Байрон и XXI век - Предисловие к Дон Хуану
Прометей, в ряде других замечательных качеств,
выражается в таких высоких устремлениях как в пат-
риотизме, страстном желании отдать жизненно важ-
ное - огонь людям, готовности пожертвования самим
собой.
Джордж Гордон Ноел Байрон родился 22 января 1788
года в Лондоне в английской аристократической семье,
образование получил в Кембриджском университете, по-
томственный член палаты лордов.
С первого своего поэтического сборника, вышедшего
в 1807 году, с девятнадцати своих юных лет Прометей-
поэт Байрон приковал себя патриотическими цепями.
Английские барды, узрев талант, возжелали приобщить
молодое дарование к своей "школе", пишущей оды суще-
ствующим порядкам и природе.
Ответ Байрона английским бардам последовал незамед-
лительно, продемонстрировав истинное назначение поэта,
несущего огонь просвещения своему народу.
Таким же страстным было и первое выступление молодого
лорда Байрона в английском парламенте в 1812 году.
Честь поэта, долг патриота, несущего огонь Прометея
звучали в речи лорда Байрона, горячо желавшего защитить
права униженного и голодного люда.
Эта и последующие речи лорда Байрона не возымели надле-
жащей реакции в парламентской среде.
Как Прометей, покинув обитание богов, ушел с огнем к
народу, так и Байрон, уехал из своей страны, неся огонь
просвещения, путешествуя по странам, где осуществлялись
его мечты сражения за честь и свободу, находясь в рядах
сражающихся итальянцев или испанцев.
Горячо желая лучшего для своей родины, их чужих краев
Байрон писал:
Воспрянь! (не Греция - она среди воспрявших!)
Воспрянь, мой дух! Помысли же так, в ком
Кровавый жизни путь его озер родных,
А затем, берись за дом!
(Миссолонги, 22 января 1824 г.,см."...Мне 36..."-
в списке переводов - В.П.)
Счастлив тот, кто познал радость принося пожертвование,
бессмертен тот, кто принес себя в самопожертвование.
Байрон вполне состоятельный гражданин, имевший почетное
рабочее место, мог бы до глубокой старости заседать в па-
лате лордов и использовать свой безграничный поэтический
талант для поддержания своего имидж-статуса.
По крайней мере, мог бы молча презирая бездушных и эго-
истичных во все века чиновников, писать о красоте приро-
ды, лебединых озер.
Но, Байрон, молодой человек с сердцем, облаченным чес-
тью поэта-просветителя, устремился в страны, где "мыслит
каждый так как он", и сражается за свою честь и свободу.
Сначала была Испания, воевавшая против соседей-захватчи-
ков, гуща борьбы итальянских карбонариев, потом - Греция,
восставшая к борьбе за независимость.
В воюющую Грецию Байрон отправился, чтобы принять учас-
тие в боевых действиях греческой армии, проявив органи-
зационный талант по сплочению отдельных групп повстанцев,
а также на собственные средства снарядил военный корабль
и полтысячи солдат.
Но, на войне бывают смертельные опасности, которые ранят
человека ранами пострашнее, чем пулями или саблями; они
приносят большие страдания и муки и даже не излечиваются.
В северных странах воины погибали от обморожения, в юж-
ных странах воины и первопроходцы массово гибли от маля-
рии, лихорадки.
Насколько печально трагично, когда молодой человек поги-
бает в чужой стране, сражаясь за ее независимость по зову
свободолюбивого сердца, настолько божественно символично,
что Прометей-поэт Байрон погибает на родине Прометея, при-
неся самого себя в жертву за свободу и независимость этой
страны - Греции.
Целый ряд поэтов писали о Прометее, но только Байрон
воистину причастен к судьбе Прометея.
Насколько Прометей мифологичен, настолько Прометей-поэт
Байрон символичен и реален.
Находясь в сражающейся греческой армии, в период ее актив-
ных боевых действий, Байрон заразился лихорадкой и погиб
как воин, не получая возможности излечения.
Последнее свое стихотворение поэт писал, когда ему испол-
нилось тридцать шесть лет:
Когда от славы почести - героя похоронный час,
И лоб его венчает бинт.
(Миссолонги, 22 января 1824 г., см. там же)
Личный подвиг одного - незабываем. Пусть каждый так пос-
тупит - так считал Байрон. Один факел протеста тоже осве-
щает тьму рабства.
В своем глобальном произведении "Don Juan" (испанское
имя Хуан, "Don" - titulo honorifico, т.е. почетный титул
"дон"), даже в имени героя поэмы - Хуан, которое англича-
не никогда не произносят в испанском произношении, как,
впрочем, и русские, - выражен протест поэта.
В латинском языке есть словосочетание alter ego, т.е.
второе "я" или ближайший друг.
И, если вглядеться в первый стих Песни первой "Дон Хуана",
видим - героем поэмы выбран friend Don Juan, т.е. друг или
же второе "я".
И, хотя, we all have seen him in the pantomime, т.е."ви-
дали мы его на разных сценах" - и в театрах, и в жизни, но
это совершенно не тот дон Хуан (дон Жуан), именем которого
как "донжуанство" назвали способ жизни пройдох и ловеласов.
У Байрона иной Don Juan, от которого осталось только имя-
Хуан, столь обычное в Испании, как John - Джон у англичан
или Иван у русских. В этом двойной протест поэта.
Дон Хуан Байрона достойный человек, прежде всего в любви
и, вообще, в личной жизни: indoneus ut bellum gerat - дос-
тойный и ведет себя достойно.
Иначе Байрон и не мог писать о дон Хуане, подразумевая в
своем герое себя лично.
Монументальное произведение Байрона "Дон Хуан" в XXI веке
будет читаться как описание жизненной позиции поэта в личной
жизни, в стремлении к путешествиям, в бесконечном познании
стран и народов, в стремлении личности туда, где признаются
честь и справедливость, своим личным достоинством протестуя
против главенства равнодушия,бессовестности и личного стяжа-
тельства, против недостойного, что "правит как больным-умом"
(Шекспир, Сонет LXVI), в бескорыстном участии в сражениях
людей, борющихся за свою свободу.
Джордж Гордон Ноел, лорд Байрон - национальный герой Греции.
В. Панченко, 2009
Свидетельство о публикации №109041802732