4. Свобода вероисповедания

В Манифесте Екатерины Второй было четко и твердо оговорено, что каждый поселившийся в России иностранец  может свою веру исповедовать. Переселенцы имеют право строить свои церкви с колокольнями, и пасторы могут проводить в них богослужения в соответствии с вероисповеданием, но соборы строить не разрешалось.
   Для поселенцев религия играла очень важную роль в жизни. Oни строили свои церкви и школы на средства собранные общиной, и функционировали они за их счет. Богослужения всегда хорошо посещались. Тесная связь между семьёй, церковью и школой приносила великолепные результаты в сохранении обычаев и морали, что сказывалось положительно на работоспособности и, естественно, экономическом развитии поселенцев. При основании поселений направление веры поселенцев имело как правило  главенствующее значение. Это были в основном католические,
протестантские и менонитские поселения.
      С началом Первой Мировой войны нормальная деятельность Церкви на юге России для российских немцев была нарушена, запрещалось проводить богослужения на немецком языке. Разрешались только литургические богослужения и чтение библии. А после Октябрьской революции Советской властью велась планомерная работа по искоренению веры в душах людей. Были запрещены религиозные занятия в школах и богослужения в церкви вообще.   
       С августа 1929 года воскресные дни стали также рабочими и верующие уже не могли в святой для них день посещать богослужения и молиться в церкви. В  1929-1930 годах повсеместно были окончательно разграблены и уничтожены  католические и протестантские церкви.  В помещениях церквей устраивали склады и клубы.  Церковные службы проводились тайно  в уцелевших домах колонистов и других помещениях. Только в 1960 году было разрешено вновь основывать церковные приходы. Ранее осуждённый и отсидевший 10 лет Пристор Лайн (Laien) возглавил дело возрождения веры среди российских немцев. Иосиф Шнурр (Josef Schnurr) в своей книге писал, что среди верующих немецкого населения Советского Союза в конце  70-х годов было:
43% евангелистов
26% католиков
16% баптистов
8% меннонитов
7% другого вероисповедания
Среди поздних переселенцев, приехавших на историческую родину (информация в журнале №99 от сентября 1998 года), указали в своих анкетах:
53,8%  евангелистов
20,3%  католиков
10,5%  православных
5,5%    другого вероисповедания
7,2%    неверующие
За 70 лет существования Советской власти в людях вытравливалась не только вера в бога, но также стремление вернуться в лоно церкви. 
(продолжение следует)


Рецензии