Мугам
Музыка –спутница человеческой жизни Она сопутствует человеку от рождения до смерти Раскрываются двери в этот мир колыбельной песней,закрываются- песнями-плачами.Вершина радости и вершина скорби стоят напротив лицом к лицу! И обе они в полной мере выражаются в музыке! Люди любят погружаться в мир сосредаточенных размышлении, поговорить наедине со своим сердцем, БОГОМ, мирозданием! У этих разговоров, у этих исповедей есть один неизменный, вечный не требующий перевода язык-музыка. В каждой области Азербайджана есть приверженность к определенной музыкальной традиции. музыкальной ветви Ленкоранский край ведет по своему хоровод «халай», Нахичевань поет «Ахишта»,. в Баку отдают предпочтение тару и мугамам, складывают мейхана –особый жанр городского фольклора .А родина мугама – Карабах. Земля Карабах –одна из древнейших колыбелей азербайджанской культуры. Мугам – зеркало азербайджанского духа; клад -. дрованный нам судьбой наше счастье! Он украшение наших радостных дней, и утешение - печальных. К радости он примешивает мудрость, к слезам – терпение. Мугам не любит половинчетости! Мугам совершенно не приедается, как никакая другая музыка, в мугаме - и расцвет весны, и жара лета, и зрелость осени, неприкаянная грусть зимы. В мугаме – все перипетии и метоморфозы жизни детство, зрелость, старость. О мире мугамов не пристaло говорить по-любительски.. В « Семи красавицах » Низами Гянджеви каждая из красавиц рассказывает свою сказку. Комнаты, в которых живут девушки, соответствуют семи дням недели, семи планетам, и их цвета раскрывают содержание рассказанных сказок. Поет, ведет своих читателей дорогой от зла к добру, от мрака к свету от черного цвета к белому. И находит символическое соответствие этому в расположении планет на небе. Построение мугамов в книге было созвучно поэтической символике и философскому видению Низами Гянджеви - от черного к белому от невежества к разуму, от насилия к справедливости, от военных противоборств от военных страстей к счастливому обществу, где каждый находит себе место по своему призванию. Общество справедливости, равенства, свободы! Мугамы ведут нас от безнадежности одиночества, от всех печалей мира к очищению, к вере, к надежде. Мугам проник в дух Грузинского народа. Тот, кому пришлось услышать, как звучат, положенные на мугам грузинские стихи Йетима Гюрджи никогда их не забудет. Азербайджанский мугам включен в золотой фонд ЮНЕСКО, как один из шедевров человечества! . Деятельность первой леди Азербайджана в этой области отмечена в последнее время престижными международными премиями, наградами и почетными званиями. Мехрибан Алиева: «Мугам, являющийся самым ценным наследием азербайджанской культуры, любим и дорог для каждого азербайджанца». Когда говоришь о мугаме родине Карабаха о Шуше грешно забыть, о хары-бюль бюль. Ведь с этим цветком связаные мугамы и одна из самых прекрасных истин в мире. Сейчас эта истина стала легендой. Агабайим-ага, выданная замуж за иранского венценосца и покинувшая родной край, карабахская красавица стала увядать день ото дня. Подобно соловью в драгоценной клетке,. она тосковала по родине. Шах не находя другого выхода, решил вывезти все виды деревьев и цветов Карабаха и создать во дворце « Карабахский рай » Однако Агабеийм – ага продолжала тосковать. Ведь в этом « раю » не было шушинского чуда « хары-бюльбюль » Хары-бюльбюль – король цветов – растет и цветет только в Шуше. А сама Шуша –« хары-бюльбюль » Азербайджана.
C.М. Алиева
" Гражданское действие"
НПО
26.04.09
© Copyright:
Сабинаа, 2009
Свидетельство о публикации №109042603166
Рецензии