Маша и Медведи. Вскрытие оборотня

Обычная взрослая трактовка сказки прямолинейна, но в душе остается, как правило, детское восприятие событий. А оно таково: непослушная, невоспитанная девочка Маша испортила уютный быт неизвестной ей семьи и избежала заслуженного наказания. При этом обычно роль Маши примеряется на себя, и сказка оставляет чувство стыда и неловкости за содеянное.

Медведь-папа и правила поведения. Семья медведей явно крестьянская и патриархально-ориентированная. Папа не привык сдерживаться в чувствах, агрессивен и груб. Судя по тому, что он подходит ко всему первый – строгий казарменный порядок в доме медведей – папиных лап дело. Медведь что видит – о том и говорит. Он озвучивает собственные мысли, при этом очень напоминает обычного крестьянина – туго соображает, но когда сообразит – действует без промедления.

Медведь-мама и обустройство быта. Как ни странно, медведей дома нет, а обед накрыт. Кто это сделал? Явно не мама-медведица. Мама-медведица – второй голос, бэкграунд. Ее поведение – калька поведения мужа, только несколько смягченное. Ничего женского/материнского/индивидуального в ее поведении нет. Она используется для переходного момента между брутальным папой и маленький Мишуткой.

Мишутка и воспитание детей. Мишутка ребенок тихий, но любимый (его балуют – каша слаще, кровать мягче). Он держится за спинами родителей, и реагирует только на явную социальную несправедливость: если кашу съели – то всю, если стул брали – то сломали, если на кровать легли – то спят до сих пор. Ему достается максимальная доля неприятностей. Фактически, он – антипод Маши. От него отбирается его вещь (беспричинно) и отдается другому. Он – зверь, темный, потенциально агрессивный, и, по логике сказочника, его блага должны достаться Маше – белой человеческой девочке, потенциально (в силу хотя бы женской природы), пассивной, не склонной к агрессии. Маша и должна была быть жертвой, а стала – жрецом.

Маша
Машенька – существо неприятное. Она исповедует философию животного: бери, что плохо лежит. Как будто Машенька – это зверь в человеческом теле, а медведи – люди. Ведь девочка поступает так, как поступил бы звереныш: все пробует, съедает самое вкусное, ломает, что попадается под лапу/зубы, спит, где мягко и убегает, когда его пытаются поймать.

Фактически – это сказка-перевертыш, в которой волшебства-то и нет, потому что Маша в сказке не говорит, а просто озвучивает свои мысли вслух. И мысли у нее звериные: «Невкусно. Вкуснее. Вкусно – съесть!» и проч. То есть поступает и думает так же, как поступил бы медвежонок, например.
Вот мои мысли по этому скорбному поводу. Сказка мне никогда не нравилась, отмечу. Потому что Маша-таки наказания избежала. А зря.


Рецензии