И снова брызги интеллекта. Обзор арбитра Psyna
В общем, заявленный текст - не формат для конкурса изначально.
Если же я стараюсь читать текст, как самостоятельное стихотворение, то особенности и недостатки, ИМХО, такие:
Начало и конец - просто, понятно и технически ладно написаны.
Вторая часть резко отличается от начала и конца - резкая смена ритмики, уход от конкретного описания поведения гномов, понятного детям, к абстрактному описанию - даже не поведения алчного путника, а его мотивов.
"Полночных огней наважденье" - от гномьей песни к шекспировской превыспренности, странный переход.
"взыграла природная алчность" - это детская песенка или проповедь?
Крышу рвёт такая смена восприятия. Детям - тем более.
Чудовищная фраза: "душой и руками движенье.." - вы можете это зараз образно представить? Здавствуй, транс... Я в гипнозе...
"о, лишь бы ему всё досталось!" - это гномы молятся за путника или путник мечтает? Я, конечно, подумав, догадаться могу, но не сразу, ибо ясности нет.
Кроме того, "алчность-досталось" - рифма не бог весть какая красивая.
Мне бы, наверное, понравилось если бы текст остался таким же конкретным и простым (например: заметна крышка сундука, богатая весьма, а путник, клад найдя, сошёл от радости с ума...) Прошу прощения за непрошенные редакторские интервенции.
В целом о гномьей трилогии - стандартный сюжет, в отрыве от мультика ничего нового, интересного или оригинального. Хорошая проходная текстовка, если среднюю часть переписать.
2. Хельга Синклер
Замечательный текст, в каждой строфе - обязательно есть оригинальный образ, идея или метафора, да ещё и не одна. Жесткое, нелетящее звучание фраз вполне соответствует тематики.
Лично мне очень нравится, когда лирический герой не изображает ложную святость или ложное самоуничижение, а ясно осознаёт свою "тень", например:
"Жду Проступка. Конечной станции". Ужас, конечно, с обывательской точки зрения, зато честно.
3. Олег Довбенко
Интересная идея, оригинальный образ, немного ассоциирующийся с оловянным солдатиком.
А вот приём усиления контраста - "кругом война и всё плохо, а я такой несчастный" - вызывает моё умеренное отторжение. Слишком простой ход - Давить на жалость, и мне это не нравится.
"и никому не жаль
Меня в усталой мгле, что всех ночей страшнее"
Я могу поверить, что реальный сахарный солдат может быть никому не нужным и брошенным - но он неживая кукла и не способен бороться. А как метафора человека (который всё-таки способен действовать в жизни и заботиться о себе) - очень уж безответственная.
А ещё не оставляет ощущение, что такой богатый на другие смыслы образ мог бы быть интереснее развёрнут. Моя ехидная творческая натура обязательно положила бы рядом с сахарным солдатом шоколадного зайца и устроила бы с их помощью какой-нибудь трагикомичный философский диалог разных мировоззрений в преддверии смерти.
4. Марина Арье
Марина - мастер изящного слова. Что уж тут говорить? Это "кино не для всех".
После интересного начала про вроде бы город ...
"город лапает звёзды и призрачный утренний остов
в подворотню скользнёт черной кошкой с мышиным хвостом"
... - неуловимый переход к лирическому герою - человеку:
"мне на ощупь пройти все твои лабиринты-ходы
ты теперь не зовёшь"
Пожалуй, единственное место, которое мне не очень:
"и с годами стираются даты
где вдвоём где с тобой у холодной и сонной воды"
"Стираются даты" и "у холодной воды" - мне кажутся слегка шаблонными, хотя может быть они просто неприятные. Хотелось бы продолжения сюра после мышиного хвоста, а не отката в депру, неохота мне туда, но автор почему-то не учёл моего желания попкорна и зрелищ ;)
Очень нравится:
"повторяя ненужное крибли
пожалуйста
Крабли"
5. Алексей Малеев
Стихотворение для развития творческого мышления детей на основе теста "Нелепицы". Если ребёнок удивляется - значит интеллект более-менее развит.
Правда, для этого текста желательна объясняющая картинка.
"Вот поэтому, из тучки
До сих пор торчат колючки!"
Это до каких пор он торчат и где? Не люблю фразу "что курил автор?", но просится :)
Пунктуация - самая несчастная область правописания. После "поэтому" запятая не нужна, правда, сильно не мешает.
А вообще, Алексей - садист. Арбитру сравнивать детское стихотворение с другими жанрами невероятно сложно. И маленькое такое - удобно, много ошибок сделать не получится, и работы не много. Вот сидишь и думаешь - считать ли короткий стих недостатком? В своём жанре - хорошее произведение. Но требования жанра детского стиха слишком специфические. Я бы обозначил его как неформат.
6. Евгений Семёнов
Опять город. Если у Марины Арье к этому шаблону добавлено столько креатива, что шаблон незаметен, то в этом случае оригинальности не слишком много, депра-депра-депра...
Очень абстрактно и малость затянуто - до последней строфы. Но последняя строфа мне очень понравилась:
"На толщи бетона заря надевает ошейник,
Отбредив кошмаром, уснул город в томной пыли.
И снится ему, что он старый, лесной муравейник,
И счастливы в долгой рутине его муравьи."
Небольшие замечания. "уснулгородвтомной" по ритму читается слитно.
После долгой депрессивной части непонятно, почему "в томной пыли"? Томно - это чувственно. По смыслу не подходит.
7. Йегрес Вокашу
Полный набор шаблонов:
«Фа», «соль»,... пересолен фасолевый суп. (кто только не рифмовал соль-фасоль)
обними, нежно, словно распутную девку.
Воронёным крылом или острым калёным клинком.
а мелодия льётся и льётся,
Кровью хлещет из ран
слабый голос
в заоблачность рвётся,
В мой придуманный храм вознеси... сохрани и спаси!
Шаблоны. А кроме того - яркой идеи или чего-то ещё я не нашёл.
Перечисление нот не создаёт ощущения музыки, тем более блюза - отдельные ноты разваливаются, мышление музыканта не состоит из нот, они нужны только для записи или передачи партии. Во время исполнения есть чистый звук, а не его нотная символика.
8. Анатолий Баранов
Обалденное окончание. А вот всё что до него происходило в курортном романе - скрыто скромностью.
"Солнце зайдёт непременно в море,
Ночь мириадами звёзд искриться
Будет. И девушка скажет: «Сорри!»
Ей вдруг захочется извиниться."
За что извиниться? Интриган ты, Анатолий. Арбитр требует интимных подробностей! Ты ж мэнэ пидманула!
"Я же отвечу: «Не принимайте
Правил игры, если с ней знакомы."
Вот эта фраза мне крышу сносит. А как играть в игру, если правил не знаешь?
"Завтра на вашем любимом сайте
Я размещу свои телефоны." - не добавляет понятности.
Парадокс - самая яркая и потому эмоциональная часть стихотворения - последняя - про водку и капусту. А про девушку и флирт - настолько туманно, что не верится. Выдуманные девушки. Но капуста и водка - это истина!
Последняя бухтелка:
"чуть-чутьчтоб" - читается слитно. Не фен-шуй.
Свидетельство о публикации №109041906438
Виктория Дворецкая 20.04.2009 11:30 Заявить о нарушении
Наталья Дорофеева 20.04.2009 13:22 Заявить о нарушении
... а мы дружно болеем за Счастливую ( я и... ;)
Марина Арье 20.04.2009 16:46 Заявить о нарушении
Убыб
Балубыб 20.04.2009 21:25 Заявить о нарушении
В этих спорах никто пока не победил. И наверное не победит.
Я лично придерживаюсь классических правил пунктуации, и должен сказать, что иногда они мешают "течению энергии". Например положено ставить запятую после слова "например" (а так же выделять запятыми "что" и т.д.), но иногда запятая создаёт ненужную паузу. И получается что по правилам - надо, а для нужного звучания стиха - излишне.
Далеко не все знаки препинания жизненно необходимы, кроме ситуаций "казнить нельзя помиловать".
И ещё момент. Меня возмущает, когда человек пренебрегает знаками препинания - например ставит их неправильно, небрежно. Но у Марины - не пренебрежение, а стиль.
Выражать мысли, не пользуясь знаками препинания - это дополнительная степень свободы, которой у меня, например, нет. И мне малость завидно, особенно когда устаёшь "препинаться" и хочется течь чувствами беспрепятственно.
Стихи - это способ управления чувствами и впечатлениями - как своими так и читателей. И логичнее всего было бы пользоваться этим инструментом гибко, а не одинаково формально для всех.
Psyna 20.04.2009 22:09 Заявить о нарушении
Виктория Дворецкая 20.04.2009 22:11 Заявить о нарушении
Виктория Дворецкая 20.04.2009 22:13 Заявить о нарушении
Авторская пунктуация несомненно иногда бывает нужна, но именно иногда и именно пунктуация, а не полное отсутсвие оной. И это портит текст ничуть не меньше, чем падение ударения на на тот слог и прочее.
Убыб
Балубыб 20.04.2009 22:43 Заявить о нарушении
Убыб... с препинаками.... спейшл 4 ю :)
Марина Арье 20.04.2009 22:50 Заявить о нарушении
Виктория Дворецкая 20.04.2009 22:55 Заявить о нарушении
Виктория Дворецкая 20.04.2009 23:04 Заявить о нарушении
Марина Арье 20.04.2009 23:08 Заявить о нарушении
"И это портит текст ничуть не меньше, чем падение ударения на на тот слог и прочее"
Убыб, объясните пожалуйста, чем именно отсутствие знаков препинанания и заглавных букв в этом произведении ПОРТИТ текст?
ИМХО, это произведение не пострадало ничуть.
Я допускаю, что бывают тексты, в которых отсутствие разделителей затрудняет восприятие. Здесь такого нет. У Марины хватило мастерства обойтись естественной ритмикой.
Так объясните мне, где именно и как текст "испорчен"? Я могу поменять своё мнение, я не из принципа тут дискутирую.
Нас в школе учили соблюдать правила, и осуждали за несоблюдение. Терперь иные люди испытывают чувство вины, когда преступают правила (преступники!), но это условный рефлекс, комплекс. А некоторые назло преступают через запреты, и это тоже комплекс.
Можно нарушать правила ради нарушения, можно соблюдать ради соблюдения - всё это условные рефлексы и к искусству не относится. А можно нарушать правила для создания особой формы, как художественный приём. На мой взгляд здесь второй случай, а не первый.
Чем портит?
Psyna 21.04.2009 10:25 Заявить о нарушении
Панург 21.04.2009 12:28 Заявить о нарушении
А можно ещё писать транслитом или игнорировать какую-нибудь одну букву, например "д". Тогда стихотворение будет называться "У хооной воы". А что, тоже прикольно и загадочно.
Убыб
Балубыб 21.04.2009 13:10 Заявить о нарушении
Виктория Дворецкая 21.04.2009 13:41 Заявить о нарушении
Виктория Дворецкая 21.04.2009 13:43 Заявить о нарушении
Эля Счастье 21.04.2009 15:09 Заявить о нарушении
Оказывается мы с Вами находимся в полной солидарности относительно критиков.
Мы то с Вами хорошего критика сразу узнаем. У хорошего критика: голос сопранистый, ляжки пухлые и подвижные, глаза вялые, с матовой пленочкой печали от невосполнимой утраты. Вот таких мы приветствуем. А все остальные, это мужланы. Ну их к бису с их замечаниями.
Панург 21.04.2009 15:13 Заявить о нарушении
Классиков же никто не призывал забыть и выкинуть.
Вот Кручёных - настолько труден для восприятия, что время его славы уже прошло.
Убыб. Вот теперь я готов согласиться. Если Вы уточняете, что Вам тяжело читать - я это могу понять. Но тут не стих испорчен, а у Вас затруднения. У меня не было проблем с прочтением.
У меня были большие проблемы с пониманием Илиады Гомера в переводе Гнедича. В 80-х годах, когда я подростком её читал. Но со второго раза она показалась мне потрясающе красивой. А перевод Жуковского (В школьном учебнике) после Гнедича - попса голимая.
Тренировать надо аппарат восприятия поэтических текстов.
Кроме Илиады от Гнедича и стихов забытого автора Кручёных рекомендую тексты песен Владимира Ланцберга, его верлибры, а также тексты песен Юрия Устинова и Олега Медведева (последний даже словарь специальный составил для своих песен, он не образец для подражения, но его тексты настолько насыщенные, иногда чрезмерно, что тренироваться очень даже можно)
Psyna 21.04.2009 15:25 Заявить о нарушении
Наталья Дорофеева 21.04.2009 15:57 Заявить о нарушении
Кстати, в своём личном голосовании на всех этапах, включая и этот, отдавал предпочтение именно стихотворению Арье (хотя и с неохотой).
Убыб
Балубыб 21.04.2009 16:05 Заявить о нарушении
Убыбу. Всё, вот тут уже не до шуток, если вы себя считаете объективным, а других нет. Чем ваше мнение отличается от остальных? Вы царь..бог? Провидец, видящий истину? Почему вы считаете себя особо чуЙствительным к истине, а других нет? / я лично считаю, что вы не правы, и тут разводите демогогию, ничем не подтвержденную, я вам ссылки предлагала в доказательство своего мнения- Вы отказались, больше не буду. Но и это моё личное мнение, тоже не истина./ Любое мнение критика - субъективно по природе, ибо высказанно конкретным субъектом. Даже если б воскрес Белинский, или любой другой именитый критик, все равно было бы субъективно. Умываю руки, и спорить с Вами считаю далее бессмысленным.
Виктория Дворецкая 21.04.2009 16:42 Заявить о нарушении
Пы.Сы. Это все уже демогогия. На вопросы отвечать не обязательно, ну если хотите, чтобы последнее слово осталось за вами только ради факта- пожалуйста, мне не принципиально. Моё СУБЪЕКТИВНОЕ мнение всем понятно, я думаю.
Всем счастья:-)
Виктория Дворецкая 21.04.2009 16:53 Заявить о нарушении
Убыб
Балубыб 21.04.2009 17:21 Заявить о нарушении
А вообще весь сыр-бор то из-за ерунды. И оценка моя была не настолько желчная, как реация на неё. И, возможно, будь я арбитром, тоже бы голосовал как Убыб - за Марину, закрывая глаза на огрехи, потому что уровень стиха высокий.
Однако в уныние, други мои, повергает меня обилие агрессивной ревности к своим произведениями и опекаемым авторам. Какое-то катастрофическое отсутствие самокритичности и чувства меры. Иногда даже приходится отпрыгивать, чтобы не попасть под брызги перебродившего в ожидании критики выплеска интеллекта.
Панург 21.04.2009 17:56 Заявить о нарушении
Можете верить или не верить, мне важно заявить об этом.
А дискутировать дальше - уже нет смысла.
Psyna 21.04.2009 21:16 Заявить о нарушении
При этом товарищ Убыб определяет себя, видимо, как единственный объект в этом мире, а прочих игнорирует. Так что кто ещё "одинаковый" - вопрос.
Всё что я пытаюсь объяснить - что отсутствие пунктуации в данном произведении - это не огрехи, это стиль!
"Олбанский", кстати, тоже стиль. Это контркультура (а значит - тоже культура). Люди с низким интеллектом не умеют писать на нём. "Олбанский" - это имитация безграмотности. Качественно и смешно имитировать безграмотность может только грамотный и развитый человек.
Psyna 23.04.2009 21:36 Заявить о нарушении
- Отнюдь, это опять ваши фантазии :0)
Всё что я пытаюсь объяснить - что отсутствие пунктуации в данном произведении - это не огрехи, это стиль!
- Да уж ясно, что автор знает прот запятые и прочие точки. Только вот проблема в том, что "стиля" не получилось.
"Олбанский", кстати, тоже стиль. Это контркультура (а значит - тоже культура). Люди с низким интеллектом не умеют писать на нём. "Олбанский" - это имитация безграмотности. Качественно и смешно имитировать безграмотность может только грамотный и развитый человек.
- Блин-компот,прям лекция для несмышлённых школьников. Если вам могут в принципе показаться смешными упражнения в падонковскрм сленге - можете считать себя грамотным и развитым человеком, ноя бы предпочёл, чтобы меня сочли таковым по каким-нибудь другим критериям.
PS - я просто пытаюсь объяснить, что отсутствие знаков препинания и "олбанский" всего лишь дешёвый выпендрёж.
Убыб
Балубыб 24.04.2009 12:10 Заявить о нарушении
Я лично считаю это высококлассным выпендрёжем, а не дешёвым.
Поэзия - это всегда сцена, и выпендрёжу всегда есть место, особенно хорошему.
А был ли тут на самом деле выпендрёж - ни Вы ни я доказать не сможем. Нужно лишь признание автора.
Psyna 25.04.2009 12:41 Заявить о нарушении