Несколько речных меланхолий
Рождение шлягера
Шалопай
Стрелецкий спуск
Апрельский дождик
Река понимает свои берега...
888888888888888888888888888
Постройка лодки.
Это произошло в самом конце
пятидесятых годов, в центре двора.
Цаца Василий, сосед, утром "газоном" завез
доски и брус.
Из репродуктора за занавеской неслось
имя Фидель Кастро Рус,
и абрикосу трепал ветер с Днепра.
Цаца Василий не шхуну, конечно, построить хотел.
Он - не Фидель.
Впрочем, Василий был верен премьерам своим.
Значит, - Фидель.
Верой Василия звали жену.
Чем не Фидель?
Впрочем, Василий латыни не знал, -
к черту латынь!
Значит, дул ветер с Днепра.
Горе и сон.
Красные мальвы у желтой стены.
Тихий пацан
видел, как выгружен был на траву эмбрион
лодки, которую Цаца Василий зачал.
Днепр был как Днепр, -
до него с километр по прямой.
Но все равно напоминал о себе.
Гукал буксир.
Хлюпали волны в затоне, где строго завод
тайну военную от
Элвиса Пресли и Миллера Гленна хранил.
Те проникали, конечно, -
особенно - по вечерам,
жались к заборам,
петляли сиренью, а мы
видели, - лодка растет не по дням - по часам,
лодка из досок, гвоздей,
краски и меди страны.
Днище оранжево,
борт голубой,
а протяжный носок
медью окован. И якорь.
Окончен портрет.
Въехал все тот же "газон" и раскрыл кузовок,
и погрузили ее,
проплыла, промелькнула - и нет.
Так и осталось отдельно:
"газон", репродуктор, трава,
лодка, песчаная отмель
и Элвисов рок.
Так и запомнилась эта большая страна:
пресный, соленый и сладкий
слоеный пирог.
1984 г.
Рождение шлягера
Колышет ветер небесный свод,
стоят на холмах города.
Идет человек к реке и несет
кружку, а в ней вода.
- Что это - спектакль, ритуал, пари,
причуда закатных дней? -
спросили его. Он ответил им:
- Пусть будет река полней.-
- Так будем знакомы, Поитель Рек! -
...На синий мерцающий шелк
выплеснув воду, ушел человек
туда, откуда пришел.
И река, встрепенувшись, сказала: -Ах,
как жаль, что кружка мелка! -
И все осталось на прежних местах:
холмы, города, река.
А ночью, когда налилась синева,
танцующий хор огней
исполнил песню, где были слова:
- Пусть будет река полней!
1986
Шалопай
Как славно шалопаем быть,
спокойным и веселым,
на белом пароходе плыть,
давать названья селам,
и с капитаном у перил
вести беседу ночью,
под рокот лошадиных сил,
о капитанской дочке.
А утром, резким, как слеза,
что обронил Всевышний,
таскать по сходням на базар
корзины спелой вишни,
и на стоянке затяжной
удить лещей горбатых,
и знать, что город за спиной,
в котором жил когда-то.
1988 г.
Стрелецкий спуск *
Этот пейзаж, умеющий ждать:
чередование пауз и доз
блаженства, которое можно дать
и взять. Запоминаемость поз
акаций, кривляющихся у реки,
песок, на дорогах похожий на пыль,
и некто - обладатель легкой руки,
коснувшийся истины здесь - не ты ль? -
бродит, разыскивая осколки
труда Феди-мастера, которого помнят еще
старуха-девочка и щеколда,
впрочем, последней уже помогает крючок,
и поэтому калитку можно открыть
только по желанию той стороны,
а она не желает. И остается плыть,
взбивая белые буруны,
небом, Днепром, где поют вразброд
хоры ангелов и своры убийц,
чувствуя, как опору, варяжский аккорд
пахнущей огурцами музыки "битлз".
1993 г.
* - спуск к Днепру в старых Черкассах.
Апрельский дождик.
(текст песни)
Этот дожик апрельский сеет в наш костерок серебро.
У застывшей реки пробегают мурашки по коже.
Так на Пасху всегда - чем-то теплым кольнет под ребро,
и слегка воскресаешь, и становишься серцем моложе.
Наконец-то мы выбрались в эти глухие места,
где себя ощущаешь всего лишь деталью пейзажа.
Проплывет ли рыбак, или птица сорвется с куста, -
миг за мигом летит, а картина все та же.
Эта речка мала - никогда не несла кораблей.
Но зато поезда вдоль ее берегов пробегают.
Да еще облака, - приплывают из дальних морей
и приносят дожди, и воскреснуть полям помогают.
1995.
"...во время весны вода понимает
берега шириною до трех верст..."
(Из "Описания рек, озер и болот
Киевского наместничества 1785 г.")
Река понимает свои берега
лучше всего весной,
когда основанья холмов и луга
она покрывает собой.
И всем беспокойным своим нутром
река постигает суть
того, что на время становится дном,
а не назначает путь.
1998 г., март.
Свидетельство о публикации №109050405176
Ранняя мне ближе.
Андрей Пустогаров 09.05.2009 14:07 Заявить о нарушении
Что касается такой институции как национальная поэзия, то здесь задачи более, чем прозрачны. Не знаю, как Вам, Андрей, а мне совершенно понятно, какие мотивы следует исключать и какие, наоборот, вводить в репертуары наших муз. Например, исключать следует то, что я называю "гимнизмом". Этот двоякий по смыслу термин обозначает восхваление своего и охаивание чужого, противостоящего. Замечу, что негодяй, с которым сталкивается украинский или российский поэт - это прежде всего негодяй-украинец или негодяй-россиянин. И вот эту очевидную истину в строках современных виршей, не говоря о давних, практически не найдешь. Пороки людские национальный поэт, как и каждый человек, живущий в теле своей нации, лучше всего ощущает в том же самом теле, а не за его пределами - скажем, в лубочных образах наглого москаля или хохла-салоеда.
Ярким примером взрослой поэзии может служить творчество Роберта Фроста. У него не найти строк типа "как упоительны в Нью-Гемпшире вечера" или "як же тебе не любити, Бостоне, мій". И негодяя-садиста он ищет не за океаном, а видит у себя, на батькивщине (The Vanishing Red).
Вобщем, буду заканчивать сей пространный отголосок на Вашу короткую реплику относительно изменения традиции. Суть его такова - изменения, причем коренные, крайне необходимы. И неизбежно то, что опусы, созданные в начальной фазе этих изменений, будут не так ладны, как творения былой инфантильной поэтической эпохи. Ничего, наши дети напишут лучше.
Попробую сложить и выставить подборку своих стихотворений, русских и украинских, в ключе вышесказанного. Самому, после написанного, стало интересно проверить, насколько я не голословен.
разглядеть океан цивилизации. провинциала, причем естественника, а не гуманитария в Что касается меня, то Скорее, Андрей, у меня речная тема перешла в украинскую половину моих
Анатолий Секретарев 09.05.2009 20:12 Заявить о нарушении
Андрей Пустогаров 12.05.2009 11:38 Заявить о нарушении
Свои палестины милее становятся, в частности, тогда, когда воочию ощущается своя ненужность, незначительность за их пределами.
Когда существовал железный занавес, многие в СССР пребывали в иллюзорном заблуждении относительно меры значимости - и своей собственной, и своей страны - в творческом движении современного мира. Когда занавес упал, многим из этих многих стало совершенно ясно, в каком времени живем мы, и в каком - развитые страны центра. В результате возникла развилка.
Первый путь - признать архаичность своих палестин как негатив и, соответственно этому, перестраивать и свое мироощущение, и свою программу действий.
Второй путь - увидеть в архаичности палестин их милую самобытность и замкнуться в их пределах снова, на этот раз - с помощью железного занавеса из иллюзий, фантазий, мифов.
Удачи. А.С.
Анатолий Секретарев 22.12.2009 20:13 Заявить о нарушении
Все же я считаю, что в наших палестинах свободы больше: у них стойло железобетонное, а у нас - полуразвалившееся.
Андрей Пустогаров 23.12.2009 13:44 Заявить о нарушении