Итоги. Алексей Ивантер

Итак, Павел Самсонов попросил меня выступить экспертом затеянного им конкурса.
Когда соглашаешься быть экспертом, не всегда до конца ясно, экспертизу чего именно придётся проводить. Паша думал, что текстов. Не соглашусь. Т.е. экспертизу текстов-то я сделаю, но уже сегодня, когда эти тексты мне показаны «целым куском», ясно, как божий день, что говорить придётся не столько с авторами, сколько с номинаторами. Выбор номинаторов оказался несостоятельным. Т.е. в списке, который мне показали, я увидел слабые стихи авторов, у которых есть тексты и сильные.
Так получилось, к примеру, с Марией Марковой, с Дмитрием Артисом, Наумом Сагаловским, Любой Макушиной.  Поэтому о стихах этих авторов я говорить не буду. Т.е. я сразу столкнулся с ошибкой номинаторов, и на основе их ошибочного выбора мне предложили сделать выбор мой. Вот сразу и говорю, что конкурс не авторов, а конкретных текстов, выбранных, на мой взгляд, неудачно.

 Из предложенных мне для экспертизы стихотворений мало за что цеплялся глаз. Есть стихи проходные, ученические на пятёрочку, есть такие, которые я называю словом «литинститут» - придраться-то не к чему, а не торкает. Торкать должно искусство, искушённого, пресыщенного читателя брать за хобот. Вообще, в текстах, присланных мне для рассмотрения, преобладает унылая гладкопись.
Тем не менее, несколько текстов, но уж никак не десяток, дают повод для разговора.
Лучшим текстом мне увиделся текст реально хороший. 

НАТАН ХЛЕБНИК, "Рцы"

http://stihi.ru/2008/01/06/2338

. Автор владеет языком искусства, это поэзия, а не рифмованные мысли и обрывки чувств. Эстетика не оригинальна, но имеет свою тональность, стихотворение цепляет, есть желание ознакомиться с другими текстами, выходящими из-под того же пера, выпить с автором, в конце концов.

***
слитно пишется рцы плотно речёт вода
кожа тебе горчит нет говоришь куда
в плотных слоях судьбы плавит себя Иов
переводи мосты на птичий из всех языков
переводи себя по тёплым мостам сюда
ласточкой пролетит мимо тебя плотва
минувшим тебя крылом талым к седьмому числу
что ж обратись в юдоль для рцы
слог воды в звезду
 

Дальше 
КАТЕРИНА КАНАКИ, "Вчерашний вулкан, обращённый в цветок..."

http://www.stihi.ru/2009/02/12/5343


В тексте есть подлинность, недостижимая без глубокой связи с описанным. Это создаёт яркость красок, привносит в стихотворение запахи и призвуки, скрип соли на зубах, если хотите. Целиком же мне текст не понравился. Первая часть имела бы право на существование, как законченное произведение искусства, если бы не неудачный конец, энергетика в нём идёт на спад, автор выдохся, и как шарик сдулся. А надо было не сдуться, а лопнуть.  Вторая часть – это просто заготовка для текста, повода для разговора не даёт.

Вчерашний вулкан, обращённый в цветок,
земля, претворённая в море.
Рыбак поднимает пастушеский рог,
кочевник садится в рыбачий челнок
и тает в туманном Босфоре.
В июльской ночи, на тяжёлой волне
качая созвездий мережу,
ты всё ещё нянчишь свой сон обо мне,
и я, как дитя, вырастаю во сне,
тобою провижу и брежу.
Из зарослей знаков, из сладких помех
в эфире прижизненной встречи
я слышу густое дыхание всех
в тебе погребённых наречий,
я помню их мирт, кипарис и шалфей,
их бронзу, кремень и овчину, -
пусть имя твоё на ладони моей
сведёт их лады воедино.

...Смотри, что за труд мне завещан тобой,
смотри, не жалея:
в стотысячный раз неумелой рукой
писать на странице твоей черновой
строку Одиссеи.
Мне мало чужих непреложных шагов,
затем и крошится о туф берегов,
как необожжённая глина,
всё счастье напева, но крепнет любовь -
и длится былина.
Сквозь плоти адамовой красный песок,
смеясь, пробивается тонкий росток
кудрявого ветра морского,
твой утренний голос, твой сбивчивый слог,
твой образ: от света - до слова.

ГЕННАДИЙ ЕРМОШИН, "Покатилась звезда"

http://www.stihi.ru/2009/03/02/5372
:
Автор запутался в формах небеси, небесе, небесехъ, небесемъ, что напрягло с самого начала – радует поле, в котором мысль авторская, хотя и потерянно-непродуктивно, блуждает. Но – «стучите и отворят вам».

На душе - маета…
В майском вечере тая,
Покатилась звезда
С небеси, золотая… (надо с небесЕ)

Вслед бы, аки волхву,
Босиком по России…
Жаль, в родимом хлеву
Небогато с мессией…

Что ж гадать, да желать?
Ни к чему, и неважно.
Будет в небе пылать
Твой журавлик бумажный…
Словно Феникс, сгорать, -
Все мы, в сущности, птицы…
Вновь и вновь умирать
Над бесстрастной столицей…
Задыхаясь, глотать
Опаляющий воздух,
Раз не время летать…
Все мы, в сущности, звёзды…

Пусть едва ли видны
Записным астрономам,
Но от века больны
Вифлеемским синдромом, –
Теплим света щепоть,
Хоть не знаем ответа…

И ударит Господь
В колокольное лето…
И зажжёт фонари
Над дорогой к Мадонне…
И не нас до зари
Сдует с Божьей ладони…

И отступит беда…

В синем вечере тая,
Покатилась звезда
С небеси, золотая.


КОЛЯНА, "Железнодорожная баллада"

http://www.stihi.ru/2007/11/10/1636
.
Автор  насквозь пропитан литературой, за литературой и чужими мирами и мифологемами его просто не видать, он сам на себя надел ошейник, который уже давно ему горло режет, но есть, кажется мне, шанс у него из затхлого чулана чужой поэзии выбраться к самому себе и сказать «здрасте!»  Перед этим всем остальным надо сказать: «пошли бы вы нах». Т.е. автор умеет создавать, он чувствует гнилую материю искусства, но создаёт своё тканьё на чужом ткацком станке.

как матери, босые сквозняки
разбудят нас холодными руками
особый день - сегодня у реки
пузатые ползут товарняки
крича и черной кровью истекая

там креозот разлит, там на цепях
безухие болтаются собаки
там блохами ныряют второпях
худые люди прикрывая пах
в раззявившие горла вагонзаки

железный рев летит до облаков
влюбленным дизелям не до приличий
расклад таков: сегодня шишаков
берет на понт ушастых мусорков
и батьку четко вынимает с кичи

тринадцать лет, ракетница, кастет
нелепая татуировка "жора"
конвой продрог. назад дороги нет
и гладиатор щурится на свет
в голубоватом чаде беломора

неловко разгибая изо рва
костлявую мальчишескую спину
навстречу аллигаторам и львам
лоснящимся плебейским головам
и масляному блеску карабина

там будет гром, входное над ребром
дымящиеся ватники на шпалах
а шишакова вытянут багром
и кинут на просоленный перрон
у бесконечных щебневых завалов

...

кровавый рим давай поговорим
мы ждем на черном полиэтилене
при свете электрической зари
закрой нам очи распрями колени
и угольные щеки оботри


 ГЕННАДИЙ НЕЙМАН, "Агасфер""

http://stihi.ru/2003/08/05-128
.
Такие стихи я называю «союзписателей». Зрелый и грамотный текст зрелого человека, но нет прорыва ЗА, в беспредельное.

Беспутного собою обогрев
так искренне, так бережно и просто
Прости, Ершалаим, меня за грех
любви к высокомерному подростку.
Надменный франт, задира, ловелас,
то злой и пьяный, то сухой и чинный,
я предавал его десятки раз
без скрытой или видимой причины.
Себя бросая в омуты дорог,
не слушая ни жалоб, ни упреков,
как беглый тать мотал я новый срок,
осознавая неизбежность срока,
осознавая - не дадут уйти -
уже звенит в натяге пуповина...
и, перестав дышать на полпути,
я рвал стоп-кран и приходил с повинной.
Я возвращался в этот сладкий плен,
я каялся - что черт меня попутал,
а он встречал - то пухом тополей,
то жидкой грязью из-под шин попуток,
то птичьим хором в сотни голосов,
то яростными красками заката -
и ждал чугунным кружевом мостов
моих прикосновений виноватых.
Но с каждым разом - дальше и всерьез,
как наркоман усиливая дозу,
от белизны черемуховых гроз
до слякоти январского прогноза,
любовь в себе разлуками губя,
под стук колес междугородних скорых
свирепо отрубал я от себя
все то, чем прорастал в меня мой город.
Я свято верил в то, что я сильней,
что я свободен от него отныне...
Но город не узнал меня во мне
и растворился призраком в пустыне.
С тех пор брожу один как Вечный жид -
лишь я и бесконечная дорога.
и тают... тают...
тают миражи
под жарким солнцем Ближнего Востока


У меня всё. 


АЛЕКСЕЙ ИВАНТЕР


Рецензии
Мои дорогие! Я почитал рецы и т.д. – простите меня и за то, что не принял участия в дискуссии – я их не очень, просто, люблю и за то, что был краток и не разжевал убедительно сказанное о стихах. Наверное, действительно, было надо разжевать – ну, грешен, не очень люблю и конкурсы и разговоры об искусстве – много раз говорил, что для них приемлем только язык искусства. Искусство далеко от любой демократии, искусство волюнтаристично по свой природе. Разница между стихами средними и хорошими ещё иногда прослеживается шаг за шагом, хотя дело это нудное и неблагодарное, разница же между хорошими стихами и шедеврами — не просто значительная, а принципиальная. Шедевр — это текст исключительной эмоциональной силы и высочайшего литературного мастерства, заставляющий читателя возвращаться к нему снова и снова, постепенно, без усилия, заучивающийся наизусть. Именно из таких произведений и состоит литература.
Академический «Словарь русского языка» определяет понятие «шедевр» как «исключительное по своим достоинствам произведение искусства». Когда-то, работая над учебным пособием «Шедевры русской поэзии второй половины 20-го века», я понял, что не должно быть оглядки на роль поэта в литературном процессе, степень его популярности или безвестность, что стратегия выбора — не антологический охват, т.е. не фиксирование истории литературы по принципу включения как можно большего количества поэтических имён, но — отбор всего лучшего, что было написано в русской поэзии за последнюю половину 20¬-го века и первые годы 21-¬го, отбор по принципу безусловной художественности.
К поэзии не применима табличка «Детям до 16¬-ти вход воспрещён». Вход в поэзию закрыт для людей с глухим сердцем и косным мышлением, без скидок на филологическое образование и учёные степени, и открыт для читателей любого возраста с чистой душой и восприимчивым сознанием. Замечательный русский поэт Давид Самойлов сказал: «От большинства из нас, кого современники называют поэтами, остаётся не так уж много, отбор этот производят читатели, все виды читателей, которых нам довелось иметь…» Поэзия недолговечна, слишком быстро меняется язык, но стоящее за ней – ценно и, я верю, бессмертно.

Алексей Ивантер   01.05.2009 23:42     Заявить о нарушении
"...Человек принимается за сочинение стихотворения по разным соображениям:чтоб завоевать сердце возлюбленной, чтоб выразить свое отношени к окружающей его реальности, будь то пейзаж или государсво, чтоб запечатлеть душевное состояние, в котором он в данный момент находится, чтоб оставить -- как он думает в эту минуту -- след на земле. Он прибегает к этой форме -- к стихотворению -- по соображениям, скорее всего, бессознательно-миметическим: черный вертикальный сгусток слов посреди белого листа бумаги, видимо,
напоминает человеку о его собственном положении в мире, о пропорции пространства к его телу. Но независимо от соображений, по которым он берется за перо, и независимо от эффекта, производимого тем, что выходит из под его пера, на его аудиторию, сколь бы велика или мала она ни была, -- немедленное последствие этого предприятия -- ощущение вступления в прямой контакт с языком, точнее -- ощущение немедленного впадения в зависимость от оного, от всего, что на нем уже высказано, написано, осуществлено.
Зависимость эта -- абсолютная, деспотическая, но она же и раскрепощает. Ибо, будучи всегда старше, чем писатель, язык обладает еще колоссальной центробежной энергией, сообщаемой ему его временным потенциалом -- то есть всем лежащим впереди временем. И потенциал этот определяется не столько количественным составом нации, на нем говорящей, хотя и этим тоже, сколько качеством стихотворения, на нем сочиняемого. Достаточно вспомнить авторов
греческой или римской античности, достаточно вспомнить Данте. Создаваемое сегодня по-русски или по-английски, например, гарантирует существование этих языков в течение следующего тысячелетия. Поэт, повторяю, есть средство существования языка...

...Пишущий стихотворение, однако, пишет его не потому, что он рассчитывает на посмертную славу, хотя он часто и надеется, что стихотворение его переживет, пусть не надолго. Пишущий стихотворение пишет его потому, что язык ему подсказывает или просто диктует следующую строчку. Начиная стихотворения, поэт, как правило, не знает, чем оно кончится, и порой оказывается очень удивлен тем, что получилось, ибо часто получается лучше,
чем он предполагал, часто мысль его заходит дальше, чем он расчитывал. Это и есть тот момент, когда будущее языка вмешивается в его настоящее.
Существуют, как мы знаем, три метода познания: аналитический, интуитивный и метод, которым пользовались библейские пророки -- посредством откровения.
Отличие поэзии от прочих форм литературы в том, что она пользуется сразу всеми тремя (тяготея преимущественно ко второму и третьему), ибо все три даны в языке; и порой с помощью одного слова, одной рифмы пишущему стихотворение удается оказаться там, где до него никто не бывал, -- и дальше, может быть, чем он сам бы желал. Пишущий стихотворение пишет его прежде всего потому, что стихотворение -- колоссальный ускоритель сознания, мышления, мироощущения. Испытав это ускорение единожды, человек уже не в состоянии отказаться от повторения этого опыта, он впадает в зависимость от этого процесса, как впадают в зависимость от наркотиков или алкоголя.
Человек, находящийся в подобной зависимости от языка, я полагаю, и называется поэтом."

Иосиф Бродский. "Нобелевская лекция"
P.S. А разве надо к этому еще что-либо добавлять?

Кишот   02.05.2009 00:31   Заявить о нарушении
Да.
Прекрасно сказано.
Кстати, никаких резкостей в Вашем обзоре, Алексей, мне не увиделось. Все по делу и вполне спокойно. И мне, например, было интересно и весьма полезно все Вами здесь высказанное. Спасибо.

Xaxashka   02.05.2009 00:33   Заявить о нарушении
Сказанное мною относилось к обзору А.Ивантера

однако выдержки из Бродского тоже весьма к месту, да:-)

Xaxashka   02.05.2009 00:36   Заявить о нарушении
Мне ближе мысли Сократа на эту тему. (см. "Федон")

Алексей Ивантер   02.05.2009 01:16   Заявить о нарушении
"вход в поэзию закрыт для людей с глухим сердцем и косным мышлением, без скидок на филологическое образование и учёные степени, и открыт для читателей любого возраста с чистой душой и восприимчивым сознанием" (с)
боже!! это откровение. я никогда не думала...
мне казалось, что наоборот - вход открыт для глухих.. с закрытым сердцем.. косных.. мне казалось так важно иметь ученую степень.. и главное,чтобы душа погрязней! и чтобы быть как можно менее восприимчивым..

потрясающе. надо же!! а я всегда наоборот думала!!
я сейчас скопирую это себе.
на жесткий диск.
для меня это так неожиданно - попытаюсь осмыслить..
спасибо большое, Алексей.

Анука   02.05.2009 02:16   Заявить о нарушении
ЧЕТЫРЕ ВОПРОСА АЛЕКСЕЮ ИВАНТЕРУ.

(П.Самсонову и прочим БЛК-модераторам: перенос вопросов осуществлен со страницы Ивантера по его предложению перенести их сюда. по технике подачи вопросов: мы договорились с ним на "ты", на его странице вопросы были заданы мной еще более жестко, так что по совокупности данной инфо - удаление этой моей рецензии будет осуществлено против воли Ивантера)

1. Считаешь ли ты этичным а значит приемлемым выставлять стихи авторов на конкурс без их предварительного на то согласия (не важно что это - сами стихи или ссылки на эти стихи; неважно живы эти поэты, умерли или продолжительно отсутствуют на Стихире))

2. Считаешь ли ты что на конкурсе, который позиционирует себя как "собиратель золотого фонда стихиры" и максимально отражает сегоднешнее состояние поэзии на Стихире, должен быть введен ограничитель, связанный с уходом в 2004-м году со Стихиры основной массы сильных поэтов (После "Диррективы Кравчука"). Т.е. на данном конкурсе как минимум 1/3 стихов должна быть датирована "производство после 2004 года.". еще одна треть после 2008. И лишь одна треть выпуска 2000-2004 годов. Какие пропорции предложил бы ты, учитывая факт "исхода" отсюда первой волны, и если ты считаешь не этичным выставлять стихи без согласия авторов или в их отсутствие.

3. Относительно выбора стихов на данном апрельском БЛК:

3.1. Считаешь ли ты необходимой ступень отбора "эксперты"?
3.2. Правомерно ли устраивать соревнование - конкурс, на лучше ли делать просто "АЛьманахи", Подборки и так далее, без соревновательной компоненты? (тогда вопрос №1 отпадает)
3.3. Относительно выбора Алексея Ивантера. Как минимум стих Канаки выбран познакомству - мое мнение. Таких стихов как ау Канаки - здесь было много. Просто она более знакома лично по общению на твоей странице, более понятна как личность а это влияет на твой выбор?

4. Считаешь ли ты приемлемым продолжать голосовать за стих Неймана, который писал в Вологодское отделение Союза Писателей с просьбой проверить есть ли у МИхаила СОпина компьютер и знает ли он что его на Стихире представляет его жена а Авин его "пиарит"?

Спасибо за надежду на прямые ответы.
3. Считаешь ли ты что

Виктор Авин Ученик Сопина   02.05.2009 02:30   Заявить о нарушении
извиняюсь за прицеп обрывка после п.4. за ошибки и опечатки - печатаю в цейтноте прямо в окно "добавить замечание"

Виктор Авин Ученик Сопина   02.05.2009 02:36   Заявить о нарушении
Шедевров очень мало. Редкая птица долетит до середины Днепра. Кроме того - шедевры не всегда познаются сразу. Бывает, что потом прорастают сквозь бумажный хлам.

Никита Брагин   02.05.2009 08:55   Заявить о нарушении
Алексей, а где можно найти то твое "учебное пособие"? Интересно очень )))

Владислав Сергеев   02.05.2009 14:42   Заявить о нарушении
1. Автор, опубликовавший своё произведение в средстве массовой информации – вынес и его и себя самого на суд публики во всех его мыслимых и немыслимых проявлениях. Опубликованные произведения авторов выдвигаются на соискание различных премий издательствами, редакциями, общественными и террористическими организациями.
2. По второму пункту – любой современный конкурс – домашний, камерный. Включая «Всероссийские». Они затрагивают узкий круг. Я вообще конкурсы не люблю.
3. Коллективные сборники имеет смысл делать. Беда всех авторских поэтических книг их переразмеренность – на десяток сильных стихов 80 слабых. В лучшем случае – 50 на 50, но это уже редкость.
4. Всегда на наш выбор влияет нечто личное. Но в данном случае дело не в личности, а в тематике – я хорошо чувствую пряную подсоленную действительность, которую кожей ощущает Катерина.
5. О личностях поэтов…. Мой хороший, что есть поэзия, в чём её предназначение, кто её интересуется? Я согласен с Сократом, что дана она нам для очищения души. Почему-то некоторые души – наиболее самовлюблённые, эгоистичные и неуравновешенные - выбирают именно такое средство очищения. На своём опыте знаю, что средство это работает. Есть другие. Но многие выбирают этот. Потому-то столь многие братья и сёстры наши по земному существованию и пишут стихи. Естественное свойство человеческой души – желание очищения. Давай же пожелаем и им и себе успеха на этом пути и не будем отягощать себя осуждением, раздражением и прочим хламом.

Алексей Ивантер   02.05.2009 22:53   Заявить о нарушении
какая прелесть! как бесновато!!! какие благие намеренья!!!...
п.1. состоит из логической конуструкции: "если ... то следовательно ..."
по аналогии: "если Бог дал мужчинам и женщинам половые органы, которые стали средством массовой информации, то следовательно - существуют разного рода притоны и бордели, порнография в СМИ и это правильно. п.4. - о чертовой дудке - не ново но каждый новый так об этом душевно... Вобщем, товарищи в горячке, Алексий Ивантер берет все грехи на себя. для очистки совести говорите? это точно. И на этом разрешите не прощаясь. диагноз: лихорадка очередная, хроническая. лекарство: самоуспокоение и затухание после пресыщения и самоотравления

Виктор Авин Ученик Сопина   03.05.2009 00:28   Заявить о нарушении
Спокойной ночи, мой дорогой, сладких тебе снов :-)

Алексей Ивантер   03.05.2009 01:09   Заявить о нарушении
Пряная подсоленная скрипящая на зубах действительность... Осьминог на углях? :))

Катерина Канаки   04.05.2009 16:40   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.