Паталогоанатомический театр поэзии. Вячеслав Ильин

Слабонерных просим удалиться.



Пиня Копман. «Боль»
http://www.stihi.ru/2004/06/20-889

Пиня Копман воспел боль, и сделал это качественно. Хорошее стихотворение, и народу должно нравиться – в нашем менталитете есть обычай считать беды и напасти чем-то внешним (то есть мы тут ни при чём, это они, «плохие» на нас напали, замучали и убили, всё это Божий или Дьявольский промысел, и т.д.). Принято в народе смаковать мучения, да и долгое влияние христианской идеологии сказывается. Мучаешься – значит духовный человек, а наслаждаешься – значит греховный, гласит народная «мудрость». Обратите внимание – все стихи в этом обзоре посвящены страданиям. Вот она – традиция. Как можно заметить, подобное мировоззрение я не одобряю, но стихотворению готов отдать должное уважение – автор имеет право выражать и поддерживать любое мировоззрение. Вообще-то персонификация сил «зла» - это давняя традиция, ещё с языческих времён.
Примечательно, что Пиня Копман использовал такой художественный приём, как повторение последней строки, усиливающий послание.
Жизнь жестокая такая
Мы уверенно и чётко
Можем топать к двери Рая
Обречённо
Обречённо

Хочу поразмышлять, не в плане критики стихотворения.
В таком повторении есть что-то от внушения или самовнушения. То есть программа обречённости словно сама себя поддерживает. Я в этом нахожу сходство с компьютерным вирусом. В принятии обречённости есть большое удобство – можно расслабиться и не сопротивляться, отдать ответственность, а потом и «концы»...

Элеонора Счастливая «Чёрно-белый альбом»
http://www.stihi.ru/2009/01/26/1039

«Чёрно-белый альбом» Элеоноры Счастливой стоило назвать «чёрно-бело-фиолетовым». В самом деле – кроме вечной палитры диалектики «чёрный-белый», сквозь стихотворение «красной нитью»(или фиолетовой) проходит и фиолетовый цвет. И создаётся впечатление, что он важнее чем «ч-б» поскольку ярче и не упомянут в заглавии. Это «серый кардинал». Но послание которое он несёт – непонятно мне. Первые два раза это просто цвет, а в конце – символ безразличия. То есть у него нет своей смысловой линии, это просто ассоциативный ряд. Так и всё остальное стихотворение – вроде бы трогательное – если скользить взглядом поверх, а если сфокусироваться на чём-то – то есть нестыковки.
Сама чёрно-белая диалектика в стихотворении не показана. Обычно чёрно-белой называют жизнь, полную контрастов, а здесь контраст не заметен ни в качестве основной, ни даже дополнительной фигуры.
Произведение полно горечи, и эта горечь усиливается к концу – вплоть до дочери, обречённой алкоголем. Этот поворот сюжета меня ввёл в недоумение. Если лирический герой, обречённый алкоголем и отказавшийся по сути от жизни пишет стихи о себе – это как-то странно, алкоголику в депрессии не до таких изящных стихов. Если же это не о себе – то непонятно о ком.
Замечательное по эмоциям контрастное окончание. Эмоционально – замечательное, но по смыслу – нет. После «стирают меня в порошок» - «как хорошо». Я как читатель в недоумении – от чего хорошо? Если от воспоминаний о мальчишках – то это не явно обозначено, мне сначала показалось, что лирический герой просыпается под звуки дождя.. и это хорошо.. но дождь-то перемалывает в порошок... И я снова в растерянности. А вот если не задумываться – то после депрессивной части восклицание «как хорошо!» очень в кассу. Есть надежда на что-то.
Одно пошлое наблюдение. Сквозь всё стихотворение у ЛГ скрипит ложе. То раскладушка, то диван. И я догадываюсь, что о романтическом скрипе речи не идёт, но уж слишком расхожее выражение, и ассоциаций избежать сложно. Честно говоря, лучше бы действительно диван скрипел от любви, за лирического героя можно было бы порадоваться, а вся эта чёрно-белая жизнь правда стала бы фиолетовой. А если эротические фантазии допустить как вариант, то концовка «мамочка, как хорошо!» становится понятной в другом смысле.

Никанор Пузырьков. «Выживая»
http://www.stihi.ru/2008/12/10/1247

Никанор Пузырьков написал стихотворение о выживании волков в этом тяжелом злом мире. Я, честно говоря, был сбит с толку первыми двумя строками. «Давит грудь ненавистная помочь..». Это стихотворение от лица (морды) собаки в упряжке? Я не видел нигде и никогда запряжённых волков. Если же я не в курсе каких-то охотничьих тонкостей или там использования волков в сельском хозяйстве, то извините, автор мне этого не объяснил в стихотворении.
«Ищет флаги, что люди забыли». Я не охотник, но что-то помню из Высоцкого про волчий запрет «нельзя за флажки». Волки боятся охотничей разметки, а тут волчица эту разметку зачем-то ищет. Зачем? Это вроде как противоестественно.

«И луне отвечает отказом». Я плохо представляю себе как выглядит или звучит волчий отказ. Это в смысле не обращает внимания? Громоздкая смысловая конструкция такого простого момента.
«Потому, что ещё не убили». Я помню, что волки воют на луну, и как слышал – от радости, хотя народная молва приписывает волчьему вою эмоцию горя и прочую грусть. Но свет луны как зов смерти – это автор загнул лишнего трагизма, мне кажется.
«Крови след убегает в низину» после строчки «раздражая остатки ключицы» явно вызывает образ раненой волчицы, и это её кровь, но...
«Заставляя желудок лукавить» - оказывается это не волчья кровь, а кровь жертвы. Ребус, однако.
«собачьего Бога» призывать могут собаки, но не волки (может всё-таки это ездовая собака?), слишком уж разными характерами принято наделять этих животных.
Кульминационная завершающая фраза: «Вызывая на бой с собой полночь», несёт в себе спотыкач, ритмически вместе слипается «бойссобой» - очень неудачно для такой важной строки. Где-нибудь в серединке ещё ладно бы.
Мне вообще-то волки «приелись» давно ещё на вещевых рынках. Куда ни глянь – толстовки и футболки с волчьими мордами. Именно как на иллюстрации к стиху. Типа романтично и грозно. В стихах тоже довольно затасканный образ.

Ититьев. «Бомж»
http://www.stihi.ru/2009/01/07/1539

Товарищ Ититьев предложил нам современную версию лирического героя 70-х. Свободный, асоциальный, но живой и утверждающий свои личностные качества. Только раньше это был, как правило, пират или бродяга-менестрель, а теперь это бомж.
Уставшие от городов и одобряемого поведения интеллигенты валом валили в лес с рюкзаками и палатками (я тоже застал это время) и с упоением пели про свободу под Весёлым Роджером, вырубая сухостой. Очень рекомендую не забывать этот способ реабилитации! А не то и правда захочется напиться водки, а с водки все бомжи и начинают свою «романтику».
Честно говоря, мне не слишком хорошо известен внутренний мир бомжей. Но я почему-то сомневаюсь, что всё так шоколадно у бомжа на душе.
«Ho зaтo c oгoнькoм в груди...
B пepexoдe бы я, пpoxoжим,
Песни пел, на свои стихи»
Ну, чисто менестрель. Не видел я бомжей с сохранным творческим началом и душевным спокойствием. Может быть пираты тоже чрезмерно романтизированы, но их уже нет (под парусами и т.д.) Видеопиратство уже не та тема. А вот бомжи – наша реальность, и на её романтизацию я отвечаю недоверием.
Любителям пунктуации – в тексте я насчитал около 4-х явно лишних запятых. Не слишком мешают, да и что с бомжа возьмёшь? Для того чтобы в переходе побираться текст даже очень шикарный. ;)


Рецензии
Начну с того, что скажу огромное спасибо Вячеславу за его мнение. Люблю читать разные мнения по поводу своих стихов. Продолжу своими ответами:-). Во первых, что очень хочется сказать, так как данное стихотворение участвовало не в одном конкурсе на разных конкурсных площадках и уже подвергалось критике, но замечания в непонятках не было по поводу алкоголя. ЛГ не алкоголик!! В стихотворении много разных переплетений, да, так и задумывалось в самом начале, но ведь весь стих написан от ПЕРВОГО ЛИЦА!! Вначале ЛГ - ребенок. Потом женщина со своими проблемами, работой до десяти, котом и дочкой. Потом, в заключительной части, дочка вырастает, становится алкоголиком, мать, которая чмокала в детстве в макушку ЛГ- после инсульта пришла в соответствующее состояние психики. Все это от первого лица. Неужели можно полстиха написать от первого лица, а далее /мать во сне обреченных инсультом, а дочь алкоголем/ о этом же ЛГ в третьем? Вам не кажется это странным? Достаточно хорошо стих читали, чтобы понять? Далее на счет "фиолетово", "черно-белого" и других переплетений /хотя не люблю объяснять стихи, честно/. В стихотворений таких переплетений временных, чувственных очень много, не только это.
- черно-белое
- ненавижу /так же повторяется, но на каждом этапе жизни этому слову придаются разные чувства, в итоге сводится на нет сочетанием слов, "как хорошо!"- еще вернусь к этому каким образом.
-не хочу, только десять, пусти... В остальных частях то же самое- "отпусти, ну не тронь, его дочка погладит за ушком", "отпустите, не троньте, потом"- во втором случае - дочка ЛГ про кота, в первом и третьем про себя /кстати, во второй части появляется дочка у самой ЛГ, которая вырастает в третьей и становится алкоголиком/
-цифра десять- три раза так же появляется- в первом случае в 10 ЛГ мама кладет спать, во второй ЛГ работает до десяти, в третьей - и десятки оторванных лет. Смысл этого повтора тоже отличный от первых двух, но непонятно только "фиолетово" почему то.
- "фиолетово". Три разных образа, не соглашусь, что два отсылают в цвет- фиолетовые сны- это не совсем цветовой образ, просто сны бывают черно-белые, и нет, цветные, но конкретно цвет передать не может спящий, естественно. Просто так говорят, что детские сны фиолетовые, с картинками, радостные, не знаю еще как объяснить. Далее плащ- фиолетового цвета. В конце фиолетово- безразлично, пофиг. Нет ни любви должной и отношения дочки /хотя прямо не сказано, но можно читать между строк во многих стихах:-)/, ни мамы, которая любя укладывала в детстве спать и гоняла кота. Ничего нет. Только черно-белый альбом некогда счастливой семьи, где была и дочка, и кот, и работа, и все остальное, о чем можно между строк прочесть и додумать. А теперь ЛГ просто устала, нет сил. Надоело. Фиолетово на всех.
- плач и раны Тоже три раза /раны -два/. В первом случае про коленки, что не плачет ЛГ, во втором, вместе с "ненавижу"- ЛГ, сильная, загруженная работой до поздна, женщина. Ей может быть иногда плохо от усталости, в минуты срыва хочется плакать, но не плачет, не способна, потому что сильная. Но в такие минуты ненавидит тех, кто слабее, потому что им проще в какой-то мере. Плачь всегда помогает. Когда поплачешь- потом становится легче. Во отсюда и "и плачу так тихо, что Боги не слышат... Мамочка, так хорошо!". Как у Аллы Борисовны, "сильная женщина плачет у окна". И тихо плачет, чтоб никто, даже боги не слышали. И сама не знала, что плачет, потому что проснулась, оттого что плачет. Ни разу во сне не плакали, и от этого не просыпались? А потом стало на миг легче. И хорошо.
-последнее переплетение- усыпаю- просыпаюсь. ЛГ уснула в самом начале стиха, где про детство, и коленки, и смеющиеся мальчишки. А проснулась в конце- когда взрослая женщина. Конечно, она раньше проснулась, но об этом тоже между строк. Проснулась в слезах, и вспомнила детство, в котором не плакала, даже от развитых коленок и смеха над ней мальчишек.
Это все ясно представляется, если учесть, что все это написано от первого лица. Если кому-то мало информации, не знаю мой ли недостаток, или читающего, что невнимательно читал, но искренне считаю, что в стихе должна быть информация, скрытая между строк, тем более не в очень образных, а в личных стихах. Для интриги и прочего. Не считаю, что обычные, банальные, о которых прочитал и забыл, но ровные и понятные при беглом прочтении стихи достойны финала. Поэтому принесла этот. Люблю, когда сюжет заставляет думать.
Напоследок- очень рада, что стих дошел до четвертьфинала, думала вылечу раньше, из за слишком большой порой прямолинейности моей:-). Всем судьям и читалям спасибо. Смотрю много мнений по поводу моего стиха. Спасибо-спасибо:-):-):-) Очень рада, что прошли дальше стихотворения Льва Леонтьева /прости, Никанор:-):-):-)/ и особенно Дмитрия Шунина. Буду болеть за Дмитрия.
Счастья всем, Эля

Виктория Дворецкая   25.04.2009 16:06     Заявить о нарушении
Да, Лариса, можно я, когда к финалу ближе подойдет, сделаю небольшой обзорчик-критику по поводу вылетевших стихов, начиная с 1/8 и некоторых других стихов может? Сейчас не хочется, потом всех, оптом, если можно:-):-).

Виктория Дворецкая   25.04.2009 16:09   Заявить о нарушении
Эля, я была бы просто счастлива- в любом варианте- в разрезе отдельных стихотворений, по тематике( пейзаж,любовь, гражданская, юмор и т.д), в разрезе очень понравившихся и очень Непонравившихся, в разрезе критики на критиков, как угодно,начиная с 1/64 и до полуфинала. Материал отправишь мне для размещения в Теме.

Лариса Котовская   25.04.2009 16:45   Заявить о нарушении
Хорошо, Ларис, попозже только. Адрес на конкурсе где-нить найду, написано где-то:-) :-):-):-)

Виктория Дворецкая   25.04.2009 16:54   Заявить о нарушении
Ларис, только критики на критиков не будет:-) я считаю это не правильным. Можно высказать своё частное мнение о несогласии с частным мнением другого критика и объяснениями почему, прямо под его манифестом. А отдельно зачем? У всех есть право на мнение- один человек от стиха без ума, другому же этот же стих вообще не нравится, и у всех свои аргументы- все мы люди, все по-разному мыслим:-):-)

Виктория Дворецкая   25.04.2009 17:18   Заявить о нарушении
Ох! Прочитал объяснения :( Ещё больше запутался :(
Видимо не для средних умов :(

Юрий Блаженный   25.04.2009 17:34   Заявить о нарушении
До объяснений стихотворение нравилось больше. :(

Юрий Блаженный   25.04.2009 17:36   Заявить о нарушении
Естественно, потому что такие стихи нельзя объяснять, всё должно быть интуитивно. Но раз были вопросы...

Виктория Дворецкая   25.04.2009 17:44   Заявить о нарушении
Значит с интуицией не повезло :(

Юрий Блаженный   25.04.2009 17:46   Заявить о нарушении
Элеонора, наши вопросы не требовали обязательного объяснения, на мастерской Центра Авторской Песни я взял один принцип, которым очень рекомендую пользоваться - "автор всё сказал своим произведением". Никакие комментарии не нужны. А если уж возникают вопросы, то не для объяснений. Стоит принять к сведению, что стихотворение не слишком ясное или Вы может быть переусердствовали, вкладывая информацию между строк - она оттуда с трудом добывается.
Мне очень нравится Ваш подход - на одно стихотворение получить много критики - хороший материал для развития, и в том числе хороший способ отсеять критику излишнюю, сверяя разные отклики.

Psyna   25.04.2009 23:04   Заявить о нарушении
Ну просто я объяснилась, потому как у других критиков моего стихотворения с этим проблем не было. И на мой взгляд всё же понятное))))) Были у них другие вопросы))))...но всё же приятно слушать разные мнения. Я приветствую любую критику)))Спасибки)))

Виктория Дворецкая   25.04.2009 23:24   Заявить о нарушении
Том стихов - два тома комментариев, проясняющих смысл. Данте, ё-моё, Алигьери! Но кой-чего прояснилось. Втиснуть бы это всё в стихотворение!
Тем не менее, поздравляю Элеонору с явным успехом у нашего жюри!

Константин Борисов   26.04.2009 20:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.