Тонкость пищи отвечает тонкости сознания. И наоборот.
Шаурма, котлеты, чебуреки,
Хаш, шашлык - все входит в наши реки.
И течет, качая дикий берег,
На Кавказ сознанья дикий Терек.
661. Он милостив к нам даже тогда, когда мы ведем себя как псы
Прилежит земле стопа босая.
Бегаем, и лая, и кусая,
Утыкаясь прямо в свет живой
Пёсьей непокрытой головой.
662. САТАРА БАРРИ
Тихо прошептав “Сатара барри!”,
Я насыпал в вермишельку карри.
Только от нее вкусней не стало,
И я понял: карри было мало.
Но когда подсыпал я побольше,
Стало круто, как в супах из Польши.
Чтобы замести свои следы,
Я тогда опять налил воды.
Но напрасно праздновал я труса -
Стало как-то жидко и без вкуса.
И тогда я понял: кончен бал,
Ужин вермишелевый пропал.
Времечко прошло для “либо - либо”,
Эту благодать скормил я рыбам,
И они, откушав блюдо с карри,
Прошептали мне: “Сатара барри!”
663. О помощи ближнему
Поскольку суета живущих - дым,
Постольку надо помогать другим.
664. О любви к себе и к другим
Поскольку ты живешь любя,
Постольку следует любить себя.
Поскольку и другой - такой же псих,
Постольку следует любить других.
665. Визит в Дом Камней
Чтобы было мне еще одней,
Я зашел однажды в дом камней.
У порога - камушек лежит,
У него вполне достойный вид.
Правила приличия почтив,
Говорю, сознание сместив:
Я у вас в астральном перелете.
Поделитесь, как вы тут живете?
Он спросил: “Зачем туда-сюда?”
Я пожал плечами - не беда.
Он сказал: “Дружок мой, не бежи,
А лежи, лежи себе, лежи”.
Мы с ним пообщались под конец
На пределе каменных сердец.
Он сказал, что он - карибский риф,
И запел - ну чистый Ричард Клифф.
Подкрепившись каменным вином,
Снова я вернулся в отчий дом.
С корешом общается душа,
У порога камушком лежа.
666. Неизмеримость высоты духовных задач
Вот бы переплавку переплавить,
Поставец поставкою поставить,
Клином - клин, крин* - крином перебить,
Чтобы неизбывное избыть.
* Крин (старослав.) - цвет.
667. Одиночество на Пути
Постою на дальнем берегу.
Все сумели - так и я смогу.
Если наторили тропку вдруг,
Отчего же никого вокруг?
668. Путь как короткая дорога
“Все там будем”.
Если Путь - подмога,
То к чему нам
быстрая дорога,
Если вправду
поздно или рано
Все впадут
в пучину Океана?
Если времени не существует,
То тогда откуда ветер дует
В разговорах о прямом пути -
Том, что так непросто обрести?
Есть ли в нем нужда для нас с тобой?
Я ответ уже услышал твой.
Это - как хайвея полоса,
Вырулил - забудь про тормоза.
Тот, кто любит быструю езду,
Вылетает на полоску ту.
Неужели Путь - всего лишь скорость?
Значит, и за этим - только к;рысть?
Как Олимпиада: “Дальше! Выше!”
Что-нибудь скажи, что я не слышал,
Что не уловил, чему не внял,
Пропустил, пролаял, провизжал?
На Пути не очень-то в ходу
Повторенья. Что ж, тогда пойду.
669. О словесных уловках
Может, все слова - Твои уловки?
А мы их гордо носим как обновки?
Может, и ответы - как сегодня -
Проявленье хитрости Господней?
670. Померанцы
Неба крин - давно уже в тюрьме,
Света сын, в каком же ты дерьме!
Всё гадаешь, что там будет после,
Говнецом заделавшись по ноздри.
671. Всегда есть надежда
Если ныне с нами очень жухло -
Всё потухнет. Всё уже потухло.
Словно свиньи, затоптали знамя.
Ан глядишь - опять раздуло пламя.
672. Неужели каждому - свое?
Слеплены - и это наше право -
Мы из глины сложного состава.
И кому тогда какое тесто?
И кому тогда какое место?
Тихо точит
Нас житьё-бытьё.
Неужели каждому - своё?
673. Текучесть нашего состава
Мы - река изменчивой природы.
Мы преображаем наши воды,
Тянемся, на цыпочки привстав,
Исподволь меняя свой состав.
674. Постепенное наращивание массы сознания
Как в запруде тихая водица,
Буддхи нарастает по крупицам.
675. Сахар подходит к концу
Друга узнал в беде,
Веришь ему как отцу,
А Вифлеемской звезде?*
Ведь сахар подходит к концу.
В тёмном-претемном лесе
Ищешь свою овцу,
А проповедь в Бенаресе**?
Сахар подходит к концу.
Сердце твое - сущий пламень,
И это тебе к лицу.
А видел ли ты Черный Камень***?
Ведь сахар подходит к концу.
Готов прийти на подмогу
Измученному подлецу.
Сталкер**** ведет к Порогу,
И сахар подходит к концу.
* Вифлеемская звезда, согласно Библии, знаменовала рождение Иисуса Христа.
** В Бенаресе Будда Гаутама прочел свою первую проповедь, впервые начав передавать буддийское учение другим людям.
*** Черный Камень - наиболее почитаемая часть Каабы, великой мусульманской святыни в Мекке, предположительно метеоритного происхождения.
**** Сталкер и Порог - отсылки к реалиям фильма Андрея Тарковского "Сталкер".
676. Туда-сюда
Пережили столько переходов,
Столько раз сводили вновь отрезки
Наших кратких жизней, продолжали
Вновь и вновь наращивать сознанье.
Пережили столько переводов
Мы из мира в мир - как занавески,
Изменяя алгоритм познанья,
Их туда-сюда передвигали,
Если вечерело за окном,
А потом опять за ним светало -
И давалось новое начало
Для оставшегося “на потом”.
677. “Пламя мудрости” святых и пророков - отражение света сознания как незримого огня
Не гоню, не значу, не маню…
Значит, подвигаемся к огню.
678. Извивы логики
Религия - излишня,
Как на вишне вишня.
И веры нет для верных,
Как скверны нет для скверных.
Нет блага для благого,
Нет друга для другого.
Надежный - вне надежды,
Вне ведания - вежды.
И как при всем при этом
Свет остается светом?
679. Восприятие мира во время озарения
Здесь острее, ярче ощущенье
Каждого текущего мгновенья,
И на всем вокруг, что видишь ты, -
Отпечаток тихой красоты,
Что дарована всему от века,
Что приемлет нас как человека,
А не как животное и тварь.
Здесь цвета даются нам иные -
Воздуховные и водяные,
Зелень, а не крови киноварь,
Даже если ястреб свистом крыл
Солнце на мгновение закрыл,
Даже если цапли закружили
Над водой - про нас они забыли.
Даже если выдр веселых стая
Посреди реки плывет, играя.
680. Ужасна жизнь
Ужасна жизнь - а нам-то что за дело?
Смотри-ка: вот и птица полетела.
681. Прекрасна жизнь
Прекрасна жизнь - а нам-то что за дело?
Смотри-ка: вот и птица полетела.
682. Тот, кто живет в огне
Не живьем, как все мы,
И не в гл;за окне,
Не в стенах земной тюрьмы -
Я видел его в огне.
Как тебя там - не жжет?
Быть довольным вполне
Может лишь идиот,
Если сидит в огне.
Не томит ли тоска
По женщине, по жене? -
Зашел я издалека
К тому, кто живет в огне.
Я на него смотрю -
Он не одет и не голый.
Эге-ге, - говорю
И вижу, что он - двуполый.
Он говорит слова
Разом - внутри и вне.
Центр его - не голова,
Он ведь живет в огне.
Не осудит, любя,
Когда выходит вовне,
Ни меня, ни тебя,
Тот, кто живет в огне.
Прост как твоя ладонь,
Как вздох в тишине.
Он и есть - сам огонь,
Тот, кто живет в огне.
683. Удел раба мира
Хлеб, наказание, работа - для раба*.
Тех сторонись, чья жизнь - борьба.
* Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова (33:25).
684. Геркуланум
Не Москва, не Рим и не Париж,
Он засыпан пеплом был до крыш.
И тела живые стали пеплом.
Как в горящем танке гибла плоть -
Нет ни ранки, форма словно соть.
Так чисты, прекрасны были лица -
Остается лишь за них молиться.
Так свободны были люди эти -
Воплотятся вновь на белом свете.
Странно - фрески протянули дольше,
Им-то повезло намного больше.
Этот город, этот ясный свет -
А его на свете больше нет -
Залит был расплавленным огнем.
Потому и думаем о нем.
Крякнуло, рвануло от горы -
И конец, и кончены пиры.
Если жить прозрачно как стекло -
Этого бы не произошло?
Ведь не чистоты же окоём
Божьим выжигается огнем?
Ну а если это не от Бога?
От кого еще? - одна дорога
В этом мире для всего дана.
“Бога номер два” не существует,
Хоть об этом ум и маракует,
В страхе восклицая: “Сатана!”
Небо показалось им с овчинку,
Неужели жили под сурдинку,
В мир дыша сердечным дуновеньем,
Каждый шаг верша с благоговеньем?
Геркуланум был заплавлен лавой.
Только этой недреманной славой
Он в веках отмечен. Почему
Было то отпущено ему?
Этот город, этот ясный свет…
Но его на свете больше нет.
685. В древних языках Ветер и Дух - одно и то же слово
В нем уже заплавлены все сроки.
Как живется в ветровом потоке?
686. Сердце - наиболее чуткий орган
Если нас и сердцем не понять -
Что еще прибавить и отнять?
687. Исчезает то, чему суждено исчезнуть
Что могло - все то и прогорело.
А тебе к остаткам что за дело?
688. Духовность и экзальтация - разные вещи
Нет в тебе духовности нисколько,
Просто экзальтация - и только.
689. Без-дна
Пей! - вновь жажда коснется уст.
Наполнен любовью - и снова пуст.
690. Приниканье к родственной природе
Щедро мне дар;ет эти строки
Растворенье в ветре и потоке, -
Это удивительное чудо.
Я дойду - и вечно в нем пребуду.
691. Неподвижность может вести к накоплению внутренней силы
Я застыну, уподобясь цапле,
Если сила копится по капле.
692. Отсутствие чрезвычайных событий в жизни может говорить в пользу ее правильности
Если не хватает мне сюжета -
Как подарок принимаю это.
Если не обманет впечатленье -
Бессюжетно душ коловращенье.
693. Об уединении и общении
И уединенья - не искать,
И общенья - мудро избегать.
694. Зачастую мы продвигаемся не благодаря, а вопреки своему знанию
Из-за леса вынула рука
Тучки и пушинки-облака.
По ступенькам прыгает сознанье
От незнанья - и опять в незнанье.
695. О том, чего не происходит
Не спросила, привязавшись, сила:
“Кажется, отвязка наступила?”
696. О непосредственном или прямом в;дении
Дужкой звякает, глядит востр;
Предсознанья мудрое ведро.
697. В;дение приходит разными путями
Общаясь с целым светом
Своим лиловым цветом,
Не знатоки,
Не многомудрые улемы*
Несут мне весточку** -
А полевые хризантемы.
* Улемы, улама, алимы (араб.) - богословы.
** Под “вестью” везде имеется в виду “весть от Бога” как ясное осознавание своей тонкой природы - т.е. то же, что и буквальное значение слова “йога”.
698. “Йога” в буквальном смысле - “связывание” человека со своей тонкой природой.
Пылью дней, недорог;й дор;гой
Слово было - йог, и слово стало - йогой.
699. Ненавязчивость, ненапряженность - залог успеха в духовном тружении
Подойди к тому, кто не подходит,
Навести того, кто вместе сводит -
Мимоходом, будто невзначай,
На пяток минут зайди на чай.
700. Монизм (таухид) как рифмовка всего со всем
Разность, непохожесть - лишь уловки.
Что еще не поддалось рифмовке?
Вселенской рифме дела нет,
Поэт ты или не поэт.
Она себя собой толкует,
Она тебя - тобой рифмует.
Помилуйте, так что ж,
мы - рифмы средостенье?
Живые и глазастые
стихотворенья?
Свидетельство о публикации №109050704015